СЕКЦИЯ 1. СУДОВОЖДЕНИЕ
УДК 629.5.07:656.61
О.А. Белов
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail:[email protected]
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Эффективная эксплуатация морского транспорта является необходимым условием развития как отдельных отраслей народного хозяйства, так и экономики страны в целом. В широком смысле эффективность эксплуатации морского транспорта подразумевает не только приемлемые экономические показатели, но и обеспечение безопасности плавания, безаварийности, а также экологической безопасности. Определение и анализ основополагающих факторов эффективной эксплуатации морского транспорта, а также их качественная оценка применительно к обеспечению условий эксплуатации являются актуальной задачей.
Ключевые слова: эффективность, техническая эксплуатация, судоремонт, автоматизация, техническое обслуживание, человеческий фактор, подготовка специалистов.
O.A. Belov
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
ANALYTICAL OVERVIEW OF SEA TRANSPORT EFFICIENT OPERATION
Effective operation of maritime transport is a necessary condition for the development of both individual sectors of the national economy and a whole one. In wide sense the efficiency of the maritime transport operation involves not only acceptable economic indicators, but also safety of navigation, trouble-free, as well as environmental safety. Identification and analysis of the fundamental factors of the efficient maritime transport operation and also the qualitative evaluation of them in relation to the provision of operating conditions is an urgent task.
Key words: efficiency, technical operation, ship repair, automation, maintenance, human factor, training of specialists.
Развитие судоходства и морского транспорта является общемировой тенденцией. На сегодняшний день морские грузоперевозки составляют около 65% в мировом грузообороте и около 20% в пассажирообороте. Также интенсивно развивается и рыбопромысловый флот, доля которого в составе морского транспорта достигает 50%. Интенсивное развитие флота способствует увеличению численности специальных судов и судов обеспечения (ледоколы, буксиры, научные, природоохранные суда). Вероятно, данная тенденция будет сохраняться, так как эффективность и конкурентоспособность морского транспорта растет.
Вместе с тем доля морского транспорта в грузоперевозках в России составляет всего около 4%. Интенсивность использования морских транспортных судов и рыбопромысловых судов низкая как по России в целом, так и в Дальневосточном регионе. Дальневосточный регион по морскому грузопотоку находится на третьем месте, после Балтийского и Азовско-Черноморского бассейна. Одной из причин данного обстоятельства является низкая эффективность эксплуатации морского транспорта в Дальневосточном бассейне [1-3].
Проведенный анализ эксплуатации морских судов в порту Петропавловска-Камчатского позволил определить ряд факторов, в наибольшей степени влияющих на техническую эксплуатацию судна [4, 5].
К таким факторам относятся:
- организация технического обеспечения судов;
- организация судоремонта;
- качество подготовки кадрового состава флота;
- уровень научного сопровождения эксплуатации судов.
Взаимосвязь этих элементов в системе технической эксплуатации представлена в виде структурной схемы на рисунке.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Структурная схема системы обеспечения технической эксплуатации
Организация технического обеспечения определяет качество повседневной эксплуатации судна, уровень его технической готовности, уровень безопасности как при стоянке в порту, так и режиме плавания.
Техническое обеспечение включает в себя несколько направлений [6-16]:
- материально-техническое снабжение;
- система топливо- и водоподготовки;
- ремонтно-техническая база;
- обслуживание электроники и систем автоматики;
- электроснабжение и водоснабжение в районах базирования;
- предоставление судов обеспечения для специальных мероприятий;
- обеспечение антикоррозионного контроля и защиты судов.
Основой технического обеспечения является техническая база флота. Организация управления и сосредоточения сил и средств повышает эффективность функционирования базы, а также полноту и качество технического обеспечения морских судов и судов обеспечения.
Дробление направлений или их исключение из состава вспомогательных сил флота нарушает комплексное техническое обслуживание судов и снижает эффективность и безопасность их эксплуатации [17, 18].
Для восстановления требуемых технических характеристик, мореходных качеств и параметров безопасности судна необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ. Решение этой задачи невозможно без соответствующей организации судоремонта.
Система судоремонта должна быть направлена на полное восстановление судов, их технических характеристик, утраченных в процессе эксплуатации или в результате аварийных ситуаций. Также судоремонтные мероприятия обеспечивают проведение по реконструкции или модернизации как отдельных судовых систем и устройств, так и судна в целом [19, 20].
Основой системы судоремонта является судоремонтное предприятие, располагающее достаточными мощностями для производства текущего, среднего, капитального и докового ремонта, а также аварийных ремонтов.
Техническое обеспечение судов и судоремонт должны быть связаны общностью процессов и в идеале дополнять друг друга в вопросах технической безопасности эксплуатации судна.
Опыт эксплуатации и анализ аварийных пришествий с кораблями и судами показывает, что важным элементом качественной технической эксплуатации является обслуживающий персонал. Влияние человеческого фактора на уровень аварийности и безопасность плавания огромно и напрямую связано с качеством подготовки морских специалистов. Требования к подготовке морских специалистов четко прописаны в руководящих документах и предполагают формирование в процессе обучения целого ряда компетентностей. Качественная подготовка морского специалиста предполагает [21, 22]:
- высокий уровень профессионализма плавсостава;
- наличие материально-технической и лабораторной базы;
- наличие тренажерных комплексов;
- тесную связь с производством на всех этапах обучения.
Кроме этого система допуска и сертификации специалистов должна предусматривать возможность повышения квалификации, переаттестацию или дополнительные программы обучения.
В результате организованная система подготовки специалистов флота должна не только обладать достаточными знаниями и умениями, но и обладать способностью применять их на практике в различных ситуациях [23].
Достижение необходимого уровня организации всех перечисленных факторов невозможна без научного сопровождения.
Глубокий анализ происходящих процессов (экономических, технических, социальных и т. д.) в системе эксплуатации морского флота позволяет своевременно прогнозировать ситуацию, определять пути решения проблем, эффективно внедрять инновации и современные научные достижения в систему управления флотом и его технической эксплуатации [24, 27].
Таким образом, эффективность эксплуатации морского транспорта напрямую зависит не только от качественного обеспечения рассмотренных факторов, но и от их полной взаимосвязи. Разрыв данных связей вызывает дисбаланс всей системы, «отслаивание» отдельных элементов и приводит к общей деградации качества эксплуатации судов.
Поэтому для восстановления качественной технической эксплуатации необходима реализация комплексного подхода к восстановлению всех базовых факторов и системных связей между ними.
Литература
1. Белов О.А., Парфенкин А.И. Обзор основных факторов снижения безопасности сложных технических систем // Вестник Камчатского государственного технического университета. -2016. - № 35. - С. 11-14.
2. Белов О.А. Процесс формирования постепенного отказа в технических системах // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Шестой всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 44-49.
3. Белов О.А. Методология анализа и контроля безопасности судна как сложной организационно-технической системы // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2015. - № 34. - С. 12-18.
4. Белов О.А. Интегрированные системы технической диагностики электроустановок // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2013. - № 25. - С. 5-8.
5. Белов О.А., Марченко А.А., Труднев С.Ю. Анализ расчетно-аналитических методов прикладных задач технической безопасности // Вестник Астраханского государственного университета. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 4. - С. 7-15.
6. Белов О.А., Парфенкин А.И. Системная интеграция контроля электрооборудования // Электротехнические и информационные комплексы и системы. - 2014. - Т. 10, № 1. - С. 14-17.
7. Белов О.А. Методология оценки технического состояния электрооборудования при развитии параметрических отказов // Вестник Астраханского государственного университета. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 3. - С. 96-102.
8. Современное состояние методов и средств измерения электрического поля судов и кораблей / А.Б. Дороганов, О.А. Белов // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 125-127.
9. Коррозионные процессы как фактор снижения безопасности эксплуатации морских судов / О.А. Белов, С.А. Клементьев, А.Б. Дороганов // Инноватика и экспертиза: Научные труды. -2017. - № 1(19). - С. 123-126.
10. Белов О.А. Современное состояние организации комплексной защиты металлических корпусов кораблей и судов от коррозии // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2017. - № 3. -С.115-120.
11. Белов О.А. Оценка безопасности эксплуатации судовых энергетических установок // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2017. - № 42. - С. 6-10.
12. Белов О.А. Задачи исследования электрических полей судов и характеристика методов их решения // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2017. -№ 40. - С. 6-10.
13. Контроль технического состояния судовых асинхронных двигателей на основе характеристик внешнего электромагнитного поля / А.И. Пантина, О.А. Белов // Электротехнические и информационные комплексы и системы. - 2017. - Т. 13, № 1. - С. 32-36.
14. Белов О.А., Швецов В.А., Ястребов Д.П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. - № 1(82). - С. 55-58.
15. Контроль качества ремонта систем ПЗ и ЛКП на судах типа МРС / О.А. Белов, Д.П. Ястребов, В.А. Швецов, О.А. Белавина // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Восьмой всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 58-59.
16. Белов О.А., Дороганов А.Б., Перминов В.А. Общие методы исследования физических полей кораблей и судов в процессе их технической эксплуатации // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Восьмой всероссийской научно-практической конференции. -2017.- С. 55-57.
17. Белов О.А. Общий алгоритм развития опасных ситуаций в судовых условиях // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Восьмой всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 51-54.
18. Совершенствования контроля защищенности стальных корпусов морских судов от электрокоррозии / О.А. Белов, В.А. Швецов, Д.В Шунькин, О.А. Белавина // Коррозия: материалы, защита. - 2018. - № 5 - С. 9-16.
19. Динамика совершенствования систем электрохимической защиты от коррозии стальных корпусов морских судов и методов их контроля / В.А. Швецов, О.А. Белов, Д.В. Шунькин, О.А. Белавина, А.Б. Дороганов // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 194-195.
20. Оценка эффективности методик измерения потенциала стальных корпусов рыбопромысловых судов / В.А. Швецов, О.А. Белов, Д.В. Шунькин, О.А. Белавина, А.Ю. Бессонов // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 191-193.
21. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей / В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозёров, О.А. Белавина,
B.В. Кирносенко // Вестник Камчатского государственного технического университета. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - Вып. 37. - С. 19-24.
22. Белов О.А., Толстова Л.А. Моделирование процесса обучения курсантов для формирования навыков технической эксплуатации // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. - 2016. - № 3 (16). - С. 78-81.
23. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014. - № 30. -
C. 11-16.
24. Белов О.А. Анализ современных диагностических средств в системах электроснабжения // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2013. - № 26. -С. 5-8.
25. Белов О.А., Дороганов А.Б. Проблемы методологии контроля электрохимической защиты стальных корпусов кораблей и судов // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2016. - № 37. - С. 10-13.
26. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов камчатского флота / О.А. Белов, В.А. Швецов, Д.П. Ястребов, О.А. Белавина, Д.В. Шунькин // Вестник Камчатского государственного технического университета. - Петропавловск-Камчатский, 2017. - Вып. 39. - С. 6-11.
27. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов / В.А. Швецов, О.А. Белов, О.А. Белавина, Д.П. Ястребов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология - 2017. - № 1. - С. 29-38.