Научная статья на тему 'К вопросу оценки безопасности морских судов камчатского флота'

К вопросу оценки безопасности морских судов камчатского флота Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
74
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность мореплавания / экологическая безопасность / коррозия / электрохимическая защита / эксплуатация судна / профессиональная подготовка. / navigation safety / environmental safety / corrosion / electrochemical protection / vessel operation / professional training.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — О А. Белов, С А. Зайцев

Эксплуатация сложных технических объектов, к которым, несомненно, относятся и современные суда, требует качественной оценки вопросов безопасности. О необходимости взаимодействия научной среды и производства в этой сфере неоднократно отмечалось на различных правительственных уровнях. Одним из таких направлений в обеспечении безопасности является проблема защиты корпусов кораблей и судов от коррозии. Это обусловлено непосредственным влиянием коррозионных процессов как на экологическую безопасность в местах базирования судов, так и на безопасность мореплавания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — О А. Белов, С А. Зайцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SEA SHIPS SAFETY OF KAMCHATKA FLEET

The operation of complex technical facilities, which undoubtedly include modern ships, requires a qualitative assessment of safety issues. The need for interaction between the scientific environment and production in this area has been repeatedly noted at various government levels. One of these areas, in ensuring security, is the problem of protecting the hulls of ships and vessels from corrosion. This is due to the direct influence of corrosion processes on the environmental safety in the places of basing ships and on the safety of navigation in general.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки безопасности морских судов камчатского флота»

УДК 620.19: 656.6:502.5

О.А. Белов1, С.А. Зайцев 1 2

1 Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail:boa-1@mail. ru;

2 Российский морской Регистр судоходства, Дальневосточный филиал, Северо-Восточное отделение, Петропавловск-Камчатский, 683003

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКИХ СУДОВ КАМЧАТСКОГО ФЛОТА

Эксплуатация сложных технических объектов, к которым, несомненно, относятся и современные суда, требует качественной оценки вопросов безопасности. О необходимости взаимодействия научной среды и производства в этой сфере неоднократно отмечалось на различных правительственных уровнях. Одним из таких направлений в обеспечении безопасности является проблема защиты корпусов кораблей и судов от коррозии. Это обусловлено непосредственным влиянием коррозионных процессов как на экологическую безопасность в местах базирования судов, так и на безопасность мореплавания в целом.

Ключевые слова: безопасность мореплавания, экологическая безопасность, коррозия, электрохимическая защита, эксплуатация судна, профессиональная подготовка.

O.A. Belov1, S.A. Zaytsev 1,2

1 Kamchatka State Technical University,

Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 [email protected];

2 Russian Maritime Register of shipping, Far Eastern branch, North-Eastern branch,

Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003

ASSESSMENT OF SEA SHIPS SAFETY OF KAMCHATKA FLEET

The operation of complex technical facilities, which undoubtedly include modern ships, requires a qualitative assessment of safety issues. The need for interaction between the scientific environment and production in this area has been repeatedly noted at various government levels. One of these areas, in ensuring security, is the problem of protecting the hulls of ships and vessels from corrosion. This is due to the direct influence of corrosion processes on the environmental safety in the places of basing ships and on the safety of navigation in general.

Key words: navigation safety, environmental safety, corrosion, electrochemical protection, vessel operation, professional training.

Введение

Проблема повышения экологической безопасности морских судов является актуальной [1-3]. Только в Авачинской губе затонуло 86 судов, которые превратились в источники загрязнений морских вод [4-6]. Основной причиной затопления судов является коррозийный износ их корпусов. Для защиты корпусов от коррозии на судах используют протекторную защиту и лакокрасочные покрытия. Судовладельцы должны постоянно контролировать качество протекторов и лакокрасочных покрытий и восстанавливать (в случае необходимости) средства защиты судов от коррозии [7-10]. Однако должную работу судовладельцы Камчатского флота не выполняют и тем самым превращают свои суда в источник чрезвычайных ситуаций экологического характера.

Цель настоящей работы - оценка состояния средств защиты от коррозии на судах Камчатского флота и степени коррозионного износа корпусов судов.

Приборы и методы. Для проведения научных исследований применялись: мультиметры, контрольные электроды, изготовленные на кафедре «Энергетические установки и электрообору-

дование судов» Камчатского государственного технического университета, специализированные устройства ультразвукового контроля толщины металла листов обшивки корпуса судна. Использовались также разработанные на кафедре устройства и методы контроля систем защиты от коррозии [11-15], а также методика ультразвукового контроля, рекомендованная правилами Российского морского Регистра судоходства.

Результаты исследований и их обсуждение

Изучали режим работы средств защиты судов от коррозии, состояние протекторов (степень износа), состояние лакокрасочного покрытия (степень износа), состояние наружной обшивки (средний износ). Результаты исследований приведены в таблице.

Таблица

Результаты исследований судовых средств защиты от коррозии и состояния наружной обшивки

Судно, дата исследований Объем освидетельствования РС судна в доке Борт Режим работы защиты ЭЛЗ (потенциал) Состояние протекторов, визуально, износ , % Состояние лакокрасочного покрытия, износ, % Состояние наружной обшивки (средний износ по районам замеров ЭЛЗ)

Разность потенциалов, шУ Ток корпус - вода, шА

нос ДП корма нос ДП корма нос ДП корма

«Майборг», 22.04.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 804 832 815 28,5 27,0 27,0 60 50 5,6 4,2

ЛБ 825 815 832 29,7 24,0 26,0 5,7 3,8

«Орлица», 03.05.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 210 170 170 5,2 4,5 4,0 50 50 15,7 14,0 7,0

ЛБ 200 220 167 5,0 6,0 4,5 10,8 13,3 4,8

«Теплый», 11.05.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 535 490 550 7,5 6,0 6,5 50 50 5,5 10,5 4,0

ЛБ 550 532 520 7,5 6,5 6,5 6,5 14,7 3,4

(Предприимчивый» 26.07.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 495 530 465 8,0 8,0 7,0 80 70 12,2 12,0 5,5

ЛБ 640 585 540 7,8 10,8 7,7 5,9 8,8 6,0

«Шевелуч», 28.07.16 Очередное (пятилетнее) ПБ 780 745 840 12,1 12,5 14,0 50 20 0,4 0,8 1,1

ЛБ 825 900 775 18,0 13,0 13,0 0,6 1,1 1,2

«МРС-225-368», 27.09.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 580 620 670 4,8 4,6 5,6 55 30 4,3 4,6 5,9

ЛБ 620 580 730 5,2 4,9 4,2 3,2 3,8 5,0

«МРС-150-145», 27.09.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 400 500 400 3,5 3,4 3,6 50 30 0,5 6,2 5,0

ЛБ 500 400 450 3,7 3,4 3,8 8,2 3,5 4,6

«МРС-150-146», 27.09.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 560 420 600 3,9 3,6 3,9 60 30 1,7 4,3 8,2

ЛБ 400 520 400 3,7 3,7 4,2 8,0 3,7 5,1

«Кастор», 20.10.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 840 751 710 8,0 7,5 7,5 50 50

ЛБ 670 705 780 7,6 8,0 7,4

«Св. Николай», 15.11.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 560 550 560 4,8 4,3 4,4 80 40 6,9

ЛБ 584 565 585 4,2 4,2 4,2 7,2

«Чарымово», 17.12.2016 Очередное (пятилетнее) ПБ 490 495 480 3,0 3,5 3,0 70 50 7,3 6,9 8,8

ЛБ 505 490 485 3,5 3,5 3,0 5,9 9,7 8,0

«ПТР-5031», 13.03.2017 Очередное (пятилетнее) ПБ 550 540 555 4,6 4,2 4,0 60 40 3,2

ЛБ 530 545 530 4,5 4,0 4,0 7,0

«Денис Ветчинов», 13.05.2017 Очередное (пятилетнее) ПБ 620 710 705 7,0 7,5 7,0 45 10 2,6

ЛБ 680 670 650 7,5 7,5 7,2 2,1

«Анатолий Карякин», 13.05.2017 Очередное (пятилетнее) ПБ 550 625 625 5,0 5,5 5,5 45 10 1,5

ЛБ 600 590 600 5,5 6,0 6,0 1,5

«Циклон», 17.06.2017 Очередное (пятилетнее) ПБ 585 585 550 6,5 6,5 6,5

ЛБ 560 560 580 6,0 6,5 6,0

«Капитан Драбкин», 17.06.2017 Очередное (пятилетнее) ПБ 625 550 540 6,5 6,0 6,0 50 30 5,3 4,6 7,0

ЛБ 580 525 610 6,0 6,0 6,0 7,0 3,9 6,8

«СЛВ-313», 15.06.2017 Очередное (пятилетнее) ПБ 495 540 580 3,5 5,0 5,0 55 35 9,9 10,4 8,4

ЛБ 535 550 540 5,5 6,0 6,5 10,0 9,9 4,8

«Чистоводное», 12.07.2017 Очередное (пятилетнее) ПБ 620 630 587 5,6 3,8 6,0 60 70 11,8 15,2 15,3

ЛБ 586 545 610 5,7 5,4 6,1 14,8 16,1 11,1

Из результатов исследований, приведенных в таблице, следует:

а) защитные средства большинства судов камчатского флота не соответствуют нормативным требованиям [16-21];

б) качество судоремонта, выполненного на разных предприятиях, существенно отличается;

в) средний износ наружной обшивки изменяется в интервале значений 0,4-16,1.

Заключение

Морские суда камчатского флота являются потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций экологического характера. Необходимо совершенствовать систему экологического мониторинга на морских судах камчатского флота.

Литература

1. Белов О.А., Клементьев С.А., Дороганов А.Б. Коррозионные процессы как фактор снижения безопасности эксплуатации морских судов // Инноватика и экспертиза: научные труды. -2017. - № 1 (19). - С. 123-126.

2. Белов О.А., Швецов В.А. К вопросу о повышении экологической безопасности судов при долговременном стояночном режиме // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы Девятой всерос. науч.-практ. конф. -Петропавловск-Камчатский, 2018. - С. 119-121.

3. Белов О.А. Оценка безопасности эксплуатации судовых энергетических установок // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2017. - № 42. - С. 6-10.

4. Белов О.А. Проблемы защиты судов Камчатского флота от коррозии и пути их решения // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы Девятой всерос. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2018. -С.110-113.

5. Контроль систем протекторной защиты стальных судов и кораблей: Монография / В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозеров, Д.В. Шунькин - Петропавловск-Камчатский: Камчат-ГТУ, 2016. - 109 с.

6. Дороганов А.Б., Белов О.А. Современное состояние методов и средств измерения электрического поля судов и кораблей // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всерос. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 125-127.

7. Руководство по защите корпусов надводных кораблей ВМФ от коррозии и обрастания. -М.: Военное изд-во, 2002. - 350 с.

8. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (дата обращения: 20.07.2015).

9. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии. Издание официальное. - М.: Стандартинформ, 1998. - 37 с.

10. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей / В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозеров, О.А. Белавина, В.В. Кир-носенко // Вестник Камчатского государственного технического университета. - Петропавловск-Камчатский. - 2016. - Вып. 37. - С. 19-24.

11. Пат. RU № 169581. Устройство для контроля протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов / Швецов В.А. , Белов О.А., Шунькин Д.В., Белавина О.А., Лысянский С.П., Адельшина В.В.; опубл. 23.03.2017.

12. Пат. RU № 2643709 Способ контроля защищенности стальных корпусов кораблей и судов от электрохимической коррозии и электрокоррозии / Белов О.А., Швецов В.А., Белавина О.А.; опубл. 28.04.2017.

13. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов камчатского флота / О.А. Белов, В.А. Швецов, Д.П. Ястребов, О.А. Белавина, Д.В. Шунькин // Вестник Камчатского государственного технического университета. -Петропавловск-Камчатский, 2017. - Вып. 39. - С. 6-11.

14. Белов О.А., Швецов В.А., Ястребов Д.П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. - № 1 (82). - С. 55-58.

15. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов / В.А. Швецов, О.А. Белов, О.А. Белавина, Д.П. Ястребов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология - 2017. - № 1. - С. 29-38.

16. Белов О.А., Дороганов А.Б. Проблемы методологии контроля электрохимической защиты стальных корпусов кораблей и судов // Вестник Камчатского государственного технического университета. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - Вып. 37. - С. 10-13.

17. Белов О.А. Современное состояние организации комплексной защиты металлических корпусов кораблей и судов от коррозии // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2017. - № 3. -С.115-120.

18. Белов О.А. Задачи оценки безопасного уровня электрохимической защиты корпуса в процессе эксплуатации морских судов // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Девятой всерос. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский. - 2018. -С.17-20.

19. Оценка эффективности методик измерения потенциала стальных корпусов рыбопромысловых судов / В.А. Швецов, О.А. Белов, Д.В. Шунькин, О.А. Белавина, А.Ю. Бессонов // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всерос. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский. - 2016. - С. 191-193.

20. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014. - № 30. -С. 11 -16.

21. Белов О.А. Методология оценки технического состояния электрооборудования при развитии параметрических отказов // Вестник Астраханского государственного университета. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 3. - С. 96-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.