Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования механизмов формирования здорового образа жизни школьников'

К вопросу совершенствования механизмов формирования здорового образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапунова В. М., Кулагина Людмила Ивановна

В статье дается определение сущности здорового образа и представление об опыте реализации здоровьесберегающего потенциала современной гимназии в ходе обучения и воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the question of improvement of mechanisms of formation of a healthy lifestyle of school students

In article definition of essence of a healthy image and idea of experience of realization of zdorovyesberegayushchy potential of a modern gymnasium is made during training and education of school students.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования механизмов формирования здорового образа жизни школьников»

0

X

г

□ I..п

о

о

-чо

о

124

ем, воинские, а также заговоры, затрагивающие важные периоды жизнедеятельности человека, такие как свадьба, родины и похороны. В частности, И.И. Срезневский писал, что славяне обращались к богам с молитвами славословия, просьбы и благодарности. В молитвах просительных они вверяли себя своим богам, чтобы те управляли ими и ихдомами, чтобы все были здоровы, счастливы, богаты, одерживали победы над врагом. В молитвах благодарственных славяне выражали свою признательность богам за их благодеяния и помощь во всех делах, частных и общественных [8, с. 7]. Заговорное слово и кудеснический обряд, по народному верованию, могут управлять стихиями, вызывать и задерживать бурю, дожди, град, влиять на урожаи, стада, умножать богатство и насылать болезни, вызывать и пресекать любовь, то есть творить чудеса, подчиняя воле заклинателя явления природы. Говоря об особенном значении заговорного слова, А.Н. Афанасьев отмечал, что "слово человеческое, по мнению наших предков, наделено было властительной чародейною и творческою силою, и предки были правы, признавая за ним такое могущество, хотя и не понимали, в чем именно проявляется эта сила" [2, с. 775].

Подводя итог сказанному, следует отметить, что возникновение заговоров происходило в глубокой древности, когда абстрактное значение слова еще не получило своего развития. Заго-

вор всегда был тесно связан с бытом, и имел явную практическую направленность: излечение человека, предохранение от зла,обеспечение успеха и т.д. Таким образом, заговоры занимали особенно важное место в повседневном существовании русского народа, во всех на-правленияхегожизнедеятельности: в народной медицине, в любовных, бытовых и общественных отношениях.

Литература:

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1995.- Т.1.- 282 с.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1995.- Т.3.-321 с.

3. Болонев Ф.Ф. Заговоры. Собирание, издание и изучение // Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры. 1997., со ссылкой на "Повесть временныхлет".

- М.-Л., 1950.

4. Буслаев Ф.И. О сродстве одного русского заклятия с немецким, относящимся к эпохе языческой // Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб, 1861. - Т. 1. - 251 с.

5. Костомаров Н.И. Славянская мифология. - Киев, 1847; Касторский М.И. Начертание славянской мифологии. - СПб., 1841; Сахаров И.П. Сказания русского народа. - СПб., 1841; Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1837-1839.

- Вып. 1-4.

6. Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). - М., 2000. - 60 с.

7. Петров В.П. Заговоры//Из истории русской советской фольклористики / под ред. А.А. Горелова - Л.: Наука, 1981. - Вып. 2. - С. 77142.

8. Срезневский И.И. О языческих верованиях древних славян в бессмертие души // Журнал Мин. нар. просв. -1847. - № 2. -12 с.

9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. - М., 1997. - 239 с.

AT THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF SCHOOL STUDENTS

Sapunova Valentina Markovna, PhD of Pedagogics, Associate Professor, Director Kulagina Lyudmila Ivanovna, PhD of Pedagogics, Associate Professor, Methodologist Gymnasium № 9, Stavropol

In article definition of essence of a healthy image and idea of experience of realization of zdorovyesberegayushchy potential of a modern gymnasium is made during training and education of school students.

УДК 37.01

© Сапунова В.М., 2012 © Кулагина Л.И., 2012

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье дается определение сущности здорового образа и представление об опыте реализации здоровьесберегающего потенциала современной гимназии в ходе обучения и воспитания школьников.

Проблема здорового образа жизни детей - одна из "вечно" актуальных для любого общества. И это исторически закономерно: вместе с развитием и расширением социальной деятельности людей постоянно растут требования к человеку, а значит, и к условиям и факторам формирования и развития подрастающих поколений. И, как показывает современная жизнь (что подтверждается различными исследованиями), общество всегда "запаздывало" в части своевременного реагирования на изменения, происходящие в характере станов-

ления детства как образа жизни. Еще Г. Песталоцци, 1805 году, говорил о том, что под воздействием внешней среды происходит "удушение" развития детей.

В этой связи важно отметить, что здоровый образ жизни детей является как бы частью образа жизни общества в целом. Последнее характеризует определенный тип жизнедеятельности человека и охватывает типичное поведение индивида или социальной группы в труде, быту и общественной жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя рациональное питание, личную гигиену, закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый нравственно-психологический климат, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью, способности к самоконтролю за своим двигательным поведением, понимание ценностей здорового образа жизни и т.д. и т.п. Соответственно, под здоровым образом жизни, в нашем случае школьника, в основе своей, подразумеваем определенный комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых), методических и духовно-нрав-ственныхусловий и мероприятий, позволяющий ребенку сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.

В современной России проблема здорового образа жизни школьника приобретает обостренный социальный характер. Это происходит в такой степени, что в обществе все чаще говорят о нарастании угроз в жизнедеятельности детей, оказавшихся наиболее незащищенной частью населения под натиском ускоряющихся общественных изменений. На повестку дня здесь выходит вопрос обеспечения безопасности детства и необходимости его защиты. Это в особой мере относится к начальной школе, где ребенок вступает собственно в этап взрослой социализации - этап, связанный со становлением его "первичной" ответственности перед обществом за результаты своего труда - учебы. Именно в период детства в человеке "закладывается" основное, определяющее в личностном фундаменте, то есть, все то, что для последующей жизни является базой, на которой выстраивается жизненное пространство человека. Со вступлением в жизнь школы ребенок вынужден адаптироваться и выстраивать отношения с учителями и сверстниками. И не только через восприятие и оценку по детскому принципу "нравится или не нравится", а через обучение общению с окружающими на основе выполнения новых для него обязанностей - решения задач учебной деятельности. Здесь надо уже самостоятельно нести определенную меру ответственности "перед другими" за новый для него вид трудовой (а не собственно игровой, как это было ранее) деятельности.

При таком подходе, в целом можно с должным основанием говорить, что решение возникающих вопросов в ходе формирования здорового образа школьников зависит от множества составляющих, но в первую очередь от учителя и постановки работы здесь во всей школе. Исследования и экспериментальные данные показывают, что психическое и физическое воздействие на ребенка в школе должно быть, если так можно сказать, соразмерно его возрастным возможностям. И здесь уже с приходом ребенка в первый класс важно изначально ставить и определяться в существе ответа на вопросы: как и что должна делать школа в целях предотвращения негативных последствий для здоровья детей? Как обеспечить их развитие в логике развития присущих их возрасту психофизиологическим состояниям и склонностям, воображению, образному мышлению, уровню самосознания? Но уже изначально очевидно: школьник с самых первых шагов должен находиться в системе комплексного обеспечения его деятельности со стороны родителей, педагогов, врачей и школы в целом. Задача школы - "не дотянуть" ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. Личностный уровень здоровья строится

о

ГЧ

с;

©

с

■ ом

Л)ЬтчрН4ГлІ>а

«““Г" У '

І#'" ■

125

САПУНОВА Валентина Марковна,

кандидат

педагогических наук, доцент, директор

КУЛАГИНА Людмила Ивановна,

кандидат

педагогических наук, доцент, методист

Гимназия № 9, Ставрополь

0

X

г

□ I..п

о

о

-чо

о

126

в соответствии с основными целями духовными ценностями личности, ее индивидуальными устремлениями.

И, надо понимать, сегодня важность и значимость всей этой работы осознается как практиками, так и в науке. Этот вопрос рассматривается и в новой всероссийской образовательной инициативе "Новая школа".Здесь школа рассматривается как центр взаимодействия с родителями и местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. В соответствии сданной инициативой предлагается: школы как центры досуга должны быть открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Суть и смысл этого проекта - в создании школы , способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.

Необходимость выстраивания "Новой школы" подтверждена результатами экспериментальной работы и опытом работы нашей гимназии по теме "Педагогическая и родительская общественность, направление на обеспечение условий сохранения и укрепление здоровья учащихся". У нас, например, создан банк данных по выявленным патологиям учащихся при поступлении в гимназию; разработан и действует план по отслеживанию и коррекции патологий у учащихся 1-11 классов. Только это позволило за отслеживаемый период резко сократить количество простудных заболеваний и виражи туберкулёзных проб. Динамика показывает, что в контрольных классах, в результате комплекса мер, снизились показатели ухудшения здоровья, показатели тревожности, показатели утомляемости. В ходе проведения экспериментальной работы, коллектив пришел к выводу о необходимости продолжения эксперимента. Проблема исследования определяется противоречиями между возрастающими потребностями семьи и общества, необходимостью обновления всех ступеней общего образования в сторону здоровьесбережения,индивидуализО-ированного, функционального, эффективного, а также отсутствием условий для самоопределения физически и психически здоровой личности, недостаточностью научно-теоретических и практических разработок основ реализации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, что представляется невозможным без создания особого механизма здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Цель нашего нового проекта: разработать концепцию, создать механизм работы здоровьесберегающей среды, обеспечивающей оптимальные условия для дальнейшего обучения и воспитания детей в современной гимназии. На основе этого предполагается создание модели и механизма функционирования здоровьесберегающего потенциала в современной гимназии, выработка наиболее эффективных форм и методов его использования в интересах совершенствования механизма устойчивого развития образования

В интересах реализации этой цели предполагается сосредоточиться на решении следующих задач:

- создание оптимальных санитарно-гигиени-ческихусловий в гимназии; создание благоприятного психологического климата в гимназии;

- организация питания детей и педагогов с учетом здоровьесберегающихтребований;

- формирование предметно-пространственной среды, художественно- эстетического единства гимназии;

- проведение здоровьесберегающей экспертизы учебных программ, авторскихтехноло-гий;

- организация оптимальной учебной нагрузки (учебный план, расписание, уроки, домашнее задание);

- введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины;

- обучение здоровому образу жизни на сквозных курсах "Познай себя", "Твоё здоровье", "Здоровый образ жизни";

- профилактика утомления (игровые, музыкальные перемены, гигиена учебного труда), повышение двигательной активности (динамические паузы, дни здоровья, физкультминутки и т.д.);

- просветительская работа о влиянии вредных факторов на здоровье и пропаганда здорового образа жизни среди педагогов, родителей, учащихся;

- диагностика психического здоровья, составление диагностических карт с рекомендациями;

- развитие досуговых центров, клубов по интересам преследующих цели физического, интеллектуального, духовного развития детей и подростков, сформирования у них реального и позитивного представления о своём будущем;

- организация праздников здоровья, досуга детей совместно с родителями;

- разработка методик внеурочной профилактической работы, основанной на развитии таких жизненных навыков, как противостояние негативному групповому давлению, умение выйти из конфликтной ситуации, сделать правильный выбор;

- разработка и внедрение образовательнооздоровительных программ для детей и подростков, создание образовательно-оздоровительных центров, площадок;

- развитие семьи в рамках образования и здоровья;

- образование семьи - родительские конференции, родительскиеуниверситеты, школы здоровой семьи, школы подготовки к осознанному материнству и отцовству, взаимодействие семьи с оздоровительными центрами, индивидуальные консультации;

- знание индивидуальных особенностей членов семьи, здоровый образ жизни, системы оздоровления, основанные на семейных традициях, культура питания, репродуктивное здоровье;

- семейных отдых и туризм, культура быта, этика семейных отношений, нравственное воспитание семьи;

- семейные праздники, творческий подход к организации быта;

- формирование позитивного отношения к труду.

Литература:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000.

- Т. 7.- № 2.- С. 21-28.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.

3. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб., 2000.

4. Беднарская И.Г. Искусство быть красивым. - М., 1994.

5. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М., 1991.

6. Искусство бытьздоровым. В 2-х ч. - 2-е изд., перераб. / авт.-сост. А.М. Чайковский, С.Б. Шенкман. - М., 1987.

7. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. -2001.- № 3.- С. 3-6.

8. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учебы и отдыха ослабленных детей // Начальная школа. - 2003. - № 9.

9. Коновалов С.С. Книга, которая лечит. - СПб., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М., 1986.

11. Похлебкин В.П. Уроки здоровья. - М., 1992.

12. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника.- М., 1990.

с

SONG FOLKLORE OF GREBEN COSSACKS IN A CONTEXT OF REVIVAL OF CULTURAL WEALTH

Tolstokorova Elena Vasilevna, Senior Lector, Stavropol Regional College of Arts, Stavropol

In the article problems of revival of song folklore of Greben Cossacks in a context of revival of cultural wealth as means of traditional folklore most boldly outline and trace process of cultural and historical evolution of the people, its character, mentality of national culture and continuity of generations are analyzed.

Keywords: song folklore; revival, spiritual traditions.

<A KP ■

127

ПЕСЕННЫЙ фольклор гребенских казаков

В КОНТЕКСТЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье анализируются проблемы возрождения песенного фольклора гребенских казаков в контексте возрождения духовных ценностей, поскольку именно средствами традиционного фольклора наиболее рельефно очерчивается и прослеживается процесс культурно-исторической эволюции народа, его характер, менталитет национальной культуры и преемственность поколений.

Ключевые слова: песенный фольклор; возрождение, духовные традиции.

УДК 398.221

© ТолстокороваЕ.В.,2012

Северный Кавказ в конце XX в. вновь стал приграничной зоной и южным рубежом России. В.С. Белозеров, исследуя этнодемографи-ческие процессы на Северном Кавказе, подчеркивает, что "сложность социальной структуры Северного Кавказа предопределена совместным проживанием на его территории во многом ассимилированных индоевропейской, северокавказской, алтайской и кавказской языковых семей, исповедующих основные мировые религии и культуры" [1, С. 6-7].

Современная характеристика социально-политического положения на Северном Кавказе и Ставрополье, охарактеризованная современными учеными [1, 2, 4], позволяет констатировать остроту проблем, связанных с межэтническими коммуникациями, что, в свою очередь, придает остроту и значимость проблеме возрождения духовных ценностей традиционной культуры казачества.

По справедливому замечанию А.Ф. Григорьева, с древних времен на Северном Кавказе взаимодействовали разнообразные, поли-

ТОЛСТОКОРОВА Елена Васильевна,

преподаватель, Ставропольский Краевой колледж искусств, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.