Научная статья на тему 'К вопросу становления когнитивной лингвистики: источники и этапы формирования'

К вопросу становления когнитивной лингвистики: источники и этапы формирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3027
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петько Н.В.

В данной статье рассматриваются источники и этапы формирования когнитивной лингвистики как относительно новой и самостоятельной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history background of cognitive linguistics: main sources and stages of its foundation

In this article the main subject to discuss is a general historic presentation about the stages and the sources of formation of cognitive linguistics as the independent domain of knowledge.

Текст научной работы на тему «К вопросу становления когнитивной лингвистики: источники и этапы формирования»

УДК 801

Н.В. Петько

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ КОГНИТИВНОИ ЛИНГВИСТИКИ: ИСТОЧНИКИ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ.

В данной статье рассматриваются источники и этапы формирования когнитивной лингвистики как относительно новой и самостоятельной дисциплины.

динамики развития и формирования когнитивной лингвистики как самостоятельной и относительно новой лингвистической дисциплины.

Зарождение когнитивной науки и распространение когнитивного направления в конце ХХ века явилось знаменательным событием в становлении когнитивной лингвистики. Не смотря на свою новизну, когнитивная наука имеет богатую предысторию. Человеческим интеллектом, закономерностями мышления, источниками знания и процессами его достижения издавна занималась логика, философия, физиология, психология. Но в рамках когни-тивистики старые вопросы зазвучали по-новому, развиваясь, дополняясь, интерпре-тируясь и переосмысливаясь в связи с появлением в современной науке новых парадигм научного знания.

Конец прошлого столетия характеризуется бурным развитием теории информации, что привело к многочисленным исследованиям, теоретическим и опытным заключениям в области точных наук, таких, как физика, математика, кибернетика, информатика, биология и т.д. и повлекло за собой развитие целого ряда дисциплин, изучающих получение, переработку и сохранение информации. Одной из таких дисциплин стала когнитивная наука или когнитология, ставшая одной из составляющих современной когнитивной лингвистики, пересмотревшей старые традиционные категории для описания и объяснения структуры и содержания языковых единиц и поставившей во главу угла познание, восприятие, осмысление, отражение, наблюдение, мышление, речь, воображение и другие психические процессы.

Интеллектуальный климат 50 - 60-х годов за рубежом был ознаменован взрывом интереса к процессам мышления, вы-

В настоящее время, в связи с утверждением антропоцентрической парадигмы в лингвистике, пристальное внимание исследователей приковано к изучению взаимодействия и взаимозависимости языка и мышления человека, роли языка в процессах познания нового, становления и развития человеческих знаний о мире.

Поворот к проблеме "человек в языке" обусловил появление когнитивной лингвистики, магистрального направления в языкознании ХХ-ХХ1 веков, занимающегося изучением особенностей кодирования, усвоения, обработки и трансформации информации с помощью языковых знаков [3].

Когнитивная лингвистика - одна из сторон познания лингвистической реальности, пронизывающая собой все сферы человеческого бытия, складывается в последние два десятилетия ХХ века, переживая период становления и интенсивного развития. С когнитивной лингвистикой связаны новые акценты в понимании языка, открывающие широкие перспективы его видения во всех разнообразных и многообразных связях с человеком, его интеллектом, результатами восприятия мира и ролью в духовно-практической деятельности индивида и общества в целом.

В наши дни когнитивные исследования стали неотъемлемой частью современной лингвистической науки. Вышедшие по данной проблематике монографии, коллективные труды и отдельные статьи А.П. Бабушкина, Н.Н. Болдырева, Е.С. Кубряко-вой, З.Д. Поповой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина, В.Н. Телия и других исследователей содержат важные теоретические положения по вопросам аккумулирования, структурирования, хранения в языке наших знаний о мире, что имеет огромную научную ценность и приближает нас к пониманию сути языковой коммуникации.

Однако представляется достаточно интересным рассмотрение исторической

© Петько Н.В., 2006

званный целым рядом обстоятельств, связанных с ситуацией послевоенных лет, последствиями миграции ученых в США, легкостью налаживания научных контактов и их возрастающей потребностью. Не удивителен тот факт, что когнитивная наука зарождается именно в США вскоре после второй мировой войны, где были собраны лучшие ученые Германии и всей Европы. Кроме того, правительство и Министерство обороны США выделяли огромные деньги на научные исследования и, в том числе, на изучение проблем быстрой коммуникации, развитие акустических лабораторий и разработку совершенных каналов связи.

В 50-х годах ХХ века Р.Оппенгеймер, известный американский физик, один из создателей атомной бомбы, председатель генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США, директор Института фундаментальных исследований в Принстоне, начав ряд новых разработок в области теоретической физики приходит к выводу, что решение многих проблем зависит не только от выработки нового инструментария и методов исследования, но и появления новых вычислительных машин. К обсуждению этих вопросов Оппенгеймер приглашает крупнейших психологов (Дж. Миллер), кибернетиков (Н. Винер), специалистов по математическому моделированию, по теории информации, языковедов (Р. Якобсон, Н. Хомский). Выясняется, что мощное воздействие на все, что происходит в науке, оказывает человек, программируя, планируя свои действия, влияя на рост и прогресс знаний.

Так в науке зарождается антропоцентрическая парадигма научного знания, которая обращается от простого описания научных проблем и явлений к пониманию роли человека и его сознания. Кроме того, в центре внимания ученых оказывается язык человека как самый высокий уровень, на котором информация, полученная по разным каналам, обрабатывается воедино, интегрируется, осмысляется, категоризирует-ся и классифицируется. Формируется понимание того, что лучший доступ к сознанию - это не только наблюдение за предметно-познавательной деятельностью человека, но и наблюдение за языком как формой отражения и выражения мыслительных процессов. Тот факт, что через язык чело-

век получает основные сведения о мире, и именно на языке отражает знания в учебной, публицистической и художественной литературе воспринимался и воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся и привычное. Однако, за всем за этим стоит мыслительная деятельность, определенные когнитивные процессы - это и определило появление и интенсивное развитие когнитивной науки.

«Днем рождения» когнитивной науки можно считать 11 сентября 1956 года, когда в городе Кембридж штата Массачусетс открылся семинар по теории информации, где были зачитана работа Ньюэлла и Саймона "Logic Theoretic", в которой исследовались процессы принятия административных решений (впоследствии эта работа была удостоена Нобелевской премии по экономике). Другой американский профессор, Дж. Бру-ннер, впервые начинает читать лекции о природе когнитивных процессов в Гарвардском университете, где в 1960 году совместно с Дж. Миллером организует первый центр когнитивных исследований.

Термин «когнитивная наука» (англ. cognitive science) был введен для обозначения определенного круга научных дисциплин, объединившихся для совместного изучения процессов, связанных с получением, обработкой, хранением, использованием, организацией и накоплением структур знания, а также с формированием этих структур в мозгу человека. Главной темой когнитивных исследований того времени стало изучение человека, как «канала коммуникативной связи», получающего извне некую информацию, зафиксированную в языковых формах, обрабатываемую и перерабатываемую для использования и создания новой. Ядром этих исследований становится постепенно лингвистика.

Когнитивные исследования 60-х годов, затронув практически все отрасли научного знания, не могли не внести революционных изменений в науку, занимающуюся изучением ментальных процессов, предопределяющих и руководящих человеческим поведением - психологию.

Когнитивная психология (лат. cognitio - знание, познание) заявила о себе в конце 50-х начале 60-х гг. ХХ века первоначально как наука о процессах отражения в моз-

гу человека окружающего мира и преобразовании его органами чувств.

До появления когнитивной психологии в ее современном виде психологи уже пытались заниматься проблемами познания. Примерно 125 лет назад стали происходить первые попытки изучать мышление не только философскими, но и научными методами. Немецкая школа изучала сознание при помощи интроспекции (подробного описания испытуемыми содержания своего сознания). Американская школа (бихе-виористы), наоборот, отрицала исследование всяких феноменов сознания, отличных от непосредственной деятельности. В погоне за объективностью бихевиористы отрицали научную значимость таких, по их мнению, субъективных понятий, как "ощущение", "образ", "желание", "мышление" и т.п.

В итоге, интроспективный метод умер, не сумев разрешить споры о существовании и содержании "невербального мышления". Господствующий в то время в США бихевиоризм пал, когда стало окончательно ясно, что " житейским" понятиям внимания, восприятия, пространственного воображения соответствуют объективные процессы, и эти процессы поддаются изучению.

«Отцом-основателем» нового когнитивного направления в психологии считается американский психолог Ульрик Найс-сер, книга которого «Когнитивная психология» в 1967 открыла новое исследовательское поле - процесс познания.

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы - память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание. Для когнитивной психологии становится существенным подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. представлений о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы.

Известно, что лингвистика на протяжении своего развития трижды, сталкива-

ясь с психологией, обогащалась ею, но, несмотря на это, взаимодействие лингвистов и психологов наталкивалось на серьезные преграды: трудно найти две гуманитарные науки, различающиеся по своей методологии столь же сильно, как лингвистика, входящая в своего рода «семиотический цикл» дисциплин, и психология, тяготеющая к «физическому» циклу наук.

Когнитивная психология стала одним из важнейших источников формирования когнитивной лингвистики, так как функционирование языка действительно опирается на психологические механизмы, ибо язык является важнейшим звеном в накоплении и сохранении категоризированного опыта взаимодействия человека с миром, или знания, а так как основу всякого опыта составляет восприятие и память, то изучение познания и языка невозможно без учета особенностей перцептивных процессов, которые исследуются в рамках психологии. Следовательно, влияние когнитивной психологии привело к смещению научных парадигм в исследованиях языка, ставшего формой отражения и выражения мыслительных процессов в рамках когнитивной лингвистики.

Таким образом, в конце прошлого века назрела необходимость посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека, не только как средства, обеспечивающего наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам, но и как средства вербализации ментальных процессов, благодаря которому мы знаем о структурах сознания и которое позволяет нам описать их на любом естественном языке.

В результате взаимосвязи лингвистики с быстро развивающейся когнитологией, а также при непосредственном участии когнитивной психологии сформировалась совершенно новая область исследования - когнитивная лингвистика (англ. cognitive linguistics).

Официальным рождением когнитивной лингвистики стал симпозиум весной 1989 года в Дуйсбурге, организованный Рене Дирвеном и другими европейскими учеными, на котором было объявлено о создании Международной Когнитивной Лингвистической Ассоциации, подготовке журнала «Когнитивная лингвистика» и се-

рии монографий «Исследования по когнитивной лингвистике».

Когнитивная лингвистика возникает как научное направление, которое отвечает на те же вопросы, что и когнитивная наука, но только в их непосредственной связи с языком. При этом когнитивная лингвистика опирается не на изучение изолированных языковых форм, а рассматривает их с позиции того, как они отражают эмпирическое видение мира человеком, способы его концептуализации в языке, общие принципы категоризации и механизмы обработки информации, включающие в себя весь познавательный опыт и влияние окружающей среды.

За несколько десятилетий своего существования когнитивная лингвистика прошла несколько этапов своего развития.

Термин «когнитивная грамматика» был впервые введен в 1975 году в статье Дж. Лакоффа и Г. Томпсона «Представляем когнитивную грамматику». Следует пояснить, что в США, где зародилась когнитивная лингвистика, и в англоязычной лингвистике более принятым считается термин «когнитивная грамматика» для обозначения данной отрасли знания.

В 1987 году были опубликованы первый том «Оснований когнитивной грамматики» Р. Лангакера (второй - в 1991), а также этапные для данного направления книги «Женщины, огонь и опасные предметы» Дж. Лакоффа и «Тело в мышлении» (англ. The Body in the Mind) М. Джонсона. Этапными в развитии когнитивной грамматики были в 80-годах ХХ века статьи Л. Талми, Ч. Филлмора и У. Чейфа.

До начала 90-х годов ХХ века когнитивная лингвистика представляла собой совокупность индивидуальных исследовательских программ, слабо связанных или вовсе не связанных между собой. Это исследовательские программы Дж. Лакоффа, Р. Лангакера, Т. ван Дейка (Нидерланды), Дж. Хэймана (Канада) и др.

В середине 90-х годов в Европе уже вышли первые учебники по когнитивной лингвистике: Ф. Унгерер и Х.-Й. Шмидт «Введение в когнитивную лингвистику» (1996), Б. Хайне «Когнитивные основания грамматики» (1997).

На русском языке впервые когнитивная грамматика была представлена отече-

ственному читателю в обзоре В.И. Герасимова (1985). Отечественная когнитивная лингвистика начала развиваться с 80-х годов прошлого столетия. В ее формировании важную роль сыграли следующие публикации работ по моделированию понимания естественного языка: русские переводы книг Т. Виноградова «Программа, понимающая естественный язык» (1976, оригинал 1972) и Р. Шенка с коллегами «Обработка концептуальной информации» (1980, оригинал 1975), а также Х11-й том «Нового в зарубежной лингвистике», специально посвященный данной тематике.

В 1988 году в СССР появился ХХШ том в серии «Новое в зарубежной лингвистике», посвященный когнитивным аспектам языка, а в 1995 был издан сборник переводов «Язык и интеллект».

Весомый вклад в развитие отечественной когнитивистики внесли работы таких ученых, как Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, Ю.С. Степанов, И. А. Стернин, В.Н. Телия и др. Они постоянно подчеркивали в своих работах значение «человеческого фактора» в языке, а также тесную связь лингвистики с философией и психологией. Но до сих пор на всем постсоветском пространстве значимость термина «когнитивный» колеблется от приписывания всей современной научной парадигме названия «когнитивная» до бъявления термина «когнитивный» размытым и почти пустым.

Обобщающим трудом в отечественной когнитивной лингвистике стал вышедший под редакцией Е.С. Кубряковой «Краткий словарь когнитивных терминов» (1996), в котором собраны и систематизированы ключевые понятия общей когнито-логии и когнитивной лингвистики.

На современном этапе развития когнитивной лингвистики наблюдается перелом в сознании многих лингвистов. На первый план выдвигается решение таких проблем, как углубление наших представлений о скрытых механизмах языковой коммуникации, оптимизация процессов общения и степени выражения наших мыслей и чувств посредством языка. Сегодняшний подход к изучению языка настолько сложен и серьезен, что требует включенность в исследования таких дисциплин, как философия, ло-

гика, психология, культурология, этнология, социология и др.

В заключение следует отметить, что когнитивная лингвистика - одно из актуальных направлений научных разработок как у нас в стране, так и за рубежом. Несмотря на большое количество публикаций, эта наука находится на стадии становления, так как учеными еще не выработаны единые принципы решения такой сложной проблемы, как соотношение когнитивных процессов и языка, поэтому вопрос о том, как в человеческий мозг поступает информация, отражающая опыт социума, перера-

батывается, кодируется, вербализируется и используется для рационального решения задач жизнедеятельности людей остается открытым.

В настоящий момент когнитивные исследования стали неотъемлемой частью современной лингвистической науки. Однако, как и во всякой новой науке, переживающей период становления и интенсивного развития, в когнитивной лингвистике наблюдается большой разброс в понимании основных категорий, недостаточная определенность в самом предмете когнитивной лингвистики, неясность методов и т. д.

Литература

1. Герасимов В.И. К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные грамматические теории. М., 1985.

2. Касевич В.Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. СПб, 1998.

3. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.

4. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология -когнитивная наука // ВЯ, 1994, №4.

5. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.

The history background of cognitive linguistics: main sources and stages of its foundation

N.V. Petko

In this article the main subject to discuss is a general historic presentation about the stages and the sources of formation of cognitive linguistics as the independent domain of knowledge.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

УДК 801.3:802.0

Е.А. Журавлева

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛЕКСЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ КОНЦЕПТ «ДУША» В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматривается семантическая структура лексем, представляющих концепт «душа» в русском и английском языке, и проводится их сравнительный анализ с целью выявления сходств и различий интерпретации данного концепта представителями русскоязычной и англоязычной культур.

В современной науке большое внимание уделяется человеку и различным аспектам его бытия, также как и вопросам диалога культур. В изучении и первого, и второго важная роль должна быть отведена прежде

всего языку, поскольку именно он отражает коллективное сознание носителей той или иной культуры.

© Журавлева Е. А., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.