УДК 001.89:[620.19:629.5.023]
Д.П. Ястребов1, К.И. Ершова2, А.С. Летунов1, Д.Е. Дуров1
1 Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003;
2 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Санкт-Петербург, 190005 e-mail: [email protected]
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Рыбохозяйственный комплекс - главная отрасль Камчатского края. С целью развития данного комплекса на мореходном факультете КамчатГТУ организована молодежная научная школа «Энергетические установки, электрооборудование и средства автоматики» под научным руководством профессора В.А. Швецова. Молодые исследователи КамчатГТУ принимают участие в приемо-сдаточных испытаниях новых судов, поступающих в рыбохозяйственные организации Камчатского края. Для этого в условиях судоремонта необходимо решить изложенные в данной работе авторами проблемы. Авторы выполнили приемосдаточные испытания коррозионной защиты корпуса нового рыбопромыслового судна «Василий Кап-люк», поступившего в Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина в феврале 2021 г., испытания проводили 10.03.2021 г. Они показали, что коррозионная защита корпуса рыбопромышленного судна «Василий Кап-люк» соответствует нормативным требованиям и не требует дополнительных ремонтных мероприятий. На основе выполненных исследований авторы считают, что научно-исследовательская работа молодежи мореходного факультета КамчатГТУ способствует развитию рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, что, в свою очередь, повышает безопасность мореплавания. Необходимо внедрить на рыбопромысловых судах Камчатского края автоматизированную систему контроля протекторной защиты корпусов рыбопромысловых судов в зимний период времени, снабженную средствами телеметрии для упрощения измерений и увеличения точности результатов контроля.
Ключевые слова: приемо-сдаточные испытания судов, потенциал корпуса судна, защита корпуса от коррозии, автоматизированная система, средства телеметрии.
D.P. Yastrebov1, K.I. Ershova2, A.S. Letunov1, D.E. Durov1
1 Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003;
2 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, 190005 e-mail: [email protected]
ON THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC RESEARCH ON THE FISHING SHIPS OF KAMCHATKA KRAI
The fishery complex is the main industry of the Kamchatka Territory. With the aim of developing this complex, a youth scientific school "Power plants, electrical equipment and automation equipment" was organized at the nautical faculty of Kamchatka State Technical University under the scientific supervision of Professor V.A. Shvetsov. Young researchers "KamchatGTU" take part in acceptance tests of new vessels arriving in the fishery organizations of the Kamchatka Territory. For this, in the conditions of ship repair, it is necessary to solve the problems outlined in this work by the authors. The authors performed acceptance tests of the corrosion protection of the hull of the new fishing vessel "Vasily Kaplyuk", which entered the V.I. Le nin in February 2021, tests were carried out on 03.10.2021. Tests have shown that the corrosion protection of the hull of the fishing vessel "Vasily Kaplyuk" meets the regulatory requirements and does not require additional repair measures. On the basis of the research carried out, the authors believe that the research work of the youth of the Kamchatka State Technical University's nautical faculty contributes to the development of the fishery complex of the Kamchatka Territory, which in turn increases the safety of navigation. winter period of time, equipped with telemetry means, to simplify measurements and increase the accuracy of control results.
Key words: acceptance tests of ships, potential of the ship's hull, protection of the hull from corrosion, automated system, telemetry means.
Рыбохозяйственный комплекс - главная отрасль Камчатского края. Приоритетным направлением развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края является: «Проведение технической и технологической модернизации рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего производства, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в рыбохозяйственный комплекс» [1]. С целью развития данного комплекса на мореходном факультете КамчатГТУ организована молодежная научная школа «Энергетические установки, электрооборудование и средства автоматики» под научным руководством профессора В.А. Швецова. В этой школе царит атмосфера патриотического и экологического воспитания [2]. Это привело к тому, что молодые исследователи рассматривают свою научную деятельность как один из видов добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи [3]. Проблема защиты судов и морских сооружений камчатского флота от коррозии является чрезвычайно актуальной, так как интенсивная коррозия корпусов судов приводит к экономическим потерям, измеряемым в миллиардах рублей. К примеру, в 2020 г. потери от разрушения материалов под действием коррозии составляют около 4% ВВП страны. В основном это происходит из-за отсутствия доступных средств и простой методики контроля коррозионной защиты.
Цель статьи - внедрение научных исследований на рыбопромысловых судах до и после судоремонта для развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, что, в свою очередь, повысит безопасность мореплавания.
Особенности организации научных исследований на рыбопромысловых судах
Молодые исследователи КамчатГТУ принимают участие в приемо-сдаточных испытаниях новых судов, поступающих в рыбохозяйственные организации Камчатского края [2, 4-6]. Для этого в условиях пандемии необходимо решить следующие проблемы:
- получить доступ на суда;
- создать эффективный комплекс диагностического оборудования для контроля систем защиты от коррозии морских рыбопромысловых судов;
- провести лабораторные испытания комплекса диагностического оборудования.
Предлагаемые научные исследования позволяют осуществлять контроль защищенности
корпуса судна от коррозии в процессе эксплуатации, не ставя судно в ДОК, позволяют оценить качества докового ремонта судна, а с помощью автоматизированного метода осуществлять непрерывный контроль, тем самым упростив измерения для операторов и увеличив точность результатов контроля [7].
Авторы выполнили приемосдаточные испытания протекторной защиты корпуса нового рыбопромыслового судна «Василий Каплюк», поступившего в Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина в феврале 2021 г. Испытания проводили 10.03.2021 г. по методике, изложенной в работах [8-18], в шести контрольных точках с помощью шести электродов (таблица).
Результаты контрольных измерений коррозионной защиты корпуса судна «Василий Каплюк»
№ контрольной точки Результаты измерений потенциала корпуса судна, Ссред =, мВ, полученные с помощью электрода
№ 1 (ХСЭ) № 2 (цинковый электрод № 1) № 3 (цинковый электрод № 2) № 4 (медный электрод) № 5 (графитовый электрод № 1) № 6 (графитовый электрод № 2)
Дата 10.03.2021 10.03.2021 10.03.2021 10.03.2021 10.03.2021 10.03.2021
1 880 -15 -18 645 955 954
2 878 -17 -19 643 953 956
3 871 -15 -21 640 953 953
4 875 -16 -19 639 954 952
5 846 -26 -28 627 944 941
6 841 -29 -32 628 941 939
Примечания:
1) электрод № 1 - хлорсеребряный электрод сравнения (ХСЭ);
2) электрод № 2 - экспериментальный цинковый электрод сравнения, образец № 1;
3) электрод № 3 - экспериментальный цинковый электрод сравнения, образец № 2;
4) электрод № 4 - экспериментальный медный электрод сравнения;
5) электрод № 5 - графитовый электрод, образец № 1 (ДВ-2 № 1);
6) электрод № 6 - графитовый медный электрод, образец № 2 (ДВ-2 № 2).
Из результатов исследований, приведенных в таблице, следует, что все использованные в эксперименте электроды сравнения обеспечивают высокую точность результатов контрольных измерений. При этом следует отметить:
- стоимость ХСЭ составляет в рознице в пределе 5 250-5 680 руб.; стоимость экспериментального цинкового электрода сравнения составляет в пределе 545-860 руб.; стоимость экспериментального медного электрода сравнения составляет в пределе 145-250 руб.;
- хранение ХСЭ вызывает затруднения у экипажей судов;
- графитовые электроды не вызывают затруднений при хранении, и стоимость одного электрода составляет около 200 руб., но электроды требуют перед измерениями дополнительной поверки и поправки при отклонении результатов поверки от эталона.
Следует также отметить, что аспиранты и студенты КамчатГТУ, участвовавшие в испытаниях разных электродов сравнения, отдают предпочтение экспериментальному электроду сравнения - медному и цинковым электродам сравнения, т. к. они не вызывают затруднений при хранении и при выполнении измерений.
При выполнении испытаний установили:
- контроль работы протекторной защиты корпусов морских судов в зимний период времени весьма затруднен, что обусловлено обледенением корпуса судна;
- наиболее удобен при выполнении контроля в натурных условиях графитовый электрод сравнения (ДВ-2) [15, 19], предназначенный для контроля коррозионной защиты судов, при условии выполнения перед натурными измерениями периодических поверок.
Испытания показали, что протекторная защита корпуса судна «Василий Каплюк» соответствует нормативным требованиям [20, 21]. Результаты измерений защитного потенциала корпуса данного судна находятся в интервале значений 841-880 мВ.
По результатам проведенных исследований сделаны выводы:
1. Научно-исследовательская работа молодежи мореходного факультета КамчатГТУ способствует развитию рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, что, в свою очередь, повышает безопасность мореплавания.
2. Необходимо внедрить на рыбопромысловых судах Камчатского края автоматизированную систему контроля протекторной защиты корпусов рыбопромысловых судов [7], снабженную средствами телеметрии и удаленным доступом для упрощения измерений и увеличения точности результатов контроля за счет непрерывного контроля.
Авторы выражают благодарность научному руководителю профессору В.А. Швецову за ценные консультации, а также заведующему кафедрой ЭУЭС О.А. Белову и начальнику механико-судовой службы Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина А.А. Македонскому за организацию испытаний на судне «Василий Каплюк».
Литература
1. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 993-р // Собрание законодательства. - 2020. - Ст. 28.
2. Ястребов Д.П. О создании студенческих отрядов на судах камчатского флота // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы IX Национальной (всерос.) науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2018. -С.146-148.
3. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020. - Ст. 22.
4. Зобочев Ю.Е., Солинская Э.В. Защита судов от коррозии и обрастания. - М.: Транспорт, 1984. - 174 с.
5. Контроль систем протекторной защиты стальных судов и кораблей: Монография / В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозеров, Д.В. Шунькин. - Петропавловск -Камчатский: КамчатГТУ, 2016. - 109 с.
6. Коробцов И.М. Техническое обслуживание и ремонт флота. - М.: Транспорт, 1975. -195 с.
7. Разработка автоматизированной системы контроля протекторной защиты корпусов рыбопромысловых судов / О.А. Белов, Д.П. Ястребов, А.О. Рогожников, В.А. Швецов, С.А. Зайцев,
Б.В. Тарабанов // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы XI Национальной (всерос.) науч.-практ. конф. — Петропавловск-Камчатский, 2020. - С. 82—85.
8. Белов О.А., Швецов В.А., Ястребов Д.П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация морского транспорта. — Новороссийск, 2017. — № 1 (82). — С. 41-48.
9. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов камчатского флота / О.А. Белов, В.А. Швецов, Д.П. Ястребов, О.А. Бе-лавина, Д.В. Шунькин // Вестник Камчатского государственного технического университета. — Петропавловск-Камчатский, 2017. — Вып. 39. — С. 6-11.
10. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов / В.А. Швецов, О.А. Белов, О.А. Белавина, Д.П. Ястребов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — Астрахань, 2017. — Вып. 1. — С. 29-38.
11. Обоснование способа выбора контрольных точек для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозеров, В.А. Швецов, О.А. Белавина, Д.В. Шунькин, Д.В. Коростылёв, В.А. Пахомов, С.А. Малиновский // Вестник Камчатского государственного технического университета. - Петропавловск-Камчатский, 2014. — Вып. 28. — С. 6-11.
12. Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / В.А. Швецов, П.А. Белозеров, Н.В. Адельшина, О.А. Белавина, О.Е. Петренко, Д.В. Шунькин, В.В Кирносенко // Вестник Камчатского государственного технического университета. — Петропавловск-Камчатский, 2014. — Вып. 30. — С. 46-54.
13. Обоснование выбора необходимого числа параллельных измерений защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов в контрольной точке / В.А. Швецов, П.А. Белозеров, О.А. Белавина, Д.В. Шунькин, С.А. Малиновский // Вестник Камчатского государственного технического университета. — Петропавловск-Камчатский, 2016. — Вып. 35. — С. 40-46.
14. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей / В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозеров, О.А. Белавина,
B.В. Кирносенко // Вестник Камчатского государственного технического университета. — Петропавловск-Камчатский, 2016. — Вып. 37. — С. 19-24.
15. О выборе электродов для контроля систем протекторной защиты стальных судов и кораблей / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, О.А. Белавина // Вестник Астраханского государственного технического университета. — Астрахань, 2019. — Вып. 4. — С. 39—45.
16. О целесообразности использования хлорсеребряных электродов для контроля систем протекторной защиты стального корпуса судна / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, А.П. Ушакевич, Г.В. Кузнецов // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Петропавловск-Камчатский, 2020. -
C.121—124.
17. К вопросу использования стальных пластин для контроля протекторной защиты корпусов судов и кораблей / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, О.А. Белавина, С.А. Зайцев // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. — Петропавловск-Камчатский, 2020. - С. 125—129.
18. К вопросу использования электродов из судокорпусной стали для контроля защищенности от коррозии корпусов судов и кораблей / Д.П. Ястребов, О.А. Белов, В.А. Швецов, Б.В. Тара-банов, С.А. Зайцев // Вестник Астраханского государственного технического университета. — Астрахань, 2020. - С. 15—21.
19. Пат. 153280 Российская Федерация, U1 МПК G01N 17/02 (2006.01). Устройство для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / Швецов В.А., Белозё-ров П.А., Шунькин Д.В., Диденко А.А., Луценко А.А., Коростылёв Д.В., Белавина О.А. Заявитель и патентообладатель Камчатский государственный технический университет (RU). -№ 2014142289/28; заявл. 20.10.2014. опубл. 10.07.2015, бюл. № 19.
20. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме. — М.: Изд-во стандартов, 1975. — 12 с.
21. ГОСТ 26501-85. Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. — М.: Изд-во стандартов, 1985. — 9 с.