Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ УНИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИЙ (УСТАВОВ) СУБЪЕКТОВ РФ И КОНСТИТУЦИЙ ШТАТОВ США В ЧАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ УНИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИЙ (УСТАВОВ) СУБЪЕКТОВ РФ И КОНСТИТУЦИЙ ШТАТОВ США В ЧАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
классификация / конституция / субъект РФ / устав. штат / население / территория / classification / Constitution / subject of the Russian Federation / Charter / state / population / territory.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиненко Эльвира Владимировна, Малиненко Лора Константиновна

В науке конституционного права не выявлены проблемы соотношения конституций и уставов субъектов РФ и конституций штатов США. Предметом исследования являются правовые нормы исследуемых актов в части местного самоуправления с учетом теоретических положений науки конституционного права и практики реализации в современный период. Объект исследования – это общественные отношения, складывающиеся в процессе унификации конституций (уставов) субъектов РФ и конституций штатов США. Цель исследования – это совершенствование правовых норм, регулирующих проблемы местного самоуправления в конституциях (уставах) субъектов РФ и штатов США в современный период. Методологическая основа методы научного познания, особое внимание уделяется диалектическому методу государственно-правовых и социальных явлений во взаимодействии с общенаучными и частно научными методами. В результате исследования выявлены причины разницы в подходах к построению исследуемых актов и выработана оптимальная модель. В науке конституционного права предложенный вариант будет способствовать разработке оптимальной модели конституций (уставов) и. конституций штатов США, а в правоприменительной практике позволит улучшить правовое положение человека и гражданина независимо от территории субъекта или штата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малиненко Эльвира Владимировна, Малиненко Лора Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF UNIFICATION OF CONSTITUTIONS (ARTICLES OF ASSOCIATION) SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND US STATE CONSTITUTIONS IN TERMS OF LOCAL GOVERNMENT

In the science of constitutional law, the problems of correlation between the constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation and the constitutions of US States have not been identified. The subject of the research is the legal norms of the studied acts in terms of local self-government, taking into account the theoretical provisions of the science of constitutional law and the practice of implementation in the modern period. The object of the research is social relations in the process of harmonization of constitutions (charters) of subjects of the Russian Federation and the Constitution of the United States. The purpose of the research is to improve the legal norms regulating the problems of local self – government in the constitutions (charters) of the subjects of the Russian Federation and the US States in the modern period. Methodological basis methods of scientific knowledge, special attention is paid to the dialectical method of state-legal and social phenomena in interaction with General scientific and private scientific methods. As a result of the study, the reasons for the difference in approaches to the construction of the studied acts were identified and an optimal model was developed. In the science of constitutional law, the proposed version will contribute to the development of an optimal model of constitutions (charters) and constitutions of US States, and in law enforcement practice it will improve the legal status of a person and a citizen, regardless of the territory of the subject or state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ УНИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИЙ (УСТАВОВ) СУБЪЕКТОВ РФ И КОНСТИТУЦИЙ ШТАТОВ США В ЧАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10877 МАЛИНЕНКО Эльвира Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, е-mail: malinenko-ev@ranepa.ru SPIN-код: 6139-0508, AuthorlD: 902487, Orcid.org/0000-0001-6467-4010

МАЛИНЕНКО Лора Константиновна,

магистр юриспруденции, Московский государственный институт (университет) международных отношений

МИД России, е-mail: lora.alt@mail.ru 0rcid.org/0000-0003-4610-1862

К ВОПРОСУ УНИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИЙ (УСТАВОВ) СУБЪЕКТОВ РФ И КОНСТИТУЦИЙ ШТАТОВ США В ЧАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В науке конституционного права не выявлены проблемы соотношения конституций и уставов субъектов РФ и конституций штатов США. Предметом исследования являются правовые нормы исследуемых актов в части местного самоуправления с учетом теоретических положений науки конституционного права и практики реализации в современный период. Объект исследования - это общественные отношения, складывающиеся в процессе унификации конституций (уставов) субъектов РФ и конституций штатов США. Цель исследования - это совершенствование правовых норм, регулирующих проблемы местного самоуправления в конституциях (уставах) субъектов РФ и штатов США в современный период. Методологическая основа - методы научного познания, особое внимание уделяется диалектическому методу государственно-правовых и социальных явлений во взаимодействии с общенаучными и частно - научными методами. В результате исследования выявлены причины разницы в подходах к построению исследуемых актов и выработана оптимальная модель. В науке конституционного права предложенный вариант будет способствовать разработке оптимальной модели конституций (уставов) и. конституций штатов США, а в правоприменительной практике позволит улучшить правовое положение человека и гражданина независимо от территории субъекта или штата.

^ючевые слова: классификация, конституция, субъект РФ, устав. штат, население, территория,

Elvira V. MALINENKO,

candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of constitutional and municipal law South-Russian Institute of management-branch of the Russian presidential Academy

of national economy and public administration SPIN-код: 6139-0508, AuthorlD: 902487

MALINENKO Lоra Konstantinovna,

Master of Jurisprudence, Moscow State Institute of International Relations (University) under the Ministry

of Foreign Affairs of Russia 0rcid.org/0000-0003-4610-1862

ON THE ISSUE OF UNIFICATION OF CONSTITUTIONS (ARTICLES OF ASSOCIATION) SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND US STATE CONSTITUTIONS IN TERMS OF LOCAL GOVERNMENT

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Annotation. In the science of constitutional law, the problems of correlation between the constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation and the constitutions of US States have not been identified. The subject of the research is the legal norms of the studied acts in terms of local self-government, taking into account the theoretical provisions of the science of constitutional law and the practice of implementation in the modern period. The object of the research is social relations in the process of harmonization of constitutions (charters) of subjects of the Russian Federation and the Constitution of the United States. The purpose of the research is to improve the legal norms regulating the problems of local self - government in the constitutions (charters) of the subjects of the Russian Federation and the US States in the modern period. Methodological basis -methods of scientific knowledge, special attention is paid to the dialectical method of state-legal and social phenomena in interaction with General scientific and private scientific methods. As a result of the study, the reasons for the difference in approaches to the construction of the studied acts were identified and an optimal model was developed. In the science of constitutional law, the proposed version will contribute to the development of an optimal model of constitutions (charters) and constitutions of US States, and in law enforcement practice it will improve the legal status of a person and a citizen, regardless of the territory of the subject or state.

Key words: classification, Constitution, subject of the Russian Federation, Charter, state, population, territory.

Исторические традиции, особенности национальной правовой системы, баланс сдержек и противовесов между государством и обществом, стратегии развития территорий - все это, безусловно, оказывает огромное влияние на развитие местного самоуправления на территории любого государства. Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки являются федеративными государствами. Местное самоуправление богато историческими устоями, национальными обычаями, особенностями социально-экономических условий развития. Идеи местного самоуправления закреплены в национальных правовых системах. В основе национального законодательства доктрина, провозглашающая федеральную конституцию в качестве нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой. В Конституции РФ впервые появилась глава, посвященная местному самоуправлению [1]. Вступившие в силу поправки в Конституцию РФ 4 июля 2020 года позволили в науке конституционного права выявить проблемы института местного самоуправления, прежде всего, несовершенство отдельных конституций (уставов) федеральной Конституции. [2;3]. Конституция США содержит правовые нормы, регулирующие участие населения в управлении делами государства и обще-ства[4]. Тем не менее, вызывает научный интерес по поводу полноценности реализации конституционно-правового института, как на территории государства, так и штатов. Франклин Делано Рузвельт определял важную роль американского народа в осуществлении самоуправления. По его мнению, «народ должен верить... в качестве собственного народа, чтобы учиться у прошлого, что они могут получить в суждении в создании своего собственного будущего [5]. На территории США основопо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

лагающую роль в реализации местного самоуправления выполняют конституции штатов. Особое значение представляют конституции штатов Калифорния, Техас и Флорида, являющиеся нормативными правовыми актами штатов с большинством городов в топ -100[6]. Местное самоуправление перестало быть обособленным. В современный период, наблюдается тенденция приближения местного самоуправления к государственному управлению. Конституционные поправки не нашли абсолютного применения в конституциях и уставах субъектов РФ. Происходит отличие правовых норм указанных актов от внесенных конституционных поправок [7, 8]. Основополагающим аспектом является участие населения федеративных государств в трансформации механизма местного самоуправления, цифровой направленности. В США в отличие от России не уделяется внимание программам развития муниципальной службы[9]. Несмотря на отсутствие в федеральной Конституции понятия «местное самоуправление», статья11 Конституции штата Калифорния, обосновывает необходимость его создания на территории штата [10]. Законодательное Собрание штата Калифорния устанавливает единую процедуру образования городов и установления компетенции органов (п. «а» раздела 2 статьи 11 Конституции штата Калифорния), в отличие от конституций иных штатов. В целях реализации самоуправления городу предоставлено право принять устав большинством выборщиков (на основании п. «а» раздела 3 статьи 11 Конституции штата Калифорния), а в случае слияния городов на демократических началах провести голосование выборщиками с учетом одобрения большинства голосов (п. «в» раздела 2 статьи 11 Конституции штата Калифорния). Как нам представляется, в указанном нормативном правовом

акте, является отрицательным отсутствие механизма принятия устава населением, проживающим на территории штата Калифорния, что может существенно повлиять на появление коррупционных факторов. П.«а» раздела 9 статьи 11 Конституции штата Калифорния определяет, что муниципалитет вправе устраивать, оплачивать и проводить публичные работы для обеспечения жителей освещением, водой, электричеством, транспортом или средствами связи[10]. Полагаем возможным, в данный перечень включить иные вопросы местного значения, в том числе здравоохранения, образования, социального обеспечения. Отсутствие указанных пунктов предполагает низкий уровень социальной направленности политики, проводимой на территории штата Калифорния. В отличие от иных конституций штатов в Конституции штата Флориды предусмотрена муниципальная аннексия некорпорированной территории, объединение муниципалитетов и осуществление экстерриториальных полномочий [11]. Статья XI Конституции штата Монтана, включает 9 разделов, посвященных организации местного самоуправления на территории штата. В ней предусмотрены особенности полномочий местного самоуправления, межправительственного сотрудничества, проведения выборов, разграничения муниципальных территорий. Отличительной особенностью является установление следующих категорий населенных пунктов: уездов, объединенных городов, поселков и иных пунктов [12.]. Иной подход к проблеме территориального осуществления местного самоуправления закреплен в конституциях (уставах) субъектов РФ, в том числе, в ст.109 Конституции Республики Башкортостан^], ч. 2 ст.129 Конституции Кабардино-Балкарской Республики [14], ч.2 ст.89 Конституции Республики Крым [15]. Как в России, так и в США, главенствующая роль в системе муниципальных правовых актов отводится уставу. В США он является составляющим звеном между уездными и муниципальными постановлениями. Представляется, что в Конституции штата Техас недостаточно уделяется внимание проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов в отличие от субъектов РФ. В России создан антикоррупционный потенциал открытости и допустимости муниципальных правовых актов[16] В США развитию аналогичных программ не уделяется внимание.

В современный период в науке конституционного права недостаточно трудов отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблематике. К немногим можно отнести научные труды Н.С. Бондаря [17] , В. Б Евдокимова , Е. Г.Коныше-вой [18], И.В. Понкина [19], Б.С.Крылова [20],

По мнению Н. С. Бондаря местное самоуправление следует рассматривать как институт публичной власти» [17]. Мы полагаем, что местное самоуправление можно рассматривать не только как институт публичной власти, но и как институт, осуществляющий тенденцию стратегического развития, способную осуществить решение национальных задач. Правильным представляется высказывание Джона Стюарт, Патрисии Коллинз, Моргана Элджер и Грэма Уайтлоу о необходимости учета вопросов устойчивого развития в муниципальном планировании [21]. В последнее время, в США, появился новый термин «санктуарий юрисдикции». Он относится к городу, округу или штату, которые приняли политику, ограничивающую участие местных должностных лиц в обеспечении соблюдения федерального иммиграционного закона. 19 апреля 2019 года губернатор штата Арканзас Аса Хатчинсон подписал законодательство, запрещающее муниципалитетам принимать политику святилища. Установлено, что муниципалитеты, признанные виновными в нарушении закона, не будут иметь права на получение государственных средств или грантов до тех пор, пока политика не будет отменена. Закон вступил в силу с 1 января 2020 года. В мае 2019 года губернатор Вашингтона подписал закон, вступивший в силу с момента подписания, делающий Вашингтон государством-убежищем. 14 июня 2019 года губернатор Флориды подписал законодательство, требующее от местных правоохранительных органов сотрудничать с федеральными иммиграционными властями. 16 июля 2019 года город Южный Майами и Южный центр по борьбе с нищетой подали иск против DeSantis, утверждая, что SB 168 снизит доверие к правоохранительным органам и вызовет расовое профилирование[22]. Указанные примеры свидетельствуют о конфликте между государством и местным самоуправлением. Мы полагаем, что причиной конфликта является принятие законодательными органами штатов нормативных правовых актов, способствующих подавлению местного самоуправления. Это приводит к отсутствию демократизации общества и упразднению местных органов власти. По нашему мнению, местное самоуправление не первично, а вторично. Его самостоятельность, по сути, утопична и целиком зависит от политической линии государства. Оно проводит политику всей страны, несмотря на обособленность от органов государственной власти. Включение его в систему публичной власти является правильным решением, но целиком проблема не решена.

В процессе проведенного исследования выявлены проблемы совершенствования конституций и уставов субъектов Федерации и конститу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

ций штатов США в части местного самоуправления.

1. На наш взгляд, муниципалитеты нуждаются в единой стратегии финансового обеспечения. В исследуемые акты необходимо внести правовые нормы, определяющие создание муниципальных ассоциаций, которые станут специализированными центрами комплексного развития территорий субъектов Федерации и штатов.

2. Кризис местного самоуправления наблюдается не только в США, но и Канаде, Бразилии. Местное самоуправление должно идти по самостоятельному пути развития. Этот путь можно рассмотреть в едином контексте многообразия форм его осуществления с учетом цифровизации.

3. В науке конституционного права сложилась критическая ситуация. Научное содержание и практические реалии конституций (уставов) субъектов РФ и конституций штатов США не всегда совместимы. Они нуждаются в своевременном внесении изменений в режиме реального времени. Необходимо конституции (уставы) субъектов РФ и штатов определить, как нормативные правовые акты, действующие в режиме реального времени и на опережение политико - правовых условий развития территорий.

4. Выявлена проблема отсутствия анализа стратегических ошибок развития муниципальных территорий. Наличие конституционных положений о местном самоуправлении позволяет сделать вывод о необходимости адаптации текстов конституций штатов США к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой доктрины «живой Конституции».

5. В процессе исследования выявлены причины разницы в подходах к построению указанных нормативных правовых актов . Необходимо выработать оптимальную единую форму их построения. Полагаем, что причины разницы в подходах к построению данных нормативных правовых актов, следует классифицировать по предлагаемым блокам: политико-правовой, цифровой, социальный, финансовый. К политико-правовому блоку следует отнести: идеологическую направленность развития государства и его субъектов в правовом пространстве, реальное осуществление демократических ресурсов путем проведения референдумов, публичных слушаний, опросов населения. Цифровой блок - предоставление государственных и муниципальных услуг населению на основе территориальной цифровизации. Социальный блок - повышение качества жизни населения. Финасовый блок - недостаточное территориальное финансирование, отсутствие стратегического Мы полагаем, что разница в подходах, содержащаяся в конституциях (уставах) субъектов РФ и конституциях штатов США в части местного самоОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

управления, предполагает необходимость радикальных изменений путем реальной адаптации к современным условиям на основе исторических традиций, особенностей национальной правовой системы, баланса сдержек и противовесов между государством и обществом, стратегии развития территорий. Предложенные нами выводы позволят адаптировать конституции (уставы) субъектов РФ и конституции штатов США к тенденциям, происходящим в государстве и обществе, а в науке конституционного права выявить новые подходы решения проблемы.

Список литературы:

[1]Конституция Российской Федерации(при-нята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[2] Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 01.09. 1997 № 28-РЗ (ред. от 19.10.2015№ 40-РЗ) (принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 01.09.1997) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https:// constitution.garant.ru/region/cons_kabardin/(дата обращения 20.08.2020).

[3] Устав Воронежской области от 07.06.2006 (ред. от 08.04.2019) «Устав Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 25.05.2006) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https:// constitution.garant.ru/region/ustav_voroneg (дата обращения 02.08.2020).

[4] Constitution Of The United States Of America// Конституция Соединенных Штатов Америки от 17.09.1787 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https:// https://constitutionus.com (дата обращения 12.08.2020).

[5] Франклин Делано Рузвельт на посвящении Президентской библиотеки в 1941 году [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www. archives.gov/presidential-libraries/programs/ education.html (дата обращения 12.08.2020).

[6] Режим доступа https://ballotpedia.org/ Municipal_Government (дата обращения 20.08.2020).

[7] Конституция Республики Татарстан от 6.11.1992 (ред. от 22.06.2012 №40-ЗРТ) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http:// constitution.garant.ru/region/cons_tatar (дата обращения 23.07.2020).

[8] Устав Ульяновской области (утв. постановлением ЗС Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311)(ред. от 29.11.2018) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi (дата обращения 23.07.2020).

[9] Киреева Е. Ю. Программы развития муниципальной службы: от норм к действию// Административное и муниципальное право.2018.№ 9.С.10-17.

[10] California Constitution [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://law.justia.com/ constitution/california/article_1.html (дата обращения 20.07.2020).

[11] Florida State Constitution [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://law.justia.com/ constitution/florida (дата обращения 23.08.2020).

[12] Montana Constitution [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://ballotpedia.org/ Montana_Constitution (дата обращения 22.08.2020).

[13] Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (ред. от 4.03.2014). [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https:// constitution.garant.ru/region/cons_bashkor (дата обращения 23.07.2019).

[14] Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 01.09. 1997 № 28-РЗ (ред. от 19.10.2015№ 40-РЗ) (принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 01.09.1997) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https:// constitution.garant.ru/region/cons_kabardin/(дата обращения 22.08.2020).

[15] Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04. 2014 [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_krim (дата обращения 22.08.2020).

[16] Irina A. Damm, Nikolai V. Shchedrin, Olga V. Ronzhina, Evgenii A. Akunchenko and Andrei V. Korkhov// Anti-Corruption Potential of Openness and Accessibility of Municipal Legal Acts// Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2019 12) 378-392

[17] Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционали-зация муниципальной демократии в демократии. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http:// library.khpg.org/files/docs/1331896802.pdf М.:. Норма.2008. 592 с. (дата обращения 19.07.2019).

[18] Евдокимов В. Б. , Конышева Е. Г. О местном самоуправлении: российский и зарубежный опыт (к ориентирам правового регулирования// Государственная власть и местное самоуправление 2019. №2. С.54-60.

[19] Понкин И. В.Теория государственного управления: Учебник / Предисл. А.Б. Зеленцова. М.: ИНФРА.М, 2019. 529 с. 11.

[20] Крылов Б. С. США: федерализм, штаты и местное управление. М.изд-во «Нау-ка».1968.214с.

[21] John Stuart, Patricia Collins, Morgan Alger & Graham Whitelaw. Embracing sustainability: the

incorporation of sustainability principles in municipal planning and policy in four mid-sized municipalities in Ontario, Canada// Local EnvironmentThe International Journal of Justice and Sustainability. 2014 The Author(s).Published by Taylor & Francis.R240.

[22] Режим доступа: https://ballotpedia.org/ Preemption_conflicts_between_state_and_local_ governments (дата обращения 25.08.2020).

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii(prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs] / Infor-macionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[2] Konstituciya Kabardino-Balkarskoj Respub-liki ot 01.09. 1997 № 28-RZ (red. ot 19.10.2015№ 40-RZ) (prinyata Parlamentom Kabardino-Balkarskoj Respubliki 01.09.1997) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://constitution.garant.ru/region/ cons_kabardin/(data obrashcheniya 20.08.2020).

[3] Ustav Voronezhskoj oblasti ot 07.06.2006 (red. ot 08.04.2019) «Ustav Voronezhskoj oblasti» (prinyat Voronezhskoj oblastnoj Dumoj 25.05.2006) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https:// constitution.garant.ru/region/ustav_voroneg (data obrashcheniya 02.08.2020).

[4] Constitution Of The United States Of America// Konstituciya Soedinennyh SHtatov Ameriki ot 17.09.1787 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: https:// https://constitutionus.com (data obrashcheniya 12.08.2020).

[5] Franklin Delano Ruzvel't na posvyashchenii Prezidentskoj biblioteki v 1941 godu [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://www.archives. gov/presidential-libraries/programs/education.html (data obrashcheniya 12.08.2020).

[6] Rezhim dostupa https://ballotpedia.org/ Municipal_Government (data obrashcheniya 20.08.2020).

[7] Konstituciya Respubliki Tatarstan ot 6.11.1992 (red. ot 22.06.2012 №40-ZRT) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: http://constitution. garant.ru/region/cons_tatar (data obrashcheniya 23.07.2020).

[8] Ustav Ul'yanovskoj oblasti (utv. postanovle-niem ZS Ul'yanovskoj oblasti ot 19.05.2005 № 31/311)(red. ot 29.11.2018) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: http://www.consultant.ru/reg-base/cgi/online.cgi (data obrashcheniya 23.07.2020).

[9] Kireeva E. YU. Programmy razvitiya munici-pal'noj sluzhby: ot norm k dejstviyu// Administrativnoe i municipal'noe pravo.2018.№ 9.S.10-17.

[10] California Constitution [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://law.justia.com/constitu-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

tion/california/article_1.html (data obrashcheniya 20.07.2020).

[11] Florida State Constitution [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://law.justia.com/ constitution/florida (data obrashcheniya 23.08.2020).

[12] Montana Constitution [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://ballotpedia.org/Mon-tana_Constitution (data obrashcheniya 22.08.2020).

[13] Konstituciya Respubliki Bashkortostan ot 24.12.1993 № VS-22/15 (red. ot 4.03.2014). [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://constitu-tion.garant.ru/region/cons_bashkor (data obrashcheniya 23.07.2019).

[14] Konstituciya Kabardino-Balkarskoj Respubliki ot 01.09. 1997 № 28-RZ (red. ot 19.10.2015№ 40-RZ) (prinyata Parlamentom Kabardino-Balkarskoj Respubliki 01.09.1997) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://constitution.garant.ru/region/ cons_kabardin/(data obrashcheniya 22.08.2020).

[15] Konstituciya Respubliki Krym (prinyata Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym 11.04. 2014 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_krim (data obrashcheniya 22.08.2020).

[16] Irina A. Damm, Nikolai V. Shchedrin, Olga V. Ronzhina, Evgenii A. Akunchenko and Andrei V. Korkhov// Anti-Corruption Potential of Openness and Accessibility of Municipal Legal Acts// Journal of Sibe-

rian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2019 12) 378-392

[17] Bondar' N. S. Mestnoe samoupravlenie i konstitucionnoe pravosudie: konstitucionalizaciya municipal'noj demokratii v demokratii. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL http://library.khpg.org/ files/docs/1331896802.pdf M.:.Norma.2008. 592 s. (data obrashcheniya 19.07.2019).

[18] Evdokimov V. B. , Konysheva E. G. O mest-nom samoupravlenii: rossijskij i zarubezhnyj opyt (k orientiram pravovogo regulirovaniya//Gosudarstven-naya vlast' i mestnoe samoupravlenie 2019. №2. S.54-60.

[19] Ponkin I. V.Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: Uchebnik / Predisl. A.B. Zelencova. M.: INFRA.M, 2019. 529 s. 11.

[20] Krylov B. S. SSHA: federalizm, shtaty i mestnoe upravlenie. M.izd-vo «Nauka».1968.214s.

[21] John Stuart, Patricia Collins, Morgan Alger & Graham Whitelaw. Embracing sustainability: the incorporation of sustainability principles in municipal planning and policy in four mid-sized municipalities in Ontario, Canada// Local EnvironmentThe International Journal of Justice and Sustainability. 2014 The Author(s).Published by Taylor & Francis.R.240.

[22] Rezhim dostupa: https://ballotpedia.org/ Preemption_conflicts_between_state_and_local_ governments (data obrashcheniya 25.08.2020).

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.