8.32. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Маремуков Роман Борисович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра огневой подготовки.
Аннотация: Каждый год в России отмечается увеличение количественного показателя преступлений, содеянных с террористическими организациями. При этом, все сложнее становятся их способы совершения, приобретая все более высокую степень опасности, пропорционально увеличивая количественный показатель человеческих потерь и разрушений материальных объектов, при это оказывая колоссальное воздействие на систему духовных ценностей, которая в дальнейшем репрессии не подлежит. В статье изучены и описаны возможности борьбы с террористическими организациями в РФ.
Ключевые слова: терроризм, борьба, организации, право, страна, экстремизм.
Maremukov Roman Borisovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: fire training chair.
Annotation: Every year in Russia there is an increase in the quantitative index of crimes committed with terrorist organizations. At the same time, their ways of performing become more and more difficult, acquiring an increasingly high degree of danger, proportionally increasing the quantitative indicator of human losses and destruction of material objects, while having a huge impact on the system of spiritual values, which is not subject to further repression. The article studies and describes the possibilities of fighting terrorist organizations in Russia. Keywords: terrorism, struggle, organizations, law, country, extremism.
По состоянию на январь месяц 2018 года на территории России по сравнению с прошлым годом наблюдается снижение общего количества совершенных преступлений. По данным министерства внутренних дел России зарегистрировано 156,2 тысяч преступлений, что на 0,6% меньше, чем в аналогичном периоде 2017 г. [1].
Одной из наиболее серьезных проблем, угрожающих национальной безопасности Российской Федерации является экстремизм, с его высшим проявлением -терроризмом. В январе - марте 2018 года преступлений террористического характера в стране зарегистрировано 485, это на 4,3% меньше, чем в прошлом год, а преступлений экстремистской направленности 347 - уменьшение на 17,6%
Более того, порождение 19 века, терроризм и экстремизм получили мощнейшее развитие в веке 20 и, поставив себе на вооружение новые технологии и оружие, эти деструктивные явления шагнули в новый век. Ныне терроризм и экстремизм в различных своих проявлениях угрожают безопасности, политической и экономической стабильности многих стран мира, ока-
зывают сильное психологическое воздействие, унося жизни не виновных людей.
На сегодняшний день рост числа пострадавших при совершении террористических актов, высокий уровень управления и упорядоченности террористической деятельности, появление все большего количества и стабильное функционирование крупных террористических баз, разработка все более изощренных способов совершения террористических актов - это все относится к характеристикам современного терроризма.
Формированию общегосударственной системы противодействия терроризму способствовали положения, в том числе и организационно-правовые, указанные в Федеральном законе «О противодействии терроризму» [3].
На сегодняшний день в борьбе с терроризмом приоритетным направлением государственной политики становится его профилактика, так как гораздо легче предотвратить террористический акт, чем в последующем устранять «чудовищные» последствия его совершения.
Также следует отметить, что компетенция каждого субъекта противодействия террористическим организациям четко регламентирована законодательством.
Экстремистская идеология начинает ставиться на службу различными силами не только внутри, но и вовне государства - «мишени». Так, технологии «цветных революций», «Майдана» предполагают использование имеющегося в обществе экстремистского потенциала для слома существующего государства, смены политиков, конституции. При этом ни желание большинства населения страны, ни доводы разума не принимаются во внимание внешними силами, инициирующими «революции». Как показывают события на Украине, опора на наиболее экстремистские элементы общества, откровенный фашизм и махровый национализм не являются тормозом для внешних сил, которыми часто выступают государство - «мировой жандарм» - Соединенные Штаты Америки и их союзники, раболепно следующие в кильватере внешней политики Вашингтона.
Наиболее опасным для общества и государства является экстремизм, густо замешанный на религиозной идеологии, признающий возможность достижения поставленных целей путем крайних, откровенно террористических методов, что, как правило, проявляется в форме преступлений посягающих на права и свободы человека и гражданина.
Именно такой религиозный экстремизм лежит в основании идеологии северокавказского бандподполья, именно такой экстремизм, густо замешанный на превратно истолкованных исламских ценностях, лежит в основе террористических исламистских движений по всему миру. Со времен «Второй Чеченской кампании» с религиозным экстремизмом этого типа столкнулась Российская Федерация. Противостояние с религиозным бандподпольем, исламистскими сепаратистами продолжается уже почти 20 лет.
Противостояние, которое ведет российское государство с религиозными экстремистами, террористами и сепаратистами на Северном Кавказе, это не столько война оружия, сколько борьба идеологий. В этой борьбе важно не только владеть оружием, но и эффективно использовать знания идеологии противника для нанесения ему урона как в морально-нравственном, психологическом, так и в физическом плане.
Говоря о проблемах, связанных с угрозой национальной безопасности страны со стороны растущей
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ
Маремуков Р.Б.
динамики терроризма, следует отметить растущий уровень угрозы. Терроризм сегодня воплотились в стране настоящую национальную угрозу.
В нашей стране полномочиями по противодействию террористическим организациям наделены ряд органов государственной власти. Основным в этой системе противодействия является ГУПЭ МВД России, одной из основных функций которого является осуществление координации антитеррористической деятельности. Данное ведомство осуществляет нормативно - правовое регулирование в данной области.
Основными задачами указанного ведомства является противодействие экстремизму; непосредственно осуществляет данное противодействие, а также организует и координирует взаимодействие подразделений МВД России с федеральными и местными органами исполнительной власти, в данном направлении; обеспечивает организационно-методическую и оказывает практическую помощь территориальным органам МВД России по вопросам, касающимся противодействия экстремизму.
Кроме того, вопросами противодействия террористическим организациям занимается в нашей стране Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму, председателем которой по должности является Министр ВД РФ.
Это - межведомственный орган, образованный как субъект реализации политики нашего государства, касающейся противодействия экстремизму. Кроме того, в противодействии экстремистской деятельности участвуют также иные подразделения МВД России, в пределах их компетенции, а также: органы прокуратуры, Федеральной службы безопасности, юстиции, институты гражданского общества и др.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (ст.24) признает любую организацию террористической с последующей ликвидацией, основанием чего служит решение суда, осуществляется подготовка и совершение определенного ряда тяжких преступлений. Непосредственно речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3 и 360 УК РФ. При этом решение суда распространяется на все филиалы и представительства организации, чья деятельность попала под запрет.
Также, существует единый федеральный список организаций, в том числе находящихся за пределами России, признанных террористическими. Ведение данного списка регламентируется Законом о противодействии терроризму, в соответствии с которым список ведет федеральный орган исполнительной власти.
Срок публикации составляет 10 дней со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный федеральный орган исполнительной власти.
По причине того, что деятельность террористических организаций представляет высокую общественную опасность в нашей стране за их создание и участие в таковых предусмотрена уголовная ответственность.
Одним из существенных факторов, способствующих профилактике экстремизма является его правильное понимание.
Поэтому чрезвычайно важно раскрыть содержания экстремизма, как в нормативно-правовой его трактовке, так и в научно-теоретическом смысле. Этому и посвящена первая глава данного учебного пособия.
Одной из задач государства является формирование и поддержание силами обеспечения национальной
безопасности внутренних и внешних условий, создание условий для претворения в жизнь стратегических национальных приоритетов.
Основными источниками нормативно-правовой трактовки экстремизма, как отмечалось выше, является, в первую очередь Конституция Российской Федерации.
Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений — Федеральном законе от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ред. от 28.12.2013г. и Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» ред. от 07.05.2013г., а также в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах.
Федеральный Закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (утратил силу) - принят Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. В последней редакции от 02.11.2013 N 302-ФЗ в части 4 статьи 5, части 2 статьи 24 и дополнения в статье 18 части 1 пункта 1 и 2 внесены следующие изменения:
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в статье 1 которого дано понятие экстремизма и сопутствующих ему явлений: экстремистской организации, экстремистских материалов и символики экстремистской организации.
В пункте 1 данной статьи приводится развёрнутый перечень тех действий, которые следует квалифицировать как экстремистскую деятельность, или экстремизм.
Кроме того, считать те или иные действия экстремистскими допустимо только если действия носят публичный характер, касаются общественно-значимых вопросов и адресованы массам.
Ещё один признак экстремизма - это его идеологический вектор, направленный на утверждение исключительности, превосходства «своих» и, напротив, - неполноценности «других»: на основании социальных, расовых, национальных, религиозных, языковых различий.
Таким образом, в России сформирована и продолжает развиваться правовая основа для борьбы с деятельностью террористических организаций.
Список литературы:
1. Официальный сайт МВД РФ. Пресс-центр. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1 ai/repoгts/item/12460100/
2. Официальный сайт МВД РФ. Пресс-центр. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1 ai/гepoгts/item/12460100/
3. Федеральный закон Российской Федерации: «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ.
4. Корнаухова, Т.В. Административно-правовые средства противодействия терроризму в российской федерации. / Автореферат дисс. Саратов - 2013.
5. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации: «О противодействии экстремистской деятельности». № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года.
7. Аминов, Д.И. Молодежный экстремизм / Д.И. Аминов, Р.Э. Оганян - М.: Триада, Лтд, 2005.- 200 с.
Рецензия
на научную статью «Правовые средства борьбы с террористическими организациями в Российской Федерации», подготовленную старшим преподавателем кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ Р.Б. Маремуковым
Актуальность обозначенной автором темы не вызывает сомнений, поскольку в современных условиях актуальным является оптимальное использование всевозможных правовых ресурсов для раскрытия и расследования преступлений.
Современный терроризм характеризуется все большим увеличением числа пострадавших лиц; использованием террористическими организациями в своих целях межконфессиональных и межнациональных конфликтов; экспансией; повышением уровня упорядоченности террористической деятельности; созданием крупномасштабных террористических баз с налаженной инфраструктурой; попыткой применения терроризма как способа вмешательства в суверенные дела государств; разработкой новых и модернизацией действующих способов и средств террористической деятельности, направленной на ужесточение и более тяжкие последствия актов терроризма. Указанным тенденциям должна противостоять эффективная, научно обоснованная, организационно и нормативно обеспеченная общегосударственная система противодействия терроризму.
В представленной на рецензирование статье проведен комплексный анализ правовых средств противодействия террористическим организациям, а также выработке основных направлений их совершенствования.
Непосредственно автором в статье проанализировано развитие российского антитеррористического законодательства; комплексно изучена система антитеррористической деятельности в Российской Федерации и исследованы системы органов противодействия терроризму на федеральном уровне.
Статья «Правовые средства борьбы с террористическими организациями в Российской Федерации», подготовленная старшим преподавателем кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ Р.Б. Маремуковым отвечает необходимым требованиям и рекомендуется для публикации.
Доцент кафедры специальных дисциплин СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.э.н., доцент З.Х.Кочесокова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,75%