К ВОПРОСУ УСТРАНЕНИЯ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ Пирон К.М.1, Дронова Д.С.2, Шорохова Л.С.3, Тимкова А.Ю.4
1 Пирон Кристина Максимовна - студент,
2Дронова Дарья Сергеевна - студент, 3Шорохова Любовь Сергеевна - ассистент, 4Тимкова Александра Юрьевна - старший преподаватель, кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»,
Федеральноее государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский
университет транспорта» (РУТ (МНИТ), г. Москва
Аннотация: в современном мире своевременность обеспечения перевозочного процесса играет важнейшую роль в развитии экономики страны. В свою очередь особо остро стоит вопрос подготовки водителей автотранспортных средств с целью обеспечения безопасности, сохранности перевозок и эффективности доставок грузов и пассажиров.
Однако в последние годы наблюдается снижение доли кадрового сектора профессиональных водителей, что ставит под угрозу своевременность обеспечения доставки точно в срок. Для решения этой проблемы все более актуальной становится необходимость разработки и реализации программ развития подготовки кадрового сектора рассматриваемой области. В статье рассмотрены основные аспекты, цели, задачи, инструменты и ожидаемые результаты предложенного решения. Ключевые слова: водитель, перевозки, транспорт, автомобильные перевозки.
TO THE QUESTION OF ELIMINATION OF THE STAFFING SHORTAGE OF
PROFESSIONAL DRIVERS Piron K.M.1, Dronova D.S.2, Shorokhova L.S.3, Timkova A.Yu.4
1Piron Kristina Maksimovna - student, 2Dronova Daria Sergeevna - student, 3Shorohova Lyubov Sergeevna - assistant, 4Timkova Alexandra Yuryevna - senior lecturer, DEPARTMENT OF "MANAGEMENT OF OPERATIONAL WORK AND SAFETY IN TRANSPORT", FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION "RUSSIAN UNIVERSITY
OF TRANSPORT" (RUT (MIIT), MOSCOW
Abstract: in the modern world, the timeliness of the transportation process plays a vital role in the development of the country's economy. In turn, the issue of training of drivers of motor vehicles in order to ensure safety, security of transportation and efficiency of cargo and passenger deliveries. However, in recent years there has been a decrease in the share of the personnel sector of professional drivers, which threatens the timeliness of ensuring just-in-time delivery. To solve this problem, the need to develop and implement programs for the development of personnel training in the area under consideration is becoming increasingly urgent. The article considers the main aspects, goals, objectives, tools and expected results of the proposed solution. Keywords: driver, transportation, transport, automobile transportation.
Введение
Автомобильный транспорт на сегодняшний день является одним из самых популярных видов транспорта в мире. Прогнозируется, что к 2027 году доля его использования и участия на мировом логистическом рынке достигнет 39%, обогнав другие виды транспорта на 6-10% и более.
Рынок автомобильной грузовой логистики широко распространен во всем мире, но сталкивается с серьезными проблемами. Из-за нехватки водителей в автопарках многие транспортные компании несут убытки, а автомобили простаивают в ожидании. Все чаще и чаще компаниям приходится прибегать к принятию водителей по системе аутсорсинга, при этом минимизируя личный автопарк.
По оценкам экспертов, в России не хватает около 60 тыс. водителей-дальнобойщиков. Тяжелая ситуация наблюдается и в странах Западной Европы, где дефицит составляет около 400 тысяч водителей-курьеров и дальнобойщиков. Чтобы компенсировать финансовые потери, компании вынуждены повышать стоимость перевозки, что влечет за собой рост цен на товары в магазинах.
Проблематика дефицита водителей
Дефицит профессиональных водителей, способных обеспечить качество и безопасность перевозок, в России вызван следующими факторами:
1. Низкая привлекательность профессии: многие люди не хотят связывать свою карьеру с перевозками из-за падения престижа и тяжелых условий труда.
2. Демографический фактор: старение населения водителей, что приводит к уменьшению количества специалистов, работающих в отрасли.
3. Недостаток образовательных программ: недостаточное количество учебных заведений и обучающих курсов для подготовки новых водителей.
Только комплексный подход к изменению видения на профессию водителя грузовика поможет устранить дефицит.
В ходе проведения исследования был произведен опрос водителей-дальнобойщиков, в ходе которого были выявлены следующие проблемы, которые возникают во время работы:
1. Выпуск неисправного автомобиля на линию.
2. Наложение необоснованных штрафов.
3. Сжатые сроки перевозки, установленные исключительно в интересах заказчика и заработок работодателя.
4. Отсутствие возможности индивидуального подхода к выбору маршрута доставки груза.
5. Нежелание некоторых компаний страховать автомобили и грузы.
6. Наличие перегруза.
Мероприятия, направленные на решение выявленных проблем
Для возможности решения выявленных проблем предложены 2 варианта мероприятий: краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные варианты включают повышение зарплат, введение программ стимулирования, гибкий график работы и возможность прокладки маршрута самостоятельно.
Долгосрочные варианты включают программы обучения (включая стажировки), программы набора персонала, создание лучшей инфраструктуры для отдыха и систем парковки.
Последнее мероприятие активно применяется за границей. Европейская комиссия предназначила 178 млн евро для компаний, которые создадут охраняемые автостоянки для грузовых автомобилей.
Также возможные решения для устранения дефицита водителей:
1) Поднимать престиж профессии, создавая максимально комфортные условия труда и развенчивая стереотипы;
2) Расширять социальный пакет для водителей;
3) Включать мотивационные программы, люди должны понимать, что они могут получить в компании кроме зарплаты;
4) Уходить от схемы сдельной оплаты труда и поднимать уровень заработной платы;
5) Расширять существующие учебные программы и включать обучение профессии в программы учебных заведений;
6) Популяризировать профессию внутри компаний и проводить переобучение. Например, работники склада могут изменить профессию по своему желанию;
7) Выделять дотации на обучение;
8) Повышать безопасность ежедневного труда водителя.
При этом наибольшая нехватка водителей-дальнобойщиков, вахтовая работа которых связана с большими рисками и элементарными неудобствами. Многие просто выбирают внутригородской транспорт со строго определенным графиком работы и меньшими усилиями.
Наиболее перспективным решением в вопросе снижения влияния выявленных проблем для водителей является долгосрочный способ. Следует разработать специализированные курсы для учебных программ, которые связаны с перевозками автомобильным транспортом.
Например, более детальная проработка вопроса предоставления студентам возможности прохождения практики на транспортных предприятиях, чтобы они могли понаблюдать и попробовать себя в этой профессии. Также это может быть день открытых дверей на автотранспортных предприятиях, где студенты смогут познакомиться с работой водителя, условиями труда, возможностями карьерного роста и пообщаться с работниками данной отрасли.
Важно наладить партнерские отношения с автотранспортными компаниями, чтобы предоставить студентам возможности трудоустройства после окончания учебы. Необходимо стремиться повысить престиж профессии водителя автомобиля путем проведения информационных кампаний о важности и перспективах этой профессии.
Заключение
Проанализировав все вышесказанное можно сделать вывод о том, что для успешного устранения кадрового дефицита профессиональных водителей необходимо сосредоточится на нескольких ключевых направлениях. Во-первых, нужно развивать систему профориентации, чтобы молодые люди могли осознанно выбирать профессию и готовится к ней заранее. Во-вторых, создать благоприятные условия для привлечения и удержания квалифицированных специалистов, обеспечивая им достойную оплату
труда, возможность карьерного роста и развития, а также социальную защиту. Наконец, активное сотрудничество между транспортными компаниями, университетами и государством в сфере подготовки и переподготовки кадров поможет быстрее адаптироваться к изменениям на рынке труда и устранить дефицит водителей.
Список литературы /References
1. Пеньшин Н.В., Пеньшин О.Н. Международные автомобильные перевозки: учебное пособие -Тамбовский государственный технический университет, 2018. - 204 с.
2. Илдарханов Р. Ф. Организация международных автомобильных перевозок: Учебное пособие, 2020. -133 с.
3. Арсланов М.А. Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса: учебное пособие - Дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова, 2020. -392 с.
4. Белокуров В.П., Кораблев Р.А., Бусарин Э.Н. Системный анализ проблем обеспечения безопасности дорожного движения автотранспорта: учебное пособие - Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.Морозова, 2023. - 102 с.
5. LIII научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященная памяти авиаконструктора И.И. Сикорскогос - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, 2021. - 604 с.