Ефименко Виктория Павловна «К вопросу технологического исследования в региональных реставрационных мастерских России»
К ВОПРОСУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ
РОССИИ
Ефименко Виктория Павловна, реставратор станковой живописи 1-й категории, БУК «Музей имени М. А. Врубеля»
Аннотация. Известно, что произведение искусства способно вызывать у зрителя эстетическое наслаждение, вдохновлять. Но прежде всего оно является идентификатором культуры. Соответственно, культурные ценности оберегаются современными носителями культуры, для того чтобы сохранить и передать их уникальность своим потомкам. Одним из способов сохранения памятников искусства является их реставрация. Главной задачей реставратора является обеспечение стабильной сохранности произведения. В процессе предреставрационного изучения памятника истории и культуры выявляются особенности его материала и технологии. Современная реставрационная деятельность основывается на научных подходах. Ключевые слова: культурные ценности, реставрация, технологии.
TECHNOLOGICAL RESEARCH IN REGIONAL RESTORATION WORKSHOPS IN RUSSIA
Efimenko Victoria Pavlovna, restorer of easel painting of the 1st category, BUK «Museum named after M. A. Vrubel»
Annotation. It is known that a work of art is capable of evoking aesthetic pleasure in the viewer and inspiring. But above all, it is a culture identifier. Accordingly, cultural values are protected by modern cultural bearers in order to preserve and pass on their uniqueness to their descendants. One of the ways to preserve art monuments is to restore them. The main task of the restorer is to ensure the stable preservation of the work. In the process of pre-restoration study of the historical and cultural monument, the features of its material and technology are revealed. Modern restoration activities are based on scientific approaches. Key words: Cultural values, restoration, technologies.
шШ
I ироко известно, что произведение искусства способно вызывать у зрите-I ля эстетическое наслаждение, воодушевлять к деятельности, активности, _Ш_вдохновлять. Но прежде всего оно является идентификатором культуры. Соответственно, культурные ценности оберегаются современными носителями культуры, для того чтобы сохранить и передать их уникальность своим потомкам. Одним из способов сохранения памятников искусства является их реставрация.
Главной задачей реставратора является обеспечение стабильной сохранности произведения. Прежде чем приступить к выполнению реставрационных работ, исполнителю необходимо определить методы, с помощью которых он будет реализо-
№ 2, 2020 (9)
вывать продуманный им реставрационный проект. С выбором методики специалист определяется только после предреставрационного изучения предмета, то есть после проведения технологического исследования.
В процессе предреставрационного изучения памятника истории и культуры выявляются особенности его материала и технологии. Безусловно, свойства технологии показывают как индивидуальные приёмы автора, так и способы изготовления, присущие той эпохе и культуре, в которой жил художник.
Современная реставрационная деятельность основывается на научных подходах. Реставратор проводит предреставрационное изучение в конкретной последовательности и определяет набор видов исследований по необходимости. Комплекс применяемых видов исследований зависит от следующих факторов: времени исполнения произведения, используемых материалов, степени их разрушения и уровня инородных внедрений в памятник (поздних поновлений).
Обязательными видами предреставрационных исследований для всех произведений являются визуальный осмотр, анализ макроснимков фрагментов объекта художественного творчества. Иногда для реставрации незначительного уровня сложности достаточно ограничиться проведением вышеуказанных видов исследований. Например, для укрепления красочного слоя в местах его отставаний на этюде ХХ в. академического исполнения. В то же время для работы указанного временного периода, но выполненной в нетрадиционном материале, в частности, когда под основу картины использовано стекло или пластмасса, или красочная масса состоит не из масляных красок, то необходимо будет увеличить количество видов исследований: осуществить микроскопический осмотр, провести физико-химический анализ и т.д.
Произведениям ранних эпох, сохранившимся до наших дней, требуется более тщательное изучение реставратора. Это зависит не только от уважительного отношения к художественным ценностям прошлого, но, прежде всего, от состояния их сохранности. Именно эта категория объектов истории и культуры в большинстве не имеет стабильной сохранности. Как правило, они подвергались поздним вмешательствам. В некоторых случаях уровень поновлений настолько значительный и разновременной, что для определения степени авторства проводится несколько видов исследований, таких как, например, рентгенография, инфракрасное сканирование, исследование шлифов. Все эти виды изучения помогают специалисту рассмотреть структуру памятника послойно.
Безусловно, комплексное технологическое исследование произведения проводится в тех случаях, когда предполагается осуществление сложного уровня реставрации, предусматривающей глубокое внедрение в материальный объект.
Следовательно, качественно проведенные предреставрационные анализы напрямую влияют на выбор оптимальной методики восстановления произведения.
Одной из проблем современной реставрационной практики является то, что реставрационные мастерские региональных организаций по ряду объективных причин (географической удалённости, ограниченности финансирования и др.) не имеют возможности проводить полные технологические исследования произведений искусства. Зачастую мастерские не оснащены необходимым специальным оборудованием, таким как, например, рентген-аппарат, инфракрасный сканер, современный микроскоп с подключением к компьютеру. Осуществление физико-химических ана-
Ефименко Виктория Павловна «К вопросу технологического исследования в региональных реставрационных мастерских России»
лизов практически недоступно региональным реставрационным мастерским. Эти виды исследований памятников искусства - одни из самых дорогостоящих и требующих особого лабораторного оборудования и подготовленных специалистов. Поэтому проведение сложных технологических анализов практически доступно только крупным музеям. В нашей стране их немного, например, ФГБУК «Государственный Эрмитаж», ФГБУК «Государственный Русский музей», ФГБ «Всероссийское музейное объединение «Третьяковская галерея», ГБУК Москвы «Московский музей современного искусства».
Выходом из ситуации для реставраторов региональных организаций становится объединение сил: профессиональное сотрудничество и открытость между реставраторами различных мастерских организаций города; обращение в научные физико-химические лаборатории при университетах и предприятиях области; привлечение специалистов из центральных научных лабораторий страны.
Примером межмузейного сотрудничества может являться договорённость между ГБУК Москвы «Московский музей современного искусства» и БУК «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля» о совместном проведении технико-технологических исследований произведений из коллекций ООМИИ имени М.А. Врубеля. В 2018 г. была создана рабочая группа из специалистов двух музеев. В ходе совместной деятельности были отработаны механизмы проведения технико-технологического исследования произведений в условиях межмузейного сотрудничества, распределены обязанности внутри группы, разработан технологический паспорт.
Межмузейное сотрудничество ММСИ и ООМИИ имени М.А. Врубеля показало свою эффективность. Например, был уточнён состав технологического материала исследуемых произведений. Техника создания картины А.Г. Явленского «Портрет Дмитрия Явленского, брата художника» (ок. 1898 г., 70,7 х 58) с момента поступления в музей была определена как масло. По результатам анализов техника определилась более чётко - яичная темпера конца XIX - начала ХХ века.
Научно-исследовательская лаборатория ММСИ даёт возможность региональным музеям осуществлять недоступные ранее технологические исследования и в определённой мере способствует их развитию на местном уровне. Музейные специалисты получают возможность обмениваться профессиональным опытом. В 2020 г. началась работа по подготовке кадров для проведения физико-химических анализов учёными из ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет».
Значимость проведения технологических исследований нельзя недооценивать. Как было изложено выше, эффективные результаты предреставрационного исследования влияют на качество реставрации предмета искусства. Следует помнить, что в процессе технологического изучения и реставрации не исключена возможность атрибуции. Доказательным примером может служить реставрация полотна, поступившего в ООМИИ имени М.А. Врубеля как картина неизвестного художника «Портрет неизвестного с орденом Белого орла» (х., м., 99 х 77,5). В процессе удаления устойчивых загрязнений музейный реставратор В.А. Бекишева (1941-2014) обнаружила подлинную подпись и дату: «КапеУБ^ртх Warscawa 18___1». Фамилия автора и
часть даты способствовали установлению личности портретируемого И.Г. Девятья-ровой, хранителем коллекции русской живописи музея. (1)
№ 2, 2020 (9)
К.К. Каневский «Портрет П.А. Ширинско-го-Шихматова» (1861 г, х., м., 99 х 77,5. «Музей имени М.А. Врубеля»)
А.Г. Явленский «Портрет Дмитрия Явлен-ского, брата художника» (ок. 1898 г., х., м., 70,7х 58. «Музей имени М.А. Врубеля»)
Таким образом, следует помнить золотое правило, которое гласит, что подготовленные кадры и соответствующее техническое оснащение, а также их отлаженное взаимодействие обеспечивают высокое качество работы. Региональным реставрационным мастерским необходимо отстаивать свои профессиональные интересы, т.к. результат их деятельности связан с сохранением культурных ценностей региона, страны.
Примечание:
1. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Русская живопись XVIII - начала ХХвека (до 1917года): Каталог/М-во культуры Омской обл.; ООМИИ им. М.А. Врубеля; авт. ст. и сост. кат. И.Г. Девятьярова; науч. ред. Ф.М. Бурее-ва; ред. Л.К. Богомолова. - Омск: Издательско-полиграфический комплекс «Омскблан-киздат» (Торговая марка «Золотой тираж»), 2012. С. 85.