Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ВЗЯТЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ В КРАТКОСРОЧНУЮ АРЕНДУ'

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ВЗЯТЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ В КРАТКОСРОЧНУЮ АРЕНДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / КРАТКОСРОЧНАЯ АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Былинин И.А.

В настоящее время аварийность с каршеринговым транспортом является одной из актуальных тем, что обусловлено возможностью электронной регистрации и использования автомобилей под чужими данными, водителей избежать привлечения к административной ответственности при выявлении нарушений правил дорожного движения средствами автоматической фиксации, а также активным расширением парка данных автомобилей. Поэтому профилактика правонарушений, связанных с управлени-ем транспортными средствами, взятыми водителями в краткосрочную аренду, в современных реалиях актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Былинин И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ВЗЯТЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ В КРАТКОСРОЧНУЮ АРЕНДУ»

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 1 Юридические науки

4

OPEN ACCESS

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

DOI 10.53039/2079-4401.2020.1.1.005

УДК 351.81 ББК 67.99 (2)

Научная специальность:12.00.14 - Административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ВЗЯТЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ В КРАТКОСРОЧНУЮ АРЕНДУ

И.А. Былинин*

Аннотация. В настоящее время аварийность с каршеринговым транспортом является одной из актуальных тем, что обусловлено возможностью электронной регистрации и использования автомобилей под чужими данными, водителей избежать привлечения к административной ответственности при выявлении нарушений правил дорожного движения средствами автоматической фиксации, а также активным расширением парка данных автомобилей. Поэтому профилактика правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами, взятыми водителями в краткосрочную аренду, в современных реалиях актуальна.

Ключевые слова: профилактика административных правонарушений, краткосрочная аренда транспортного средства, дорожно-транспортное происшествие.

ON THE ISSUE OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES RELATED TO THE MANAGEMENT OF VEHICLES TAKEN BY DRIVERS FOR SHORT-TERM RENT

I.A. Bylinin*

Abstract. To date, from the analysis of information contained in the media, it can be seen that accidents with car-sharing transport have recently become one of the most relevant topics, due to the possibility of electronic registration and use of cars under someone else's data, to avoid drivers being brought to administrative responsibility when detecting violations of traffic Rules by means of automatic fixation, as well as active expansion of the fleet of these cars. Therefore, the prevention of offenses related to the management of vehicles taken by drivers for short-term rent in modern realities is relevant.

Keywords: prevention of administrative offenses, short-term rental of a vehicle, road accident.

В современных условиях развития рынка предоставляемых услуг в России особое внимание следует уделить услугам каршеринга. Количество зарегистрированных пользователей каршеринга постоянно растет, что оказывает влияние на транспортную ситуацию в больших городах.

Например, в Москве автомобильный парк каршеринга насчитывает около 20 тыс. единиц [3], а пользователей более 1 млн человек. Благодаря тому, что автомобили каршеринга могут использоваться несколькими водителями в сутки, снижается нагрузка на автомобильные дороги и улучшается экологическая ситуация в городе.

Появление услуг краткосрочной аренды транспортных средств заставляет задуматься о действительном влиянии, перспективах развития и эффективности каршеринга как инструмента эволюции трафика в мегаполисе и перехода на новую ступень. Цель каршеринга не коммерческая, а идеологическая, связанная со снижением нагрузки на городские улицы и возможностью максимально эффективно использовать автомобиль.

Позиционирование каршеринга должно осуществятся главным образом как средство борьбы с автомобилизацией, а не как вида транспорта, несущего дополнительную нагрузку на трафик.

Однако условия использования автомобилей, предъявляемые владельцами каршеринговых компаний, позволяют гражданам не посещать офисы для заключения договора аренды, что приводит к отсутствию контроля технического состояния автомобиля и его скрытых неисправностей, которые не представляется возможным обнаружить при поверхностном визуальном осмотре, а также физического состояния водителя, наличия у него водительского удостоверения, а также сведений о факте лишения права управления, отсутствие фактического контроля за порядком и правилами перевозки людей и грузов.

Подобные факты оказывают негативное влияние на состояние безопасности дорожного движения и препятствуют реализации одного из направлений Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы - совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.

Так, в России за 2019 год с участием каршеринговых транспортных средств зарегистрировано 619 (+332,8%) дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибло 26 (+160%) и получили ранения 812 (+306%) человек. Такие

* Игорь Александрович Былинин,

старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

Контакты: ул. Игнатова, 2, г. Орел, Орловская область, Россия, 302028

E-mail: bylinin.igor@yandex.ru Тел.: 8(920) 800 - 2710

* Igor А. Bylinin,

Senior Lecturer Department of Traffic Police Organization Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov

Contacts: 2 Ignatova str., Orel, Oryol region, Russia, 302028 E-mail: bylinin.igor@yandex.ru Тел.: 8(920) 800 - 2710

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

N<3

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 1

OPEN ACCESS

происшествия зафиксированы в Республике Татарстан (9, +100%), Краснодарском крае (8, +166,7%), г. Москве (426, +290,3%), г. Санкт-Петербурге (90, +2150%), Московской (43, +2050%), Ленинградской (10, +100%), Тюменской (10, +400%), Свердловской (6, +200%) и Самарской (5, +25%) областях [2].

Необходимо отметить, что рост показателей аварийности с участием рассматриваемых транспортных средств обусловлен не фактическим увеличением показателей аварийности, а совершенствованием подходов по учету этих показателей.

По вине водителей каршеринговых автомобилей произошло более половины всех ДТП (71,2%), с погибшими - 73%. В 441 (+324%) таком ДТП погибло 19 (+171,4%) и получили ранения 578 (+310%) человек. Зарегистрированы случаи, когда водители имели признаки опьянения в Красноярском крае (+100%, 2), г. Москве (+423%, 68), г. Санкт-Петербурге (+100%, 15), Московской (+100%, 7) и Свердловской (+100%, 3) областях[2].

Следует отметить, что каждое десятое происшествие совершено с участием водителей-новичков, из которых почти две трети - по их вине. При этом каршеринговыми компаниями не учитываются положения Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) в части использования на автомобилях опознавательных знаков «Начинающий водитель» при их эксплуатации указанными водителями.

В четырех случаях (50%) из восьми водители нарушили правила перевозки детей, пострадало 3 ребенка, при этом установлено, что в представляемых транспортных средствах либо отсутствуют детские удерживающие устройства, либо имеется ограниченное количество автомобилей, в которых они установлены. Зарегистрировано 3 ДТП, в которых участвовали несовершеннолетние водители в возрасте 17 лет и практически 2 тыс. происшествий только с материальным ущербом. В 8,5% происшествий водители транспортных средств, взятых в краткосрочную аренду, оставляли места ДТП, участниками которых являлись [2].

Необходимо отметить, что совершению рассматриваемых происшествий и увеличению тяжести последствий в них способствует латентность административных правонарушений, совершаемых пользователями каршеринговых автомобилей, фиксируемых средствами автоматической фиксации правонарушений.

Так, в соответствии с существующим в настоящее время порядком, как правило, при совершении правонарушения, зафиксированного средствами автоматической фиксации, к ответственности привлекается собственник транспортного средства (каршеринговая компания), который впоследствии удерживает сумму наложенного административного штрафа со счета пользователя такого транспорта или взыскивает в судебном порядке при недостаточ-

Юридические науки

ности средств на его счете. При этом сам пользователь транспортного средства не привлекается в установленном порядке к административной ответственности.

В 2019 году в г. Москве клиенты каршеринга совершили более 36 млн поездок на арендованных автомобилях, что приблизительно в полтора раза больше показателей 2018 года [3].

Безусловно, с увеличением парка каршеринго-вых автомобилей будет расти количество ДТП с их участием, поэтому в целях обеспечения безопасности дорожного движения возникает необходимость ужесточения требований по допуску к управлению.

Вся деятельность Госавтоинспекции направлена на профилактику аварийности. В зависимости от того, предусмотрены ли они нормами права, профилактические меры условно разделяют на правовые и неправовые.

Правовые меры регулируются административными или административно-процессуальными, уголовными, уголовно-процессуальными нормами. В частности, к подобным профилактическим мерам относится привлечение к административной ответственности правонарушителей должностными лицами подразделений ГИБДД в ходе осуществления надзора за дорожным движением. Неправовые меры профилактики могут быть техническими, организационными, воспитательно-педагогическими, медицинскими, психологическими и т.д.

Эффективность названных мер профилактической деятельности находится в прямой зависимости от их своевременности.

Следует отметить, что профилактика правонарушений с участием каршеринговых автомобилей должна подкрепляться не только мерами Госавтоинспекции, но и активными действиями со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги краткосрочной аренды.

Полагаем, что компаниям, предоставляющим услуги краткосрочной аренды, следует применять на транспортных средствах алкозамки и идентификатор личности (ключом являются оттиск пальца руки или разблокировочная карта). Ранее с такой инициативой в целях ее законодательного закрепления выступал заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский, однако идея до настоящего времени не получила своего применения.

Наличие в автомобилях каршеринга алкозамков позволит не допустить движение транспортного средства в случае установления факта нахождения водителя в состоянии опьянения. Детектор, определяющий наличие алкоголя в парах выдыхаемого воздуха, устанавливается на замок зажигания автомобиля, который может заблокировать рулевую колонку и исключить дальнейшее движение транспортного средства. Установка алкозамка не повлия-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 1 Юридические науки

мЗд

ет на гарантию завода-изготовителя транспортного средства, так как не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Алкозамок исключает внесение изменений в конструкцию замка зажигания автомобиля и не служит дополнительным механизмом в работе системы зажигания.

Сегодня встречаются случаи, когда лица берут автомобили в краткосрочную аренду в коммерческих целях, для доставки каких-либо документов, представительских услуг в торгово-розничной сети (торговые представители), что связано с управлением ТС длительный период времени. К сожалению, отследить, для каких целей пользователь арендовал автомобиль, практически невозможно.

Водитель, управляющий автомобилем в течение длительного времени, утомляется, что может привести к потере внимания и контроля за дорожным движением. В связи с чем требуется постоянный мониторинг со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наличие ограничений суточного пробега и времени управления ТС позволит повысить безопасность дорожного движения при использовании автомобилей каршеринга. Установка в салоне автомобиля видеозаписывающе-го устройства даст возможность в случае передачи управления другим лицами и возникновения сложной дорожно-транспортной обстановки получить доказательственную базу.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги краткосрочной аренды, целесообразно проводить анализ нарушений ПДД РФ пользователей и ограничивать их допуск к управлению транспортными средствами.

Полагаем, что принятие на законодательном уровне понятия «каршеринг», где дополнительно в условиях договора будет прописано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели являются лицами, эксплуатирующими транспортные средства, позволит применить к владельцам транспортных средств требования, предъявляемые статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Неотвратимость наказания лиц, предоставляющих услуги каршеринга, позволит повысить безопасность дорожного движения в сфере эксплуатации транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям [1].

На дорогах и улицах городов можно встретить автомобили каршеринга, в которых помимо водителя в салоне находятся пассажиры. Компании, предоставляющие услуги каршеринга, запрещают перевозить в автомобилях лиц в коммерческих целях. Однако перевозка людей может осуществляться в личных целях, например, членов семьи, коллег по работе. Полагаем, что в данном случае по условиям договора не следует рассматривать перевозку пассажиров как коммерческую. Перевозка пассажиров налагает определенные обязанности на водителя и лиц, предоставляющих услуги по аренде, но условиями договора это не регламентировано, так как компании считают, что с момента подписания договора владельцем источника повышенной опасности является арендополучатель.

Таким образом, система профилактики безопасности дорожного движения должна привлекать к участию в профилактической работе всех субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги по краткосрочной аренде транспортных средств.

Литература:

1. Былинин И.А. К вопросу административно-правового регулирования каршеринга и применения федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения к его участникам / И.А. Былинин // N0: Административное право и практика администрирования. - 2020. - № 3. -С. 17-27.

2. Сервис в России // URL: https://www.autostat. т/айс^/39345/ .

3. Показатели безопасности дорожного движения // URL: http://stat.gibdd.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.