Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования транспортно - логистических услуг в регионе'

К вопросу совершенствования транспортно - логистических услуг в регионе Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ЛОГИСТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПРОЦЕССЫ / РАЗМЕРНЫЕ ЦЕПИ / ПРИМЕНЕНИЕ / ПРОДУКТ / ЦИКЛ ВРЕМЕНИ / SERVICE / LOGISTICS / IMPROVING / PROCESSES / DIMENSIONAL CHAINS / APPLICATION / PRODUCT / THE CYCLE TIME

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Гиссин Виталий Исаевич, Акопова Елена Сергеевна

В статье описана методика размерного анализа, которая может быть использована в качестве инструментария по совершенствованию процесса логистических услуг (транспортные, почтовые, курьерские).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Гиссин Виталий Исаевич, Акопова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes a technique of dimensional analysis, which can be used as a tool to improve the process of logistics services (transportation, postal, courier, etc.)

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования транспортно - логистических услуг в регионе»

В. И. Гиссин, Е. С. Акопова

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ

Аннотация

В статье описана методика размерного анализа, которая может быть использована в качестве инструментария по совершенствованию процесса логистических услуг (транспортные, почтовые, курьерские).

2012 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

This article describes a technique of dimensional analysis, which can be used as a tool to improve the process of logistics services (transportation, postal, courier, etc.)

Ключевые слова

Услуга, логистика, совершенствование, процессы, размерные цепи, применение, продукт, цикл времени.

Keywords

Service, logistics, improving, processes, dimensional chains, application, product, the

cycle time.

Сфера услуг представляет собой быстрорастущую отрасль экономики. Удовлетворение потребностей клиентов в разнообразных услугах на высоком культурном и качественном уровне является главной задачей предприятий сервиса. Качество услуг во многом зависит от характера взаимодействия работников сферы обслуживания и потребителей, а также от эффективности управления.

Получение качественных услуг имеет важное значение. Обычно при закупках сырья, оборудования, товаров признается, что услуга является фактором определения лучшей покупки. В этом случае неполный перечень составляющих услуг включает: техническое обеспечение, обучение покупателей, служащих, устранение неисправностей, проверку. Однако при выработке окончательного решения в подавляющем большинстве случаев первичным является оценка продукции, вторичным- услуга. К услугам можно отнести транспортные курьерские, почтовые, услуги утилизации, торговли.

Перемещение товаров различного назначения (пассажирские, грузовые перевозки ) ставят задачу сведения до минимума затрат на перевозку, удовлетворяя в то же самое время потребности в качественном обслуживании. Следует заметить, что перевозка - это составляющая логистики, состоящая из перемещения и хранения запасов продукции из места производства в место потребления. Одной из основных проблем,

возникающих в процессах доставки и требующих постоянного совершенствования, является проблема сокращения расходов и временного цикла в логистической цепи с целью повышения скорости оборота и конкурентоспособности логистических услуг.

В настоящее время существуют различные методики проектирования грузовых и пассажирских маршрутов автотранспорта, суть которых заключается в разработке перевозчиком схемы движения и расписания цикла движения, которое согласовывается с государственными службами, курирующими данное направление [1]. В ряде случаев при определении временного цикла выполняются хронометражные наблюдения, которые осуществляются по трассе обследуемого маршрута.

Хронометраж может проводиться как в характерные дни недели (будние, воскресные), так и по сезонам года. После проведения всех мероприятий маршрут утверждается. Как показывает

анализ, маршруты не всегда корректируются в процессе эксплуатации. Некоторые виды логистических услуг, таких как почтовые, устанавливают время цикла, превышение которого является нарушением. Как показали исследования, нарушения временных параметров могут достигать значительных величин (например, при перемещении простой письменной корреспонденции проис-

ходит увеличение времени доставки более чем у 30% отправленной корреспонденции). Следует отметить, что в

большинстве случаев процессы перемещения продукта не имеют нормативных значений, что сказывается на итоговой характеристике - цикле времени выполнения услуги.

С целью улучшения показателей процесса перемещения продукции,

предлагается рассматривать его в виде размерных связей. Такой подход позволит применить размерный анализ.

Исходя из теории размерных цепей, процесс перемещения транспортных средств или иные процессы можно представить замкнутым контуром, определяющим направление, время перемещения транспортного средства из одного пункта в другой.

Замкнутость размерной цепи приводит к тому, что размерные характеристики, входящие в размерную цепь, не могут назначаться независимо, так как назначение и точность, по крайней мере, одного из размеров определяются остальными. Размерная цепь состоит из звеньев, то есть из размеров, образующих размерную цепь. Звенья размерной цепи при решении задачи маршрутизации перевозок могут быть линейными, угловыми (рис. 1).

На рис. 1 приведен пример угловой размерной цепи движения транспорта по маршруту из пункта А в пункт В.

Рис.1 Угловая размерная цепь

А1, А2, А3, А4 - расстояния между промежуточными пунктами маршрута; А^ - замыкающее звено.

С помощью теории размерных цепей можно решить такие задачи, как:

- расчет времени маршрута;

- обоснование и расчет маршрутного цикла;

- корректировка маршрута;

-определение допустимых значений звеньев.

Для проведения размерного анализа, кроме размерной схемы движения транспорта составляется уравнение размерной цепи (с учетом условия замкнутости) (1).

^А1+^А2+.. .+^ш+пАт+п=0,

(1)

где Аі, А2, Ат+П - номинальные значения всех звеньев размерной цепи;

^1, ^2, ^т+п - коэффициенты, характеризующие расположение звеньев по величине и направлению.

Основное уравнение замыкающего звена представляет собой разность между суммой номинальных значений, увеличивающих и уменьшающих звеньев цепи (2).

т п

АЕ=Е АУв -Е аум ,

(2)

где т - число увеличивающих звеньев;

п - число уменьшающих звеньев.

В соответствии с теорией размерных цепей увеличивающим является звено, с увеличением которого замыкающее звено увеличивается. К уменьшающим звеньям относятся звенья, с увеличением которых замыкающее звено уменьшается.

В теории размерных цепей существуют две задачи: прямая и обратная, отличающиеся последовательностью расчетов.

Сущность прямой задачи состоит в том, что по заданному параметру исходного звена и допуску на него необходимо определить номинальные характеристики (параметры) и допуски всех составляющих звеньев. Данная задача относится к проектному расчету.

Решение задачи маршрутизации перевозок с применением теории размерных цепей имеет свою специфику, которая заключается в том, что по имеющимся методикам и нормативам определяются и закладываются характеристики и параметры маршрута движения транспортного средства из одного пункта назначения в другой.

Для решения задачи по совершенствованию маршрута перевозки грузов, пассажиров целесообразно использовать обратную задачу. Суть обратной задачи заключается в том, что по заданным номинальным параметрам и допус-

кам составляющих звеньев определяется номинальный параметр и допуск замыкающего звена.

Расчеты размерных цепей могут производиться двумя методами:

- методом максимума-минимума, когда участвуют только предельные отклонения составляющих звеньев;

- вероятностным методом.

При решении задачи, связанной с оценкой спроектированного маршрута, считается целесообразным р еш ать задачу методом максимума-минимума.

Решение обратной задачи методом максимума-минимума относительно замыкающего звена А£ предложено выполнять в следующей последовательности:

- составление схемы размерной цепи транспортного маршрута;

- простановка рекомендуемых предельных характеристик всех звеньев маршрута;

-определение предельных размеров замыкающего звена.

Составление схемы размерной цепи транспортного маршрута производится по составленному маршрутному листу (схеме), на котором указаны характеристики движения транспортного средства, запланированные остановки, допустимое (заданное) время стоянок .

По схеме движения транспортного средства составляется размерная цепь (рис.1), на которой определяется замыкающее звено. Определение предельных размеров замыкающего звена рассчитывается по формулам (3, 4):

m n

max = ^ Аув max - ^ Аум max

(3)

mn

A'Y] min = ^ Аув min - ^ Аум min

(4)

где A^max, A^min - предельные значения замыкающего звена;

Aувmax, Aувmin, Aумmax, Aумmin - соответственно увеличиваю-

щие и уменьшающие максимальные и минимальные параметры звеньев размерной цепи.

Из выражения (3) надо вычесть выражение (4), получится:

А^т&хА^т1п=(^Аутах-'^Аултах:)-(^Аулт1п'^Аултт

(5)

(6)

А І max- АІ min = TІ

где Т£ - допуск замыкающего параметра транспортного или иного маршрута.

Согласно теории размерных цепей допуск замыкающего звена линейных размерных цепей равен сумме допусков всех звеньев (7)

т+ п

ТI =1Т,

(7)

При расчете размерных цепей транспортного назначения рекомендуется оперировать средними отклонениями на замыкающее звено Дс, рассчитываемыми по формуле (8)

АБ + А1

Лс =

2

(В)

ние.

где AS - верхний предел;

ЛТ - нижний предел, или отклоне-

Предельные отклонения определяются согласно [2, 3]

ЛSE = ІЛSyв -ІЛІум

(9)

(10)

(11)

AIE = І Ліув -1 ASyм

ЛСЕ = І ЛCyв -1 ЛCyм

Представленные размеры замыкающего размерного звена можно определить в ыраже н ия ми ( 1 2 ), (13):

AL max = ^ AL + ASL

(12)

AL min = ^ AL + ATL

(13)

Верхнее и нижнее отклонение замыкающего параметра определяется согласно формуле (14), (15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

( 1 4)

(15)

ASE = ЛCE + - TE 2

ASE = ЛCE +1 TE 2

Рассматривается пример размерного анализа, проводимого с целью коррект иров к и м аршрута .

Решается задача маршрутизации перевозок по межгородскому маршруту с использованием теории размерных цепей, чтобы определить допустимые пределы нахождения транспортного средства на маршруте, так как и в расписании, и в нормативных документах эти характеристики отсутствуют.

При решении используется обратная з адача, что о бу словлено спроектированным маршрутом с установленными параметрами (табл.1).

Таблица 1. Нормативные параметры межгородского маршрута

Время,час Прямо Обратно Скорость Км/ч

В движении 4.56 4.56 Среднетехническая З9.7З

Обращения 5.0В 5.0В Сообщения ЗВ.1В

Оборота автобуса(без отстоя) Отстой 24.40 10.16 Эксплуатационная 11.22

Рис. 2. Параллельное расположение звеньев маршрута

Строится размерная цепь, которую надо привести к параллельному расположению звеньев (рис. 2) (см. выше).

Рассматриваемый межгородской маршрут утвержден с характеристиками, которые служат параметрами размерной цепи (таблица2).

Таблица 2. Характеристика маршрута с параметрами размерной цепи.

Пункт назначения Расстояние от начального пункта, км Время в пути, мин Допустимое время стоянки, Мин Допустимое время прибытия, мин

Начальный. пункт движения -

Остановка 1 10 14 2 А5 ±1

Остановка 2 12 3 2 А4±1

Остановка 3 34 32 1 А3±1

Остановка 4 49 27 1 А2±1

Конечный пункт назначения 98 1ч 12 мин А1±1

Рассматривая исходные данные маршрута, следует заметить, что для решения задачи с использованием размерных цепей этого недостаточно. Необходимо ввести условия соблюдения графика движения на маршруте, которые отсутствуют в паспорте маршрута. Такими условиями является не только время прохождения между пунктами, но и допустимые пределы прибытия автобуса в пункты назначения. С этой целью задаются допустимые пределы (допуском) прибытия автобуса на промежуточные пункты назначения (таблица 2). Таким образом, решается обратная задача, где известны параметры всех

звеньев и надо определить параметр замыкающего звена.

Решается задача, в которой по исходным данным вычисляются предельные отклонения замыкающего звена (рис. 2). Так как в процессе движения автобус совершает четыре промежуточные остановки, составляется размерная цепь с допустимыми пределами. А1=72±1, А2=28±1, А3=33±1, А4=5±1, А5=16±1.

Составляется уравнение размерной цепи. Согласно уравнению (2)

А£=А1+А2+А3+А4+А5, где А1. А5 - увеличивающие звенья.

По уравнению (8) рассчитывается среднее отклонение допуска времени

АА1 = 0+(+2> =,

2

АА2 = (+1) +(-1) = 0

2

АА3 = (+1) + (-1) = о

2

АА4 = = 0,5

2

Среднее отклонение замыкающего звена вычисляется по формуле (11)

ААЕ = 1 + 0 + 0 + 0,5 = 1,5 мин. Допуск замыкающего звена находится по формуле (7)

Т1 = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 = 1 + 2 + 2 + 2 = 7 мин.

Предельные размеры замыкающего звена вычисляются по формулам (14,

15)

А£Е = ААЕ +1 Т£ = 1,5 + 3,5 = 5 2

мин.

мин.

Л^ = ЛЄЬ -1 TE = 1,5 - 3,5 = -2 2

Следовательно, автобус, обслуживающий рассматриваемый маршрут, на конечный пункт назначения может прибывать либо через 2 час. 39 мин, либо через 2 час. 34 мин.

Рассматривая время нахождения автобуса на маршруте, пожелания потребителей, техническое состояние подвижного состава, скорость движения по трассе, можно принять решение о сокращении цикла движения транспорта по маршруту с учетом его безопасности. Для этого следует увеличить среднюю скорость движения и использовать методики, позволяющие провести специальный анализ, выявляющий степень безопасности услуги для потребителей (БМЕЛ-анализ), а затем, используя размерный анализ, расчетным путем опре-

делить цикл движения транспортного средства по маршруту со всеми остановками и выявить допустимые пределы (допуски) нахождения его на трассе и прибытия в конечный пункт назначения.

Таким образом, при совершенствовании процессов логистических услуг (транспортные, курьерские, почтовые) рекомендуется использовать размерный анализ на основе теории размерных цепей. Это позволит постоянно вносить корректирующие изменения, улучшающие качество показателей сервисного обслуживания.

Библиографический список

1. Приказ министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области от 13 мая 2008 года № 59 «Об утверждении порядка открытия (закрытия, изменения) внутриобластных и межобластных маршрутов Ростовской области».

2. Допуски и посадки. Справочник В24/ Мягков В.Ю., Палей НА. - Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1983 - 448 с.

3.Солонин И.С., Солонин С.И. Расчет сборочных и технологических размерных цепей. - М.: Машиностроение 1980

- 110 с.

Bibliographic list

1.Order of the Ministry of roads, and communications in the Rostov region on May 13, 2008 № 59 "On approval of the opening (closing to change) intraregional and interregional routes of the Rostov region."

2.Two. Limits and fits. Reference B24 / Mjagkov V., Paley, N. - L.: Engineering Leningrad Branch, 1983 - 448s.

3.Solonin IS, SI Solonin Calculation of the assembly and technological dimensional chains. - Moscow: Engineering, 1980. 110s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.