Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ / ВОЗРАСТ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фейзуллаев Фирудин Махрамали Оглы

Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений. Как отмечает автор, несовершеннолетним в соответствии с Уголовным кодексом РФ признается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. По общему правилу к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Так же в работе автором рассматриваются меры наказаний, которые не связаны с лишением свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фейзуллаев Фирудин Махрамали Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL PENALTIES NOT RELATED TO DEPRIVATION OF LIBERTY IN RELATION TO MINORS

The legislation of the Russian Federation provides for the criminal liability of minors for the commission of crimes. A minor, in accordance with the Criminal Code of the Russian Federation, is a person who, at the time of the commission of the crime, turned fourteen, but did not turn eighteen years old. As a general rule, only a person who has reached the age of sixteen by the time the crime was committed can be brought to criminal liability. Also, in the work, the author examines penalties that are not associated with imprisonment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_178

К ВОПРОСУ РЕЛИЗАЦИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ON THE ISSUE OF THE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL PENALTIES NOT RELATED TO DEPRIVATION OF LIBERTY IN RELATION TO MINORS

ФЕЙЗУЛЛАЕВ Фирудин Махрамали оглы,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры правового регулирования градостроительной деятельности и транспорта, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ). Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, 4. E-mail: firudin25@mail.ru;

Feyzullayev Firudin Mahramali oglu,

candidate of legal sciences, associate professor of the Department of legal regulation of urban planning and transport, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPSUACE). Russia, St. Petersburg, 2nd Krasnoarmeyskaya str., 4. E-mail: firudin25@mail.ru

Краткая аннотация. Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений. Как отмечает автор, несовершеннолетним в соответствии с Уголовным кодексом РФ признается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. По общему правилу к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Так же в работе автором рассматриваются меры наказаний, которые не связаны с лишением свободы.

Abstract. The legislation of the Russian Federation provides for the criminal liability of minors for the commission of crimes. A minor, in accordance with the Criminal Code of the Russian Federation, is a person who, at the time of the commission of the crime, turned fourteen, but did not turn eighteen years old. As a general rule, only a person who has reached the age of sixteen by the time the crime was committed can be brought to criminal liability. Also, in the work, the author examines penalties that are not associated with imprisonment.

Ключевые слова: преступление, несовершеннолетний, Уголовный кодекс РФ, возраст, уголовная ответственность.

Keywords: crime, minor, the Criminal code of the Russian Federation, age, criminal liability.

Для цитирования: Фейзуллаев Ф.М. оглы К вопросу реализации уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы в отношении несовершеннолетних// Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 178-180. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_178.

For citation: Feyzullaev F.M. oglu On the issue of the implementation of criminal penalties not related to deprivation of liberty in relation to minors // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 178-180. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_178.

Статья поступила в редакцию: 17.02.2023

Исходя из отдельных положений, закрепленных в УК РФ, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, также подлежат уголовной ответственности за совершение преступлений, посягающих на наиболее важные охраняемые законом, отношения [3].

На современном этапе развития общества криминальная активность несовершеннолетних представляет серьезную проблему для безопасности Российской Федерации [9]:

Лицо считается достигшим возраста, с которого может наступить уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются [6]:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

Штраф может быть назначен несовершеннолетнему как при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых (в этом случае штраф может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия) [2; 5].

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2-х часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет -3-х часов в день [1].

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года [7].

Прошедший год позволил нам серьезно продвинуться на пути гуманизации уголовной политики. Сегодня более 70% всех назначаемых российскими судами наказаний не связаны с лишением свободы. Напомним, альтернативой заключению сегодня являются [4]:

четыре вида наказаний (обязательные и исправительные работы, ограничение свободы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);

Уголовно-правовые науки

пять уголовно-правовых мер - условное осуждение, отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка, отсрочка лицам, признанным больным наркоманией, контроль за осужденными (без лишения свободы), на которых возложена обязанность пройти лечение от наркомании, а также за осужденными, страдающими расстройством сексуального предпочтения (педофилией), которым назначены меры медицинского характера;

меры пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий и залога.

Описанные виды наказаний в настоящее время в Российской Федерации исполняют 80 ФКУ уголовно-исполнительные инспекции, в состав которых входят 2379 филиалов, расположенные во всех административно-территориальных образованиях.

Штатная численность инспекций составляет 10257 единиц, в т. ч. 251 гражданский служащий. По учетам УИИ ежегодно проходит около одного миллиона подучетных лиц (955 тыс.285 чел.). Сотрудники инспекций в прошлом году осуществляли контроль в отношении 942 тыс. человек, в том числе 13,4 тыс. несовершеннолетних.

Общая численность лиц, прошедших за 2021 г. по учету уголовно-исполнительной инспекции, составила 4781 осужденный, из них 79 несовершеннолетних. На 1 января 2022 г. на учёте в ФКУ уии состояло 2427 человек, из них несовершеннолетних - 27. В 2021 году отбывали наказание в виде принудительных работ 201 осужденный.

Одна из основных задач, стоящих перед инспекциями - это предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете. Благодаря проводимой работе в 2022 году удалось снизить уровень повторной преступности среди подучетных лиц, в том числе среди несовершеннолетних осужденных. В числе принимаемых профилактических мер - проведение индивидуальных бесед с осужденными, оказание им содействия в трудоустройстве, получении психологической помощи, восстановлении утраченных документов, контроль за поведением осужденных по месту жительства, работы (учебы), в общественных местах и выполнением ими возложенных судом обязанностей, соблюдением установленных ограничений, другие мероприятия, проводимые в тесном взаимодействии с органами внутренних дел, иными органами системы профилактики, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями.

При нарушении осужденным установленного порядка и условий отбывания наказания он вызывается в инспекцию либо посещается по месту жительства, с ним проводится беседа, выясняются причины допущенного нарушения и выносится письменное предупреждение о замене назначенного наказания более строгим видом (отмене условного осуждения, отсрочки отбывания наказания).

В случае злостного нарушения установленного порядка и условий отбывания наказания, систематических нарушений со стороны подучетных лиц в соответствии с действующим законодательством в суд направляются материалы для принятия соответствующего решения.

С 2017 года в России применяется новый вид уголовных наказаний в виде принудительных работ. Согласно Уголовному кодексу (УК) РФ, такая мера применяется за преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. В случае уклонения осужденного от наказания, оно заменяется лишением свободы на тот же срок.

Российское законодательство позволяет применять широкий спектр наказаний, альтернативных содержанию в исправительных учреждениях или заключению под стражу.

Развитие технологий позволило ввести в широкую практику применение технических средств надзора за осужденными, совершенствование законодательства - адаптировать наказания с учетом поведения осужденного, ужесточая или, наоборот, облегчая условия отбывания наказания.

Все эти процессы, получившие общее название "гуманизация", привели к тому, что на протяжении последних нескольких лет доля наказаний, альтернативных лишению свободы, составляет более 70% от общего количества судебных решений по уголовным делам.

Дальнейшее развитие системы наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, на наш взгляд, представляет собой баланс интересов всего государства - в части соблюдения принципа неотвратимости уголовного наказания, эффективного расходования бюджетных средств, и гражданского общества - в части создания современной надежной системы исполнения наказаний, позволяющей минимизировать негативные последствия от совершенных преступлений.

С 2017 года к таким уже "традиционным" наказаниям, как обязательные и исправительные работы, добавились еще и принудительные работы. Однако нужно отметить, что кроме наказаний существуют и меры уголовно-правового характера. Например, условное осуждение, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Все наказания и меры уголовно-правового характера, кроме принудительных работ, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями, которые имеются в каждом территориальном органе ФСИН России [6].

Если говорить о цифрах, то число лиц, прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций, с 2015 года увеличилось на 150 тысяч человек и, начиная с 2018 года, превышает один миллион человек в год с сохранением тенденции к увеличению.

Статистика по принудительным работам еще более динамичная: так, по состоянию на 1 января 2022 г. отбывали наказание в виде принудительных работ 7 874 чел. или 79% осужденных указанной категории (1 января 2021 г. - 4 173 чел. или 60%, 1 января 2020 г. - 2 726 чел. или 37%, 1 января 2019 г. - 381 чел. или 31%). Из той же пояснительной записки к законопроекту.

В последние годы принудительные работы стали применяться в порядке смягчения наказания как замена неотбытой части лишения свободы, в связи с чем численность отбывающих принудительные работы еженедельно увеличивается в среднем от 100 до 170 человек.

В настоящее время в исправительных учреждениях содержатся около 190 тысяч осужденных, имеющих формальные основания для подачи ходатайства о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Поэтому статистика по данному

показателю будет ежегодно только увеличиваться, причем значительными темпами.

Учреждениями, исполняющими принудительные работы, являются исправительные центры, а также изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, при исправительных учреждениях. При этом законодательством предусмотрена возможность создавать участки исправцентров на предприятиях различной формы собственности. Последнее условие значительно расширяет механизм привлечения осужденных к труду, делает этот трудовой ресурс мобильным и конкурентным на рынке.

За три года в территориальных органах ФСИН создано 17 исправительных центров и 69 изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, с возможностью размещения в них около 6000 человек.

В настоящее время к труду привлечены все осужденные, состоящие на учетах в исправительных центрах. Но главное не только в количестве привлеченных. Осужденные к принудительным работам могут проживать в общежитиях при предприятиях, а из их заработной платы в доход государства удерживается от 5 до 20 процентов. При этом многие расходы, связанные с содержанием, например, коммунальные услуги оплачивают сами осужденные [4].

Таким образом, институт наказания в виде принудительных работ имеет ряд ключевых преимуществ: снижение государственных расходов на содержание осужденных и получение прибыли от их трудовой деятельности; широкие возможности использования трудовых ресурсов, их мобильность, возможность привлечения осужденных к принудительным работам в развивающихся сферах экономики (освоение сельскохозяйственных территорий, переработка твердых бытовых отходов) [8].

В период ограничений на проведение личных приемов граждан уголовно-исполнительные инспекции работали с осужденными в основном в дистанционном режиме. Осужденных контролировали преимущественно с использованием средств связи, системы электронного мониторинга подконтрольных лиц и системы уличного видеонаблюдения. Выезды с проверками по месту жительства осуществлялись на служебном автотранспорте с использованием индивидуальных средств защиты. Профилактические беседы с несовершеннолетними осужденными в большинстве своем проводились в онлайн режиме.

Библиогра фия:

1. Беляева Л.И. Некоторые положения уголовной политики в отношении несовершеннолетних / Л. И. Беляева // Актуальные проблемы уголовного права и процесса в условиях реформирования законодательства: материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 13 ноября 2014 г.). М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2014. С. 44-50.

2. Буранов Г.К. Актуальные проблемы штрафа как вида уголовного наказания, назначаемого несовершеннолетним / Г. К. Буранов, Т. В. Никитина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14015/ (дата обращения: 07.02.2021).

3. Грудинин Н.С. Личность несовершеннолетнего российского преступника и механизмы ее формирования / Н. С. Грудинин // Научный Вестник. 2016. № 2. С. 20-27.

4. Дегтярева О.Л. Проблемы правового регулирования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в отношении несовершеннолетних осужденных / О.Л. Дегтярева // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. тез. выст. и докл. участников : в 8 т. -Рязань : Академия ФСИН России, 2015. Т. 4. С. 256-263.

5. Караваева И. В. Проблемы назначения штрафа в отношении несовершеннолетних / И. В. Караваева // Вестник науки и образования. 2015. № 3.

С. 20-22.

6. Кольцов М. И. О необходимости повышения эффективности наказаний, назначаемых несовершеннолетним преступникам / М. И. Кольцов // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 9. С. 424-431.

7. Назаров С.В. Организованная и профессиональная преступность: учебное пособие / С.В. Назаров. СПб.: АНО ВО «СЮА», 2018. 272 с.

8. Рахмаев Э.С., Федотова Е. Н. Обязательные работы как вид наказания для несовершеннолетних: проблемы применения и перспективы / Э. С. Рахмаев Е. Н. Федотова // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2016. № 4. С. 101-103.

9. Фейзуллаев Ф.М., Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия групповой преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. Дисс. ... канд. юрид. наук / Ф.М. Фейзуллаев. - Рязань., 2015. - 236 с.

References:

1. Belyaeva L.I. Some provisions of criminal policy in relation to minors / L. I. Belyaeva // Actual problems of criminal law and process in the context of legislative reform: Proceedings of the International Scientific Conference (Moscow, November 13, 2014). Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), 2014. pp. 44-50.

2. Buranov G.K. Actual problems of a fine as a type of criminal punishment imposed on minors / G. K. Buranov, T. V. Nikitina. — Text: direct // Topical issues of legal sciences : proceedings of the IV International Scientific Conference (Chita, April 2018). Chita: Publishing House Young Scientist, 2018. pp. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14015 / (date of address: 07.02.2021).

3. Grudinin N.S. The identity of a minor Russian criminal and the mechanisms of its formation / N. S. Grudinin // Scientific Bulletin. 2016. No. 2. pp. 20-27.

4. Degtyareva O.L. Problems of legal regulation of the execution of punishments not related to isolation from society in relation to juvenile convicts / O.L. Degtyareva // II International Penitentiary Forum "Crime, punishment, correction": collection of tez. vyst. and the list of participants : in 8 volumes - Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2015. Vol. 4. pp. 256-263.

5. Karavaeva I. V. Problems of assigning a fine against minors / I. V. Karavaeva // Bulletin of Science and Education. 2015. No. 3. pp. 20-22.

6. Koltsov M. I. On the need to increase the effectiveness of punishments imposed on juvenile offenders / M. I. Koltsov // Vestn. Tambov. un-ta. Ser. Humanities. 2012. No. 9. pp. 424-431.

7. Nazarov S.V. Organized and professional crime: a textbook / S.V. Nazarov. St. Petersburg: ANO VO "SUA", 2018. 272 p.

8. Rakhmaev E.S., Fedotova E. N. Compulsory work as a type of punishment for minors: problems of application and prospects / E. S. Rakhmaev E. N. Fedotova // Vestn. Vladimir. jurid. in-ta. 2016. No. 4. pp. 101-103.

9. Feyzullaev F.M., Criminal law and criminological aspects of countering group crime of minors convicted in places of deprivation of liberty. Diss. ... cand. jurid. Sciences / F.M. Feyzullaev. - Ryazan., 2015. - 236 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.