УДК 656.6:629.5.083.5(571.66)
Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, А.О. Рогожников, Ю.В. Крутень
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДОРЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОРСКИХ СУДОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Ремонт и техническое обслуживание морских судов и кораблей в Российской Федерации осуществляют 50 крупных и более 100 средних и малых судоремонтных предприятий. С целью удовлетворения потребностей РФ до 2035 г. необходимо строительство новых судов с целью увеличения российского флота. С целью повышения эффективности ремонта и технического обслуживания морских судов в Камчатском крае необходимо создать территориальный судоремонтный кластер. Авторы считают, что к созданию судоремонтного кластера Камчатского края необходимо привлечь молодежную научную школу КамчатГТУ, которая может участвовать в разработке мероприятий, предусмотренных стратегией. Следует также отметить, что творческий коллектив, состоящий из работников КамчатГТУ и ГУП «Камчатский водоканал», в 2021-2022 гг. при финансовой поддержке правительства Камчатского края успешно выполнил полевые испытания импортных технических средств, предназначенных для цифрового мониторинга месторождений подземных питьевых вод. В период с 2017 г. по 2022 г. молодежная научная школа КамчатГТУ также выполнила большой объем научных исследований в области защиты судов и кораблей от коррозии. Поэтому результаты и накопленный опыт школы целесообразно использовать для развития судоремонта.
Ключевые слова: судоремонтный кластер, техническое обслуживание, полевые испытания, судоремонт, научная школа.
D.P. Yasterbov, O.A. Belov, V.A. Shvetsov, A.O. Rogozhnicov, Yu.V. Kruten
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF SHIP REPAIR AND MAINTENANCE OF SEA VESSELS OF THE KAMCHATKA TERRITORY
Repair and maintenance of sea vessels and ships in the Russian Federation is carried out by 50 large and more than 100 medium and small ship repair enterprises. In order to meet the needs of the Russian Federation it is necessary to build new ships until 2035 to increase the Russian fleet. In order to increase the efficiency of repair and maintenance of sea vessels in the Kamchatka Territory, it is necessary to create a territorial ship repair cluster. The authors believe that it is necessary to involve the youth scientific school of KamchatSTU in the creation of a ship repair cluster in the Kamchatka Territory, which can participate in the development of activities under the strategy. It should also be noted that in 2021-2022 the creative team, consisting of employees of KamchatSTU and the state unitary enterprise "Kamchatsky Vodokanal" with the financial support of the government of Kamchatka Krai, successfully completed field tests of imported technical equipment designed for digital monitoring of underground drinking water deposits. In the period from 2017 to 2022, the youth scientific school of KamchatSTU also carried out a large amount of scientific research in the field of protecting ships and vessels from corrosion. Therefore, the results and accumulated experience of the school should be used for the development of ship repair.
Key words: ship repair cluster, maintenance, field tests, ship repair, scientific school.
Ремонт и техническое обслуживание морских судов и кораблей в Российской Федерации осуществляют «50 крупных и более 100 малых и средних судоремонтных предприятий» [1].
С целью удовлетворения потребностей РФ до 2035 г. необходимо строительство «более 1 500 транспортных судов класса «река-море», 1 640 рыбопромысловых судов, более 250 судов вспомогательного и технического флотов» [1].
С целью повышения эффективности ремонта и технического обслуживания морских судов в Камчатском крае необходимо создать территориальный судоремонтный кластер, состоящий «из поставщиков судового комплектующего оборудования специализированных организаций, предоставляющих производственные и сервисные услуги научно-исследовательских и образовательных организаций» [1].
Авторы считают, что к созданию судоремонтного кластера Камчатского края необходимо привлечь молодежную научную школу КамчатГТУ, которая может участвовать в разработке следующих мероприятий, предусмотренных Стратегией [1]:
- увеличении доли использования станочного оборудования с числовым программным управлением;
- внедрении информационных технологий;
- создании испытательной базы для судовых технических средств;
- разработке опытных образцов средств судовой автоматики;
- разработке и внедрении новых систем контроля качества судостроительных материалов и изделий;
- формировании эффективной системы мониторинга и контроля качества серии судового комплектующего оборудования;
- изготовлении корпусных конструкций с минимальными допусками.
Заметим, что «стимулирование развития научных школ в судостроении, приборостроении, ... и электротехники», предусмотрено Стратегией РФ [1].
Следует также отметить, что творческий коллектив, состоящий из работников КамчатГТУ и ГУП «Камчатский водоканал», в 2021-2022 гг. при финансовой поддержке правительства Камчатского края успешно выполнил полевые испытания импортных технических средств, предназначенных для цифрового мониторинга месторождений подземных питьевых вод. В результате испытаний [2] трех технических средств одно из них не рекомендовано для использования на водозаборах Камчатского края.
В период с 2017 г. по 2022 г. молодежная научная школа КамчатГТУ также выполнила большой объем научных исследований [3-14] в области защиты судов и кораблей от коррозии. Показано [3-8], что качество ремонта судовых систем защиты от коррозии часто (50% отремонтированных судов) не соответствует требованиям нормативных документов [15-17]. В таблице показан сокращенный перечень результатов натурных и эксплуатационных исследований протекторной защиты после ремонта, выполненных на судах камчатского флота молодежной научной школой в 2017-2018 гг.
Результаты натурных и эксплуатационных исследований протекторной защиты (ПЗ) после ремонта, выполненных на судах камчатского флота
Дата обследования: Название судна: Результат обследования:
10.10.2017 СРТ «Братцев» Отлично
12.05.2017 МРС-024 Удовлетворительно
12.05.2017 МРС-114 Удовлетворительно
12.05.2017 МРС-049 Удовлетворительно
12.05.2017 МРС-039 Удовлетворительно
12.05.2017 МРС-326 Удовлетворительно
12.05.2017 СРТ «Маяк» Неудовлетворительно
19.04.2017 МРС-324 Неудовлетворительно
19.04.2017 МРС-120 Неудовлетворительно
13.07.2017 «МаринСтар» Неудовлетворительно
08.09.2017 Катер МБ-424 Неудовлетворительно
12.09.2017 МРС-150 Неудовлетворительно
12.09.2017 МРС-020 Неудовлетворительно
12.09.2017 МРС-343 Неудовлетворительно
05.10.2017 СТ-420 «Ветровой» Неудовлетворительно
16.10.2017 ПЖС-219 Отлично
22.06.2018 МРС-225 Удовлетворительно
22.10.2018 СРП Неудовлетворительно
Последствия невыполнения требований этих нормативных документов показаны на рисунке.
Результаты преждевременного коррозионного износа корпуса судна и судовых конструкций
Однако, несмотря на высокую практическую значимость результатов научных исследований в области защиты судов от коррозии [3-14], они не внедрены на судах Камчатского края по причинам, указанным в работах [3, 7-14].
Можно сделать следующие выводы:
1. Для совершенствования судоремонта и технического обслуживания морских судов Камчатского края необходима консолидация усилий органов государственной власти, научно-образовательного и предпринимательского сообществ.
2. Правительству Камчатского края необходимо сформулировать первоочередные задачи, которые нужно решить научно-образовательному сообществу Камчатского края с целью развития судоремонта и технического обслуживания морского флота.
3. Для решения этих задач необходимо обеспечить финансирование поисковых исследований и обеспечить создание опережающего научного задела в интересах развития судоремонтного кластера Камчатского края.
Литература
1. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р. // Правительство Российской Федерации. - 2019. - № 2553-р.
2. Белавина О.А., Швецов В.А., Опрышко Б.А. Исследование метрологических характеристик результатов измерений динамического и статического уровней подземных вод в эксплуатационной скважине // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: Материалы X междунар. науч.-практ. конф. / Отв. за выпуск А.О. Шуликов. - Петропавловск-Камчатский, 2021. - С. 121-124.
3. Контроль систем протекторной защиты стальных судов и кораблей / В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозеров, Д.В. Шунькин: Моногр. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ,
2016. - 109 с.
4. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов камчатского флота / О.А. Белов, В.А. Швецов, Д.П. Ястребов, О.А. Белавина, Д.В. Шунькин // Вестник Камчатского государственного технического университета. -
2017. - Вып. 39. - С. 6-11.
5. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов / В.А. Швецов, О.А. Белов, О.А. Белавина, Д.П. Ястребов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Морская техника и технология. - 2017.- № 1. - С. 29-38.
6. Белов О.А., Швецов В.А., Ястребов Д.П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. - № 1 (82). - С. 41-48.
7. О выборе электродов для контроля систем протекторной защиты стальных судов и кораблей / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, О.А. Белавина // Вестник Астраханского государственного технического университета Сер.: Морская техника и технология. - 2019. - № 4. -С. 39-45.
8. Разработка автоматизированной системы контроля протекторной защиты корпусов рыбопромысловых судов / О.А. Белов, Д.П. Ястребов, А.О. Рогожников, В.А. Швецов, С.А. Зайцев, Б.В. Тарабанов // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы XI Нац. (всерос.) науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 24-25 марта 2020 г.). - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2020. -С.82-85.
9. К вопросу использования цинковых электродов для контроля протекторной защиты судов и кораблей / Д.П. Ястребов, Д.В. Шунькин, АА. Рогожников, Г.В. Кузнецов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. -Астрахань, 2021. - Вып. 2. - С.16-23.
10. К вопросу использования алюминиевых электродов для контроля защищенности от коррозии стальных корпусов судов и кораблей / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, А.П. Уша-кевич, Г.В. Кузнецов, Б.В. Тарабанов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - Астрахань, 2021. - Вып. 3. - С. 23-32.
11. Ястребов Д.П. К вопросу использования медных электродов для контроля защищенности от коррозии стальных корпусов судов и кораблей // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - Астрахань, 2021. - Вып. 4. -С. 43-51.
12. О целесообразности использования хлорсеребряных электродов для контроля систем протекторной защиты стального корпуса судна / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, А.П. Ушаке-вич, Г.В. Кузнецов // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 23-25 октября 2019 г.). - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2020. - С. 121-124.
13. К вопросу использования стальных пластин для контроля протекторной защиты корпусов судов и кораблей / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, О.А. Белавина, С.А. Зайцев // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 23-25 октября 2019 г.). - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2020. - С. 125-129.
14. К вопросу использования электродов из судокорпусной стали для контроля защищенности от коррозии корпусов судов и кораблей / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, Б.В. Тарабанов, С.А. Зайцев // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Морская техника и технология. - 2020. - № 2. - С. 15-21.
15. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200049727 (дата обращения: 11.09.2022).
16. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (дата обращения: 11.09.2022).
17. ГОСТ 26501-85. Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - 7 с.