Научная статья на тему 'Организационно-экономическая модель управления многоквартирными домами'

Организационно-экономическая модель управления многоквартирными домами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕФОРМА / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MODEL / MANAGEMENT / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцов Леонид Борисович, Рыльков Владимир Игоревич, Камнева Полина Ивановна

В статье исследованы основные факторы, негативно влияющие на реформирование жилищно-коммунального хозяйства России. Предложена и описана организационно-экономическая модель управления комплексом жилой недвижимости. Рассмотрены важнейшие регуляторы деятельности в системе управления комплексом жилой недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зеленцов Леонид Борисович, Рыльков Владимир Игоревич, Камнева Полина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic model of management the apartment houses

The article studies the main factors adversely affecting the reform of housing and communal services of Russia. There was proposed and described the organizational-economic model of management the residential property. Considered the most important regulators of activity the management system of residential property.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая модель управления многоквартирными домами»

Зеленцов Леонид Борисович

Zelencov Leonid Borisovich, Ростовский Г осударственный Строительный университет

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление в строительстве»

Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of «Economy and Management of Construction Engineering» department

Камнева Полина Ивановна

Kamneva Polina Ivanovna Ростовский Г осударственный Строительный университет Rostov State University of Civil Engineering Ассистент кафедры «Экономика и управление в строительстве» Assistant of «Economy and Management of Construction Engineering» department

E-Mail: Polin61 @yandex .ru

Организационно-экономическая модель управления многоквартирными домами

Organizational-economic model of management the apartment houses

Аннотация: В статье исследованы основные факторы, негативно влияющие на реформирование жилищно-коммунального хозяйства России. Предложена и описана организационно-экономическая модель управления комплексом жилой недвижимости. Рассмотрены важнейшие регуляторы деятельности в системе управления комплексом жилой недвижимости.

The Abstract: The article studies the main factors adversely affecting the reform of housing and communal services of Russia. There was proposed and described the organizational-economic model of management the residential property. Considered the most important regulators of activity the management system of residential property.

Ключевые слова: Организационно-экономическая модель, управление, жилищнокоммунальное хозяйство, реформа;

Keywords: Organizational-economic model, management, housing and communal services,

reform.

Рыльков Владимир Игоревич

Rilkov Vladimir Igorevich ООО «ДонСтрой» «Donstroy» LLC Мастер строительно-монтажных работ Master of construction

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2012 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

На основе анализа обширного фактического материала, отечественного и зарубежного опыта нами исследованы существующие подходы и инструментарии реформирования жилищно-коммунальной отрасли. К основным группам факторов отрицательно влияющих на реформирование отрасли следует отнести следующие.

1) Предельно высокий уровень износа основных фондов и высокая аварийность на объектах инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны.

По официальным данным Министерства регионального развития России и Росстата, темпы нарастания физического износа основных фондов ЖКХ составляют 3-5% в год. Около 300 млн. кв. м. жилья эксплуатируется без ремонта более 25 лет. Износ объектов коммунальной инфраструктуры в среднем составляет более 60%, а жилищного фонда приблизился к 55% [2] (рис. 1).

Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов за последнее десятилетие увеличилось в 5 раз. За год в среднем 200 аварий приходится на каждые 100 км сетей теплоснабжения и 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения.

Рис. 1. Износ основных фондов в системе ЖКХ на конец 2010 года

2)Отсутствие эффективных механизмов инвестирования в отрасль средств частных инвесторов.

За время реализации реформы ЖКХ на местах опробовано много разных способов вывода отрасли из кризиса и привлечения в нее инвестиций [3,4]:

- простое акционирование муниципальных предприятий (привлечение частных компаний и инвестиций в такие отрасли коммунального сектора, как водоснабжение и очистка сточных вод, теплоснабжение и утилизация твердых бытовых отходов);

- привлечение средств мелких инвесторов собственников - владельцев квартир в многоквартирных домах (МКД);

- установление долгосрочных экономически обоснованных тарифов - применение методики доходности на инвестированный капитал (РАВ);

- использование собственных средств организаций ЖКХ путем создания региональных холдинговых структур;

- повышение эффективности деятельности самих организаций ЖКХ за счет применения технологий позволяющих повысить энергоэффективность, снизить потери ресурсов и оптимизировать затраты.

Однако в подавляющем большинстве муниципальных образований эта задача до сих пор остается нерешенной.

3)Отсутствие серьезной государственной поддержки модернизации жилищно - коммунального комплекса, которая предполагает [4]:

- принятие мер по предоставлению предприятиям ЖКХ долгосрочных и доступных кредитов в упрощенном порядке под гарантии государства;

- стимулирование привлечения частного капитала посредством льгот и гарантий;

- увеличение объемов финансирования отрасли по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище»;

- повышение эффективности использования федеральных средств;

- внедрение долгосрочного тарифного регулирования на продукцию естественных монополий на принципах достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий;

- разгосударствление государственных и муниципальных предприятий отрасли;

- принятие нормативных актов, направленных на обеспечение раскрытия информации о процессе формирования тарифов и услуг, результатах деятельности управляющих организаций и аналогичных структур;

- проведение аудита хозяйственной деятельности предприятий и организаций ЖКХ;

- стимулирование программ снижения издержек;

- применение жестких санкций (вплоть до уголовной ответственности) по фактам завышения тарифов и неисполнения нормативных предписаний.

4)Отсутствие системы общественного самоуправления.

Особое значение в настоящее время приобретает социально- психологический аспект, который заключается в социальной апатии и иждивенчестве владельцев объектов жилой недвижимости; неготовности лиц, приватизировавших жилье, воспринимать себя в качестве ответственных домовладельцев; утере традиций самоорганизации жителей; неспособности большинства собственников жилья к самоуправлению; высоком уровне недоверия населения к общественному самоуправлению.

Для преодоления перечисленных проблем необходимо участие всех субъектов ЖКХ: собственников помещений, управляющих компаний, органов муниципальной и федеральной исполнительной власти, законодательных органов в развитии общественного самоуправления

- обеспечения участия домовладельцев в управлении жилищным фондом путем определения основных направлений расходования средств на содержание и ремонт жилищного фонда, контроля качества коммунальных услуг и работ по ремонту и содержанию жилищного фонда.

Основная причина трудностей в реализации осуществляемых мероприятий по реформированию ЖКХ видится в отсутствии учета и согласованности экономических интересов основных участников рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

Управление комплексом жилой недвижимости сводится к систематизированному набору средств воздействия на подконтрольный объект - многоквартирный дом для достижения определённых целей данным объектом, которые обеспечивают эффективное состояние внешних и внутренних элементов хозяйственной системы (рис. 2).

К воздействиям внешней среды в ОЭМ следует отнести:

- нормативно - правовое регулирование (свод законодательных актов регламентирующих деятельность рынка ЖКУ в сфере управления МКД);

- тарифное регулирование;

- саморегулирование.

Можно выделить следующие группы организаций и предприятий работающих (взаимодействующих) на рынке ЖКУ:

- ресурсоснабжающие организации (поставщики газа, электроэнергии, теплоносителя,

воды);

- специализированные предприятия ЖКХ (вывоз ТБО, обслуживание общедомовых приборов учета потребления ресурсов и т. п.);

- подрядные организации по выполнению отдельных видов ремонтных работ;

- сервисные организации (телефония, интернет, охрана, домофоны);

- управляющие организации, в том числе и ТСЖ, непосредственно управляющие МКД.

Рис. 2. Организационно-экономическая модель (ОЭМ) управления комплексом жилой недвижимости

Координацию всех предприятий и организаций участников рынка ЖКУ при управлении МКД осуществляют управляющие организации или ТСЖ (при непосредственном управлении МКД).

Анализ эффективности воздействия внешних и внутренних регуляторов на систему управления комплексом жилой недвижимости позволил сделать следующие выводы [1].

1)Тарифное регулирование - наиболее действенное, которым широко пользуются прежде всего ресурсоснабжающие организации. Этот регулятор в сфере ресурсоснабжения приблизился практически к своим предельным значениям (возможностям), так как стоимость на энергоносители приблизилась к ценам американского и европейского рынков и в большей части регионов России превышает покупательную способность значительной части населения.

2)Объединение собственников (ТСЖ), являясь некоммерческой потребительской непрофессиональной организацией, в первую очередь должны действовать в интересах собственников, выступать заказчиком от их имени, обеспечивать формирование единой позиции относительно управления и содержания общего имущества в МКД. Основная задача ТСЖ -не самостоятельно произвести работы, а в соответствии с нуждами собственников грамотно и точно заказать их исполнение, проконтролировать и принять выполненную работу.

3)Саморегулирование. В условиях неэффективного тарифного регулирования одним из основных регуляторов деятельности в системе управления комплексом жилой недвижимости должен стать, создаваемый в настоящее время институт допуска управляющих организаций. В качестве механизма такого регулирования рассматривается саморегулирование, главным регулятивным элементом которого является солидарная ответственность членов в форме компенсационного фонда.

4)Раскрытие информации в сфере управления МКД. Другим регулятором деятельности управляющих организаций МКД должно стать постановление правительства РФ от 23 сентября 2010г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее постановление №731).

К сожалению, существует общий недостаток всего стандарта - предписания не конкретизированы, не типизированы, в нем отсутствует какое-либо описание ответственности в случае невыполнения его требований [1].

На основании исследования существующей системы управления комплексами жилой недвижимости можно говорить об отсутствии четко налаженных организационноэкономических механизмов контроля за деятельностью управляющих организаций, что не позволяет наладить их результативную и эффективную работу, обеспечивающую оптимальное соотношение цены и качества оказываемых ЖКУ. Повышение эффективности деятельности управления МКД возможно путем внедрения института саморегулирования, совершенствования законодательной базы в тарифном регулировании и раскрытии информации, в закреплении полномочий и ответственности организаций предоставляющих ЖКУ. Основной элемент внутреннего воздействия на управляющую организацию - ТСЖ, а при их отсутствии - домовые комитеты самоуправления, в большинстве МКД не созданы или не выполняют возложенных на них функций по обеспечению участия домовладельцев в управлении жилищным фондом. Поэтому основная задача муниципальных образований - активизация работы общественного самоуправления на местах, содействие созданию квартальных и домовых комитетов самоуправления, стимулирование, создание эффективного собственника.

ЛИТЕРАТУРА

1.Зеленцов Л.Б., Рыльков В.И. Аспекты создания организационно-экономического механизма управления многоквартирными домами в системе ЖКХ//Электронный научноинновационный журнал «Инженерный вестник Дона».-2011.-№4;

2.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://gks.ru;

3.Шеина С.Г., Сеферов Г.Г. Разработка концепции комплексной санации и технической реабилитации жилых зданий в соответствии с федеральным законом №261-ФЗ//Вестник МГСУ.-2010.-№1;

4.Шеина С.Г., Сеферов Г.Г. Анализ эффективности реализации целевой программы капитального ремонта жилищного фонда г. Ростова-на-Дону в соответствии с федеральным законом № 185-ФЗ//Вестник Волгоградского ГАСУ.-2010.-№17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.