Научная статья на тему 'К вопросу реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства'

К вопросу реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
215
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ЖКХ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жилкина Татьяна Алексеевна, Макарова Галина Ивановна

В работе говорится о пробуксовке реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Для коренного улучшения положения в жилищно-коммунальном комплексе необходима: реструктуризация отрасли с созданием условий для большего вхождения частного бизнеса в сферу управления жильем; замена административно-распорядительных методов хозяйствования на экономические методы; рыночная, а не политизированная система регулирования тарифов, увязанная с социально-экономическим развитием регионов; внедрение пакета прогрессивных энергосберегающих технологий для формирования инвестиционной привлекательности отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 697.1(075.8)

Жилкина Татьяна Алексеевна

кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и графики Московского государственного строительного университета [email protected]

Макарова Галина Ивановна

доцент кафедры начертательной геометрии и графики Московского государственного строительного университета [email protected]

К ВОПРОСУ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Tatyana A. Zhilkina

Candidate of Technical Sciences, associate professor, departments of descriptive geometry and graphics,

Moscow state construction university [email protected]

Galina I. Makarova

associate professor of descriptive geometry and graphics,

Moscow state construction

university

[email protected]

To THE QUESTION OF REFORMING AND MODERNIZATION OF HOUSING AND UTILITIES

Аннотация. В работе говорится о пробуксовке реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Для коренного улучшения положения в жилищно-коммунальном комплексе необходима: реструктуризация отрасли с созданием условий для большего вхождения частного бизнеса в сферу управления жильем; замена административно-распорядительных методов хозяйствования на экономические методы; рыночная, а не политизированная система регулирования тарифов, увязанная с социальноэкономическим развитием регионов; внедрение пакета прогрессивных энергосберегающих технологий для формирования инвестиционной привлекательности отрасли.

Ключевые слова: сфера ЖКХ, жилищный фонд, реформирование, демонополизация, конкурентная среда, частный инвестор.

Annotation. In the work referred to slippage of reforming housing and communal services. For radical improvement of the situation in housing and communal complex of necessary: restructuring the industry to create the conditions for greater entry of private business in the sphere of housing management; replacement of administrative methods of economic management methods; market and not politicized rate regulation, linked with socio-economic development of regions; implementation of a package of advanced energy saving technologies for the formation of investment attractiveness of the industry.

Keywords: sector HCS, housing, reform, demonopolization, competitive environment, private investor.

Необходимость преобразований в сфере ЖКХ ощущалась и признавалась уже давно, что в первую очередь было вызвано значительными затратами на его содержание. Поэтому периодически предпринимались попытки реформирования ЖКХ, но в основном безуспешно. С 90-х гг. прошлого столетия преобразования в жилищной сфере происходят в соответствии с новыми рыночными условиями управления и хозяйствования. Стратегическая цель этих преобразований - замена административно-распорядительных методов хозяйствования на экономические методы, основанные на законах рынка.

Понятие «преобразования», используемое для повышения эффективности тех или иных процессов в технических науках, можно разделить на 4 категории [1], каждая из которых имеет свою эффективность: 1 - поиск новых областей применения и создание новых функциональных

структур, эффективность от внедрения которых может превысить существующий уровень в 10 раз; 2 - внедрение новых принципов управления и хозяйствования, экономический эффект при этом может возрасти в 2-10 раз; 3 - применение новых конструкций, технологий, оборудования и материалов. Достигаемый эффект - 1050 %; 4 - расчет и оптимизация параметров (применительно к ЖКХ эксплуатационных, технологических и др.). Увеличение ожидаемого эффекта составляет 2-10 %.

Если переложить 4 вида преобразований на жилищный сектор, то в отношении 2, 3 и 4-го видов можно вести дискуссию об основных направлениях модернизации жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует учитывать, что общая площадь жилищного фонда Российской Федерации в 2015 г. составляет 3,3 млрд. кв.м., где 86 % находится в частной собственности, кото-

169

рая подразделяется на два типа: частный жилищный фонд индивидуального использования и жилищный фонд в многоквартирных домах. Если перед государством проблема управления первым типом жилья не стоит (собственники распоряжаются своим жильем по своему усмотрению), то проблема по управлению вторым типом жилья до сих пор стоит очень остро.

Состояние жилищного фонда в настоящее время не может считаться удовлетворительным: около 50 % жилья является «возрастным» и по нормативным срокам эксплуатации или техническому состоянию требует капитального ремонта. 11,3 % от общего количества жилых помещений нуждается в неотложном капитальном ремонте; 9 % - постройки первых массовых серий 70-х гг. прошлого века - требуют реконструкции и модернизации. При этом, более 40 млн. человек проживает в неблагоустроенных квартирах [2]. Налицо системный кризис.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, идущая с 90-х гг. прошлого века, выглядит следующим образом. Жильцам многоквартирных домов предлагается организовываться в товарищества собственников жилья (ТСЖ) с целью защиты своих интересов при заключении договоров с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКХ. После чего жилой фонд ТСЖ предлагается передать в доверительное управление компании, выигравшей конкурс в сфере предоставления управленческих услуг. Предполагается, что результатом этого будет конкуренция на рынке услуг, что приведет к повышению эффективности всего ЖКХ.

На деле же все обстоит немного не так. Если до 1991 г. единым собственником было государство, то после 1991 г. в результате разделения полномочий собственниками стали муниципалитеты и субъекты РФ. После объявленной бесплатной приватизации жилья к числу собственников добавились граждане (физические лица), которые при купле-продаже оплачивают только стоимость жилых помещений. Доля общего имущества при этом за собственником не закрепляется и им не оплачивается. По сути, все многоквартирные жилые дома на сегодняшний день представляют собой конгломераты, в которых несколько собственников: приватизированные жилые помещения принадлежат частным физическим лицам, а нежилые помещения, как правило, находятся в ведении муниципалитетов. Именно это обстоятельство является сегодня серьезным препятствием для действенного управления многоквартирными домами.

Другой достаточно частой причиной является аффилированность управляющих компаний с органами муниципальной власти, которая зачастую является учредителем или бенефициаром (конечным выгодоприобретателем) от доходов этих управляющих компаний. Это, в частности, создает значительные препятствия для вхожде-

ния частного бизнеса в сферу управления жильем.

Из-за имеющихся противоречий в управлении ТСЖ находится всего лишь около 2 % общей площади жилья многоквартирных домов. Ожидания относительно удешевления и улучшения качества коммунальных услуг в большинстве своем не оправдываются, а это в свою очередь ведет к формированию у населения негативного отношения к реформам ЖКХ. В результате население страны в большинстве своем потеряло всякий интерес к реформам, ограничиваясь лишь интересом к тарифам на услуги, повышение цен на которые принимается населением крайне агрессивно.

Для коренного улучшения положения в жилищнокоммунальном комплексе необходима реструктуризация всей отрасли в целом, включая ресурсоснабжающие предприятия тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, и жилищного сектора в частности, выстраивание рыночной, а не политизированной системы регулирования тарифов, увязанной с социально-экономическим развитием регионов. Решение этих задач - это основное, что влияет на образование новых функциональных структур и создание условий для нормальной системы управления, эффективных экономических механизмов хозяйствования, формирования инвестиционной привлекательности отрасли.

Объем рынка ЖКХ предполагает вхождение в него большего числа частных инвесторов, чем мы имеем на сегодняшний день, для которых предметом бизнеса должны стать следующие виды деятельности [3]: управление жильем; работы по содержанию и ремонту жилищного фонда; работы по выборочному капитальному ремонту, комплексному капитальному ремонту, модернизации и реконструкции; работы по энергоснабжению и учету потребления коммунальных услуг.

Для создания условий полноценного вхождения частного бизнеса в сферу управления жильем нужна федеральная целевая программа, предусматривающая не только предоставление инвестиций, но и проведение учета, переоценки и регистрации основных фондов, осуществление передачи всего муниципального жилищного фонда с баланса муниципальных унитарных предприятий, занимающихся его управлением и эксплуатацией. Другими словами, для реформы отрасли нужна целевая программа его модернизации, предусматривающая в том числе внедрение пакета прогрессивных энергосберегающих технологий, позволяющих повысить эффективность ЖКХ в разы, что приведет в результате к значительному сокращению издержек на жилищно-коммунальные услуги [4, с. 54].

Только после решения этих задач можно в полном объеме воплощать 2, 3, 4-й виды преобразований и говорить о развитии конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищно-коммунальным комплексом страны.

170

Литература:

1. Цой Л.Н. Некоторые результаты пилотного

исследования / Л». Цой, С.С. Сергеев // URL: http://pandia.org/797503/ (дата обращения

27.07.2015).

2. Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем. // Сайт: РБК - URL:

http://marketing.rbc.rU/reviews/realty/chapter_1_1.s html (дата обращения 06.07.2015).

3. Выступление руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко на 2-й сессии Всемирного форума городов «Города: центры культуры, всестороннего учета интересов и интеграции?» (Барселона, Испания). Строительный журнал «I-STROY.ru» -URL: http:// www.i-stroy.ru/ docu/ chronicle/ vyistup-lenie_rukovoditelya_fas_ v_barse-lone/ 2730. html (дата обращения 17.06.2014).

4. Жилкина ТА. Роль стандартизации в энергоресурсосбережении в жилищнокоммунальном хозяйстве / Т.А. Жилкина, Е.А. Алымов // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2012. № 7. С. 53-54.

Literature:

1. Choi L.N. Some results of a pilot study / L.N. Choi, S.S. Sergeev // URL: http:// pan-dia.org/797503/ (accessed 27.07.2015).

2. The structure of the housing stock and the housing. // Website: RBC - URL: http:// marketing.rbc.ru/ reviews/ realty/ chapter_ 1_1. shtml (accessed

06.07.2015)

3. The speech of the head of the Federal Agency for construction and housing and communal services Vladimir Averchenko at the 2nd session of the world urban forum «Cities: centers of culture, mainstream interests and integration?» (Barcelona, Spain) // Construction log «I-STROY.ru» - the URL: http:// www.i-stroy.ru/ docu/ chronicle/ vyistuplenie _ rukovoditelya_fas _v_ barse-lone/ 2730. html (accessed 17.06.2014).

4. Zhilkina T.A. The Role of standardization in energy and resource saving in the housing and utilities sector / T.A. Zhilkina, E.A. Alimov. BLS: Bulletin of construction equipment. 2012. № 7. Pp. 53-54.

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.