УДК - 343 БРАЖНИКОВ Д.А.,
ББК - 67.52 заместитель начальника ФГКУ «ВНИИ МВД России»
по научной работе, кандидат юридических наук, доцент
12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
К ВОПРОСУ ВИКТИМОГЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация. Становлению в России правового государства и гражданского общества противодействуют различные дестабилизирующие факторы, одним из которых является корыстная преступность с ее негативными социальными последствиями. Автор анализирует особенности виктимогенной детерминации жертв корыстной преступности, высказывает конкретные предложения о повышении эффективности профилактики корыстной преступности в правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: корыстная преступность, виктимогенные детерминанты, виктимологи-ческая профилактика, жертвы преступности, криминальная виктимология, социальные программы, виктимные действия жертвы.
BRAZHNIKOV D.A.,
Deputy head FGKU «VNIIMVD of Russia» on scientific work,
candidate of law, associate Professor
THE QUESTION VICTIMOGENE DETERMINATION ACQUISITIVE CRIME
Annotation. The establishment of a legal state and civil society are opposed to various destabilizing factors, one of which is acquisitive crime, with its negative social consequences, the author of the article analyzes the peculiarities of victimogenic of determination of victims of acquisitive crime, contains specific proposals on increase of efficiency of prevention of acquisitive crime in law enforcement.
Key words: acquisitive crime, victimogene determinants, victimological prevention, victims of crime, criminal victimology, social programs, victimae actions of the victim.
Виктимогенные детерминанты корыстной преступности определяются территориальными условиями, структурой населенных пунктов, взаимоотношениями между различными слоями и группами населения, системой виктимологической профилактики, криминогенной ситуацией.
При изучении проблемы виктимного поведения потерпевших постоянно возникает вопрос: как оценивать виктимность - как случайность, появившуюся в неожиданной ситуации, или как закономерное следствие предшествующего поведения?
Исследования потерпевших, против которых были совершены грабежи и кражи, показывают, что, с одной стороны, это лица, чьи виктимные действия в отношениях «преступник - жертва» явились лишь эпизодом в их биографии, резко выделяющимся на фоне остальных свойственных им действий и поступков; с другой стороны, это лица, чье виктимное поведение выражает их сущность, оно устойчиво, и вполне можно
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
говорить о виктимной направленности личности, вик-тимной ориентации, виктимной установке. Упомянем еще два вида виктимного поведения лиц, против которых совершаются грабежи и кражи:
- случайное виктимное поведение, часто связанное с неосторожностью, доверчивостью, неопытностью; это - в основном пассивная форма поведения, связанная с неустойчивым (ситуативным) виктимным поведением;
- злостное виктимное поведение, тесно связанное с активной, устойчивой, многократной, повышенной виктимизацией; здесь наблюдаются также агрессия и провокация [4, с. 123].
Последствия грабежей и краж касаются не только потерпевших от этих преступлений, но и тех, кто их совершает, однако характер последствий разный. Здесь наблюдается взаимозависимость виктимного и преступного поведения, о чем свидетельствуют данные социологического исследования [1, с. 123].
По данным Г.Й. Шнайдера, 64% людей, оказавшихся в детстве или юности жертвами преступлений, во взрослом воз—расте становятся преступниками; из тех же, кого подобная участь в детстве и юности миновала, - только 22 %, то есть в три раза меньше [5, с. 78].
Профилактика корыстной преступности принесет ощутимые результаты только в том случае, если она будет направлена непосредственно на те криминогенные и виктимогенные факторы, которые своим существованием способствуют ее воспроизводству и последующему росту в обществе [2, с. 12].
Для более полного анализа особенностей совершаемых преступлений и принятия более эффективных мер предупредительного воздействия, их профилактики необходимо учитывать следующие моменты:
1) характеристику преступности (видов, совершаемых преступлений) в микрорайоне (на административных участках) и причиняемый преступлениями вред (ущерб) физическим лицам;
2) характеристику лиц, совершивших преступления (преступников);
3) характеристику жертв преступлений;
4) причины и условия, а также виктимогенные факторы и ситуации, способствующие совершению преступлений;
5) территориальные особенности микрорайонов (административных участков), в том числе недостатки архитектурно-строительного комплекса, способствующие совершению преступлений.
Отмечено, что некоторые люди чаще других становятся жертвами корыстных преступлений в результате своей профессиональной деятельности, социальной роли, которую они выполняют в обществе. Это, например, кассиры, инкассаторы, сотрудники полиции, сторожа и некоторые другие работники, вынужденные, в силу служебного долга, вступать в конфликт с теми, кто посягает на чужое имущество, жизнь и здоровье граждан, нарушает общественный порядок и нормы общежития [1, с. 105].
Повышенной способностью стать, в определенных условиях, потерпевшим от корыстных преступлений наделены также люди, ведущие легкомысленный образ жизни, склонные к авантюризму, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотиками, беспечно относящиеся к сохранности собственного имущества. Сюда же можно отнести лиц, которые не соблюдают элементарных мер предосторожности в конкретных жизненных ситуациях.
Это может быть вызвано различными причинами: беззаботностью, самонадеянностью, заблуждением, переоценкой собственных сил и возможностей.
Материалы виктимологических исследований приводят к выводу, что характер большинства жертв воров отличается беспечностью, легкомыслием, беззаботностью и излишней доверчивостью [4, с. 124].
Преступники, как правило, отлично знают психологию своих потенциальных жертв, используя их «слабости» в противоправных целях. Брачный аферист выбирает свою жертву среди женщин, не скрывающих страстного желания выйти замуж; карточный шулер -среди жадных до наживы людей; шантажист ищет тех, кому есть что скрывать [1, с. 135].
На современном этапе развития криминальная виктимология располагает широкими возможностями профилактики, предупреждения преступлений на основе выработанных ею рекомендаций по более эффективной защите возможных жертв, а также специфических средств и методов повышения способности потенциальных потерпевших к сопротивлению правонарушителю.
К сожалению, на месте не стоит и преступность. С развитием общества, глобализацией и компьютеризацией появляются новые виды преступных деликтов. В настоящее время происходит резкий рост совершения грабежей у лиц, посетивших банкоматы, игорные клубы и автоматы, пункты обмена валют, причем как в непосредственной близости от них, так и на некотором отдалении.
Организуется настоящая охота на людей, причем всплески данного вида преступления отмечены не в центре городов, а на их окраинах, «тихих» улицах, в «спальных» районах, что обусловливает большую вик-тимность этих мест в связи с их неразвитой инфраструктурой: отсутствием камер слежения, плохой освещенностью, малой проходимостью, большим количеством путей отхода и т.д.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что виктимность свойственна не только определенному кругу лиц, с их ошибочным поведением, но и определенному типу мест, где окружающие факторы могут «сыграть на руку» преступнику и чего зачастую лишены центральные улицы населенных пунктов.
К другому виду грабежей можно отнести транспортные пробки на городских дорогах. Преступники ухитрились использовать и эту проблему больших городов. Совершение грабежей происходит с помощью мотоциклов и скутеров. Благодаря своей малогабарит-ности и высокой скорости, эти транспортные средства легко проезжают между рядов автомобилей, стоящих в «пробке». Этим преступным деликтам свойственны быстрые и согласованные действия преступников, которые разбивают боковое стекло автомобиля, если оно не открыто, забирают личные вещи и мгновенно исчезают с места преступления, виной чему становятся «пробки».
Здесь, как и в первом виде преступлений, существуют свои виктимогенные факторы, обусловливающие их совершение, такие, как: затруднение движения автотранспорта вплоть до его полной остановки на большое количество времени на проезжей части, благодаря чему преступники имеют возможность выбрать
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
подходящую жертву, исходя из цены его автомобиля, рассмотреть салон автомобиля внутри (предпочтение отдается не тонированным машинам), количество пассажиров, размещение в салоне предметов посягательства, пол автомобилиста и т.д.
Для противостояния этим особенностям необходимо учитывать ряд предупредительных мер, которые помогут в снижении виктимности граждан.
Необходимо учитывать свойства общественных мест, стараться воздерживаться от нахождения в темное время суток в неизвестных районах и без окружения людей, пытаться прогнозировать ситуацию, находить альтернативные пути разрешения проблем, например, в использовании банкоматов или обменных пунктов валют при необходимости осуществить данные операции в присутствии близко знакомых людей и с их помощью. Во время движения в автомобиле закрывать двери изнутри, класть личные вещи в непосредственной близости от себя и т.д.
Как отмечалось ранее, некоторые люди провоцируют совершение преступлений против себя, сами того не подозревая. Эта особенность была давно подмечена виктимологами, и на ее основе разработано большое количество предупредительных мер [3, с. 10].
Любые социальные программы профилактики преступных посягательств корыстной направленности должны строиться с учетом высокого уровня тревожности и неуверенности жертв корыстной преступности, их депрессивными психотравмирующими переживаниями как реакции на те изменения в жизни, которые субъективно воспринимаются в качестве весьма неблагоприятных [1, с. 25].
Несмотря на существование работ по предупредительной деятельности, необходимы комплексные программы противодействия, которые включали бы в себя философский, социологический, психологический, психиатрический, криминологический, правовой и другие аспекты, с помощью которых стало бы возможно смоделировать многоуровневую профилактическую программу.
Однако в оперативно-розыскной и следственной практике правоохранительных органов используются далеко не все эффективные методы борьбы с рассматриваемыми преступлениями. Более того, в ней из года в год наблюдаются одни и те же недостатки, а в последнее время явно снижался уровень организации предупредительной деятельности.
В настоящее время в правоохранительных органах снизился уровень профилактической деятельности с лицами, от которых можно ожидать совершения корыстных деяний, ухудшилось технико-криминалистическое обеспечение раскрытия преступлений, не полностью проработан единый подход к созданию в стране информационной базы оперативно-розыскного назначения, отсутствует агентурная работа. На низком уровне оста-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
ется оперативный контроль над местами концентрации криминогенного элемента и возможного совершения данного вида преступлений, а также выявление таких мест.
Среди условий, влияющих на рост данных преступлений, немаловажное место занимают низкие результаты их раскрываемости и повышенная латент-ность. Вследствие этого нарушается крайне необходимая правоохранительным органам связь с населением в процессе борьбы с преступностью, что также осложняет оперативную обстановку.
Так, при изучении общественного мнения 89% опрошенных заявили, что в случае совершения у них грабежа имущества полиция вряд ли сможет найти преступника и похищенное. Более половины считали, что полиция утрачивает активность в борьбе с корыстной преступностью. Около 70% граждан не знали, что следует предпринимать в случае совершения преступления, и обращались в первую очередь к друзьям или знакомым [4, с. 126].
Кроме того, отсутствие в стране совершенной системы исполнения наказания в виде лишения свободы и последующей эффективной ресоциализации осужденных лиц непременно влечет за собой повышение уровня совершаемых деяний корыстной направленности.
В современных условиях экономической жизни общества, в связи с переходом предприятий в разряд негосударственных, получают распространение факты незаконного увольнения лиц, ранее судимых, отказа в приеме их на работу.
Виктимологические детерминанты проявляются и в недостатке предусмотрительности, слабой восприимчивости ситуации, чрезмерной доверчивости к людям, в беспомощности, связанной с болезнью, возрастом, определенными физическими недостатками потерпевших.
Возрастные характеристики притупляют чувство опасности потерпевших, проявляясь в невнимательности и легкомыслии молодого поколения, рассеянности и замедленной реакции пожилых людей. Что касается практической возможности воспрепятствовать преступнику в момент совершения преступления, то ее чаще всего нет в связи с отсутствием у потерпевшего определенных познаний в этой области и профессиональным мастерством преступника.
Сказанное позволяет сделать вывод, что стабилизация оперативной обстановки по борьбе с корыстными преступлениями в общественных местах и снижение уровня виктимизации населения от корыстной преступности возможны лишь на базе оптимизации организационно-структурного построения системы органов внутренних дел, нормативно-правового регулирования их деятельности в современных условиях, в разработке целого комплекса мероприятий по виктимологической профилактике данной категории преступлений.
Список литературы:
[1] Полубинский В.И. Жизнь в зоне риска. Как не стать жертвой преступления. М., 2006.
[2] Сафиуллин Н.Х. Виктимное поведение несовершеннолетних и совершаемые против них насильственные преступления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1996.
[3] Ситковский А.Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1995.
[4] Ситковский А.Л., Шикула И.Р., Газиев М.С. Виктимологическая защита потерпевших от корыстно-насильственных преступлений: Монография. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012.
[5] Шнайдер Г.Й. Криминология. М.: Прогресс,
1994.
Spisok literatury:
[1] Polubinskij V.I. Zhizn' v zone riska. Kak ne stat' zhertvoj prestupleniya. M., 2006.
[2] Safiullin N.X. Viktimnoe povedenie nesovershennoletnix i sovershaemy'e protiv nix nasil'stvenny'e prestupleniya: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. M., 1996.
[3] Sitkovskij A.L. Viktimologicheskie problemy' profilaktiki kory'stny'x prestuplenij protiv sobstvennosti grazh-dan: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. M., 1995.
[4] Sitkovskij A.L., Shikula I.R., Gaziev M.S. Viktimologicheskaya zashhita poterpevshix ot kory'stno-nasil'stvenny'x prestuplenij: Monografiya. M.: FGKU «VNII MVD Rossii», 2012.
[5] Shnajder G.J. Kriminologiya. M.: Progress,
1994.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018