Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, РАБОТАЮЩИХ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ ПО СЛУХУ'

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, РАБОТАЮЩИХ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ ПО СЛУХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ / КОНВЕЙЕРНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лернер Илья Михайлович, Файзуллин Рашид Робертович, Одинцов Владислав Леонидович, Сычев Александр Сергеевич, Кондратьев Владимир Владимирович

Приводится описание решения задачи формирования специализированных «гибких навыков» и компетенций у профессорско-преподавательского состава, которые необходимы для адаптации процесса обучения к условиям «конвейерного» метода обучения». Делается вывод, что для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху необходимы «гибкие навыки», связанные: с повышением мотивации студентов на обучение и развитие; с управлением стрессом; с развитием эмоционального интеллекта. Для диагностики состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху предлагается использовать тест Люшера и вести «дневник эмоций». После анализа результатов и их статистической обработки можно корректировать процесс обучения с учетом потребностей студентов рассматриваемой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лернер Илья Михайлович, Файзуллин Рашид Робертович, Одинцов Владислав Леонидович, Сычев Александр Сергеевич, Кондратьев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE MATTER OF DEVELOPING SOFT SKILLS AMONG ACADEMIC STAFF WORKING WITH HEARING IMPAIRMENT STUDENTS

In the article, the authors solve the problem of the formation of specialized «soft skills» and competencies of the academincs staff, which are necessary for the adaptation of the learning process to the conditions of the «conveyor» learning method. The authors conclude that the following «soft skills» are necessary for teaching hearing impairment: skills related to increasing students' motivation for learning and development; skills related to stress management; special skills and competencies related to the development of emotional intelligence. The authors suggest using the Lusher test and keeping a «diary of emotions» to diagnose the condition of hearing impairment students. After analyzing the results and their statistical processing, it is possible to adjust the learning process taking into account the needs of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, РАБОТАЮЩИХ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ ПО СЛУХУ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.21.09-10.P.39

УДК 378:159

Лернер И.М., Файзуллин Р.Р., Одинцов В.В., Сычев А.С.,

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ

Кондратьев В.В., Вишнякова И.В., Вишняков В.М.,

Казанский национальный исследовательский технологический университет

К вопросу развития soft skills у преподавателей вуза, работающих со студентами с ОВЗ по слуху*

Введение

В настоящее время современная инженерная педагогика сталкивается с рядом новых вызовов, которые требуют адекватного ответа. Одним из ключевых таких вызовов, является необходимость повышения качества образовательного процесса при работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) по слуху, что, в частности, обусловлено их наибольшей численностью [3].

Согласно полученным ранее результатам [5; 17], образовательный процесс для указанной группы лиц представляет собой взаимодействие преподавателя с группой, имеющей свою субкультуру и обладающей рядом социальных характеристик, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе. При этом сам образовательный процесс для достижения высоких показателей в обучении целесообразно строить, используя «конвейерный» метод обучения [4], базирующийся на применении наставничества.

Несмотря на то, что сам «конвейерный» метод был достаточ-

но подробно описан [4], вопросы, связанные с применением при его использовании «гибких навыков» (англ. - soft skills) преподавателя, - одно из прогрессивных направлений современной педагогики - остаются открытыми. Целью проводимого исследования является решение задачи формирова-

ния специализированных «гибких навыков» и компетенций у профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), которые необходимы для адаптации процесса обучения и существующей компе-тентностной модели обучения студентов в рамках «конвейерного» метода обучения.

* Работа выполнена при поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований в рамках научного проекта № 19-013-00624.

© Лернер И.М., Файзуллин Р.Р., Одинцов В.В., Сычев А.С., Кондратьев В.В., Вишнякова И.В., Вишняков В.М., 2021

ЛЕРНЕР ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ Российская Федерация, город Казань

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры нанотехнологий в электронике, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ. Сфера научных интересов: системы беспроводной связи, математическая теория связи в области каналов с памятью, переходные процессы в линейных избирательных системах, инженерная педагогика. Автор более 90 опубликованных научных работ. Электронная почта: aviap@mail.ru.

ILYA M. LERNER Kazan, Russian Federation

Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor at the Department of Nanotechnology in Electronics, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI. Research interests: wireless communication systems, mathematical theory of communication in the field of channels with memory, transient processes in linear selective systems, engineering pedagogy. Author of more than 90 scientific papers. E-mail address: aviap@mail.ru.

ФАЙЗУЛЛИН РАШИД РОБЕРТОВИЧ Российская Федерация, город Казань

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой нанотехнологий в электронике, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ. Сфера научных интересов: посткорреляционные модели негауссовских случайных процессов, статистический синтез алгоритмов и мультипроцессорных устройств обработки сложных сигналов и помех в мобильных инфокоммуникационных системах, телекоммуникационные сети и системы. Автор более 140 опубликованных научных работ. Электронная почта: rrfayzullin@kai.ru.

RASHID R. FAYZULLIN Kazan, Russian Federation

Doctor of Technical Sciences, Full Professor, Head of the Department of Nanotechnology in Electronics, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI. Research interests: post-correlation models of non-Gaussian random processes, statistical synthesis of algorithms and multiprocessor devices for processing complex signals and interference in mobile infocommunication systems, telecommunication networks and systems. Author of more than 140 scientific papers. E-mail address: rrfayzullin@kai.ru.

ОДИНЦОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ Российская Федерация, город Казань

ассистент кафедры нанотехнологий в электронике, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ. Сфера научных интересов: нанотехнологии, процессы в нанотрубках, исследование модели и дифракции радиальных нанотрубок, прикладные информационные технологии, нано-электроника. Автор более 15 публикаций. Электронная почта: Odintsovkai1997@mail.ru.

VLADISLAV L. ODINTSOV Kazan, Russian Federation

Assistant at the Department of Nanotechnology in Electronics, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI. Research interests: nanotechnology, processes in nanotubes, the study of the model and diffraction of radial nanotubes, applied information technology, nanoelectronics. Author of more than 15 publications. E-mail address: Odintsovkai1997@mail.ru.

СЫЧЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Российская Федерация, город Казань

студент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ. Сфера научных интересов: нанотехнологии, процессы в нанотрубках, инжернерная педагогика. Электронная почта: TheRatkin@gmail.com.

ALEXANDER S. SYCHEV Kazan, Russian Federation

Student, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI. Research interests: nanotechnology, processes in nanotubes, engineering pedagogy. E-mail address: TheRatkin@gmail.com.

ЛЕРНЕР И.М., ФАЙЗУЛЛИН Р.Р., ОДИНЦОВ В.В., СЫЧЕВ А.С., КОНДРАТЬЕВ В.В., ВИШНЯКОВА И.В., ВИШНЯКОВ В.М.

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, РАБОТАЮЩИХ СО СТУДЕНТАМИ

С ОВЗ ПО СЛУХУ

КОНДРАТЬЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ Российская Федерация, город Казань

доктор педагогических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет, начальник Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов имени академика А.А. Кирсанова, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности. Сфера научных интересов: стратегия развития и модели высшего образования; методология инженерной деятельности, инженерного образования, инженерной педагогики; фундаментализация и цифровизация высшего образования. Автор более 340 опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: v.kondratyev.50@mail.ru.

VLADIMIR V. KONDRATIEV Kazan, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Kazan National Research Technological University, Head of the Center for Training and Advanced Training of University Teachers named after Academician A.A. Kirsanov, Head of the Department of Methodology of Engineering. Research interests: development strategy and models of higher education; methodology of engineering, engineering education, engineering pedagogy; fundamentalization and digitalization of higher education. Author of more than 340 published scientific and methodological works. E-mail address: v.kondratyev.50@mail.ru.

ВИШНЯКОВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА Российская Федерация, город Казань

кандидат технических наук, доцент кафедры методологии инженерной деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет. Сфера научных интересов: развитие системы инженерного высшего образования, совершенствование подготовки студентов технических вузов к управлению интеллектуальной собственность, обучение студентов с ОВЗ. Автор более 90 опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: vivkazan@mail.ru.

IRINA V. VISHNYAKOVA Kazan, Russian Federation

Ph.D. of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Methodology of Engineering Activity Kazan National Research Technological University. Research interests: development of the system of engineering higher education, improvement of the preparation of students of technical universities for intellectual property management, training of students with disabilities. Author of more than 90 published scientific and methodological works. E-mail address: vivkazan@mail.ru.

ВИШНЯКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ Российская Федерация, город Казань

старший преподаватель кафедры технологии конструкционных материалов, Казанский национальный исследовательский технологический университет. Сфера научных интересов: развитие системы инженерного высшего образования; художественное материаловедение. Автор 4 опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: supertar46@yandex.ru.

VYACHESLAV M. VISHNYAKOV Kazan, Russian Federation

Senior Lecturer at the Department of Structural Materials Technology, Kazan National Research Technological University. Research interests: development of the system of engineering higher education; artistic materials science. Author of 4 published scientific and methodological works. E-mail address: supertar46@yandex.ru.

Приводится описание решения задачи формирования специализированных «гибких навыков» и компетенций у профессорско-преподавательского состава, которые необходимы для адаптации процесса обучения к условиям «конвейерного» метода обучения». Делается вывод, что для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху необходимы «гибкие навыки», связанные: с повышением мотивации студентов на обучение и развитие; с управлением стрессом; с развитием эмоционального интеллекта. Для диагностики состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху предлагается использовать тест Люшера и вести «дневник эмоций». После анализа результатов и их статистической обработки можно корректировать процесс обучения с учетом потребностей студентов рассматриваемой категории.

Ключевые слова: гибкие навыки, студенты с ограниченными возможностями здоровья по слуху, конвейерный метод обучения, профессорско-преподавательский состав, мотивация студентов, управление стрессом..

In the article, the authors solve the problem of the formation of specialized «soft skills» and competencies of the academincs staff, which are necessary for the adaptation of the learning process to the conditions of the «conveyor» learning method. The authors conclude that the following «soft skills» are necessary for teaching hearing impairment: skills related to increasing students' motivation for learning and development; skills related to stress management; special skills and competencies related to the development of emotional intelligence. The authors suggest using the Lusher test and keeping a «diary of emotions» to diagnose the condition of hearing impairment students. After analyzing the results and their statistical processing, it is possible to adjust the learning process taking into account the needs of students with disabilities.

Keywords: soft skills, students with hearing disabilities, conveyor learning method, academic staff, student motivation, stress management.

¿¡1

Постановка задачи исследования

Основываясь на имеющейся литературе [7; 8; 11], мы используем универсальное определение понятия «гибкие навыки» как совокупность непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций. На основе анализа литературы мы выявили самую распространенную таксономию, согласно которой «гибкие навыки» включают в себя следующие группы: социально-коммуникативные навыки; когнитивные навыки; атрибуты личности и составляющие эмоционального интеллекта. При этом следует отметить, что многие авторы [12] сходятся во мнении, что Soft Skills - это надпрофессиональ-ные навыки, которые проявляются и развиваются в профессиональной деятельности.

Анализ результатов исследований, показывает, что к требуемым специализированным «гибким навыкам» и компетенциям, которые в первую очередь должны быть развиты у преподавателей, обучающих студентов с ОВЗ по слуху, относятся навыки, связанные:

• с мотивированием студентов на их развитие в области предстоящей профессиональной деятельности;

• с управлением стрессом и необходимые для того, чтобы справляться с увеличенной психологической нагрузкой;

• с развитием у представителей ППС эмоционального интеллекта [4; 5; 17].

Необходимость совершенствования навыков, сопряженных с развитием мотивации студентов, прежде всего, связана с низкой мотивированностью обучающихся к получению новых знаний. Это с одной стороны, обусловлено тем, что студенты с ОВЗ по слуху достаточно трудно устанавливают социальные контакты, что приводит

к некоторому недоверию к преподавателю, а, с другой, - прагматическим характером восприятия новой информации [17].

Актуальность развития второй из перечисленных выше групп навыков обусловлена тем, что в образовательных учреждениях проявление стресса носит выраженный характер. Это, во-первых, обусловлено тем, что сотрудники в данных учреждениях чаще всего не хотят серьезно заниматься проблемой чрезмерного стресса, а, во-вторых, тем, что степень психологической напряженности у преподавателя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми [9].

Необходимость развития навыков третьей группы определяется тем, что эмоциональный интеллект (далее - ЭИ) [10] - это способность распознавать свои эмоции и управлять ими, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. При этом ЭИ влияет на когнитивные навыки и саморегуляцию. Люди с повышенным ЭИ адаптируются, используя различные стратегии, в зависимости от контекста, в котором они находятся, для достижения своих целей и решения проблем.

Решение задачи исследования

Рассмотрим подходы к выработке у ППС навыков в области мотивирования студентов. Работу целесообразно производить на базе содержательной теории мотиваций [13], используя в качестве базовой двухфакторную теорию Мак-Клеланда [19], учитывая результаты работ А. Маслоу и К. Ал-дефера [14; 18].

Реализацию выработки навыков данного типа можно представить следующим образом. У студентов с ОВЗ по слуху мотивация, прежде всего, обусловлена стремлением избегать неудач [17]. Наиболее

просто это можно интерпретировать: как быть не хуже, чем остальные. В этой связи целесообразно вначале удовлетворить потребности студентов в установлении социальных связей, в реализации мотивов, связанных с установлением социальных контактов и выражающихся в необходимости реализации чувства близости с другими людьми, во внимании к себе с их стороны. Эта задача может быть решена путем вовлечения целой группы во главе с преподавателем в постановку и решение профессиональных задач. К примеру, это может быть реализовано в виде разбора и решения различных производственных и технологических задач, случаев. Результатом будет являться реализация потребностей «развития» у студентов с ОВЗ, что выражается в их стремлении к созиданию и внесению новизны в ситуацию, в которой он находится (стремление к самоутверждению).

При этом подход к формированию специализированного гибкого навыка у преподавателей, связанного с развитием мотивации к обучению у студентов, заключается в реализации в процессе обучения студентов следующих положений:

1) Необходимость привлечения студентов к формулированию частных задач, необходимых для достижения цели практических заданий, выполняемых в ходе практических и лабораторных занятий. Это целесообразно реализовывать в игровой форме (в логике того, как это реализуется при решении кейсов при проведении тренингов), в этом случае преподаватель выполняет роль наставника, что полностью согласуется с «конвейерным» методом обучения.

2) Обеспечение обучающимся возможности выбора сложности заданий, которые должны быть выполнены для формирования необходимых компетенций с заданным качеством у студента (базовым, удовлетворительным, превосход-

ЛЕРНЕР И.М., ФАЙЗУЛЛИН Р.Р., ОДИНЦОВ В.В., СЫЧЕВ А.С., КОНДРАТЬЕВ В.В., ВИШНЯКОВА И.В., ВИШНЯКОВ В.М. И К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, РАБОТАЮЩИХ СО СТУДЕНТАМИ

С ОВЗ ПО СЛУХУ

ным), основываясь на результатах выполненных ранее заданий (различающихся по своей сложности), анализа результатов теста Кетте-ла (форма С) и уровня оценок по предшествующим дисциплинам, связанным с данной. Выбор сложности задания должен также соответствовать принципу: при сохранении трудности задач, которые ставятся перед студентом на постоянном уровне, он должен ставить перед собой более высокие цели при условии, что преподаватель ободряет его и оказывает ему поддержку [13]. Это позволяет организовать эффект обратной связи, повышающий положительную мотивацию обучающихся.

Целесообразным для регулирования процесса обучения является использование теории когнитивного диссонанса [16], поскольку проблема восприятия новой информации студентами с ОВЗ по слуху стоит достаточно остро [17].

Выработку специализированного навыка, связанного с управлением стрессом у ППС, необходимо строить путем последовательного анализа этапов, раскрывающих суть стресс-менеджмента [2]: мобилизация; обдумывание; действие. На первом этапе выработки данного навыка необходимо ознакомить ППС с элементами самодиагностики, заключающейся в способности оценивать степень напряженности мышц, темпы дыхания, его напряженность, мимику лица, определять стрессор. Для достижения корректных результатов по самодиагностике целесообразно на начальном этапе работы использовать ведение дневников с последующим анализом результатов путем обобщения повторяющихся ситуаций при поддержке психолога вуза.

На втором этапе выработки данного навыка производится обучение технике дыхательной саморегуляции, обладающей наиболее быстрым эффектом по снижению стресса в экстремальных, гиперстрессовых ситуациях. Она осно-

вана на определенных физиологических механизмах. Достоинством дыхательной саморегуляции является также то, что данную технику можно использовать в любых условиях - внешне она практически незаметна и обеспечивает достижение более спокойного и комфортного состояния. Базисная техника дыхательной саморегуляции изложена в работе А.Г Каменюкина и Д.В. Ковпака [2], однако, на наш взгляд, ее целесообразно скорректировать и дополнить рядом пунктов: 1) Соотношение цикла вдоха и выдоха должно составлять 1-1,5; 2) Цикл выдоха необходимо заканчивать выдохом с использованием нижнего (брюшного) вида дыхания [1].

Выполнение упражнений дыхательной техники саморегуляции необходимо производить не только в кризисных, стрессовых ситуациях, но и в течение дня по 1 минуте несколько раз (от 10 до 15).

Альтернативой данного подхода [2] является техника переключения внимания с мышления на восприятие или «торможение мыслей». Суть ее заключается в переносе внимания с негативных эмоций, возникающих в форме внутреннего негативного разговора, который представляет нарастающий по интенсивности поток мыслей, приводящих к дискомфорту, на какой-либо окружающий предмет или на описание состояния состояния тела. Реализацию данной техники можно организовать в виде двух форм: самодиагностика, в процессе которой дается точное, развернутое описание состояния тела; концентрация на предмете и его полное описание, без использования субъективных оценок.

Главным недостатком данного подхода является необходимость тренировок в течении нескольких месяцев по 4-5 минут каждый день и обеспечение последующей регулярности тренировок [2].

Создание подхода для овладения третьей группой специализированных навыков целесообразно про-

изводить на основании модели, предложенной в работе С. Шабанова [10]. При построении подхода нами были учтены следующие особенности, которые были получены за счет дополнительного анализа результатов исследований [5; 6; 17] и совместного опроса преподавателей и студентов с ОВЗ по слуху:

1. Студенты с ОВЗ по слуху в окружающих предметах и явлениях часто выделяют несущественные признаки, что приводит к произвольному запоминанию знаний, а, следовательно, можно заключить, что они реже пользуются приемами опосредованного запоминания и образы в их памяти сохраняются хуже (медленнее запоминаются и быстрее забываются).

2. Из-за таких особенностей интеллектуальной сферы обучающихся с нарушенным слухом как замедленное развитие мыслительных операций (в частности, операций анализа, синтеза, абстрагирования), у них часто наблюдаются трудности в выделении и осознании цели, а, следовательно, у них чаще наблюдается преобладание эффектов, связанных с эмоциями.

3. Слабослышащим обучающимся недоступно восприятие выразительной стороны устной речи, что снижает один из каналов воздействия на них информации.

4. Наличие более выраженного эффекта кинетического канала восприятия информации.

В связи с этим становится очевидным, что основным направлением в развитии эмоциональной сферы обучающихся у преподавателя должно стать освоение техник, связанных с визуально-кинетическим подходом к передаче информации. В этом случае развитие собственно эмоционального интеллекта у преподавателей должно происходить следующим образом: дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления.

Таблица 1

Пример формы дневника студента Обучающийся:_

Вопрос Оценка (баллы от 1 до 5)

Преподаватель обращает внимание на эмоциональное состояние студентов?

Замечает, когда слова преподавателя или действия расстраивают другого человека?

Может ли преподаватель предположить, каковы причины эмоционального состояния студента?

Понимает ли преподаватель, какие эмоции испытывает другой человек?

Осознает ли преподаватель, каким образом его слова и действия могут изменить эмоциональное состояние другого человека?

Может ли преподаватель определить общую атмосферу, царящую в группе?

Реализацию подхода к развитию эмоционального интеллекта в этом случае целесообразно производить следующим образом. Во-первых, организуется ведение дневника преподавателями и студентами с ОВЗ по слуху на каждом занятии. В дневник студентами должны быть внесены данные по тем неблагоприятным фактором, в результате которых наблюдается существенный негативный эмоциональный отклик (страх, гнев). Наиболее простая форма дневника для студента представлена в Таблице 1.

При заполнении дневника «1» -соответствует наименьшей утвер-

дительного ответа, а «5» - наибольшей.

Преподавательский дневник имеет произвольную форму, в него должны вноситься те факты, которые могли бы повлиять неблагоприятным образом на процесс обучения.

Во-вторых, осуществляется использование объективного средства мониторинга - цветового теста Люшера для диагностики эмоционального состояния студентов с ОВЗ. Тест позволяет обеспечить оценку эмоционального состояния обучающегося, а также определить, какие эмоции он испытывает

во время всего учебного процесса, каковы их реальные источники.

На основании получаемых результатов и их статистической обработки производится выделение наиболее существенных факторов, которые влияют на результат образовательной деятельности в учебной группе, выработка рекомендаций преподавателям и корректировка процесса обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы статьи выражают благодарность Российскому Фонду Фундаментальных Исследований за финансовую поддержку исследований, выполняемых в рамках научного проекта № 19-013-00624.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глухих В.И., Черепок А.А. Оздоровительная физическая тренировка. Часть 2. Авторские и нетрадиционные системы оздоровления. Учебное пособие. Запорожье: ЗГМУ, 2014. 64 с

2. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Стресс-менеджмент. 3-е изд. СПб.: Питер, 2012. 208 с.

3. Кондратьев В.В., Лернер И.М., Вишнякова И.В., Кадушкин В.В. К вопросу формирования методологических основ повышения квалификации преподавателей и сурдопереводчиков // Казанский педагогический журнал. 2020. Т. 142. № 5. С. 29—35.

4. Кондратьев В.В., Файзуллин Р.Р., Вишнякова И.В., Лернер И.М., Кадушкин В.В. Теоретический анализ современного состояния образования по техническим специальностям в области подготовки лиц с ограниченными возможностями по слуху // Управление устойчивым развитием. 2019. № 3 (22). С. 110—114.

5. Лернер И.М., Ильин Г.И., Зиатдинова Я.Ф., Изерский И.О., Лопатина А.В. Особенности в обучении инвалидов по слуху в высшей школе по техническим специальностям // Вестник КГЭУ. 2017. № 4. С. 120—126.

6. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.:Медицина, 1987. 184 с.

7. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 94—103.

8. Певзнер В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005. 182 с.

9. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.

10. Федоренко М.В. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагога. Казань: Изд-во К(П)ФУ, 2016. 116 с.

11. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т.1. Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина: пер. с англ.; под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. 600 с.

12. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика . М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 429 с.

ЛЕРНЕР И.М., ФАЙЗУЛЛИН Р.Р., ОДИНЦОВ В.В., СЫЧЕВ А.С., КОНДРАТЬЕВ В.В., ВИШНЯКОВА И.В., ВИШНЯКОВ В.М. И К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, РАБОТАЮЩИХ СО СТУДЕНТАМИ

С ОВЗ ПО СЛУХУ

13. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. № 4. Том 2. С. 222—234.

14. Alderfer С.Р. An empirical test of a new theory of human needs // Organizational Behavior and Human Performance. 1969. Vol. 4. Р. 142—175.

15. Alderfer С.Р. Existence, relatedness and growth. Human needs in organization settings. N.Y.: Free Press, 1972. 198 p.

16. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 1968. 312 p.

17. Lerner I.M., Kondratyev V.V., Kaduskin V.V., Shuspanov D.V., Vishnyakova I.V. Information technologies in the formation of clusters of perception of information in students with hearing impairments // Informatics and education. 2019. No. 8. P. 57—63.

18. MaslowA.H. Motivation and personality. N.Y: Harper. 1959. 411 p.

19. McClelland D.C. Personality. — N.Y.: Dryden. 1951. 657 p.

REFERENCES

1. Gluhih V.I., Cherepok A.A. Ozdorovitel'naya fizicheskaya trenirovka. Chast' 2. Avtorskie i netradicionnye sistemy ozdor-ovleniya. [Recreational physical training. Part 2. Author's and non-traditional health improvement systems. Tutorial]. Zaporozh'e: ZGMU, 2014. 64 p. (in Russian).

2. Kamenyukin A.G., Kovpak D.V. Stress management [Stress management]. Saint-Petersburg: Peter, 2012. 208 p. (in Russian).

3. Kondratyev V.V., Lerner I.M., Vishnyakova I.V., Kadushkin V.V. K voprosu formirovaniya metodologicheskih osnov pov-ysheniya kvalifikacii prepodavatelej i surdoperevodchikov [On the formation of methodological foundations for advanced training of teachers and sign language interpreters]. Kazan Pedagogical Journal. 2020. № 5 (142). P. 29—35. (in Russian).

4. Kondratyev V.V., Faizullin R.R., Vishnyakova I.V., Lerner I.M., Kadushkin V.V. Teoreticheskij analiz sovremennogo sosto-yaniya obrazovaniya po tekhnicheskim special'nostyam v oblasti podgotovki lic s ogranichennymi vozmozhnostyami po sluhu [Theoretical analysis of the current state of education in technical specialties in the field of training persons with hearing disabilities]. Sustainable Development Management. 2019. № 3 (22). P. 110—114. (in Russian).

5. Lerner I.M., Ilyin G.I., Ziatdinova Ya.F., Izersky I.O., Lopatina A.V. Osobennosti v obuchenii invalidov po sluhu v vysshej shkole po tekhnicheskim special'nostyam [Features in teaching hearing-impaired people in higher education in technical specialties]. Bulletin of KSPEU. 2017. No. 4. P. 120—126. (in Russian).

6. Matveev V.F. Psihicheskie narusheniya pri defektah zreniya i sluha [Psihicheskie narusheniya pri defektah zreniya I sluha]. Moscow: Medicina, 1987. 184 p.

7. Patlina A.S., Popova E.D. Setevoe vzaimodejstvie vuzov i shkol kak uslovie formirovaniya soft skills studentov [Network interaction of universities and schools as a condition for the formation of soft skills of students]. Pedagogical image. 2017. No. 2 (35). P. 94—103. (in Russian).

8. Pevzner V.M. Pedagogicheskij potencial studencheskogo samoupravleniya v sovremennom vuze: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical potential of student self-government in a modern university. Ph.D. of Pedagogical Sciences Thesis]. Velikij Novgorod, 2005. 182 p. (in Russian).

9. Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social Intelligence: Theory, Measurement, Research]; Ed. D.V. Ly-usina, D.V. Ushakov. Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004. 176 p. (in Russian).

10. Fedorenko M.V. Stress-menedzhment v professional'noj deyatel'nosti pedagoga [Stress management in the professional activity of a teacher]. Kazan': Izd-vo K(P)FU. 2016. 116 p. (in Russian).

11. Chelovecheskij faktor. V 6-ti tt. T.1. Ergonomika — kompleksnaya nauchno-tekhnicheskaya disciplina: per. s angl.; pod red. G. Salvendi [Human factor. In 6 vols. Vol. 1. Ergonomics is a complex scientific and technical discipline: per. from English] Ed. G. Salvendi. Moscow: Mir, 1991.600 p. (in Russian).

12. Shabanov S., Aleshin A. Emocional'nyj intellekt. Rossijskaya praktika [Emotional Intellect. Russian practice]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2014. 429 p. (in Russian).

13. Yarkova T.A. Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga [Formation of soft skills among students in the context of the implementation of the professional standard of a teacher]. Bulletin of the Tyumen State University. Humanities research. Humanitates. 2016. No. 4(2). P. 22—234. (in Russian).

14. Alderfer C.P. An empirical test of a new theory of human needs // Organizational Behavior and Human Performance. 1969. Vol. 4. P. 142—175.

15. Alderfer C.P. Existence, relatedness and growth. Human needs in organization settings. N.Y.: Free Press, 1972.

16. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 1968. 312 p.

17. Lerner I.M., Kondratyev V.V., Kaduskin V.V., Shuspanov D.V., Vishnyakova I.V. Information technologies in the formation of clusters of perception of information in students with hearing impairments. Informatics and education. 2019. No. 8. P. 57—63.

18. Maslow A.H. Motivation and personality. — N.Y.: Harper. 1959. 411 p.

19. McClelland D.C. Personality. N.Y.: Dryden. 1951. 657 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.