Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования форм государственно-частного партнерства при освоении природной ресурсной базы в угольной промышленности'

К вопросу совершенствования форм государственно-частного партнерства при освоении природной ресурсной базы в угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / COAL INDUSTRY / ПРИРОДНАЯ РЕСУРСНАЯ БАЗА / RESOURCE BASE / ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫЕ КОНЦЕССИИ / PUBLIC-PRIVATE CONCESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штейнцайг М.Р.

Ретроспектива позволяет судить о прогрессивности концессионной формы консолидации потенциалов концедента (владение, распоряжение природным ресурсом, возможность предоставления значимых гарантий и доступных кредитных ресурсов в пролонгированном периоде) и концессионеров частных промышленно-финансовых групп (в том числе, зарубежных). Критерии оценки государственной целесообразности участия в концессии не могут ограничиваться традиционными для частного бизнеса показателями определения инвестиционной привлекательности проектов. Должны учитываться межведомственные аспекты развития крупных геолого-экономических районов, возможности эффективной трудовой миграции при создании соответствующей социальной инфраструктуры (на конкретном примере в Дальневосточном регионе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Штейнцайг М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On public and private partnership improvement during coal industry mineral resources deployment

Retrospective review allows judging progressiveness of the concessionary form of concessor potentials consolidation (possession, disposition of the natural resource, possibility of providing significant guarantees and available credit resources in the prolonged period) and concessionaires private industrial and financial groups (including foreign ones). Criteria for assessing appropriateness of the state participation in a concession shall not be limited by traditional private business-specific indicators of the project investment attractiveness. Interdisciplinary aspects of large geological and economic areas development, possibility of effective labor migration when creating the appropriate social infrastructure (for example in the Far Eastern region) should be taken into account.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования форм государственно-частного партнерства при освоении природной ресурсной базы в угольной промышленности»

УДК 658.15:338.45:622.33(470) © М.Р. Штейнцайг, 2018

К вопросу совершенствования форм государственно-частного партнерства при освоении природной ресурсной базы в угольной промышленности

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-8-82-84

ШТЕЙНЦАЙГ Михаил Романович

Канд. техн. наук, магистр экономики, генеральный директор ООО «Компания «Инженерный Центр», 115114, г. Москва, Россия, e-mail: 9918521@mail.ru

Ретроспектива позволяет судить о прогрессивности концессионной формы консолидации потенциалов концеден-та (владение, распоряжение природным ресурсом, возможность предоставления значимых гарантий и доступных кредитных ресурсов в пролонгированном периоде) и концессионеров - частных промышленно-финансовых групп (в том числе зарубежных). Критерии оценки государственной целесообразности участия в концессии не могут ограничиваться традиционными для частного бизнеса показателями определения инвестиционной привлекательности проектов. Должны учитываться межведомственные аспекты развития крупных геолого-экономических районов, возможности эффективной трудовой миграции при создании соответствующей социальной инфраструктуры (на конкретном примере - в Дальневосточном регионе). Ключевые слова: государственно-частное партнерство, угольная промышленность, природная ресурсная база, организационно-финансовое сопровождение,государственно-частные концессии.

ВВЕДЕНИЕ

Задачи государственной значимости активизации режимов природопользования, формирования надежной ресурсной базы для металлургии, углехимии, пищевой промышленности, наконец, обеспечения топливно-энергетической независимости и безопасности страны, оптимизации районирования источников угольной генерации в геополитическом пространстве с директивно задаваемыми необходимыми и достаточными объемами производства электроэнергии для нужд внутреннего потребления и экспорта актуализируют проблематику совершенствования и развития организационно-финансовыхформ государственно-частного партнерства в угольном секторе отечественной индустрии.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Основополагающие принципы теорий Хекшера-Оли-на и Рыбчинского, подтвержденные практикой принципы Leontief's Paradox [1, 2] указывают, что для стран, обладающих большими природными ресурсами, но не владеющих в текущем периоде избыточным капиталом, наукоемкими технологиями и квалифицированными трудовыми ресурсами приоритетным направлением развития экономики является формирование многопрофильных (межотраслевых) государственно-частных концессий в крупных геолого-экономических регионах (от латинского concessio - разрешение, уступка).

Укрупненно классическая концессия предусматривает на основе соответствующего договора консолидацию потенциалов и активов:

- концедента (государство), в собственности которого находятся запасы недр, земельные угодья и инвестресур-сы для создания инфраструктуры;

- концессионера (частный инвестор), обладающего ресурсами для создания основного производства (новое горное строительство).

Этим же договором регламентируется обустройство производственной и социальной инфраструктур, как правило, остающихся в государственной собственности, с передачей прав их эксплуатации концессионеру на возмездной основе (права владения и пользования на определенный срок создаваемым объектом концессионного соглашения определяются ст. 1027 ГК РФ (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

В ретроспективе прототипами такой организационной формы, как концессия, являлись «откуп» (передача государством за определенную плату права взимать налоги и пошлины (Древний Рим, IV век до нашей эры) и «кормление» (население обязывалось содержать государственные структуры и обслуживать общественные нужды за счет сборов и подателей, взимание которых государством делегировалось специально уполномоченным должностным лицам; форма «кормление» в России была сформирована в XII веке и просуществовала вплоть до реформ Петра I. Классическим примером концессии конца XVII века является создание на Урале промышленно-финансовых групп Строгановых и Демидовых.

В 1920-е годы в период так называемой «Новой экономической политики (НЭП)» концессии в России получили наиболее широкое распространение (более 2000) с целью привлечения концессионного (частного) капитала (преимущественно иностранного) в реальные секторы эконо-

мики для активизации хозяйственной деятельности, увеличения наполняемости госбюджета, повышения занятости трудовых ресурсов и пр.

В известной мере прообразом успешной концессии с участием зарубежного концессионера является Нерюнгрин-ский угольный кластер в Южной Якутии. Здесь на основе богатой природной ресурсной базы (собственность концеден-та) с привлечением капитала и высокотехнологичного оборудования (зарубежный концессионер) фактически в течение 7-8 лет была создана мощная производственная структура по добыче угольного сырья и выпуску высококачественной товарной продукции. Гражданское строительство, инфраструктурные объекты и коммуникации в Нерюнгрин-ском геолого-экономическом районе создавались и практически полностью остались в собственности государства (в современной России - муниципальная собственность, переданная во владение и пользование частным инвесторам).

По сложившейся в последнее время практике предметами концессионных соглашений, главным образом, становятся не подлежащие приватизации социально значимые объекты (аэродромы, железные дороги, инфраструктурные сооружения ЖКХ, системы общественного транспорта, здравоохранения, образования, культуры и спорта).

Доходы от эксплуатации объектов концессионных соглашений получает либо концессионер, либо концедент. В первом случае инвестиции концессионеров окупаются за счет эксплуатации объектов на платной основе, во втором - за счет платы концедента (бюджетные субсидии).

По всей видимости, одним из факторов, сдерживающих распространение практики создания концессий (в том числе с участием зарубежных концессионеров) в сфере добычи и переработки твердых полезных ископаемых, является несовершенство методологии определения инвестиционной привлекательности и обоснования целесообразности привлечения госресурсов к реализации крупных капиталоемких проектов.

Широко применяемая в настоящее время методика оценки инвестиционной статистической привлекательности конкретного проекта в рамках отдельной отрасли не дает развернутой характеристики распределения производимой продукции в межотраслевом балансе с оценкой задалживаемых/воспроизводимых ресурсов по стоимостным, натурально-продуктовым и трудовым показателям.

Тем более, традиционные показатели инвестиционной привлекательности (NPV; IRR; EBIT и прочие) не позволяют судить о государственно значимом факторе трудовой и социальной миграции, что особенно важно для отдаленных восточных регионов страны, как правило, богатых ценным природным ресурсом твердых полезных ископаемых.

В этом контексте есть основания полагать, что только результаты матричного балансового межотраслевого метода планирования (творческое наследие Нобелевского лауреата проф. В.В. Леонтьева [1, 2]) создают надежную доказательную основу при принятии решения о приоритетности того или иного проекта, позволяя абстрагироваться от специфики сферы намечаемого развития производства.

По данным Минэнерго России, в краткосрочной перспективе на 2018-2020 гг. среднегодовые темпы прироста объемов угледобычи в стране составят около 0,3%, что в 2,5 раза ниже роста мирового спроса на уголь.

Не является очевидным, что директивные темпы развития отечественной угледобычи (480 млн т к 2030 г. против 407,8 млн т в 2017 г.) являются адекватными практически неисчерпаемым запасам этого минерального сырья, которые практически полностью сосредоточены в восточных геолого-экономических регионах России. Тем более, если принять к сведению прогнозы профильного ведомства о конкурентоспособности российского угля на внешних рынках за счет экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По данным ФТС, доходы от экспорта угля в 2017 г. выросли почти на 52% по сравнению с 2016 г. (примерно на 13,5 млрд дол. США). Устойчива ли будет тенденция роста цены на угольную продукцию на внешних рынках в пролонгированной перспективе, прогнозировать проблематично, если принять к сведению, что недавно 15 стран (в их числе Канада и Великобритания) образовали альянс, цель которого - постепенно добиваться отказа от угля. В Китае не попадают в число приоритетных проекты, связанные с углем. В частности, по заявлению Госкомитета КНР по делам развития и реформ, здесь в период до 2020 г. отложено строител ь-ство новых угольных ТЭС суммарной мощностью 150 ГВт.

По данным Российского энергетического агентства, на внутреннем рынке газовая составляющая в балансе ТЭК растет опережающими темпами, что негативно отражается на ценах твердого топлива.

В своей совокупности изложенные выше факторы не дают основания полагать надежными требуемые до 2030 г. темпы формирования инвестиционной ресурсной базы, оцениваемой Правительственной комиссией по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики в объеме более 5 трлн руб. (для сведения, в 2017 г. в основное производство угольными компаниями страны было инвестировано около 90 млрд руб.).

Надо отметить, что упомянутый инвестресурс практически полностью должен быть представлен частным капиталом (государственная поддержка отечественной угольной промышленности будет направляться только на закрытие угольных предприятий).

В складывающейся ситуации не является очевидной возможность активного вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся в стране природных запасов угля, тем более, если принять к сведению, что даже имеющиеся инвестре-сурсы в большей своей части вынуждено направляются угольщиками не на новое горное строительство, а на инфраструктурное его обеспечение (логистические и энер-госнабжающие коммуникации, портовые мощности, объекты гражданского строительства в обособленных геологических районах и прочее).

В качестве примера, иллюстрирующего последнее обстоятельство, - попытка освоения более 700 млн т запасов ценных коксующихся углей в геолого-экономическом районе Южного Кузбасса.

Более 12 лет назад лицензия на право пользования запасам недр этого участка Кузбасской угольной провинции была приобретена крупной финансово-промышленной группой. Разработанной позднее проектной документацией определено, что при полной сметной стоимости намечаемого к созданию крупного угольно-металлургического кластера примерно в 55 млрд руб. менее 35% требуемых инвестресур-сов будет направлено собственно на горное строительство (шахта и обогатительная фабрика адекватной мощности).

Остальные денежные средства должны быть направлены на инфраструктурное обеспечение создаваемого объекта.

При такой диспропорции адресных инвестиций, в условиях перманентно меняющейся не в лучшую сторону конъюнктуры рынков капитала, материально-технических ресурсов и планируемой к производству угольной продукции реализация упомянутого инвестпроекта освоения природной ресурсной базы не начата до сих пор и остается проблематичной в планируемой перспективе.

На улучшение инвестиционного климата в угольной промышленности направлены в том числе решения Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности (протокол от 27.10.2015 № А4-26-575):

п. 2. Правительству Российской Федерации совместно с заинтересованными хозяйствующими субъектами:

м) Обеспечить принятие мер по активизации использования механизма поддержки инвестиционных проектов в топливно-энергетической сфере, реализуемых на основе проектного финансирования с рассмотрением, в случае необходимости, вопроса о совершенствовании механизма предоставления государственных гарантий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению, в практике угольной промышленности за истекшие 2,5 года принятые протокольные решения не имеют четкой методологии и системного характера.

Есть основания полагать, что кардинальному решению задач государственной значимости способствовало бы расширение практики создания государственно-частных концессий при реализации крупных межведомственных (межрегиональных) инвестпроектов в сфере освоения природной ресурсной базы угольной индустрии страны.

По всей видимости, функции координации и организационно-финансового сопровождения пилотных про-

ектов создания государственно-частных концессий могли бы быть делегированы Департаменту промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации.

В качестве таковых могут быть предложены проекты освоения нераспределенного фонда запасов недр Свобод-ненского буроугольного месторождения в Амурской области [3] и месторождений коксующихся углей обширной Чульмакано-Олекминской провинции в Южной Якутии.

В первом случае концедент имеет механизм активного влияния на объемы и ценообразование конечной продукции.

Во втором - создаются предпосылки для консолидации потенциалов сопредельных регионов: развивающаяся промышленность добычи железной руды в Норильском районе на севере Красноярского края и оцениваемые примерно в 4 млрд т ресурсы коксующихся углей, сосредоточенные на северо-восточных отрогах Станового Хребта Нерюнгринского геолого-экономического района.

Важно отметить, что упомянутые месторождения находятся в непосредственной близости (50-60 км) от Транссиба и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей (станция РЖД «Шимановская»), что повышает экспортный потенциал товарной продукции возможных к созданию мощных кластеров.

Список литературы

1. Межотраслевой баланс. Основы национальной экономики. Интернет-сайт. URL: www.Grandars.ru

2. Парадокс Леонтьева. Экономический словарь. Интернет-сайт: Академик. URL: http://dic.academic.ru

3. Штейнцайг М.Р. Концепция и методология формирования мощных угольно-энергетических кластеров (на примере Свободненского буроугольного месторождения в Амурской области) // Уголь. 2016. №1. С. 30-35. URL: http://www. ugolinfo.ru/Free/012016.pdf (дата обращения: 15.07.2018).

ECONOMIC OF MINING

UDC 658.15:338.45:622.33(470) © M.R. Shteincaig, 2018

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 8, pp. 82-84 Title

on public and private partnership improvement during coal industry mineral resources deployment

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-8-82-84 Author

Shteincaig M.R.1

1 "Engineering Center Company", LLC, Moscow, 115114, Russian Federation Authors' Information

Shteincaig M.R., PhD (Engineering), master of economy, General Director, e-mail: 9918521@mail.com

Abstract

Retrospective review allows judging progressiveness of the concessionary form of concessor potentials consolidation (possession, disposition of the natural resource, possibility of providing significant guarantees and available credit resources in the prolonged period) and concessionaires - private industrial and financial groups (including foreign ones). Criteria for assessing appropriateness of the state participation in a concession shall not be limited by traditional private business-specific indicators of the project investment attractiveness. Interdisciplinary aspects of large geological and economic areas development, possibility of effective labor migration when creating the appropriate social infrastructure (for example in the Far Eastern region) should be taken into account.

Keywords

Public and private partnership, Coal industry, Resource base, Organizational and financial support, Public-private concessions.

References

1. Mezhotraslevoy balans. Osnovy natsionalnoy ekonomiki [Interdisciplinary balance. National economy basics]. Web-site. Available at: www.Grandars. ru (accessed 15.07.2018).

2. Paradoks Leonteva. Ekonomicheskiy slovar [Leontief paradox. Economical glossary]. Web-site: Academic. Available at: http://dic.academic.ru (accessed 15.07.2018).

3. Shteincaig M.R. Kontseptsiya i metodologiya formirovaniya moshch-nykh ugol'no-energeticheskikh klasterov (na primere Svobodnenskogo burougol'nogo mestorozhdeniya v Amurskoy oblasti) [The concept and methodology of powerful coal mining and energy production clusters formation (by example of Svobodnensky brown coalfield in Amur Region)]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2016, No. 1, pp. 30-35. Available at: http://www. ugolinfo.ru/Free/012016.pdf (accessed 15.07.2018).

84

АВГУСТ, 2018, "УГОЛЬ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.