Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "МАСТЕРСТВО" СТУДЕНТАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "МАСТЕРСТВО" СТУДЕНТАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗАМИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНЖЕНЕР / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ТВОРЧЕСТВО / STUDENTS WITH DISABILITIES / IMAGE THINKING / INTELLECTUAL PROPERTY / ENGINEER / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна, Соловьева Татьяна Владиславовна

Раскрыты особенности преподавания дисциплины «Мастерство» студентам с ограниченными возможностями здоровья по слуху в современном техническом образовании. Показано, что дисциплина «Мастерство» позволяет наглядно представить и на этой основе понять основные свойства металлов, что особенно ценно для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху, которые «мыслят образами». Охарактеризованы системообразующие принципы повышения интереса обучающихся к исследуемой области при выполнении лабораторных занятий, влияющие на формирование и развитие творческой самостоятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна, Соловьева Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF TEACHING THE ‘MASTERY’ DISCIPLINE TO HEARING IMPAIRED STUDENTS

The features of teaching the discipline "skill" to students with hearing disabilities in modern technical education are revealed. It is shown that the discipline "Skill" allows you to clearly present and on this basis understand the main properties of metals, which is especially valuable for people with hearing disabilities who "think in images". Тhe system-forming principles of increasing students ' interest in the study area during laboratory classes and affecting the formation and development of creative independence of students are Described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "МАСТЕРСТВО" СТУДЕНТАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.09.P.24 УДК 378.075.8

И.В. Вишнякова, Т.В. Соловьева,

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Особенности преподавания дисциплины «Мастерство» студентам с ограниченными возможностями здоровья по слуху

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Государственная политика в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность получения данной категорией граждан полноценного высшего образования. В свою очередь, это требует существенной трансформации всей образовательной среды высших учебных заведений, в первую очередь самого учебного процесса. В ходе проведения занятий, в их содержании и методике преподаватели должны учитывать особенности восприятия учебной инфор-

мации студентами с конкретными функциональными ограничениями.

Согласно новейшим исследованиям, для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху характерно мышление образами [4]. Целью данной работы является обзор результатов исследовательской и методической работы по адаптации одной учебной дисциплины под восприятие лиц, для которых характерно «мышление образами». К ним относятся и «современные студенты, восприятие

которых нацелено именно на яркий зрительный образ, именно так они привыкли и настроены воспринимать информацию» [2, с. 116]. При этом авторы исходили из того, что обучение студентов в вузах необходимо ориентировать на развитие творческого потенциала обучающихся [3].

Важным предметом специализации, нацеленным на развитие творческих способностей и качеств обучающихся, является учебная дисциплина «Мастерство». В ходе ее изучения, особенно при разработке изделия, выборе технологии его изготовления и в процессе изготовления изделия, студент непосредственно может увидеть и понять физические и химические свойства металлов. Это особенно важно для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху, так как для них ключевой предпосылкой понимания является визуальное восприятие информации, или мышление образами.

Рассмотрим, каким образом можно адаптировать дисциплину «Мастерство» для студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху, учитывая, что содержание этой дисциплины фактически может быть взято за основу во всех технических вузах при изучении базовой дисциплины «Материаловедение».

* Исследование, результаты которого изложены в настоящей статье, выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00624.

© Вишнякова И.В., Соловьева Т.В., 2020

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ВИШНЯКОВА Российская Федерация, г. Казань

кандидат технических наук, доцент кафедр методологии инженерной деятельности и технологии конструкционных материалов Института дополнительного инженерного образования Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: методология инженерной деятельности, методика технического образован™, непрерывное образование взрослых. Автор 90 опубликованных научных работ. Электронная почта: vivkazan@mail.ru

IRINA V. VISHNYAKOVA Kazan, Russian Federation

candidate of technical Sciences, associate Professor of the Department of engineering methodology and technology of structural materials. Institute of additional engineering education of Kazan National Research Technological University. Sphere of scientific interests: methodology of engineering activities, methods, technical education, continuing education for adults. Author of 90 published scientific papers. Email address: vivkazan@mail.ru

ТАТЬЯНА ВЛАДИСЛАВОВНА СОЛОВЬЕВА Российская Федерация, г. Казань

старший преподаватель кафедры технологии конструкционных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: материаловедение, методика технического образования, ювелирное искусство. Автор 2 опубликованных научных работ.

TATYANA V. SOLOVYOVА Kazan, Russian Federation

senior lecturer, Department of structural materials technology, Kazan National Research Technological University. Research interests: materials science, methods of technical education, jewelry art. Author of 2 published scientific papers.

Раскрыты особенности преподавания дисциплины «Мастерство» студентам с ограниченными возможностями здоровья по слуху в современном техническом образовании. Показано, что дисциплина «Мастерство» позволяет наглядно представить и на этой основе понять основные свойства металлов, что особенно ценно для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху, которые «мыслят образами». Охарактеризованы системообразующие принципы повышения интереса обучающихся к исследуемой области при выполнении лабораторных занятий, влияющие на формирование и развитие творческой самостоятельности обучающихся.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями, мышление образами, интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью, творчество.

The features of teaching the discipline "skill" to students with hearing disabilities in modern technical education are revealed. It is shown that the discipline "Skill" allows you to clearly present and on this basis understand the main properties of metals, which is especially valuable for people with hearing disabilities who "think in images". system-forming principles of increasing students ' interest in the study area during laboratory classes and affecting the formation and development of creative independence of students are Described.

Key words: students with disabilities, image thinking, intellectual property, engineer, intellectual property management, creativity.

Хорошая оснащенность и глубокая предметная специализация классов и лабораторий позволяет успешно справляться с задачей развития у студентов навыков практического применения оборудования и наглядного изучения свойств материалов. Однако для фундаментального освоения комплексных технологий изготовле-

ния ювелирных изделий необходимо иметь не только самые современные технические средства, но и соответствующее их уровню организационное и методическое обеспечение.

В Казанском национальном исследовательском технологическом университете дисциплина «Мастерство» относится к вариа-

тивной части профессионального цикла образовательной программы и формирует у бакалавров по направлению 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов» профиль подготовки «Диагностика обработки драгоценных камней и металлов» набор специальных знаний и компетенций, необходимых для выполнения производственно-технологической, художественно-производственной и научно-исследовательской деятельности.

Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов основ теоретических и практических знаний по вопросам изготовления ювелирных изделий; привитие им навыков практического изготовления, тиражирования, реставрации художественных изделий на основе выполненных эскизов; овладение ими навыками выбора материалов с учетом их физико-химических свойств, выбора технологических процессов и оборудования с учетом свойств металлов и материалов; развитие навыков самостоятельной творческой работы в области исследования (анализа), создания высокохудожественных оригинальных ювелирных украшений.

В результате освоения дисциплины у студентов формируются знания об основных технологиях подготовительных операций; об особенностях взаимодействия металлов при изготовлении сплавов; принципах расчетов материалов, необходимых для изготовления ювелирных изделий; о стадиях и этапах изготовления ювелирных изделий; о видах типовых заготовительных операций;о зарубежных и отечественных изобретениях в области изготовления ювелирных изделий по результатам патентных исследований; о специальных техниках изготовления ювелирных изделий; об отделочных операциях, гальванизации и соединении.

Бакалавры овладевают методами определения функциональных

и эстетических свойств готового продукта; инструментальной базой определения функциональных и эстетических характеристик; комплексом физико-химических, механических и эстетических параметров для проведения реставрационных работ; учатся выбирать материалы для ювелирной продукции и определять методы обработки в целях получения заданной структуры и свойств материалов.

Общая трудоемкость дисциплины «Мастерство» составляет 14 зачетных единицы, или 504 академических часа. Ее преподавание предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации, экскурсии на завод «Алмаз» в городе Казань и в «Лазерный центр Республики Татарстан».

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестов и защиты лабораторных работ, практических занятий, патентных иссле-

дований, рубежный контроль в форме тестов, бесед и промежуточный контроль в форме зачета и экзамена.

Учебная программа дисциплины «Мастерство» включает темы «Классификация и ассортимент ювелирных изделий»; «Виды заготовительных операций (плавка, прокатка и вальцовка, волочение, штамповка, термическая обработка)»; «Изготовление ювелирных изделий (изготовление кастов, изготовление верхушек и рантов, изготовление колец, изготовление серег, изготовление брошей и кулонов)»; «Литье ювелирных изделий»; «Изготовление филигранных изделий. (Ажурная и фоновая филигрань. Виды заготовок.)»; «Вспомогательные материалы (Кислоты. Соли. Огнеупорные материалы. Смолоподобные вещества и фиксирующие пасты)»; «Анализ патентов на промышленные образцы для проверки оригинальности ювелирного изделия».

На кафедре технологии конструкционных материалов разработаны и утверждены регламент проведения занятий, контрольные задания.

Лабораторные работы проводятся с элементами учебно-исследовательской работы студентов. Для ее выполнения студенту необходимо самостоятельно выполнить задание по проектированию и изготовлению изделия на основе полученных материалов и методических указаний.

Кроме того, авторами разработана система творческих заданий, направленных на создание условий для развития творческой самостоятельности личности будущих инженеров. Условиями для вхождения студентов в самостоятельный художественно-творческий процесс является создание возможностей для выбора ими ювелирного изделия, создания эскиза оригинального изделия (на основе анализа патентов на промышленные образцы), а также для выбора материала и технологии изготовления. Преподаватель на занятии выступает в роли консультанта, действующего исходя из требования о том, чтобы максимально «соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества» [1, с. 74].

Казань сегодня

Итогом выполненной лабораторной работы является заготовка или изделие (в зависимости от сложности проекта). Отдельные работы впоследствии дорабатываются и служат основой дипломного проекта.

Для поддержания непрерывной сквозной подготовки студентам рекомендуется после освоения курса «Мастерство» использовать патентные базы Федерального института промышленной собственности, публикующего на своем сайте официальную информацию обо всех объектах промышленной собственности Российской Федерации. Эти базы весьма полезны для изучения материалов в области изготовления и обработки ювелирных изде-

лий. Преимуществами платформы Федерального института промышленной собственности является постоянное обновление содержания высококачественными информационными материалами, в том числе и патентами, прошедшими экспертизу.

Таким образом, авторами разработана педагогическая система, которая нацелена на развитие творческой самостоятельности при изучении свойств материалов и технологий изготовления ювелирных изделий из металлов. Представленные подходы могут быть использованы для подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Фактически при создании изделия студент наглядно

изучает физические и химические свойства материалов, в нашем случае - металлов. А это особенно ценно для лиц с ограниченными возможностями по слуху, для которых особенно важным является визуальное восприятие, мышление образами, равно как и возможность практического применения в жизни результатов обучения.

Представленные в настоящей статье подходы намечено включить в программу повышения квалификации преподавателей вузов для изучения ими методики адаптации технических дисциплин к особенностям восприятия информации студентами ограниченными возможностями здоровья по слуху.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайденко П.П. Творчество // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. В 30 т. Т. 25. М.: Советская энциклопедия, 1976. С. 330.

2. Карпушкина Г.И., Лясина И.Ю, Дьяконова К.С., Соколов Р.В. Особенности восприятия информации современными российскими студентами // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 116-117.

3. Лернер И.М., Кондратьев В.В., Файзуллин Р.Р., Вишнякова И.В., Кадушкин В.В., Хайруллин М.И. Адаптирование общеобразовательной дисциплины для формирования творческой самостоятельности слабослышащих студентов // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 132-141.

4. Cheng S., Hu X., Sin K.F. Thinking styles of university deaf or hard of hearing students and hearing students // Research in Developmental Disabilities. 2016. Vol. 55. Рр. 377-387.

REFERENCES

1. Gajdenko P.P. (1976) Tvorchestvo [Creativity]. Great soviet encyclopedia. Vol. 25. Moscow. Soviet encyclopedia. P. 330. (In Russian).

2. Karpushkina G.I., Lyasina I.Yu, D'yakonova K.S., Sokolov R.V. (2014) Osobennosti vospriyatiya informacii sovremenny'mi rossijskimi studentami [Features of information perception by modern Russian students]. International journal of experimental education. No. 6-1. Pp. 116-117. (In Russian).

3. Lerner I.M., Kondrat'ev V.V., Fajzullin R.R., Vishnyakova I.V., Kadushkin V.V., Xajrullin M.I. (2018) Adaptirovanie obshheobrazovatel'noj discipliny' dlya formirovaniya tvorcheskoj samostoyatel'nosti slabosly'shashhix studentov [Adaptation of General education discipline for the formation of creative independence of hard of hearing students]. Pedagogy and psychology of education. No. 4. Pp. 132-141. (In Russian).

4. Cheng S., Hu X., Sin K.F. (2016) Thinking styles of university deaf or hard of hearing students and hearing students. Research in Developmental Disabilities. Vol. 55. Pр. 377-387.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.