ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
DOI: 10.53078/20778481_2022_4_57 УДК 62-83:621 А. С. Коваль
К ВОПРОСУ РАСЧЕТА ЦИКЛОВОГО КПД СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО ПРИВОДА ЛИФТА
A. S. Koval
ON CALCULATING CYCLE EFFICIENCY OF A PERMANENT MAGNET SYNCHRONOUS MOTOR OF THE ELEVATOR VARIABLE FREQUENCY DRIVE
Аннотация
На основе использования выражений для ускорения и скорости при пуске и торможении оптимальной s-тахограммы изменения скорости лифта (синусоидальный закон изменения рывка) предложена методика и приведен пример расчета циклового КПД синхронного двигателя с постоянными магнитами (СДПМ).
Ключевые слова:
синхронный двигатель с постоянными магнитами, электропривод лифта, управляемые электромагнитные переменные потери, оптимальная s-тахограмма изменения скорости лифта, цикловой КПД.
Для цитирования:
Коваль, А. С. К вопросу расчета циклового КПД синхронного двигателя с постоянными магнитами частотно-регулируемого привода лифта / А. С. Коваль // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2022. - № 4 (77). - С. 57-65.
Abstract
A technique is proposed and an example of calculating the cycle efficiency of a permanent magnet synchronous motor (PMSM) is given, based on the use of expressions for acceleration and speed during start-up and braking of the optimal s-tachogram of elevator speed change (sinusoidal law of jerk change).
Keywords:
permanent magnet synchronous motor, elevator electric drive, controlled electromagnetic variable losses, optimal s-tachogram of elevator speed change, cycle efficiency.
For citation:
Koval, A. S. On calculating cycle efficiency of a permanent magnet synchronous motor of the elevator variable frequency drive / A. S. Koval // Belarusian-Russian University Bulletin. - 2022. - № 4 (77). - P. 57-65.
Постоянно расширяется область применения пассажирских лифтов, не требующих машинного помещения для размещения силового электрооборудования. Специфика электропривода
© Коваль А. С., 2022
таких лифтов - отсутствие редуктора в механической подсистеме привода лифта и использование в лифтовых лебедках высокомоментных тихоходных электродвигателей асинхронных корот-
козамкнутых (к. з.) либо синхронных двигателей переменного тока с постоянными магнитами на роторе. Для этих двигателей отсутствуют в открытых источниках литературы полноценные технические данные, в частности, значения КПД двигателей. Необходимо отметить, что расчетные значения к КПД этих двигателей имеют низкие значения [1]. Объясняется тем, что потери в них в сравнении с двигателями аналогичных габаритов сохраняются при значительном снижении полезной мощности из-за снижения частоты вращения [1]. С учетом цикличности работы лифтов актуальна разработка аналитических способов оценки их циклового КПД. Оценка циклового КПД высокомоментных тихоходных асинхронных электродвигателей предложена в [2] для привода лифта при управлении в пускотормоз-ных режимах с формированием рывка по оптимальному синусоидальному закону. Представляет интерес оценка циклового КПД для лифтовых синхронных двигателей переменного тока с постоянными магнитами на роторе и сравнение этого показателя с цикловым КПД высокомоментных тихоходных асинхронных лифтовых электродвигателей.
Выражение для циклового КПД [3] при работе в двигательном режиме имеет вид:
^ = 4
4 Л
(1)
где А\ - электроэнергия, преобразуемая за цикл в механическую работу; А2 -электроэнергия, потребляемая электродвигателем за цикл.
Электроэнергия, преобразуемая за цикл в механическую работу:
а=ц м а) ©а) (2)
Потребляемая электродвигателем за цикл энергия определяется [3]
по формуле
ц г
ц пт
А2 = лМ(г)ю(г)+ | АР^
+
+
с ц
\АРуст т + \АРмвх №, (3)
где Ар(г) - управляемые электромагнитные потери в двигателе в пуско-тормозных режимах работы; АРуст (г) -
управляемые электромагнитные потери в двигателе в установившемся режиме работы; АРмех - механические потери
электродвигателя; Ц - время работы за цикл; ит - время пускотормозных режимов за цикл; Ь - время работы в установившемся режиме за цикл; ш(0 - частота вращения вала двигателя; М(г) - момент на валу двигателя.
При работе двигателя в генераторном режиме к валу подводится механическая мощность (в лифтах - энергия неуравновешенного груза в кабине лифта), вычитая из которой мощность всех потерь получаем отдаваемую мощность в сеть. Соответственно, в выражении (1) А1 - электроэнергия, отдаваемая за цикл в сеть, а А2 - энергия механической мощности, подводимой к валу двигателя.
Управляемые электромагнитные потери в пускотормозных режимах работы СДПМ переменного тока складываются как и у АД с к. з. ротором из потерь в сердечнике двигателя (потери на гистерезис и потери от вихревых токов) и омических потерь в обмотках статора.
При учете только потерь в сердечнике от вихревых токов, зависящих от частоты в квадратичной зависимости, управляемые электромагнитные потери могут быть определены [4] по выражению
АР =АР а2(0 + АР к2, (4)
^^ упр. ^^ ст.ном \ / ^^ пер.ном ' V V
где к - коэффициент загрузки, I М
АРсо
к
- номиналь-
1ном ном
ные потери в сердечнике от вихревых токов; АРперном - номинальные переменные омические потери.
Для СДПМ переменные номинальные омические потери могут быть выражены через момент двигателя в осях й-ц следующим образом (с учетом
коэффициента при переходе к естественной трехфазной системе координат и Ком = 11ц):
АР.
пер.ном.
312 ПМ
Э1номГЧ М 2
2
АР.
4
я,
V 2й Ш1
-.222 3 V„ом Шном Р
я
я
(6)
/
где 4т - напряжение на концах индуктивности намагничивания в эквивалентной схеме замещения в осях й-ц; Я/ - сопротивление, параллельно включенное к индуктивности намагничивания в схеме замещения в осях й-ц и учитывающее мощность потерь в сердечнике.
С учетом (6) выражение управляемых электромагнитных потерь, зависящих от скорости и момента в пуско-тормозных режимах работы, запишем следующим образом:
31 ном К1
я
^Р1 ном^У н
2
3 Р V
2,.,2
ном
М2
где уном - номинальный поток двигателя; р - число пар полюсов; Я1 - сопротивление статора.
Общее выражение управляемых электромагнитных потерь (1) можно переписать в виде
АР = АР
упр ■
4-+31' К1М1
со .ном 2 ном 1 я г 2
АР,
со .ном 2
Шном
Ш,,
ш2 2 КМ2 + •
М н
3 Р 2У н
2
(5)
АР =
упр. 2
м Р'
Я,
ю2 + 2 ЯМ2 -ш + -
3 р V
(7)
Переменные потери в обмотке статора в момент пуска с учетом коэффициента при переходе к естественной трехфазной системе координат находим по выражению
АР
Я12
где 1тах - предельно допустимый ток двигателя при пуске.
Механические потери АРмех (/) могут быть определены [4] по формуле
Постоянные номинальные потери в стали АРстном могут быть учтены, как и в асинхронных двигателях, потерями на резисторе Я/ в схеме замещения [5]. В установившемся режиме эти потери имеют вид:
АР = АР
г \2 ю
ч Ю /
\ ном у
(8)
где АРмехном - номинальные механические потери электродвигателя;
œ..
- номинальное значение частоты
вращения двигателя.
Общие пускотормозные потери в частотно-регулируемом СДПМ с постоянным магнитным потоком, выраженные через скорость и момент двигателя, имеют вид:
3 3
AP =— 12 R + —
упр.пот 2 max s 2
(
V
Уном Р „2
-ш
Rr
Л
2 RM2 Л D
+--* + AP.
ш
о 2 2
3 Р Уно
мех.ном 2
ш но
(9)
Выражение для общих пускотормозных потерь в частотно-регулируемом СДПМ может быть получено и из соответствующих выражений для асинхронного двигателя. Известно [6] выражение управляемых пускотормозных потерь (потери в сердечнике от вихревых токов, зависящие от частоты в квадратичной зависимости и омические потери) для асинхронного двигателя при векторном частотном управлении при постоянном магнитном потоке и выраженное через частоту вращения и момент двигателя:
P
M
pot. ad = Kv2 + k4— (10)
V 2
где k1 = — 1 2
Г Rs , p2œ24 Л
f RA
V A2
L2
1
л
RfLr J
к =
з p 2
+ R„
; M - момент двигателя.
Все параметры в выражениях (9) и (10) соответствуют параметрам схемы замещения для асинхронного двигателя.
Выражение (10) можно записать следующим образом:
p = 3
pot 2
+
R* , p2œ2A
L
■ +
12
12
RL2
V 2 +
3 p2
R*L2 . L12
■ + Rr
Л M2
(11)
С учетом обозначений, применяемых при использовании модели СДПМ с поверхностным расположением магнитов на роторе в осях и значений соответствующих параметров схемы замещения при неучете индуктивностей рассеивания статора и ротора асинхронного двигателя (Ьг = Ь1 = £12; Rr = 0) коэффициенты к1 и к4 в выражении (10) могут быть преобразованы к следующему виду:
k = 3
' R p ~t+ -
V L12
R
k4 =
/ У
2R
3 p2
L2
V^ 12 У
Преобразуем
Л
составляющую
V r в выражении (10):
L2
Vь12 J
2 3 Rsp\ 3 R*c2
V r =
2 L22 p
■V r =
2 L22 p2
3 Rs c jmax = 3 R 2 j 2
2 c2 2 s max '
где с - постоянная величина для СДПМ, связывающая электромагнитный момент с действующим значением тока
M ТПЛ
статора, c = — [7]. j1
С учетом этих коэффициентов и выражения для механических потерь (8) выражение управляемых потерь в пус-котормозных режимах в частотно-регулируемом СДПМ имеет вид, аналогичный (9):
р =2К12 +2
РоТ 2 5 тах 2
Г 2 2 Л
Р ш
Я,
ч / У
V 2 +
+
2
3 Р V 2
М2 + АР,
ш
мех. ном 2 ?
Ш,,„„
синусоидальному закону) линейная скорость кабины лифта меняется по закону [8] V (Т) = 4*' Т - 4* бш(0/ ), ускорение - а(Т) = А* (1 - С08(—Т)), а рывок - Я(Т) = гт • ). При торможе-
V (Т) = Vo -
нии,
соответственно,
где М - момент двигателя, Л Jdю
М = М ±-; .М - статический мо-
5 йТ
мент нагрузки; J - приведенный к валу двигателя момент инерции привода.
Таким образом, с учетом знака в выражении для момента двигателя -двигательный режим (+), генераторный режим (-) - управляемые потери в пус-котормозных режимах в функции скорости и момента для СДПМ могут быть записаны как
Р =3Я12 +—
РоТ 2 5 тах 2
,2,2
Л
Р ш
ч / У
V г +
2
3 Р2 V 2
/
х
Jdю
Л2
Ms ±
ч 5 йТ у
+ АР
ш
мех .ном 2
ш
ном
. (12)
Выражение (12) позволяет рассчитать эти потери в установившемся режиме при номинальной нагрузке
Р = 3 Я12 + -3-
ном. РОТ 2 5 ном 2
/
2 2
Р ш
Л
Я,
Ч / У
V 2 +
2 о
+--'— (М )2 + АР
2,,,2 ^ ном/ 1 м. г
3 Р V
(13)
При пуске в соответствии с оптимальной 5-образной тахограммой разгона привода лифтов (рывок меняется по
+ А* ); а(Т) = — ) -1);
Я(Т) = -гт ■ ). В этих выражениях
г г
Д* _ т А* — т
) = —; А1 = ; гт - номинальное
значение рывка; — =—; Т - время разгона (при пуске) и торможения (при останове). Для безредукторного электропривода лифта с диаметром канато-ведущего шкива .О соответствующий закон изменения частоты вращения вала двигателя определяется через радиус
Я о
канатоведущего шкива Яшк =— как
2
ю(Т) =
ш
Я,,,,, '
Выражение для потерь (12) с учетом известного закона изменения скорости, ускорения двигателя и величины статического момента нагрузки (загрузка кабины лифта) позволяет рассчитать потери в двигателе. Используя методику расчета управляемых потерь [8] для асинхронного двигателя при известных законах изменения скорости и ускорения в приводе лифта, для привода с СДПМ при этих же законах изменения скорости и ускорения (рывок меняется по синусоидальному закону) выражения управляемых потерь имеют вид:
- потери при торможении в генераторном режиме работы
РР
=3 я/тах+
к * 2 —[[М5 + JA0) - JA0cos — ] + п
Уг
(Ах*- Ао) + А—
- потери при торможении в двигательном режиме работы
Р = 3 Я!2 + — ш2
ро1.торм.дв. 2 5 тах 3 Г
к * 2 —[[М5 -34) + УД)СоэШ] + п
(Д.- 4,) + Ш
- потери при пуске в генераторном режиме работы
Р = 3 Я I2 + 2 2
pot.пус.ген. 2 5 тах 3 ¥г
к* 2 1
[(М5 - 4)+/4, сов Qt ] + п* 42 ^—эт ш )2
¥
Ш
- потери при пуске в двигательном режиме работы
3 2 2 2
Ppot.пус.дв. 2 Я5!тах ^ 3
¥г
2 1 -[(М^/Д,) -/4, соэQt] + п*Д2^--этQt)
Ш
* 9 р2 . Я,
где п =^г; к =~г 4Я/ р2
Отличие в потерях для асинхронного двигателя и С ДИМ связано с отсутствием потерь в роторе у СДИМ и отличием в параметрах двигателей. Для расчета циклового КИД двигателя, работающего и в двигательном и в генераторном режимах, необходима оценка механической работы на валу двигателя. Механическая работа М^) • ю^) двигателя складывается из механической работы при пуске, торможении и движении кабины лифта с установившейся скоростью. Ири известном законе изменения скорости и ускорения при пуске и, например, генераторном режиме работы привода лифта, подводимая механическая мощность от неуравновешенного груза к валу двигателя может быть определена [8] по формуле
Соответственно, при торможении и генераторном режиме работы привода
Рмехс.тор ^) = ™тор ^)М = = ®тор ^)(М, -^атор ^)) =
= ®тоР(0| М,-/Ш(cos(Qt)-1) |.
Ири работе привода в двигательном режиме механическая работа двигателя при пуске лифта может быть определена
Рмех.пс ^) = ®п (t)М(t) =
= Шп (t )(М, + /ап Ц)) =
Рмехпус ^) = ®п (t)М (t) =
= Шп (t )(М, +/Д (1 -соэ(Ш)).
= Шп ^)(М,: - /ап Ц)) = = Шп (t)(М, -/Д (1 - соэ(ШШ)).
Соответственно, при торможении лифта и двигательном режиме работы
Рмех.тор С) = ^тор С)М =
= ®тор (г)(М +3апюр (г)) =
= ®тор (г)| + (С08(0Г)-1) |.
В установившемся режиме работы механическая работа двигателя в двигательном режиме (она же подводимая механическая мощность в генераторном режиме) вычисляется по формуле
Р.
мех.уст. () ЮномММ.
В качестве примера для высокомо-ментного лифтового СДПМ (табл. 1) -
пассажирский лифт со скоростью перемещения 1 м/с, расчетные значения для двигателя: КПД = 0,55, Я/ = 237,9 Ом, Мнаг= 247 Н-м, 3 = 18,85 кг-м2 - при перемещении, например, пустой кабины лифта вверх (время рабочего цикла -7,51 с, одинаковое время пуска и торможения - 2,5 с) были рассчитаны: изменение циклового КПД двигателя в течение времени цикла, энергия, преобразуемая электродвигателем за цикл (рис. 1 и 2). При этом часть времени цикла (при скорости меньшей 0,6 от номинальной) привод работает в двигательном режиме (см. рис. 1. б, буква Д) [9], а другая часть отрабатывается в генераторном режиме работы привода (буква Г).
Табл. 1. Расчетные параметры СДПМ использованные при моделировании
Я1, Ом Мном, Н-м ^номь А Pном, Вт Ьд = Ьй, Гн Уном, Вб а с-1 ном В, м Гт, м/с2
0,652 710 12,4 3400 0,065 4,87 4,88 0,32 1
а)
б)
Вт
о
-1000 -2000
-4000 -5000
0
I 2
г ■
Л
/ 2
N
1
4
Ю 2
Д Д
^—►Г" —
Г
2 4 в С
г
Рис. 1. Мощность, потребляемая за цикл 1 (преобразуемая в механическую работу - двигательный режим или подводимая к валу двигателя - генераторный режим) и мощность за цикл 2 (отдаваемая в сеть - генераторный режим или преобразуемая в работу на валу - двигательный режим) (а) и тахограмма частоты вращения двигателя привода лифта за цикл работы (б)
с
4
0
С
а)
б)
Дж
-1000
^2
\ -- 2
1 \
\
\ \
\
N
г
г
Рис. 2. Энергия за цикл 1 (потребляемая -двигательный режим или подводимая к валу двигателя -генераторный режим) и энергия за цикл 2 (отдаваемая в сеть - генераторный режим или потребляемая на валу - двигательный режим) (а) и изменение расчетного циклового КПД двигателя за рассматриваемый цикл работы (б)
о. е.
с
с
На рис. 2 приведены расчетные графики энергии потребляемой (двигательный режим работы) или подводимой к валу двигателя (генераторный режим работы) и преобразуемой в механическую работу или отдаваемой в сеть за рассматриваемый цикл работы. Значение циклового КПД двигателя за рассматриваемый цикл работы
А 1235 _
N =-= 0,34.
ц А2 3600
Выводы
Специфика электропривода лифтов без машинного помещения - отсутствие редуктора в механической подсистеме привода лифта и использование в лифтовых лебедках высокомоментных тихоходных синхронных двигателей переменного тока с постоянными магнитами на роторе. С учетом цикличности работы лифтов актуальна разработка аналитических способов оценки их
энергетических характеристик, в частности циклового КПД, с учетом задаваемой оптимальной тахограммы разгона и торможения кабины лифта (^-тахо-грамма формирования скорости кабины лифта с синусоидальным изменением рывка при пуске и торможении). Для этого случая получены выражения для расчета циклового КПД синхронных двигателей переменного тока с постоянными магнитами на роторе в частотно-регулируемом безредукторном приводе лифта. Приведен пример расчета циклового КПД синхронного двигателя переменного тока с постоянными магнитами на роторе для цикла (перемещение пустой кабины вверх на три этажа). Цикловой КПД двигателя для рассматриваемого цикла работы - 0,34 при его расчетном значении в установившемся режиме - 0,55, что соответствует оценке возможных значений цикловых КПД высокомоментных двигателей для без-редукторных лифтовых лебедок [1].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кругликов, О. В. Асинхронные частотно-регулируемые электродвигатели для привода безре-дукторных лифтовых лебедок: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.09.03 / О. В. Кругликов; НИУ МЭИ. -Москва, 2015. - 22 с.
2. Коваль, А. С. К вопросу определения циклового КПД асинхронного двигателя частотно-регулируемого привода лифта / А. С. Коваль // Вестн. Белорус.-Рос. ун-та. - 2022. - № 2. - С. 41-48.
3. Фираго, Б. И. Теория электропривода / Б. И. Фираго, Л. Б. Павлячик. - Минск: Техноперспек-тива, 2007. - 585 с.
4. Фираго, Б. И. Энергетические показатели синхронного частотно-регулируемого электропривода / Б. И. Фираго, С. В. Александровский // Энергетика. Изв. вузов и энерг. объединений СНГ. - 2018. -Т. 61, № 4. - С. 287-289.
5. Борисевич, А. В. Энергосберегающее векторное управление асинхронными электродвигателями / А. В. Борисевич. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 102 с.
6. Stumper, J.-F. Loss Minimization of Induction Machines in Dynamic Operation / J.-F. Stumper, A. Dotlinger, R. Kennel // IEEE Transactions on Energy Conversion. - 2013. - Vol. 28 (3). - Р. 726-735.
7. Фираго, Б. И. Векторные системы управления электроприводами / Б. И. Фираго, Д. С. Васильев. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 159 с.
8. Коваль, А. С. К вопросу расчета управляемых электромагнитных потерь в двигателе в пуско-тормозных режимах работы регулируемого асинхронного электропривода лифта / А. С. Коваль // Вестн. Белорус.-Рос. ун-та. - 2022. - № 1. - С. 49-55.
9. Коваль, А. С. К вопросу энергосбережения в электроприводе пассажирских лифтов при регулируемой номинальной скорости движения кабины лифта / А. С. Коваль, А. И. Артеменко // Вестн. Бело-рус.-Рос. ун-та. - 2018. - № 4. - С. 49-55.
Статья сдана в редакцию 2 сентября 2022 года Александр Сергеевич Коваль, канд. техн. наук, доц., Белорусско-Российский университет. Aleksandr Sergeyevich Koval, PhD (Engineering), Associate Prof., Belarusian-Russian University.