Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСТАВРАТОРОВ'

МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСТАВРАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
468
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РЕСТАВРАЦИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щипина Римма Владимировна

Цель исследования - раскрыть методические особенности описания произведений декоративно-прикладного искусства в профессиональном образовании реставраторов. Многокомпонентный характер объекта исследования определяет особенности методики описания произведений декоративно-прикладного искусства, соответствующей задачам формирования профессиональных компетенций реставраторов. Научная новизна заключается в определении специфики междисциплинарного подхода к описанию произведений декоративно-прикладного искусства в реставрационных документах, исторической справке на объект реставрации, а также в целях популяризации движимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Полученные результаты: обозначена область применения методов искусствознания в определении художественной и эстетической значимости произведений декоративно-прикладного искусства в диагностической экспертизе, применяемой в научной реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DESCRIBING WORKS OF DECORATIVE AND APPLIED ART IN RESTORERS’ PROFESSIONAL TRAINING

The research aims to reveal the methodological features of describing works of decorative and applied art in restorers’ professional training. The multicomponent nature of the research object determines the features peculiar to the methodology for describing works of decorative and applied art, which corresponds to the tasks of forming restorers’ professional competencies. Scientific novelty lies in identifying the specificity of an interdisciplinary approach to describing works of decorative and applied art in restoration documents, historical overviews of the object of restoration, as well as for the purposes of popularising movable objects of cultural heritage (historical and cultural monuments). The research findings are as follows: the scope of application of art studies methods in identifying the artistic and aesthetic significance of works of decorative and applied art in diagnostic examination used in scientific restoration has been outlined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСТАВРАТОРОВ»

rpornoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2901-2905 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2901-2905

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Методика описания произведений декоративно-прикладного искусства в профессиональном образовании реставраторов

Щипина Р. В.

Аннотация. Цель исследования - раскрыть методические особенности описания произведений декоративно-прикладного искусства в профессиональном образовании реставраторов. Многокомпонентный характер объекта исследования определяет особенности методики описания произведений декоративно-прикладного искусства, соответствующей задачам формирования профессиональных компетенций реставраторов. Научная новизна заключается в определении специфики междисциплинарного подхода к описанию произведений декоративно-прикладного искусства в реставрационных документах, исторической справке на объект реставрации, а также в целях популяризации движимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Полученные результаты: обозначена область применения методов искусствознания в определении художественной и эстетической значимости произведений декоративно-прикладного искусства в диагностической экспертизе, применяемой в научной реставрации.

EN

Methodology for Describing Works of Decorative and Applied Art in Restorers' Professional Training

Shchipina R. V.

Abstract. The research aims to reveal the methodological features of describing works of decorative and applied art in restorers' professional training. The multicomponent nature of the research object determines the features peculiar to the methodology for describing works of decorative and applied art, which corresponds to the tasks of forming restorers' professional competencies. Scientific novelty lies in identifying the specificity of an interdisciplinary approach to describing works of decorative and applied art in restoration documents, historical overviews of the object of restoration, as well as for the purposes of popularising movable objects of cultural heritage (historical and cultural monuments). The research findings are as follows: the scope of application of art studies methods in identifying the artistic and aesthetic significance of works of decorative and applied art in diagnostic examination used in scientific restoration has been outlined.

Введение

Обучение реставраторов произведений декоративно-прикладного искусства относительно недавно вошло в число профилей направления подготовки «54.04.04 Реставрация», соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, утвержденному Минобрнауки России от 12 августа 2020 г. № 125 (http://fgosvo.ru/news/21/1840), что ставит перед преподавателями высшей школы ряд задач, к числу которых относятся: определение методологических оснований учебного процесса и разработка методик преподавания дисциплин. Сложность их решения заключается в междисциплинарном характере современной научной реставрации, предполагающем системный подход, объединяющий как общенаучные методы, так и методы гуманитарных и точных наук. Практическая значимость публикации обусловлена возможностью применения ее результатов как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности реставраторов.

Основная часть

Понятие «объекта культурного наследия» получило свое определение в Международном законодательстве о культуре и в законодательстве Российской Федерации. Основанием для рассмотрения истории вопроса

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210452

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

2902

Теория и история искусства

являются документы Международного законодательства, к числу которых относятся Пакт Рериха, Афинская хартия (1976), Венецианская хартия (1998), Нарский документ о подлинности (2021). Ими определяются юридические аспекты деятельности по сохранению памятников истории и культуры и методология научной реставрации. Важнейшим документом Международного законодательства является Венецианская хартия, которая называет памятники истории и культуры «духовными посланиями прошлого». На духовно-нравственное значение деятельности по сохранению культурного наследия указывает Этический кодекс Европейской Конфедерации Организаций консерваторов-реставраторов (Е.С.С.О. - Е.К.О.К.) (1993).

В Нарском документе обозначены критерии подлинности памятника истории и культуры, имеющие исключительное значение для атрибуции и экспертизы музейных предметов и коллекций, историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия и для диагностической экспертизы объектов в реставрации. Понятие «диагностической экспертизы» введено Этическим кодексом Европейской Конфедерации Организаций Консерваторов-реставраторов, оно обозначает определение реставратором состава и состояния объекта реставрации. Кодекс указал на роль реставратора как эксперта культурных ценностей и подчеркнул, что он не является ни художником, ни ремесленником, так как не создает ничего нового, но сохраняет памятники культуры прошлого.

Понятие «объект культурного наследия» отражено законодательством о культуре Российской Федерации в главе V Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002; 2018) и в «Положении о государственной историко-культурной экспертизе», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (2009). Объекты культурного наследия - это «объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства...» (Об объектах культурного наследия..., 2002). Определение объекта культурного наследия позволяет решить методический вопрос: произведения декоративно-прикладного искусства должны рассматриваться во взаимосвязи с недвижимыми объектами культурного наследия в аспекте синтеза искусств.

В реставрации областью применения описаний объектов культурного наследия являются документы, научная литература и популяризация культурного наследия с целью его сохранения. Описания произведений декоративно-прикладного искусства в искусствоведческих исследованиях далеко не полностью соответствуют надобностям реставрации, так как в ней применяются комплексные междисциплинарные исследования объекта культурного наследия, опирающиеся на общенаучные методы и специально-научные методы гуманитарных, естественных и точных дисциплин.

Описания объектов культурного наследия подчиняются требованиям, предъявляемым к научной литературе как совокупности трудов и письменных сообщений об исследованиях и открытиях, сделанных в результате применения научных методов. Научная литература информирует научное сообщество о цели, методах, ходе и результатах исследований, теоретических обобщениях и выводах, а также о значимости открытий и области их практического применения.

Стиль научной речи варьируется от собственно-научного стиля до научно-технического, с одной стороны, и научно-популярного - с другой. В зависимости от цели и задач исследования будут преобладать методы и профессиональная лексика или истории, или культурологии, или искусствоведения, сообщая окрашенность собственно-научному стилю. Так, например, интерпретация художественного образа с использованием экфрасиса как метода искусствознания подчинена правилам риторики и допускает применение тропов, которые неуместны в собственно-научном стиле, стремящемся к высокой информативности, лаконизму, логической упорядоченности текста, объективной констатации фактов.

Реставрация опирается на опыт химии и физики, поэтому применяется научно-технический стиль в описании состава и состояния сохранности объекта реставрации по данным технико-технологических исследований, методики реставрации и ее практического применения. В нем используются узкоспециальные термины, названия оборудования, приборов, материалов. Нередко возникает необходимость обращаться к терминологическим словарям при работе с источниками, изданными на иностранных языках (Шлыкова, 2014). Стилистическая и жанровая однородность текста может быть нарушена, так как в реставрации используются старинные первоисточники: трактаты, рецептурные и ремесленные книги; к их числу, например, относится знаменитый трактат пресвитера Теофила «Записка о разных искусствах» (1963).

Экспрессивность, эмоциональная и художественная выразительности речи уместны в популяризации объектов культурного наследия; в этом случае следует избегать профессиональной лексики.

Научно-исследовательская работа предшествует проектным работам, с нее начинается подготовка к реставрации объекта культурного наследия, она проводится на всех этапах реставрации (Бобров, 2004), согласно техническому заданию, с целями проработки всех проблем, связанных с состоянием объекта реставрации, формирования концепции реставрации, обоснования программы реставрационных работ и методики реставрации.

Сохранение объектов культурного наследия в силу его важности получило отражение в документации. Описание объектов культурного наследия и произведений искусства подчиняется общим требованиям к документам и административному деловому этикету. Структура документов определяется формой установленного образца, заполнение которой детализируется в методических рекомендациях. При заполнении документов применяется официально-деловой стиль письменной речи, он регламентирован, исключает субъективность, разночтения; образность в нем не применяется. Для логики реставрационных описаний важен

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12

2903

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56891.1-2016. Сохранение объектов культурного наследия: термины и определения (2016).

Необходимо представлять структуру документирования объектов культурного наследия. В Российской Федерации объекты недвижимого культурного наследия заносятся в Реестры недвижимого культурного наследия: государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры; реестр выявленных объектов недвижимого культурного наследия; реестр объектов историко-градостроительной среды; реестр зон охраны и заповедных территорий. Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры включает правовую и нормативную документацию, организационно-методическую, учетную, научно-проектную, исходно-разрешительную, договорную и планово-финансовую, информационно-справочную и аналитическую документацию.

Основным учетным документом объекта культурного наследия является паспорт объекта культурного наследия. Документ заполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению паспорта объекта культурного наследия (2010). Приложениями к паспорту являются опись движимых объектов культурного наследия, неотъемлемых от недвижимого объекта, и историческая справка на объект культурного наследия; она же применяется как обоснование акта историко-культурной экспертизы, согласно которому объект включается в Реестр. Специалист, составляющий историческую справку, несет персональную ответственность за достоверность приведенных в ней сведений.

Историческая справка на объект культурного наследия - это «текстовые материалы по истории создания и видоизменения объекта культурного наследия, подготовленные по результатам изучения исторических -письменных, графических - и библиографических источников» (Национальный стандарт., 2016).

Особенность Исторической справки состоит в том, что она одновременно является и документом, и научным отчетом, в котором подводится итог всесторонним исследованиям объекта культурного наследия.

Историческая справка включает список первоисточников и источников; введение; содержательную часть, поделенную на ряд тематических рубрикаций (разделов, глав, параграфов). Общим для разных типов справок будет обозначение основных этапов истории объекта от момента его создания (в случае, если он не документирован, то от момента первого его письменного упоминания) до настоящего времени; анализ архивного фонда, анализ библиографического фонда, анализ предшествующих исследований, описание состояния сохранности объекта на момент составления исторической справки; итог настоящего исследования; список иллюстраций, альбом иллюстраций, в котором отражена историческая иконография объекта реставрации.

Реставратор в своей профессиональной деятельности опирается на сведения Исторической справки на недвижимый объект культурного наследия, откуда происходит поступившее на реставрацию произведение декоративно-прикладного искусства. В свою очередь он составляет Историческую справку на произведение декоративно-прикладного искусства, которая прилагается к реставрационному паспорту. Справка составляется на основе дополнительных архивных, музейных, библиографических исследований, уточняющих историю произведения. Она включает в свой состав результаты стилистических, иконографических и иконологических исследований и итоги технико-технологический исследований. При необходимости проводится атрибуция произведения.

Назначение Исторической справки заключается в том, чтобы выявить историческую, мемориальную, художественную, эстетическую, духовную значимость и уникальность объекта реставрации и охарактеризовать подлинность произведения, так как ее сохранение является целью профессиональной деятельности консерватора-реставратора. Описания объекта реставрации заносятся в Дневник реставратора, Реставрационный паспорт, Паспорт реставрации памятника истории и культуры.

Специфика описания в научной реставрации обусловлена приоритетным вниманием к материалам произведений декоративно-прикладного искусства. Основными материалами являются керамика, стекло, металл, камень, дерево, ткань, кость, рог, кожа, мех. Сложность заключается в том, что в одном произведении могут соединяться разные материалы, что потребует разработки комплексной методики реставрации. Декоративно-прикладное искусство отличается также и тем, что в создании разных частей одного предмета может быть задействована мастерская, а именно, несколько мастеров, что осложняет вопросы атрибуции, поэтому описание потребует особой тщательности.

В кратком описании произведения декоративно-прикладного искусства, поступившего в реставрационную мастерскую, указываются: инвентарный номер (в случае, если произведение поступило из музея); порядковый номер в книге поступлений реставрационной мастерской; название произведения; автор (школа) или производитель; время создания; материал; техника исполнения; размер (и вес для отдельных видов декоративно-прикладного искусства); надписи, подписи, даты; клейма, штампы, другие знаки; происхождение произведения; его связь с недвижимым объектом культурного наследия; атрибуции; предшествующие реставрации; место постоянного хранения; владелец произведения.

При описании состава произведений декоративно-прикладного искусства следует ориентироваться на научные каталоги музеев, методические рекомендации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, разработку научного коллектива Российского этнографического музея «Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология» (2017). В этом издании представлены классификаторы музейных предметов по тематическому признаку, классификаторы материалов, стандарты унифицированного описания, понятийные словари материалов и технических приемов изготовления предметов традиционной бытовой культуры.

Для исследования декоративно-прикладного искусства применяются научные методы истории и культурологии, привлекается историко-культурный контекст, поскольку функция (предназначение произведения

2904

Теория и история искусства

декоративно-прикладного искусства) связана с его происхождением, производством, бытованием. Функция определяющим образов влияет на конструкцию (основные ее элементы и их соединения), выбор пригодных для конструкции материалов и способов их обработки. Исследование материальной структуры объекта реставрации может потребовать привлечения технико-технологических методов исследования (разрушающих и неразрушающих).

Бытование произведения декоративно-прикладного искусства определяет и его образно-стилистическое решение, и соответствующие ему приемы и способы создания художественного единства. Методы искусствоведения применяются для исследования объекта реставрации как произведения искусства в контексте общей истории искусств и истории декоративно-прикладного искусства, художественных особенностей школы, мастерской, творческой манеры мастера. Эстетический аспект произведения, его уникальность и, согласно Нар-скому документу (2021), подлинность замысла, авторства, окружения, должны быть осмыслены реставратором как экспертом культурных ценностей и внесены в описание. При всей сжатости описаний категорически недопустимо жертвовать уникальными особенностями произведения искусства в пользу какой бы то ни было унификации, тем более не следует отождествлять описание в документе, которому присущ официально-деловой стиль и применение регламентированных терминов и выражений, с тонкими описаниями, применяемыми в стилистических, иконографических, иконологический исследованиях, экфрасисе и др.

Нужно очень точно фиксировать не только особенности произведения, но и, казалось бы, частные и отрывочные сведения об истории его происхождения и бытования, а также легенду объекта реставрации (сведений, записанных при поступлении в частное или музейное собрание), так как они могут оказаться решающими в атрибуции памятника.

Следы бытования могут быть связаны с исторической или мемориальной значимостью объекта реставрации, патина времени сохраняется реставратором. Для описания состояния сохранности объекта реставрации необходимо знать виды, причины и следы характерных повреждений: естественное старение веществ и материалов; разрушение под воздействием окружающей среды; биологические повреждения; механические повреждения; технологические причины; нарушение технологических норм реставрации. Обособляются антропогенные и техногенные факторы воздействия на объект реставрации (Национальный стандарт..., 2016). Реставратор должен знать характерные виды повреждений каждого материала, примененного для создания данного произведения, для отчетливого описания его состояния сохранности.

Состояние сохранности объекта реставрации может быть отражено не только словесным описанием, но и графическим в виде картограммы повреждений. Для составления картограммы выполняются: графическая схема произведения (при необходимости схемы в нескольких проекциях); локализуются виды повреждений посредством различных штриховок и заливок цветом, которые поэтапно наносятся на схему произведения; условные значки с поясняющими подписями соответствия условных обозначений видам повреждений помещаются в правом нижнем углу картограммы. Состояние сохранности объекта реставрации подлежит обязательной фотофиксации на момент поступления в реставрационную мастерскую, на каждом этапе консервационно-реставрационных мероприятий и по их завершении. Конечной целью описаний является сохранение подлинности произведения декоративно-прикладного искусства.

Заключение

Описание произведений декоративно-прикладного искусства предполагает, что студент способен выявить уникальные особенности произведения, тонко и точно их назвать, определяя художественную значимость объекта реставрации. Владение профессиональной терминологией не должно вызывать затруднений как при описании стилистических характеристик, так и при описании материалов, конструкции, ее элементов и способов их соединения, отделки поверхности, элементов декора, видов повреждений и их локализации. Методики обучения бакалавров строятся как движение от простого к сложному и одновременно от общего к частному, что повышает ответственность педагога за разработку методик контактной работы со студентами и организацию их самостоятельной работы.

Источники | References

1. Афинская хартия (принята четвёртым конгрессом CIAM, Афины, 1933) / сост. Ле Корбюзье; пер. с франц. Ж. Розенбаума; послесл. Ю. Бочарова, А. Раппапорта. М.: Стройиздат, 1976.

2. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия / М-во культуры Рос. Федерации; Всерос. художеств. науч.-реставрац. центр им. И. Э. Грабаря; Гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств РФ. М.: Эдсмит, 2004.

3. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия) (принята на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, Венеция, 1964) // Вестник реставрации музейных ценностей. 1998. № 1.

4. Методические рекомендации по заполнению паспорта объекта культурного наследия. 2010. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104179/c7b7d0ab778424342e50e3a37d958ee14bda4fd7/

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12

2905

5. Нарский документ о подлинности. 2021. URL: https://ozlib.com/927199/iskusstvo/narskiy_dokument_podlinnosti

6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56891.1-2016. Сохранение объектов культурного наследия: термины и определения. 2016. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200133115

7. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 (последняя редакция). 2002. URL: https://base.garant.ru/ 12127232/

8. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 (с изменениями на 03.08.2018) // Собрание Законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2018. № 43.

9. Положение о государственной историко-культурной экспертизе: утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569. 2009. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89750/4fb 820353791a047158862d7872f6b74909faa54/

10. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: в 2-х кн. СПб.: Нестор-История, 2017. Кн. 1. Общая методика атрибуции этнографического памятника. Классификаторы. Понятийные словари.

11. Теофил, пресвитер. Записка о разных искусствах / пер. А. А. Морозова, ред. и прим. А. В. Винера // Сообщения Всесоюзной Центральной Научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей. М., 1963. № 7.

12. Шлыкова Т. В. Художественная керамика и стекло. Реставрация. Хранение. Исследование: англо-русский и русско-английский терминологический словарь-справочник / Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. СПб.: СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, 2014.

13. Этический кодекс Европейской Конфедерации Организаций консерваторов-реставраторов (E.C.C.O. - E.K.O.K.). 1993. URL: http://www.art-atelier.ru/index.php?id=8&cat=22&lib=388

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Щипина Римма Владимировна1, к. филос. н. 1 Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Shchipina Rimma Vladimirovna1, PhD 1 St. Petersburg State Institute of Culture

1 rimma107@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 28.09.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.

Ключевые слова (keywords): методика описания; декоративно-прикладное искусство; реставрация; диагностическая экспертиза; художественная значимость; description methodology; decorative and applied art; restoration; diagnostic examination; artistic significance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.