Раздел 5. Криминологическая наука
МАЙОРОВ А.В., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной
деятельности; Челябинский государственный университет, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
MAYOROV A.V.,
Candidate of Legal Sciences,
associate professor,
Chair of prosecutorial supervision
and organization of law enforcement activities;
Chelyabinsk State University,
Brothers Kashirinyh St. 129,
Chelyabinsk, 454001, Russian Federation
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация. В статье раскрывается содержание системы виктимологического противодействия преступности, на основе чего представлена характеристика составляющих ее элементов и область возможного применения. Как одна из составляющих общей системы противодействия преступности, предлагаемая система виктимологического противодействия преступности включает взаимосвязанные и взаимодействующие элементы: цели и задачи виктимологического противодействия; объекты позитивного воздействия и систему субъектов; меры виктимологического противодействия; механизм реализации виктимологического противодействия, результат виктимологического противодействия, отражающий целостность процесса виктимологического противодействия преступности. Итоговый прогнозируемый результат концептуальной системы должен проявляться в единстве и взаимосвязи трех основных функций виктимологического противодействия преступности: функции виктимологического профилактического воздействия, функции специального (непосредственного) виктимологического предупреждения, а также функции социальной помощи и правовой защиты жертв преступности.
Ключевые слова: виктимологическая профилактика; виктимологическое противодействие преступности; жертва; преступность; противодействие преступности; система; система виктимологического противодействия преступности.
THE CONTENT OF THE SYSTEM OF VICTIMOLOGICAL COUNTERACTION OF CRIME
Annotation. The content of the system of victimological counteraction of crime is revealed in the article. The characteristics of its constituent elements and the scope of possible application are presented. As one of the components of the general system of combating crime, the proposed system of victimological counteraction of crime includes interrelated and interacting elements: goals and objectives of victimological counteraction; objects of positive impact and the system of subjects; measures of victimological counteraction; mechanism for the implementation of victimological counteraction; the result of victimological counteraction reflecting the integrity of the process of victimological combating crime. The final predicted result of the conceptual system should be manifested in the unity and interrelation of the three main functions of the victimological counteraction of crime: the function of victimological preventive effect, the function of special (direct) victimological prevention, as well as the function of social assistance and legal protection for the victims of crime.
Keywords: victimological prevention; victimological counteraction of crime; victim; crime; combating crime; system; system of victimological counteraction of crime.
Противодействие преступности закреплено в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» как одна из первостепенных задач полиции (ст. 1). Снижение уровня криминальной активности лиц, склонных к совершению противоправных деяний, всегда находится в центре внимания правоохранительных
органов. В последнее время законодатель уделяет особое внимание противодействию преступности (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и т.д.), данной проблеме посвящено большое количество
научных исследований и публикаций [см., напр.: 1; 2; 3; 4; 5]. Однако на сегодняшний день все более очевидным становится то, что развитие виктимологического потенциала предупредительного воздействия имеет ряд преимуществ, таких как совершенствование профилактики преступности; более точное определение размеров латентной преступности; расширение возможностей государства в организации предупредительного воздействия на преступность благодаря использованию материальных и иных ресурсов самих жертв и др. [см., напр.: 6; 7; 2; 8].
Анализ многочисленных виктимоло-гических исследований [см., напр.: 6; 7; 2; 8; 9; 4; 10] показал, что в последнее время особое внимание уделяется теориям «вик-тимологической профилактики» и «виктимологического предупреждения», обоснованным и активно разрабатываемым такими известными учеными, как В.Е. Ква-шис, В.С. Минская, В.И. Полубинский, Д.В. Ривман, В.С. Устинов [11] и др. При этом, акцентируя внимание на предлагаемой нами системе виктимологического противодействия преступности, следует отметить, что отечественными криминологами были предприняты определенные попытки построения системы виктимологического воздействия на преступность. одними из первых такую модель системы виктимологического воздействия предложили Д.В. Ривман и В.С. Устинов, по мнению которых «виктимологическое направление представляет собой составную часть общей системы предупредительного воздействия на преступность» [11, с. 169].
Виктимологическое противодействие преступности [см. подробнее: 9; 12] рассматривается как целостная система, ее целостность и системность неразрывно связаны между собой с точки зрения диалектического материализма, рассматривающего «органическую систему как совокупное целое» [13, с. 29].
В то же время «система становится целостностью в том случае, когда ее отдельные части находятся в функциональной зависимости и каждый элемент системы есть следствие состояния другого элемента, когда невозможно самостоятельное существование отдельного элемента, а изменение одной части ведет к изменению других частей, т.е. когда она
является организованной системой» [14, с. 177].
В связи с этим разрабатываемая концептуальная модель отражает системность процесса виктимологического противодействия преступности. Однако необходимо отметить, что потребность в едином подходе к разнообразным системным исследованиям в современном научном познании не только не исчезает, напротив, она становится все более актуальной.
В данной статье под системой предлагаем понимать множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Следовательно, в нашем понимании система противодействия преступности - это упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру [5, с. 114].
Напомним, что существует и понятие «подсистема», выработанное для анализа сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются «промежуточные» комплексы, которые в своей совокупности способны к выполнению единой (частной) программы системы. Полагаем, что не требуется детальной проработки вопроса о том, что подсистема, будучи элементом системы, в свою очередь, является самостоятельной системой по отношению к элементам, составляющим эту подсистему.
Таким образом, наша гипотеза заключается в том, что предлагаемая система вик-тимологического противодействия преступности является подсистемой по отношению к системе противодействия преступности, которая является, в свою очередь, подсистемой по отношению ко всей системе мер борьбы с преступностью. Каждая из указанных нами систем, имея свою непосредственную цель, обеспечивает достижение единой (общей) цели - минимизации и ликвидации последствий преступной деятельности и обеспечения должного уровня безопасности.
Приступая к рассмотрению системы виктимологического противодействия преступности, необходимо отметить, что ведущие элементы этой системы являются ее подсистемами, взаимосвязанными и взаимодействующими между собой, имеющими внутренние и внешние свойства и связи, обусловливающие целостность системы, ее устойчивость, внутреннюю орга-
низацию и функционирование именно как определенного единого целого.
Система виктимологического противодействия преступности (Система ВПП) разработана нами на основе ведущих принципов системного подхода: принципа целостности, принципа структурности, принципа взаимозависимости структуры и среды, принципа иерархичности, принципа множественности описания системы.
Принцип целостности отражает принципиальную несводимость свойств системы виктимологического противодействия преступности к сумме свойств ее элементов и невыводимости из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т.д. внутри целого.
Принцип структурности отражает процесс описания системы виктимологического противодействия преступности через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.
Принцип взаимозависимости структуры и среды раскрывается в том, что система виктимологического противодействия преступности проявляется через органы правопорядка, через интеграцию форм, методов, средств защиты, обеспечения должного (необходимого) уровня безопасности, формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия.
Принцип иерархичности проявляется в том, что каждый компонент системы виктимологического противодействия преступности в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система может представлять собой один из компонентов более широкой, глобальной подсистемы - системы противодействия преступности [см.: 4; 5; 12].
Принцип множественности описания системы виктимологического противодействия преступности в силу ее принципиальной сложности реализуется через построение множества различных моделей ее ведущих подсистем, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.
Система виктимологического противодействия преступности описана нами через четыре взаимосвязанных аспекта си-
стемного анализа: морфологический, структурный, функциональный, генетический.
Морфологический аспект определил границы объекта исследования системы виктимологического противодействия преступности, выделение ее ведущих подсистем и элементов.
Структурный аспект способствовал выделению внутренней организации системы виктимологического противодействия преступности и определению характера связи элементов.
Функциональный аспект позволил рассмотреть механизм функционирования системы виктимологического противодействия преступности, внутреннего функционального взаимодействия элементов и взаимодействия системы с внешней средой.
Генетический аспект дал возможность проследить происхождение системы виктимологического противодействия преступности, процессы ее формирования и развития [см.: 1; 9; 12].
Структурное основание концептуальной модели представлено компонентным составом системы виктимологического противодействия преступности, отвечающей основным методологическим требованиям, предъявляемым к ее построению: концептуальности, системности, управляемости, прогнозируемой эффективности и воспроизводимости.
Общая структура системы виктимологического противодействия преступности включает ряд взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, отражающих целостность процесса виктимологического противодействия преступности: цели и задачи виктимологического противодействия; объекты позитивного воздействия и систему субъектов; меры виктимоло-гического противодействия; механизм реализации виктимологического противодействия, результат виктимологического противодействия [см.: 9; 12].
В целях обоснования нашей концепции и раскрытия содержания Системы ВПП считаем необходимым описать каждый из обозначенных нами выше элементов этой системы более подробно.
Первый элемент структуры представлен общей целью системы виктимологи-ческого противодействия преступности и вытекающей из нее системой взаимосвязанных задач.
Целесообразность предложенной нами модели системы виктимологического противодействия преступности определяется стремлением к достижению положительного результата и его значимостью для всей системы противодействия преступности в условиях правового государства, обеспечивающего гарантии безопасности и прав личности, в том числе и от угроз криминального характера.
Виктимологическое противодействие преступности необходимо в целях:
1) обеспечения виктимной безопасности лиц, обладающих виктимностью;
2) оказания максимального профилактического и предупредительного воздействия на криминогенные процессы, способствующие виктимизации;
3) повышения уровня виктимной защищенности и устранения угроз, возникающих в связи с возможностью совершения преступлений в отношении граждан и нарушающих права, свободы и законные интересы этих граждан;
4) создания эффективной системы социальной и правовой защиты граждан;
5) повышения и активизации индивидуальных защитных свойств различных категорий граждан от угроз криминального характера;
6) оказания социальной и правовой помощи лицам, ставшим жертвами преступных посягательств.
Обобщая изложенное выше, можно отметить, что основной целью системы виктимологического противодействия преступности является обеспечение такого состояния виктимной защищенности личности и общества от угроз, создающих опасность для их жизненно важных интересов, при котором уровень виктимности не оказывает существенного влияния, а процесс виктимизации имеет явную тенденцию снижения.
Ведущие задачи системы виктимологического противодействия преступности конкретизируют ее цель и направлены на достижение ее основных функций, которые будут описаны нами далее.
Ведущими задачами системы виктимологического противодействия преступности являются:
1) выявление причин и условий (факторов) виктимизации, их анализ и обобщение;
2) разработка и реализация мер, направленных на устранение либо нейтрализацию факторов виктимизации;
3) выявление лиц, обладающих определенной виктимностью, и воздействие на них с целью повышения виктимной защищенности;
4) правовое просвещение населения о возможных формах и способах легального воздействия на преступность;
5) создание новых государственных и негосударственных структур, работа которых направлена на социальную поддержку и правовую защиту жертв преступлений;
6) реализация законодательных положений о социальной и правовой защищенности жертв преступлений и обеспечению виктимной безопасности;
7) обеспечение участия юридических лиц, общественных объединений и граждан в виктимологическом противодействии преступности и государственная поддержка их участия.
Второй элемент структуры представлен объектами позитивного воздействия и системой субъектов. К объектам виктимологического противодействия преступности целесообразно отнести объекты, выделяемые в рамках виктимологической профилактики и виктимологического предупреждения:
1) общесоциальный уровень:
- виктимогенные группы населения [15, с. 144];
2) специально-криминологический уровень:
- виктимность и ее виды (количественные (состояние, уровень, динамика);
- количественно-качественные (структура, территориальное распределение) показатели [6, с. 137];
- виктимогенные факторы (ситуации, формирующие виктимное поведение и обусловливающие совершение преступлений в отношении конкретных лиц);
3) индивидуальный уровень:
- конкретные лица, являющиеся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего социального положения, психофизического состояния, индивидуального поведения либо образа жизни;
- жертвы преступления (пострадавший, потерпевший от преступления).
В таком случае, полагаем, необходим комплексный подход при выделении среди субъектов виктимологического противодействия преступности различных органов государственной власти и общественного самоуправления, а также специализированных общественных организаций и объединений и самих граждан.
Считаем, что систему субъектов виктимологического противодействия преступности необходимо рассматривать также на трех уровнях в зависимости от выполняемых ими функций - общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном (рис. 1). Таким образом, субъектов виктимологического противодействия преступности, с учетом их компетенций и традиционного подхода, мы подразделяем на три вида: общие, специальные и индивидуальные (рис. 2).
Е^.кгпм&югрч еское: ■ipOTHIÏOflCÎ стси и ntMifTV^HÖCTk1
уровень
Специального rlM .lh MPI .l'HCL Kki V. VpûRÎHt»
Рис. 1. Схема уровней системы виктимологического противодействия преступности (ВПП)
В качестве субъектов противодействия преступности на первом, общесоциальном уровне, выступают государство и его органы власти и управления, а также организации, общественные объединения, юридические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений.
Государственные органы выполняют в рамках своей компетенции возложенные на них функции социального управления путем разработки, принятия и реализации законов, постановлений Правительства, указов Президента, других нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в тех или иных сферах жизнедеятельности общества и государства. Предупредительная роль подобных мер реализуется одновременно с разрешением крупномасштабных социальных задач, которые носят общегосударственный характер и оказывают влияние на жизнь
большого числа граждан, представляя собой единую систему социально-экономических, политических, правовых, организационных и иных мер, предпринимаемых обществом и государством в различных социальных сферах, которые сами по себе специально не направлены на предотвращение преступности.
Организации и общественные объединения, участвующие в системе виктимологического противодействия преступности, по согласованным с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлениям профилактической работы либо по собственной инициативе в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений в соответствии с компетенцией и уставными задачами, выявляют процессы, явления, обстоятельства и ситуации, способствующие совершению преступлений; лиц, способных стать жертвами
__преступлений в силу
присущих им субъективных качеств или объективных свойств; информируют об этом орган, учреждение, организацию, в компетенцию которых входит устранение (минимизация, нейтрализация) криминогенного влияния указанных факторов и обеспечение необходимого уровня социальной и правовой защищенности граждан; оказывают правовую и иную поддержку жертвам преступлений, предусмотренную законодательством Российской Федерации; оказывают помощь по обеспечению сохранения жизни, здоровья и собственности граждан.
К субъектам специально-криминологического уровня системы виктимоло-гического противодействия преступности относятся государственные органы, для которых противодействие преступности путем предупреждения преступлений является главной функциональной задачей (суды, прокуратура, органы внутренних дел и т.д.). Виктимологическое противодействие преступности на специально-криминологическом уровне, в отличие от общесоциального, охватывает мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий, связанных
YDQBChb
с совершением конкретных преступлении, отличаясь своим специальным предназначением и направленностью на конкретный объект воздействия.
субъектами индивидуального уровня системы виктимологического противодействия преступности необходимо признать самих граждан (физических лиц), ведущих правопослушный образ жизни, использующих системы и формы самозащиты, активно участвующих в обеспечении своей (своих близких) виктимной безопасности самостоятельно или совместно с другими гражданами в соответствии с законодательством; граждан, участвующих в системе профилактики правонарушений в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений и преступлений; лиц, способных выявить процессы, явления, обстоятельства и ситуации, способствующие совершению преступлений, принять законные меры и сообщить об этом в орган, учреждение, организацию, в компетенцию которых входит устранение криминогенных и виктимогенных факторов.
Деятельность указанных субъектов виктимологического противодействия на общесоциальном и спе-циально-криминологиче-ском уровнях осуществляется в различных масштабах:
1) общегосударственный (на всей территории Российской Федерации);
2) формально-определенный (в рамках конкретного региона, предприятия, учреждения, общественной группы, контингента лиц и т.д.).
На индивидуальном уровне эта деятельность носит личностный характер и зависит от субъективных качеств и объективных свойств человека (пол, возраст, образование, социальное и семейное положение, психофизические данные, материальное положение и т.д.). Немаловажное значение играет и правовой статус
лица, являющегося субъектом виктимоло-гического противодействия преступности и обладающего дополнительными правовыми мерами воздействия на преступность путем реализации мер безопасности (например, лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности; лица, имеющие статус потерпевшего, и т.д.). При этом степень участия личности в процессе реализации виктимологического противодействия преступности на индивидуальном уровне зависит и от ее правовой грамотности, которая предполагает не только знание законодательства, но и возможность определения преступного поведения, видения как криминогенной, так и виктимогенной ситуации; знания правовых пределов легального воздействия на преступность; знания способов и средств защиты и т.д.
определенного
Рис. 2. схема субъектов системы вик-тимологического противодействия преступности (ВПП)
Рассматривая решение возложенных задач по виктимологическому противодействию преступности, субъектов данного вида деятельности с учетом их компетенции (прав и обязанностей) можно также разделить на три вида:
1. Общие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации с различными формами собственности, предприятия и учреждения; политические партии и массовые общественные организации, действующие на основе уставов и положений, имеющие вертикальную и горизонтальную структуру на различных уровнях, вплоть до микрорайонов; объединения и молодежные формирования; профсоюзы; кооперативные объединения; учреждения физической культуры и спорта, туризма и культуры; частные детективные и охранные службы; средства массовой информации; различные ассоциации и сообщества; благотворительные и религиозные организации; общественные организации и формирования, создаваемые на добровольной основе; общественность, участвующая в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов (внештатные сотрудники и общественные помощники), органов местного самоуправления и территориальных общин (органов территориального общественного самоуправления и т.п.).
2. Специальные субъекты, действующие в пределах своей компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления: исполнительные органы государственной власти и органы самоуправления; органы местного самоуправления; правоохранительные органы (суд, органы внутренних дел, прокуратура), адвокатура и нотариат; органы образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения; юридические службы предприятий, учреждений.
3. Индивидуальный субъект - гражданин (физическое лицо), ставший заложником виктимогенной ситуации и являющийся потенциальной жертвой в силу своих субъективных качеств и объективных свойств, активно использующий различные формы противодействия преступности (от активной самообороны до предусмотрительности и осторожности в ежедневной деятельности), в целях обеспечения необходимой виктимной безопасности своей (своих близких) и повышения уровня виктимной защищенности.
Третий элемент структуры представлен мерами виктимологического противодействия преступности, включающими общие и индивидуальные виды виктимологического
профилактического воздействия, специальное (непосредственное) виктимологическое предупреждение, а также меры социальной помощи и защиты жертв преступлений.
Реализация виктимологического противодействия преступности возможна путем применения ее субъектами, с учетом их компетенций, следующих мер:
1) социально-экономические меры по оздоровлению экономики в целом и социальной защите наиболее уязвимых слоев населения;
2) организационно-управленческие меры, направленные на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, в том числе объявление руководителю организации, а также другим соответствующим лицам обязательных для исполнения официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, а также мер по совершенствованию нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения виктимологического воздействия на преступность;
3) идеологические и воспитательные меры, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы через формирование у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности, формирующие в общественном сознании нетерпимость к противоправному поведению и антиобщественным действиям, повышающие общую, бытовую и правовую культуру людей;
4) технические меры, заключающиеся в использовании достижений науки и техники, препятствующих совершению преступлений, в том числе с помощью аппаратно-программных комплексов технических средств контроля за состоянием правопорядка и безопасности на улицах, объектах транспорта, в других общественных местах;
5) правовые меры, включая разработку проектов нормативных правовых актов в целях повышения эффективности виктимологического потенциала в сфере противодействия преступности, совершенствования действующего законодательства по защите жертв преступлений и обеспечения компенсации причиненного ущерба;
6) профилактические меры, реализуемые на общем, индивидуальном и специально-криминологическом уровнях, которые включают:
- выявление виктимогенных ситуаций и лиц с повышенной виктимностью, принятие мер по устранению таких ситуаций и снижению виктимности;
- информирование населения о криминогенных и виктимогенных ситуациях и о поведении граждан, обеспечивающее их защиту от преступных посягательств;
- разъяснение категориям лиц, обладающим повышенной виктимностью, направленности их поведения;
- выявление потенциальных жертв преступлений;
- и н форм ирова н ие л иц о возможном совершении в отношении их преступлений, оказание помощи по обеспечению их виктимной защищенности;
- оказание помощи лицам с повышенной виктимностью с целью активизации их внутренних защитных возможностей, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности (виктимной безопасности);
- обеспечение личной безопасности лиц, общественная и профессиональная деятельность которых обусловливает их повышенную виктимность;
7) научные меры, обусловливающие проведение правовых, криминологических, социологических, психологических, экономических и иных исследований с целью:
- изучения статистических материалов, характеризующих виктимность, ее виды, а также жертв преступлений, их типологию;
- выявления особенностей и тенденций виктимности, выбора средств преодоления виктимогенных факторов и ситуаций;
- изучения и обобщения сведений, содержащихся в различных источниках правоохранительных и других органов и учреждений, материалах средств массовой информации, интернет-ресурсов, заявлениях и сообщениях граждан;
- выявления, обобщения и внедрения в практику новых форм и методов противодействия преступности, с учетом виктимологической направленности;
- выявления новых групп риска с повышенной виктимностью и воздействия на них в целях активизации их защитных свойств и девиктимизации.
Четвертый элемент структуры вик-тимологического противодействия преступности предусматривает механизм реализации виктимологического противодействия, включающий различные виды деятельности субъектов с учетом их компетенций, осуществляемый по определенным направлениям.
Основными направлениями реализации являются: совершенствование вик-тимологической политики [см.: 12]; правовое регулирование в области обеспечения виктимной безопасности; социальная и правовая защита жертв преступлений и обеспечение гарантии компенсации причиненного вреда [см.: 16]; повышение эффективности взаимодействия субъектов системы виктимологического противодействия преступности [см.: 9; 12]; создание, обеспечение и реализация необходимых условий для охраны жизни, здоровья и имущества физических лиц, защита их прав, свобод и законных интересов, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства; выявление причин, порождающих, и условий, способствующих повышению уровня виктимизации населения, разработка и осуществление мероприятий, направленных на их устранение или нейтрализацию; принятие мер по повышению уровня социальной и правовой защищенности и обеспечению безопасности граждан; принятие иных мер в области функционирования системы виктимологического противодействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом функционирование и дальнейшее развитие системы виктимологического противодействия преступности должны осуществляться на основе следующих принципов: законность, защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гласность, социальная справедливость и гуманизм, научная обоснованность, системность и комплексность организационных, правовых, социально-экономических, информационных и иных мер воздействия, своевременность и достаточность мер воздействия.
Пятый элемент структуры отражает результат виктимологического противодействия преступности, ориентированный на достижение состояния виктимной защищенности личности и общества от создающих опасность угроз криминального характера, в целях обеспечения должного уровня виктимной безопасности, при котором уровень виктимности не оказывает существенного влияния на охраняемый объект, а процесс виктимизации имеет явную тенденцию снижения.
Итоговый прогнозируемый результат концептуальной системы должен проявляться в единстве и взаимосвязи трех основных функций виктимологического противодействия преступности: функции виктимологического профилактического воздействия, функции специального (непосредственного) виктимологического предупреждения, а также функции социальной помощи и правовой защиты жертв преступности.
Указанные функции разрабатываемой нами модели системы виктимоло-гического противодействия преступности заключаются в реализации мер:
1) организационно-управленческого характера [см.: 9];
2) идеологического и воспитательного характера [см.: 12];
3) научно-технического характера;
4) правового характера.
Важным моментом в разработке концептуальной системы виктимологического противодействия преступности является определение границ ее применения.
определяя границы ее применения, следует уточнить, что представленная система виктимологического противодействия преступности выглядит как теоретическая модель, поскольку специализация деятельности указанных субъектов на законодательном уровне отсутствует. однако при необходимо определенных условиях: поддержании идеологии виктимологи-ческого воздействия на преступность в рамках виктимологической политики государства, принятии предлагаемой концепции виктимологической защиты жертв преступности в России [см. подробнее: 12], наделении субъектов соответствующими полномочиями в рамках законодательства о виктимологическом обеспечении безопасности и т.д. можно ожидать повышения эффективности в борьбе с преступностью и, как следствие, снижения уровня виктимизации и повышения защищенности от криминогенных угроз.
В завершение отметим, что представленная статья является лишь частью (промежуточным отчетом) проводимого исследования в области изучения потенциальных возможностей виктимологического воздействия на преступность в современных условиях.
Список литературы
1. Воронин Ю.А., Майоров А.В. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Всероссийский криминологический журнал. 2013. N 1. С. 7-16.
2. Козаченко И.Я. Оборона или защита? // Законность. 1992. N 6.
3. Кутякин С.А. Некоторые аспекты современного состояния разработки понятия «противодействие преступности» в юридической науке и законодательной практике // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. N 2 (8). С. 40-51.
4. Майоров А.В. Противодействие преступности - приоритетное направление в уголовной политике государства // Вопросы современной юриспруденции. 2014. N 34. С. 128-132.
5. Майоров А.В. Понятие и структура системы противодействия преступности // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. N 1 (2). С. 112-116.
6. Задорожный В.И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 606 с.
7. Кабанов П.А. Виктимология терроризма: вопросы формирования и развития // Виктимология. 2016. N 4 (10). С. 12-22.
8. Лелетова М.В. Предупреждение виктимизации // Следователь. 2007. N 4. С. 42-45.
9. Майоров А.В. О концепции виктимологического противодействия преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. N 4 (34). С. 50-57.
10. Юзиханова Э.Г., Нифонтов В.А. Виктимологическая обусловленность насильственной преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. N 4 (26). С. 43-48.
11. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000. 332 с.
12. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография. М.: Юрли-тинформ, 2014. 224 с. Сер.: Криминология.
13. Алексеев С.С. Право и правовая система // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1980. N 1. С. 27-34.
14. Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998. N 7. С. 177.
15. Варчук Т.В. Виктимология: учеб. пособие / под ред. С.Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 263 с.
16. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология: учеб. пособие / под ред. С.Я. Лебедева. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 191 с.