Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДНЫХ ЭЛЕКТРОДОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ КОРРОЗИИ СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ'

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДНЫХ ЭЛЕКТРОДОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ КОРРОЗИИ СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ / КОРРОЗИЯ / КОНТРОЛЬ РАБОТЫ СИСТЕМ ПРОТЕКТОРНОЙ ЗАЩИТЫ / ЭЛЕКТРОДЫ СРАВНЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ КОРПУСА СУДНА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ястребов Дмитрий Павлович

Обозначена одна из причин отсутствия должного контроля работы систем электрохимической защиты морских судов, заключающаяся в отсутствии удобных в эксплуатации технических средств, в первую очередь электродов сравнения, отмечено несовершенство хлорсеребряного электрода сравнения. Рассматривается один из подходов к разработке удобных в эксплуатации электродов сравнения. В качестве первого электрода использовали стандартный хлорсеребряный электрод сравнения, в качестве второго и третьего электродов использовали экспериментальные электроды, выполненные из медной жилы провода, очищенной от изоляции. Опытное судно находится в г. Петропавловске-Камчатском в стояночном режиме в торговом порту у пирса. Оценку работы коррозионной защиты корпуса судна производили при помощи измерений потенциалов между металлическим корпусом и электродом сравнения в заданной точке. Измерения выполняли в определенный промежуток времени: с 10.06.2021 по 18.06.2021, оценка контроля антикоррозионной защиты корпуса осуществлялась с помощью пятидесяти последовательных измерений, которые заносились в таблицы контроля. Отмечено, что результаты контроля протекторной защиты корпуса судна, полученные с помощью экспериментальных медных электродов из электромонтажных проводов, соответствуют нормативным требованиям; у экипажа судна отсутствуют финансовые, организационные и технические затруднения, возникающие при эксплуатации стандартных хлорсеребряных электродов сравнения. Сделаны выводы о возможности использования регламентированных и нерегламентированных электродов при организации коррозионного контроля на судах и металлических морских сооружениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ястребов Дмитрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROBLEM OF USING COPPER ELECTRODES TO MAINTAIN PROTECTION AGAINST CORROSION OF STEEL HULLS OF SHIPS AND VESSELS

The paper focuses on the reasons for the lack of proper control of the operation of the electrochemical protective systems of sea vessels, such as the absence of convenient technical equipment, primarily the reference electrodes, as well as the imperfection of the silver chloride reference electrode. There is considered the approach to the development of easy-to-use reference electrodes. A standard silver chloride reference electrode was used as the first electrode; experimental electrodes made of a copper wire strand stripped of insulation were used as the second and third electrodes. The experimental vessel is docked in the commercial port of Petropavlovsk-Kamchatsky. The corrosion protection of the ship’s hull was evaluated by measuring the potentials between the metal hull and the reference electrode at a given point. The measurements were performed at a time interval from 06/10/2021 to 06/18/2021, evaluating the control of the hull corrosion protection was made by taking 50 successive measurements, which were entered into the control tables. It has been stated that the results of ship’s hull sacrificial protection control by using experimental copper electrodes from cabling comply with the regulatory requirements. The ship’s crew didn’t have any financial, organizational or technical problems, which could usually arise from the operation of standard silver chloride reference electrodes. It has been inferred that using regulated and non-regulated electrodes in the organization of corrosion control on ships and metal offshore structures is possible.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДНЫХ ЭЛЕКТРОДОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ КОРРОЗИИ СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ»

Научная статья

УДК 620.19:629.5.023

doi: 10.24143/2073-1574-2021-4-43-51

К вопросу использования медных электродов для контроля защищенности от коррозии стальных корпусов судов и кораблей

Дмитрий Павлович Ястребов н

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, Россия, [email protected] н

Аннотация. Обозначена одна из причин отсутствия должного контроля работы систем электрохимической защиты морских судов, заключающаяся в отсутствии удобных в эксплуатации технических средств, в первую очередь электродов сравнения, отмечено несовершенство хлорсеребряного электрода сравнения. Рассматривается один из подходов к разработке удобных в эксплуатации электродов сравнения. В качестве первого электрода использовали стандартный хлорсеребряный электрод сравнения, в качестве второго и третьего электродов использовали экспериментальные электроды, выполненные из медной жилы провода, очищенной от изоляции. Опытное судно находится в г. Петропавловске-Камчатском в стояночном режиме в торговом порту у пирса. Оценку работы коррозионной защиты корпуса судна производили при помощи измерений потенциалов между металлическим корпусом и электродом сравнения в заданной точке. Измерения выполняли в определенный промежуток времени: с 10.06.2021 по 18.06.2021, оценка контроля антикоррозионной защиты корпуса осуществлялась с помощью пятидесяти последовательных измерений, которые заносились в таблицы контроля. Отмечено, что результаты контроля протекторной защиты корпуса судна, полученные с помощью экспериментальных медных электродов из электромонтажных проводов, соответствуют нормативным требованиям; у экипажа судна отсутствуют финансовые, организационные и технические затруднения, возникающие при эксплуатации стандартных хлорсеребряных электродов сравнения. Сделаны выводы о возможности использования регламентированных и нерегламентированных электродов при организации коррозионного контроля на судах и металлических морских сооружениях.

Ключевые слова: защита стальных корпусов судов и кораблей, коррозия, контроль работы систем протекторной защиты, электроды сравнения, потенциал корпуса судна

Для цитирования: Ястребов Д. П. К вопросу использования медных электродов для контроля защищенности от коррозии стальных корпусов судов и кораблей // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2021. № 4. С. 43-51. doi: 10.24143/2073-1574-2021-4-43-51.

Original article

On problem of using copper electrodes to maintain protection against corrosion of steel hulls of ships and vessels

Dmitry P. Yastrebov H

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia, [email protected] H

Abstract. The paper focuses on the reasons for the lack of proper control of the operation of the electrochemical protective systems of sea vessels, such as the absence of convenient technical equipment, primarily the reference electrodes, as well as the imperfection of the silver chloride reference electrode. There is considered the approach to the development of easy-to-use reference electrodes. A standard silver chloride reference electrode was used as the first electrode; experi-

© Ястребов Д.П., 2021

43

mental electrodes made of a copper wire strand stripped of insulation were used as the second and third electrodes. The experimental vessel is docked in the commercial port of Petropavlovsk-Kamchatsky. The corrosion protection of the ship's hull was evaluated by measuring the potentials between the metal hull and the reference electrode at a given point. The measurements were performed at a time interval from 06/10/2021 to 06/18/2021, evaluating the control of the hull corrosion protection was made by taking 50 successive measurements, which were entered into the control tables. It has been stated that the results of ship's hull sacrificial protection control by using experimental copper electrodes from cabling comply with the regulatory requirements. The ship's crew didn't have any financial, organizational or technical problems, which could usually arise from the operation of standard silver chloride reference electrodes. It has been inferred that using regulated and non-regulated electrodes in the organization of corrosion control on ships and metal offshore structures is possible.

Keywords: protection of steel hulls of ships and vessels, corrosion, monitoring the operation of protection systems, reference electrodes, vessel hull potential

For citation: Yastrebov D. P. On problem of using copper electrodes to maintain protection against corrosion of steel hulls of ships and vessels. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Marine Engineering and Technologies. 2021;4:43-51. (In Russ.) doi: 10.24143/20731574-2021-4-43-51.

Введение

Совершенствование контроля работы систем электрохимической защиты (ЭХЗ) морских судов и кораблей является актуальной проблемой [1-6]. На многих морских судах (например, на судах рыбопромыслового флота) экипажи судов не способны осуществить качественный контроль работы систем ЭХЗ [7-13]. Одной из причин отсутствия должного контроля работы систем ЭХЗ морских судов является отсутствие удобных в эксплуатации технических средств, в первую очередь электродов сравнения, а также несовершенство хлорсеребряного электрода сравнения (ХСЭ), входящего в состав систем ЭХЗ [2-14]. Приобретение, проверка, хранение и эксплуатация электродов сравнения не должны вызывать у экипажей судов организационных, финансовых и технических затруднений [2]. Российские и зарубежные исследователи [2, 3, 7-17] постоянно занимаются усовершенствованием электродов сравнения. Например, авторы работ [2, 7-15] предлагают использовать вместо ХСЭ судовые электротехнические изделия (щетки для электрических машин). Однако использование щеток в качестве электродов сравнения вызывает у некоторых членов экипажей судов затруднения, обусловленные недостаточно высокой их квалификацией [11]. Поэтому научные исследования, направленные на совершенствование судовых электродов сравнения, необходимо продолжить [14]. В настоящей статье рассматривается один из подходов к разработке удобных в эксплуатации электродов сравнения для морских судов и кораблей.

Цель настоящего исследования - обосновать возможность использования электродов сравнения, выполненных из проводов, для контроля работы систем ЭХЗ морских судов.

Методика испытаний электродов сравнения

Оценивали защищенность корпуса судна ПМ-15 от коррозии методом измерения потенциала корпуса в заданной контрольной точке [5, 10]. Для этого использовали портативное измерительное устройство (ампервольтметр MS 8239С) и три портативных электрода сравнения [2]. В роли первого электрода использовали ХСЭ [5]. В роли второго и третьего электродов использовали опытные электроды сравнения, выполненные из медной жилы электромонтажного провода, очищенной от изоляции. Судно находится в стояночном режиме в г. Петропавловске-Камчатском в торговом порту у пирса № 13. Восстановительные работы по корпусу судна в доке последний раз осуществлялись в 1990 г. Пользовались методикой измерений, описанной в работах [15, 16, 18, 19]. Оценивали работу коррозионной защиты корпуса судна при помощи измерений потенциалов между металлическим корпусом и электродом сравнения в заданной точке [10]. Схема контрольной измерительной электрической цепи приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема измерительной электрической цепи, используемой для контроля протекторной защиты корпуса судна: 1 - корпус судна; 2 - фальшборт судна;

3 - переносной электроизмерительный прибор; 4 - прижимной контакт;

5 - переносные электроды сравнения; 6 - морская вода; 7 - выключатели

Fig. 1. Diagram of a measuring electrical circuit used to control the sacrificial protection of the ship's hull: 1 - ship's hull; 2 - ship's bulwark; 3 - portable electrical measuring device; 4 - clamping contact;

5 - portable reference electrodes; 6 - sea water; 7 - switches

Измерения разности потенциалов между корпусом судна и электродами осуществляли в соответствии с указаниями [7-15]. Представленные измерения выполняли в определенный промежуток времени - с 10.06.2021 по 18.06.2021, при этом оценка контроля антикоррозионной защиты корпуса осуществлялась с помощью 50-и последовательных измерений, которые заносились в таблицы контроля. Пауза между измерениями составляла 5 с. Точность измерений оценивали с помощью коэффициента их вариации V, % [20]. Для статистической обработки результатов эксперимента использовали программное обеспечение [21].

Результаты исследований и их обсуждение

Результаты вариационных вычислений и полученного контроля коррозионных измерений при помощи различных электродов на судне типа «Плавучая мастерская» № 15 (ПМ-15) приведены в таблице (иср - среднее арифметическое, мВ; D - дисперсия; о - среднее квадратичное отклонение; Kd - линейный коэффициент вариации, %; Kr - коэффициент осцилляции, %; V- коэффициент вариации, %; R - размах вариации; d - среднее линейное отклонение).

Результаты контроля защищенности от коррозии корпуса судна ПМ-15 с 10.06.2021 по 18.06.2021 Results of monitoring the corrosion protection of the PM-15 vessel hull from 06/10/2021 to 06/18/2021

Результаты контроля потенциала корпуса судна и =, мВ, полученные с помощью электродов, в день

Электрод № 1 Электрод № 2 Электрод № 3

(ХСЭ) (медный электрод) (медный электрод)

№ п/п гч гч 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12

гч гч ГЧ гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч

vo о vo о ve о vo о ve о vo о ve о ve о vo о ve о vo о ve о ve о vo о ve о

о гч тг ve X о гч тг ve X о гч тг ve X

1 689 644 672 664 689 440 448 452 465 422 437 442 447 454 415

2 690 644 673 664 690 440 448 452 465 422 437 442 447 454 415

3 690 644 673 665 690 440 448 452 465 422 437 442 447 454 415

4 691 645 673 666 690 440 448 452 465 422 437 442 447 454 415

5 691 646 673 666 690 441 448 453 465 423 437 442 447 454 415

6 691 647 674 666 690 441 449 453 465 423 437 442 447 454 415

Окончание табл. Table cont 'd

Результаты контроля потенциала корпуса судна и =, мВ, полученные с помощью электродов, в день

Электрод № 1 Электрод № 2 Электрод № 3

(ХСЭ) (медный электрод) (медный электрод)

№ п/п гч гч ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ 12 12 12 12 12 12 12 12 12

гч гч ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ

vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о vo о

о гч тг vo оо о ГЧ тг vo X о ГЧ тг vo X

7 691 649 674 667 691 441 449 453 465 423 436 442 447 454 415

8 691 650 675 667 691 441 449 454 466 423 437 442 447 455 415

9 691 652 675 667 692 441 449 454 466 423 438 442 448 455 415

10 691 653 675 668 692 441 449 454 466 423 438 443 448 455 416

11 692 654 675 668 692 441 449 454 466 423 438 443 448 455 416

12 692 655 676 669 692 441 449 454 466 423 438 443 448 455 416

13 692 656 676 670 692 441 449 454 466 423 438 443 448 455 416

14 692 657 676 670 692 441 449 454 466 424 438 443 448 455 416

15 692 658 676 671 692 441 450 454 466 424 438 443 448 455 416

16 692 659 676 671 693 441 450 454 466 424 438 443 448 455 416

17 692 660 676 672 693 441 450 455 466 424 438 443 448 456 416

18 692 660 677 672 693 441 450 455 466 424 438 443 448 456 416

19 692 661 677 672 693 441 450 455 466 424 438 443 448 456 416

20 692 661 677 673 693 442 450 455 466 424 438 443 448 456 417

21 693 661 677 673 693 442 450 456 466 424 439 443 449 456 417

22 693 661 677 673 693 442 450 456 466 424 439 443 449 456 417

23 693 661 677 674 693 442 451 456 466 424 439 443 449 456 417

24 694 662 678 674 694 442 451 456 466 424 439 444 449 456 417

25 693 661 679 675 694 442 451 456 466 424 439 444 449 456 417

26 693 661 680 676 693 442 451 456 467 424 439 444 449 457 417

27 694 662 680 676 693 442 451 456 467 424 439 444 449 457 417

28 694 663 680 676 694 442 451 456 467 424 439 444 449 457 417

29 694 663 680 676 694 442 451 456 467 424 439 444 449 457 417

30 695 663 680 676 694 442 452 456 467 424 439 444 449 457 417

31 695 663 680 676 694 443 452 457 467 425 439 444 449 457 418

32 695 663 681 676 694 443 452 457 467 425 439 444 449 457 418

33 696 663 681 677 694 444 452 457 467 425 440 444 449 457 418

34 696 664 681 677 694 444 452 457 467 425 440 444 449 457 418

35 696 664 682 677 694 444 452 458 468 425 440 445 450 457 418

36 697 664 682 678 694 444 452 458 468 425 440 445 450 458 418

37 697 664 683 678 695 445 452 458 468 425 440 445 450 458 418

38 697 665 684 678 695 445 452 458 468 425 440 445 450 458 418

39 697 665 684 678 695 445 452 458 468 425 440 445 450 458 418

40 698 665 685 678 695 446 452 459 469 425 440 445 450 458 418

41 698 665 686 679 695 446 453 459 469 425 440 445 450 458 418

42 698 665 687 679 695 446 453 459 469 426 440 445 450 458 418

43 698 666 687 679 695 447 453 459 469 426 441 446 450 458 419

44 698 666 688 679 695 447 454 459 469 426 441 446 451 459 419

45 699 666 688 679 695 447 455 459 469 427 441 446 451 459 419

46 699 667 688 679 695 447 455 459 469 427 441 446 451 459 419

47 699 667 688 680 695 447 455 459 469 427 441 446 451 459 419

48 700 667 688 680 696 447 455 459 469 427 442 446 451 459 419

49 700 668 688 680 696 440 455 459 469 427 442 446 451 459 419

50 700 668 688 681 696 440 455 459 469 427 442 446 451 460 419

Оср, мВ 694 660 680 674 693 443 451 456 467 424 439 444 449 457 417

R 11 24 17 17 7 7 7 7 5 5 6 4 4 6 4

d 3 6 4 4 1 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D 10 50 27 25 3 6 5 5 2 2 2 2 2 3 2

G 3,17 7,04 5,16 5,00 1,77 2,42 2,15 2,29 1,44 1,43 1,47 1,35 1,28 1,67 1,36

Kd, % 0,44 0,90 0,58 0,58 0,13 0,45 0,44 0,44 0,21 0,24 0,26 0,26 0,23 0,31 0,27

Kr, % 1,58 3,64 2,5 2,52 1,01 1,58 1,55 1,53 1,07 1,18 1,37 0,90 0,89 1,31 0,96

V, % 0,46 1,07 0,76 0,74 0,25 0,55 0,48 0,50 0,31 0,34 0,34 0,30 0,29 0,37 0,33

Согласно результатам коррозионного контроля (табл.) хлорсеребряный и медные электроды сравнения обеспечивают высокую точность [20] показателей контрольных измерений. Следует отметить:

- стоимость медного электрода сравнения в среднем на 5 500 руб. меньше стоимости ХСЭ;

- эксплуатировать и хранить медные электроды сравнения на судне проще, чем ХСЭ. Динамика изменений результатов контрольных измерений с помощью разных электродов

сравнения проиллюстрирована на рис. 2, 3, 4.

Электрод № 1

Дата контроля

Рис. 2. Динамика результатов контрольных измерений, полученных с помощью электрода № 1 (ХСЭ),

в период с 10.06.2021 по 18.06.2021

Fig. 2. Dynamics of the control measuring results obtained using electrode No. 1 in the period from 06/10/2021 to 06/18/2021 (Silver Chloride Electrode)

Электрод № 2

Дата контроля

Рис. 3. Динамика результатов контрольных измерений, полученных с помощью электрода № 2 (медный электрод), в период с 10.06.2021 по 18.06.2021

Fig. 3. Dynamics of the control measuring results obtained using electrode No. 2 in the period from 06/10/2021 to 06/18/2021 (Copper Electrode)

Электрод № 3

500

s н

g и 480

M «

Дата контроля

Рис. 4. Динамика результатов контрольных измерений, полученных с помощью электрода № 3 (медный электрод), в период с 10.06.2021 по 18.06.2021

Fig. 4. Dynamics of the results of control measurements obtained using electrode No. 3 in the period from 06/10/2021 to 06/18/2021 (Copper Electrode)

Согласно результатам выполненных исследований (табл., рис. 2-4) при использовании ХСЭ результаты контрольных измерений изменялись незначительно, т. к. AU < 50 мВ [6]. При этом они соответствуют реальному (неработоспособному) состоянию системы протекторной защиты судна [6]. Результаты контроля коррозионной защиты корпуса судна ПМ-15, полученные в это же время с помощью медного электрода, также малосущественно различаются между собой, т. к. AU < 50 мВ [6]. В соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации [20] обработка результатов измерений, полученных с помощью электрода № 1 (ХСЭ) и электродов № 2, 3 (медные электроды), относится к категории точных измерений. Коэффициент вариации результатов измерений, полученных с помощью электродов № 2 и 3 (медные электроды), изменялся в интервале значений 0,34-0,50 и 0,29-0,37 %. Коэффициент вариации результатов измерений, полученных с помощью электрода № 1 (ХСЭ), изменялся в диапазоне значений 0,25-1,07 %. Таким образом, использование электродов № 2 и 3 обеспечивает высокую точность результатов контроля защищенности корпуса судна от коррозии [5, 6].

Выводы

1. Результаты контроля протекторной защиты корпуса судна, полученные с помощью электрода сравнения, выполненного из медного электромонтажного провода, соответствуют нормативным требованиям, при этом экипаж судна освобождается от финансовых, организационных и технических затруднений, возникающих при эксплуатации стандартных хлорсеребря-ных электродов сравнения.

2. Согласно результатам проведенных испытаний возможности использования регламентированных и нерегламентированных электродов при организации коррозионного контроля на судах и металлических морских сооружениях можно сделать вывод о рекомендации применения такого вида контроля коррозионной защиты данными электродами экипажам судов и судоремонтным бригадам.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Зобочев Ю. Е., Солинская Э. В. Защита судов от коррозии и обрастания. М.: Транспорт, 1984. 174 с.

2. Швецов В. А., Белов О. А., Белозеров П. А., Шунькин Д. В. Контроль систем протекторной защиты стальных судов и кораблей: моногр. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2016. 109 с.

3. КоробцовИ. М. Техническое обслуживание и ремонт флота. М.: Транспорт, 1975. 195 с.

4. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200049727 (дата обращения: 05.10.2019).

5. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (дата обращения: 05.10.2019).

6. ГОСТ 26501-85. Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. М.: Изд-во стандартов, 1985. 7 с.

7. Белов О. А., Швецов В. А., Ястребов Д. П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация мор. трансп. 2017. № 1 (82). С. 41-48.

8. Белов О. А., Швецов В. А., Ястребов Д. П., Белавина О. А., Шунькин Д. В. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов Камчатского флота // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2017. Вып. 39. С. 6-11.

9. Швецов В. А., Белов О. А., Белавина О. А., Ястребов Д. П. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2017. № 1. С. 29-38.

10. Белозеров П. А., Швецов В. А., Белавина О. А., Шунькин Д. В., Коростылев Д. В., Пахомов В. А., Малиновский С. А. Обоснование способа выбора контрольных точек для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. Вып. 28. С. 6-11.

11. Швецов В. А., Белозеров П. А., Адельшина Н. В., Белавина О. А., Петренко О. Е., Шунькин Д. В., Кирносенко В. В. Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. Вып. 30. С. 46-54.

12. Швецов В. А., Белозеров П. А., Белавина О. А., Шунькин Д. В., Малиновский С. А. Обоснование выбора необходимого числа параллельных измерений защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов в контрольной точке // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2016. Вып. 35. С. 40-46.

13. Швецов В. А., Белов О. А., Белозеров П. А., Белавина О. А., Кирносенко В. В. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2016. Вып. 37. С. 19-24.

14. Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Белавина О. А. О выборе электродов для контроля систем протекторной защиты стальных судов и кораблей // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2019. № 4. С. 39-45.

15. Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Ушакевич А. П., Кузнецов Г. В. О целесообразности использования хлорсеребряных электродов для контроля систем протекторной защиты стального корпуса судна // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 23-25 октября 2019 г.). Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2020. С. 121-124.

16. Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Белавина О. А., Зайцев С. А. К вопросу использования стальных пластин для контроля протекторной защиты корпусов судов и кораблей // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 23-25 октября 2019 г.). Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2020. С. 125-129.

17. Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Ушакевич А. П., Кузнецов Г. В., Тарабанов Б. В. К вопросу использования алюминиевых электродов для контроля защищенности от коррозии стальных корпусов судов и кораблей // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2021. № 3. С. 23-32.

18. Ястребов Д. П., Шунькин Д. В., Рогожников А. О., Кузнецов Г. В. К вопросу использования цинковых электродов для контроля протекторной защиты судов и кораблей // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2021. № 2. С. 16-23.

19. Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Тарабанов Б. В., Зайцев С. А. К вопросу использования электродов из судокорпусной стали для контроля защищенности от коррозии корпусов судов и кораблей // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2020. № 2. С. 15-21.

20. ГОСТ Р 8.736-2011. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089016 (дата обращения: 05.10.2019).

21. Microsoft Office Excel 365: 2002 (16.0.12527.20278) / 10 марта 2020. URL: http://www.naslozhdaysya.com/load/soft/microsoft_office_2016_2019_16_0_12527_20278_by_m0nkrus/9-1-0-31256 (дата обращения: 27.09.2020).

REFERENCES

1. Zobochev Iu. E., Solinskaia E. V. Zashchita sudov ot korrozii i obrastaniia [Protection of ships from corrosion and fouling]. Moscow, Transport Publ., 1984. 174 p.

2. Shvetsov V. A., Belov O. A., Belozerov P. A., Shun'kin D. V. Kontrol' sistem protektornoi zashchity stal'nykh sudov i korablei: monografiia [Control of protection systems of steel ships and ships: monograph]. Pet-ropavlovsk-Kamchatskii, Izd-vo KamchatGTU, 2016. 109 p.

3. Korobtsov I. M. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remontflota [Fleet maintenance and repair]. Moscow, Transport Publ., 1975. 195 p.

4. RD 31.28.10-97. Kompleksnye metody zashchity sudovykh konstruktsii ot korrozii [RD 31.28.10-97. Complex methods of protection of ship structures from corrosion]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 1200049727 (accessed: 05.10.2019).

5. GOST 9.056-75. Stal'nye korpusa korablei i sudov. Obshchie trebovaniia k elektrokhimicheskoi zash-chite pri dolgovremennom stoianochnom rezhime [GOST 9.056-75. Steel hulls of ships and vessels. General requirements for electrochemical protection in long-term standby mode]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/1200015017 (accessed: 05.10.2019).

6. GOST 26501-85. Korpusa morskikh sudov. Obshchie trebovaniia k elektrokhimicheskoi zashchite [GOST 26501-85. Hulls of sea vessels. General requirements for electrochemical protection]. Moscow, Izd-vo standartov, 1985. 7 p.

7. Belov O. A., Shvetsov V. A., Iastrebov D. P. Obosnovanie optimal'noi periodichnosti kontrolia raboty protektornoi zashchity stal'nykh korpusov sudov [Substantiation of optimal frequency of control over sacrificial protection of ship steel hulls]. Ekspluatatsiia morskogo transporta, 2017, no. 1 (82), pp. 41-48.

8. Belov O. A., Shvetsov V. A., Iastrebov D. P., Belavina O. A., Shun'kin D. V. Vnedrenie usovershenstvo-vannogo sposoba kontrolia sistem protektornoi zashchity stal'nykh korpusov sudov Kamchatskogo flota [Implementing improved method for monitoring electrochemical protection systems of steel hulls of Kamchatka fleet]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2017, iss. 39, pp. 6-11.

9. Shvetsov V. A., Belov O. A., Belavina O. A., Iastrebov D. P. Obosnovanie vozmozhnosti iskliucheniia vneshnego osmotra sistem protektornoi zashchity stal'nykh korpusov sudov [Substantiation of possibility of excluding external inspection of sacrificial protection systems of ship steel hulls]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Morskaia tekhnika i tekhnologiia, 2017, no. 1, pp. 29-38.

10. Belozerov P. A., Shvetsov V. A., Belavina O. A., Shun'kin D. V., Korostylev D. V., Pakhomov V. A., Malinovskii S. A. Obosnovanie sposoba vybora kontrol'nykh tochek dlia izmereniia zashchitnogo potentsiala stal'nykh korpusov korablei i sudov [Substantiation of method for selecting control points for measurement protective potential of steel hulls of ships and vessels]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, iss. 28, pp. 6-11.

11. Shvetsov V. A., Belozerov P. A., Adel'shina N. V., Belavina O. A., Petrenko O. E., Shun'kin D. V., Kirnosenko V. V. Vliianie kvalifikatsii operatora na rezul'taty izmereniia zashchitnogo potentsiala stal'nykh korpusov korablei i sudov [Influence of operator's qualification on results of measuring protective potential of steel hulls of ships and vessels]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, iss. 30, pp. 46-54.

12. Shvetsov V. A., Belozerov P. A., Belavina O. A., Shun'kin D. V., Malinovskii S. A. Obosnovanie vy-bora neobkhodimogo chisla parallel'nykh izmerenii zashchitnogo potentsiala stal'nykh korpusov korablei i sudov v kontrol'noi tochke [Substantiation of choosing required number of parallel measurements of protective potential of steel hulls of ships and vessels at control point]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, iss. 35, pp. 40-46.

13. Shvetsov V. A., Belov O. A., Belozerov P. A., Belavina O. A., Kirnosenko V. V. Obosnovanie neobkhodimosti podgotovki operatorov dlia izmereniia potentsiala stal'nykh korpusov sudov i korablei [Substantiation of necessity of training operators for measuring potential of steel hulls of ships and vessels]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, iss. 37, pp. 19-24.

14. Iastrebov D. P., Belov O. A., Shvetsov V. A., Belavina O. A. O vybore elektrodov dlia kontrolia sistem protektornoi zashchity stal'nykh sudov i korablei [On choosing electrodes for monitoring protection systems of steel ships and vessels]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Morskaia tekhnika i tekhnologiia, 2019, no. 4, pp. 39-45.

15. Iastrebov D. P., Belov O. A., Shvetsov V. A., Ushakevich A. P., Kuznetsov G. V. O tselesoobraznosti ispol'zovaniia khlorserebrianykh elektrodov dlia kontrolia sistem protektornoi zashchity stal'nogo korpusa sudna. Tekhnicheskaia ekspluatatsiia vodnogo transporta: problemy i puti razvitiia [On expediency of using silver chloride electrodes to control sacrificial protection systems of ship steel hull. Technical operation of water transport: problems and ways of development]. Materialy Vtoroi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Petropav-lovsk-Kamchatskii, 23-25 oktiabria 2019 g.). Petropavlovsk-Kamchatskii, Izd-vo KamchatGTU, 2020. Pp. 121-124.

16. Iastrebov D. P., Belov O. A., Shvetsov V. A., Belavina O. A., Zaitsev S. A. K voprosu ispol'zovaniia stal'nykh plastin dlia kontrolia protektornoi zashchity korpusov sudov i korablei. Tekhnicheskaia ekspluatatsiia vodnogo transporta: problemy i puti razvitiia [On problem of using steel plates to control sacrificial protection of ship hulls. Technical operation of water transport: problems and ways of development]. Materialy Vtoroi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Petropavlovsk-Kamchatskii, 23-25 oktiabria 2019 g.). Petropavlovsk-Kamchatskii, Izd-vo KamchatGTU, 2020. Pp. 125-129.

17. Iastrebov D. P., Belov O. A., Shvetsov V. A., Ushakevich A. P., Kuznetsov G. V., Tarabanov B. V. K voprosu ispol'zovaniia aliuminievykh elektrodov dlia kontrolia zashchishchennosti ot korrozii stal'nykh kor-pusov sudov i korablei [On using aluminum electrodes for monitoring corrosion protection of ship steel hulls]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2021, no. 3, pp. 23-32.

18. Iastrebov D. P., Shun'kin D. V., Rogozhnikov A. O., Kuznetsov G. V. K voprosu ispol'zovaniia tsinkovykh elektrodov dlia kontrolia protektornoi zashchity sudov i korablei [On using zinc electrodes to control sacrificial protection of ships]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2021, no. 2, pp. 16-23.

19. Iastrebov D. P., Belov O. A., Shvetsov V. A., Tarabanov B. V., Zaitsev S. A. K voprosu ispol'zovaniia elektrodov iz sudokorpusnoi stali dlia kontrolia zashchishchennosti ot korrozii korpusov sudov i korablei [On using electrodes made of ship hull steel for monitoring corrosion protection of ship hulls]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Morskaia tekhnika i tekhnologiia, 2020, no. 2, pp. 15-21.

20. GOST R 8.736-2011. Gosudarstvennaia sistema obespecheniia edinstva izmerenii (GSI). Izmereniia priamye mnogokratnye. Metody obrabotki rezul'tatov izmerenii. Osnovnye polozheniia [GOST R 8.736-2011. State system for ensuring the uniformity of measurements (GSI). Multiple direct measurements. Methods for processing measurement results. Basic provisions]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089016 (accessed: 05.10.2019).

21. Microsoft Office Excel 365: 2002 (16.0.12527.20278) / 10 marta 2020 [Microsoft Office Excel 365: 2002 (16.0.12527.20278) / 10 March 2020]. Available at: http://www.naslozhdaysya.com/load/soft/ microsoft_office_2016_2019_16_0_12527_20278_by_m0nkrus/9-1 -0-31256 (accessed: 27.09.2020).

Статья поступила в редакцию 06.10.2021; одобрена после рецензирования 15.10.2021; принята к публикации 27.10.2021. The article was submitted 06.10.2021; approved after reviewing 15.10.2021; accepted for publication 27.10.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дмитрий Павлович Ястребов - аспирант кафедры энергетических установок и электрооборудования судов; Камчатский государственный технический университет; 683003, Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, 35; [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dmitry P. Yastrebov - Postgraduate Student of the Department of Ship Power Plants and Electrical Equipment; Kamchatka State Technical University; 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky, Kliuchevskaia St., 35; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.