Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ И УСТАВОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ И УСТАВОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
классификация / конституция / модель / пандемия / развитие / субъект РФ / устав / classification / Constitution / model / pandemic / development / subject of the Russian Federation / Charter

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиненко Эльвира Владимировна

В науке конституционного права конституции и уставы субъектов РФ остаются мало исследованными. Оптимальный результат тенденций развития конституций и уставов субъектов РФ в условиях пандемии до настоящего времени не выявлен. В исследовании автор обращает внимание на необходимость совершенствования данных актов и предлагает новые подходы в современных условиях. Предметом исследования являются правовые нормы исследуемых актов с учетом теоретических положений науки конституционного права и правоприменительной практики. Объект исследования, по мнению автора, общественные отношения, возникающие в процессе развития конституций и уставов субъектов РФ в условиях пандемии. Цель исследования совершенствование правовых норм исследуемых актов в условиях пандемии. Методологическую основу составили методы научного познания во взаимосвязи и взаимодействии с общенаучными и частно-научными методами. В результате работы создана классификация конституций и уставов субъектов РФ, способствующая совершенствованию развития исследуемых актов в условиях пандемии. В науке конституционного права предложенный вариант будет способствовать разработке оптимальной модели конституций и уставов и тенденциям реализации в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE TRENDS OF IMPROVING THE CONSTITUTIONS AND CHARTERS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

In the science of constitutional law, the constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation remain poorly studied. The optimal result of trends in the development of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation in the context of the pandemic has not yet been identified. In the study, the author draws attention to the need to improve these acts and suggests new approaches in modern conditions. The subject of the research is the legal norms of the acts under study, taking into account the theoretical provisions of the science of constitutional law and law enforcement practice. The object of research, according to the author, is social relations that arise in the process of developing the constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation in the context of a pandemic. The purpose of the study is to improve the legal norms of the acts under study in the context of a pandemic. The methodological basis consists of methods of scientific knowledge in relation to and interaction with General scientific and private scientific methods. As a result, a classification of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation has been created, which contributes to improving the development of acts in the context of a pandemic. In the field of constitutional law, the proposed option will contribute to the development of an optimal model of constitutions and charters and trends in implementation in the context of a pandemic.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ И УСТАВОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10702 МАЛИНЕНКО Эльвира Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, е-mail:lora.alt@mail.ru

SPIN-код: 6139-0508, AuthorID: 902487

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ И УСТАВОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В науке конституционного права конституции и уставы субъектов РФ остаются мало исследованными. Оптимальный результат тенденций развития конституций и уставов субъектов РФ в условиях пандемии до настоящего времени не выявлен. В исследовании автор обращает внимание на необходимость совершенствования данных актов и предлагает новые подходы в современных условиях. Предметом исследования являются правовые нормы исследуемых актов с учетом теоретических положений науки конституционного права и правоприменительной практики. Объект исследования, по мнению автора, общественные отношения, возникающие в процессе развития конституций и уставов субъектов РФ в условиях пандемии. Цель исследования - совершенствование правовых норм исследуемых актов в условиях пандемии. Методологическую основу составили методы научного познания во взаимосвязи и взаимодействии с общенаучными и частно-научными методами. В результате работы создана классификация конституций и уставов субъектов РФ, способствующая совершенствованию развития исследуемых актов в условиях пандемии. В науке конституционного права предложенный вариант будет способствовать разработке оптимальной модели конституций и уставов и тенденциям реализации в условиях пандемии.

^ючевые слова: классификация, конституция, модель, пандемия, развитие, субъект РФ, устав.

Elvira V. MALINENKO,

candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of constitutional and municipal law South-Russian Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration,

е-mail: lora.alt@mail.ru SPIN-код: 6139-0508, AuthorID: 902487

TO THE QUESTION ABOUT THE TRENDS OF IMPROVING THE CONSTITUTIONS AND CHARTERS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Annotation. In the science of constitutional law, the constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation remain poorly studied. The optimal result of trends in the development of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation in the context of the pandemic has not yet been identified. In the study, the author draws attention to the need to improve these acts and suggests new approaches in modern conditions. The subject of the research is the legal norms of the acts under study, taking into account the theoretical provisions of the science of constitutional law and law enforcement practice. The object of research, according to the author, is social relations that arise in the process of developing the constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation in the context of a pandemic. The purpose of the study is to improve the legal norms of the acts under study in the context of a pandemic. The methodological basis consists of methods of scientific knowledge in relation to and interaction with General scientific and private scientific methods. As a result, a classification of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federa-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

tion has been created, which contributes to improving the development of acts in the context of a pandemic. In the field of constitutional law, the proposed option will contribute to the development of an optimal model of constitutions and charters and trends in implementation in the context of a pandemic.

Key words: classification, Constitution, model, pandemic, development, subject of the Russian Federation, Charter.

Вступившие в силу поправки в Конституцию РФ 4 июля 2020 года послужили основанием нового этапа развития конституций и уставов субъектов РФ [1]. В науке конституционного права мы предлагаем следующую классификацию конституций и уставов субъектов РФ. С одной стороны, первую группу составляют исследуемые акты, изменения в которые были внесены аналогично принятым поправкам, еще до проведения Всероссийского голосования. Например, устав Ростовская области [2], Конституция Чеченской Республики [3]. С другой стороны, вторая группу составляют исследуемые акты, большая часть субъектов оказалась в ожидании внесения поправок только после изменения федерального законодательства. Например, Устав Воронежской области [4], Конституции Республик Адыгея [5], Алтай (Основной Закон) [6].

В третью группу входят конституции и уставы субъектов, которые не подвергались изменениям в период с 2017 по 2020 г.г. Например, Конституции Республик Башкортостан [7], Татарстан [8]. Проблема их адаптации к современным реалиям не решена до настоящего времени [9]. Четвертая группа включает конституции и уставы субъектов РФ с изменениями после вступления в силу внесенных поправок в Конституцию РФ. Например, Конституция Республики Мордовия [10], устав Курганской области [11].

Предоставленная в условиях пандемии возможность высшим должностным лицам субъектов РФ издавать нормативные правовые акты, не была реализована главами многих субъектов Федерации. Иерархичность законодательства не только в отношении конституций, уставов, но и законов субъектов Федерации в условиях пандемии предполагает не только право, но и обязанность руководителей субъектов Федерации обратиться к проблеме. Президент РФ В.В. Путин предоставил возможность высшим должностным лицам субъектов РФ издавать нормативные правовые акты в пределах расширения компетенции [12]. Эта тенденция представляется значимой, особенно в условиях пандемии. Однако данный порядок не был урегулирован в отношении конституций и уставов субъектов.

Изданные в современный период научные труды исследователей, как правило, касались исключительно федеральной Конституции, В современный период были изданы фундамен-

тальные научные труды И.Н. Барцица [13], В.Д. Зорькина [14], Ю.А. Тихомирова [15], посвященные необходимости точечных изменений в Конституцию РФ. 15 января 2020 г. Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию определил необходимость внесения поправок в Конституцию РФ [16]. Тем не менее, тема реализации конституций и уставов субъектов РФ остается неизученной до сих пор. Президент РФ В.В. Путин предоставил возможность высшим должностным лицам субъектов РФ издавать нормативные правовые акты в пределах расширения компетенции. Автором проведен сравнительно-правовой анализ конституций и уставов субъектов РФ, выявлены проблемы и противоречия, определены возможные подходы в реализации исследуемых актов в условиях пандемии. В период пандемии было издано большое количество нормативных правовых актов как федерального, так не федерального уровня. Реализация конституций и уставов 85 субъектов осуществляется с учетом многообразия нормативных правовых актов, посвященных данной проблематике. В процессе проведенного исследования выявлены проблемы совершенствования конституций и уставов субъектов в условиях пандемии

1. В период пандемии конституции и уставы субъектов РФ особенно нуждаются в изменениях. В исследуемые акты необходимо внести правовые нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти, высшего должностного лица в условиях пандемии.

2. В нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти субъектов РФ отсутствуют ссылки на конституции и уставы субъектов, что снижает их значимость.

3. Принимаемые нормативные правовые акты различны по видам. По одному и тому же основанию принимаются в одних субъектах РФ постановления, а в других - распоряжения [17, 18, 19, 20, 21, 22].

4. Выявлена проблема реализации межсубъектного сотрудничества. Мы полагаем возможным в целях социальной поддержки населения внести изменения в конституции и уставы, а также принять межсубъектные нормативные правовые акты, позволяющие предоставить гражданам, проживающим на взаимодействующих территориях социальную поддержку. Положительным примером является взаимодействие органов госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

дарственной власти Москвы и Московской области. В условиях пандемии осуществлен единый подход к цифровой пропускной системе на территориях Москвы и Московской области[23,24].

5. С целью выполнения национальных задач необходимо включить в конституции и уставы субъектов Федерации правовые нормы, регулирующие улучшение равного правового положения человека и гражданина на территории любого субъекта независимо от а) места регистрации на территории субъектов РФ; б) возрастного ценза; в) волеизъявления должностного лица субъекта и высших исполнительны органов государственной власти субъекта РФ, закрепленного законодательно; г) бюджетной системы субъекта Федерации;

6. Представляется, что единое правовое положение человека и гражданина не урегулировано на территории субъектов в условиях пандемии в связи с отсутствием адаптации конституций и уставов субъектов РФ к современным реалиям.

Необходимо продолжать работу по совершенствованию изменений региональных конституций и уставов. Предложенные нами выводы позволят адаптировать конституции и уставы субъектов РФ к тенденциям, происходящим в государстве и обществе в условиях пандемии, а в науке конституционного права выявить новые подходы решения проблемы на основе предлагаемой классификации.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации(при-нята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[2] Областной закон Ростовской области от 29.05.1996 № 19-ЗС (ред. от 06.05.2019) «Устав Ростовской области» (принят ЗС РО 19.04.1996) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[3] Конституция Чеченской Республики (принята на референдуме 23.03.2003) (ред. от 10.01.2020) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[4] Устав Воронежской области от 07.06.2006 (ред. от 13.07.2020) «Устав Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 25.05.2006) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[5] Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (принята сессией ЗС (Хасэ) - Парла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

мента РА 10.03.1995) (ред. от 31.07.2019) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[6] Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (принята Законом РА от 07.06.1997 № 21-4) (ред. от 13.06.2018) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[7] Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (ред. от 04.03.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу по истечении переходного периода, установленного статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 406-ФЗ) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020)..

[8] Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.06.2012) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[9] Малиненко Э.В. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации в современных реалиях//Вестник Поволжского института управ-ления.2018.№ 5.С.87-91.

[10] Конституция Республики Мордовия (принята Конституционным Собранием РМ 21.09.1995) (ред. от 16.09.2020) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[11] Закон Курганской области от 16.12.1994 № 1 (ред. от 31.08.2020) «Устав Курганской области» (принят Курганской областной Думой от 01.12.1994) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[12] Путин В.В. Губернаторы должны сами принимать решения о дальнейших действиях по коронавирусу, https://paperpaper.ru/ papemews/2020/05/06/putm-zayavП-chto-диЬета^гу^о^пу^/(дата обращения: 20.09.2020).

[13] Барциц И.Н. Конституционные обычаи: риски и способы управления ими»// Журнал российского права. 2020. № 2. С. 29-44.

[14] Зорькин В.Д.Буква и дух Конституции// Российская газета.2018 09.10.

[15] Тихомиров Ю.А. Как обеспечить эффективность закона./Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Московская областная Дума. 2019. - 208 с.

[16] Путин В.В.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 15.01.2020[Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020)..

[17] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.09. 2020 № 732 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга 13.03.2020 № 121» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020)..

[18] Постановление Правительства Москвы от 25.08. 2020 № 1381-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24.03. марта 2020 № 212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности»» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[19] Указ Мэра Москвы от 29.09.2020 № 94-УМ

«О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 8.06. 2020 № 68-УМ» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[20] Указ Главы Республики Адыгея от 18.09. 2020 № 138 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Адыгея от 18.03. 2020 № 27 «О введении режима повышенной готовности».

[21] Распоряжение заместителя Председателя Правительства МО от 07.08.2020 № 95-р «О признании утратившим силу распоряжения заместителя Председателя Правительства Московской области от 22.04.2020 № 28-р «Об утверждении Стандарта организации работы на строительных площадках в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[22] Приказ департамента здравоохранения города Москвы от 25.09. 2020 № 1117 «О реализации отдельных положений указа Мэра Москвы от 25.09. 2020 № 92-УМ «О внесении изменений в правовые акты города Москвы» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

[23] Указ Мэра Москвы от 11.04. 2020 №43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве»,

[24] Постановление Губернатора МО от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирус-

ной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.09.2020).

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii(prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs] / Infor-macionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[2] Oblastnoj zakon Rostovskoj oblasti ot 29.05.1996 № 19-ZS (red. ot 06.05.2019) «Ustav Rostovskoj oblasti» (prinyat ZS RO 19.04.1996) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[3] Konstituciya CHechenskoj Respubliki (prin-yata na referendume 23.03.2003) (red. ot 10.01.2020) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[4] Ustav Voronezhskoj oblasti ot 07.06.2006 (red. ot 13.07.2020) «Ustav Voronezhskoj oblasti» (prinyat Voronezhskoj oblastnoj Dumoj 25.05.2006) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[5] Konstituciya Respubliki Adygeya ot 10.03.1995 (prinyata sessiej ZS (Hase) - Parlamenta RA 10.03.1995) (red. ot 31.07.2019) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Kon-sul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[6] Konstituciya Respubliki Altaj (Osnovnoj Zakon) (prinyata Zakonom RA ot 07.06.1997 № 21-4) (red. ot 13.06.2018) [Elektronnyj resurs] / Informa-cionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[7] Konstituciya Respubliki Bashkortostan ot 24.12.1993 № VS-22/15 (red. ot 04.03.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu po istechenii perekhodnogo peri-oda, ustanovlennogo stat'ej 2 Federal'nogo zakona ot 28.12.2010 № 406-FZ) [Elektronnyj resurs] / Infor-macionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020)..

[8] Konstituciya Respubliki Tatarstan ot 06.11.1992 (red. ot 22.06.2012) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[9] Malinenko E.V. Konstitucii i ustavy sub»ek-tov Rossijskoj Federacii v sovremennyh realiyah// Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya.2018.№ 5.S.87-91.

[10] Konstituciya Respubliki Mordoviya (prinyata Konstitucionnym Sobraniem RM 21.09.1995)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

(red. ot 16.09.2020) [Elektronnyj resurs] / Informa-cionno-pravovoj portai «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[11] Zakon Kurganskoj oblasti ot 16.12.1994 № 1 (red. ot 31.08.2020) «Ustav Kurganskoj oblasti» (prinyat Kurganskoj oblastnoj Dumoj ot 01.12.1994) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portai «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[12] Putin V.V. Gubernatory dolzhny sami prini-mat' resheniya o dal'nejshih dejstviyah po koronavi-rusu, https://paperpaper.ru/papernews/2020/05/06/ putin-zayavil-chto-gubernatory-dolzhny-s/(data obrashcheniya: 20.09.2020).

[13] Barcic I.N. Konstitucionnye obychai: riski i sposoby upravleniya imi»// ZHurnal rossijskogo prava. 2020. № 2. S. 29-44.

[14] Zor'kin V.D.Bukva i duh Konstitucii//Rossi-jskaya gazeta.2018 09.10.

[15] Tihomirov Yu.A. Kak obespechit' effek-tivnost' zakona./Institut zakonodatel'stva i sravni-tel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. M.: Moskovskaya oblastnaya Duma. 2019. - 208 s.

[16] Putin V.V.Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu. 15.01.2020[Elek-tronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Kon-sul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020)..

[17] Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peter-burga ot 18.09. 2020 № 732 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga 13.03.2020 № 121» [Elektronnyj resurs] / Informa-cionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020)..

[18] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 25.08. 2020 № 1381-PP «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 24.03. marta 2020 № 212-PP «O merah ekonomicheskoj podder-zhki v usloviyah rezhima povyshennoj gotovnosti»» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[19] Ukaz Mera Moskvy ot 29.09.2020 № 94-UM

«O vnesenii izmeneniya v ukaz Mera Moskvy ot 8.06. 2020 № 68-UM» [Elektronnyj resurs] / Informa-cionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[20] Ukaz Glavy Respubliki Adygeya ot 18.09. 2020 № 138 «O vnesenii izmenenij v Ukaz Glavy Respubliki Adygeya ot 18.03. 2020 № 27 «O vvedenii rezhima povyshennoj gotovnosti».

[21] Rasporyazhenie zamestitelya Predsedate-lya Pravitel'stva MO ot 07.08.2020 № 95-r «O prizna-nii utrativshim silu rasporyazheniya zamestitelya Predsedatelya Pravitel'stva Moskovskoj oblasti ot 22.04.2020 № 28-r «Ob utverzhdenii Standarta organizacii raboty na stroitel'nyh ploshchadkah v celyah nedopushcheniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Kon-sul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[22] Prikaz departamenta zdravoohraneniya goroda Moskvy ot 25.09. 2020 № 1117 «O realizacii otdel'nyh polozhenij ukaza Mera Moskvy ot 25.09. 2020 № 92-UM «O vnesenii izmenenij v pravovye akty goroda Moskvy» [Elektronnyj resurs] / Informa-cionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

[23] Ukaz Mera Moskvy ot 11.04. 2020 №43-UM «Ob utverzhdenii Poryadka oformleniya i ispol'zovaniya cifrovyh propuskov dlya pered-vizheniya po territorii goroda Moskvy v period dejst-viya rezhima povyshennoj gotovnosti v gorode Moskve»,

[24] Postanovlenie Gubernatora MO ot 12.03.2020 № 108-PG «O vvedenii v Moskovskoj oblasti rezhima povyshennoj gotovnosti dlya organov upravleniya i sil Moskovskoj oblastnoj sistemy pre-duprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij i nekotoryh merah po predotvrashcheniyu rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-2019) na territorii Moskovskoj oblasti» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 20.09.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.