3'2018
Пробелы в российском законодательстве
1.27. К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Коркмазов Алим Викторович. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра огневой подготовки. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье рассматриваются причины способствующие росту терроризма, основополагающие принципы борьбы с экстремистской деятельностью, а также нормативно-правовая база Российской Федерации по борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, субъекты экстремистской деятельности, мотивация преступной деятельности.
THE ISSUE OF COMBATING EXTREMISM AND TERRORISM
Korkmazov Alim Victorovich. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Fire training chair. E-mail: [email protected]
Annotation: This article discusses the reasons for the growth of terrorism, the fundamental principles of the fight against extremist activity, legal framework combat extremism and terrorism.
Keywords: extremism, terrorism, subjects of extremist activity, motivation of criminal activity.
В январе 2018 года в России по сравнению с прошлым годом наблюдается снижение общего количества совершенных преступлений. По данным министерства внутренних дел России зарегистрировано 156,2 тысяч преступлений, что на 0,6% меньше, чем в аналогичном периоде 2017 г. Одной из наиболее серьезных проблем, угрожающих национальной безопасности Российской Федерации является экстремизм, с его высшим проявлением - терроризмом. В январе - марте 2018 года преступлений террористического характера в стране зарегистрировано 485, это на 4,3% меньше, чем в прошлом год, а преступлений экстремистской направленности 347 - уменьшение на 17,6% [10].
Экстремизм и его подвид - терроризм нависли смертельной угрозой, как на мировом уровне, так и для Российского государства.
На современном этапе происходит изменение сформированных ценностей в обществе, причиной этого стала модернизация общественной жизни. Процессы глобализации в культурной, политической и экономической сферах, втягивающие население стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Эти процессы в определенной степени усиливают агрессию в межнациональных отношениях и в связи с этим появляются разнообразные по тип и составу группы, основной целью которых является получение своего результата через экстремизм и терроризм. Увеличению показателей уровня проявления экстремизма способствуют некоторые факторы, к таковым следует отнести социально-экономические кризисы, и снижение жизненного уровня основного процента населения страны [6].
Экстремистская идеология начинает ставиться на службу различными силами не только внутри, но и вовне государства - «мишени». Так, технологии «цветных
революций», «Майдана» предполагают использование имеющегося в обществе экстремистского потенциала для слома существующего государства, смены политиков, конституции. При этом ни желание большинства населения страны, ни доводы разума не принимаются во внимание внешними силами, инициирующими «революции». Как показывают события на Украине, опора на наиболее экстремистские элементы общества, откровенный фашизм и махровый национализм не являются тормозом для внешних сил, которыми часто выступают государство - «мировой жандарм» - Соединенные Штаты Америки и их союзники, раболепно следующие в кильватере внешней политики Вашингтона.
Наиболее опасным для общества и государства является экстремизм, густо замешанный на религиозной идеологии, признающий возможность достижения поставленных целей путем крайних, откровенно террористических методов, что, как правило, проявляется в форме преступлений посягающих на права и свободы человека и гражданина.
Именно такой религиозный экстремизм лежит в основании идеологии северокавказского бандподполья, именно такой экстремизм, густо замешанный на превратно истолкованных исламских ценностях, лежит в основе террористических исламистских движений по всему миру. Со времен «Второй Чеченской кампании» с религиозным экстремизмом этого типа столкнулась Российская Федерация. Противостояние с религиозным бандподпольем, исламистскими сепаратистами продолжается уже почти 20 лет.
В организациях экстремистской направленности мотивацию преступного поведения разделяют на групповую и личную. Возникновение определенных мотивов поведения, постановка новых целей и уход старых -вот чему способствует нахождение в группе. В группе, при определении целей и мотивов экстремистской активности, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а далее взаимное внушение и убеждение, которое способствует совершению преступления.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (ст.24) признает любую организацию террористической с последующей ликвидацией, основанием чего служит решение суда, осуществляется подготовка и совершение определенного ряда тяжких преступлений. В Российской Федерации запрещено создание общественных и религиозных объединений, а также иных организаций действия и цели которых направлены на осуществление экстремистской деятельности[8]. Также, существует единый федеральный список организаций, в том числе находящихся за пределами России, признанных террористическими. Ведение данного списка регламентируется Законом о противодействии терроризму, в соответствии с которым список ведет федеральный орган исполнительной власти.
Срок публикации составляет 10 дней со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный федеральный орган исполнительной власти.
В Российской юридической литературе, терроризм рассматривается как крайне острая форма проявления экстремизма. В Уголовном Кодексе Российской Федерации указывается ответственность за терроризм. Также запрещается создание и деятельность организаций, которые пропагандируют, оправдывают и поддерживают терроризм [7].
Терроризм олицетворяет опаснейшую разновидность политического экстремизма на региональном и
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Коркмазов А.В.
глобальном уровнях. Социально-политическое обли-чие терроризма выглядит как систематически обоснованное, идеологически мотивированное применение насилия либо угроз применения такового, что наводит страх на людей. Именно этим осуществляется в последующем управление их поведением [1].
В деятельность по противодействию экстремизму и терроризму входит регулярный мониторинг и анализ проблем в работе субъектов по противодействию экстремизму и терроризму, анализ нормативно - правовой базы Российской Федерации и всемирного сообщества в этой сфере, а также разработка и принятие необходимых правовых актов нацеленных на повышение эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом. Но ведь эта борьба не только задача государства и уполномоченных на то государственных органов, это также задача каждого гражданина. Государственная система борьбы с экстремизмом и терроризмом нацелена на проведение целостной государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму, на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также на обеспечение государственной безопасности.
Успешное решение задач зависит от соответствия нормативно - правовой базы по противодействию экстремизму и терроризму следующим требованиям:
- правильно реагировать на частые перемены тактики и манер ведения террористической деятельности ее субъектами;
- принимать во внимание все причины экстремистской и террористической деятельности;
- устанавливать правомочность субъектов противодействия экстремизму и терроризму, равную экстремистским угрозам и угрозам террористических актов;
- устанавливать приемлемые для деятельности террористической направленности, способы социальной защиты лиц, которые являются участниками мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму.
В соответствии с их полномочиями Федеральные органы исполнительной власти оповещают комитентов информации, об экстремистских волнениях и угрозах террористических актов по конкретным вопросам, которые требуют незамедлительного реагирования.
Обоснованная кадровая политика является одним из основополагающих направлений для улучшения результативности деятельности федеральной системы по противодействию экстремизму и терроризму.
Список литературы:
1. Баглиев М.А. Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта): авто-реф. дис. к. ист. н. // DisserCat - электронная библиотека диссертаций. URL: http://planetadisser.com/see/dis 154460.html.
2. Карданов Р.Р. Проблемные вопросы осмотра места происшествия на территории Кабардино-Балкарской республики. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
2014. № 5-3 (43). С. 84-86.
3. Коркмазов А.В. Виды возможных поведенческих отклонений, девиантное поведение индивида/ // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 ч.
2015.С.82 - 85.
4. Коркмазов А.В. Научно-технический прогресс и его негативное влияние на жизнь общества. // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования».-2017 -№7 -Т-4 С.160-161.
5. Кучмезов Р.А. Правовой статус адвоката. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 112114.
6. Нагоева М.А. Правовое воспитание среди несо-вершеннолетних.//Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности материалы международной научно-практической конференции под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. с. 192-195.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002 г.
8. Нагоева М.А. Соотношение оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности.//Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. с. 86-88.
9. Шамаев А.М. Профилактические мероприятия как эффективный способ противодействия экстремистским проявлениям.// Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №10-2. С. 205-208.
10. Официальный сайт МВД РФ. Пресс-центр. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1 ai/reports/item/12460100/
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 85,32%