Научная статья на тему 'К вопросу продовольственной безопасности и импортозамещения в регионах в условиях санкций на примере Пензенской области'

К вопросу продовольственной безопасности и импортозамещения в регионах в условиях санкций на примере Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу продовольственной безопасности и импортозамещения в регионах в условиях санкций на примере Пензенской области»

Министерство образования и науки РФ

Правительство Пензенской области Академия информатизации образования Академия проблем качества РФ Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского Российская инженерная академия Вычислительный центр РАН им. А.А.Дородницына Институт испытаний и сертификации ВВТ ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца» ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «РУБИН» ОАО «НИИФИ», ОАО «ПНИЭИ», ФГУП ФНПЦ «ПО СТАРТ», НИКИРЭТ, ЗАО «НИИФИиВТ» ОАО «ППО ЭЛЕКТРОПРИБОР», ОАО «РАДИОЗАВОД» Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС» ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА» Пензенский государственный университет

АадижУ{%шсж

ТРУДЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА

НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО

II то^

ПЕНЗА 2015

УДК 621.396.6:621.315.616.97:658:562 Т78

Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»:

T78 в 2 т. - Пенза : ПГУ, 2015. - 2 том - 384 с.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

В сборник трудов включены доклады юбилейного ХХ-го Международного симпозиума «Надежность и качество», проходившего с 25 по 31 мая 2015 г. в городе Пензе.

Рассмотрены актуальные проблемы теории и практики повышения надежности и качества; эффективности внедрения инновационных и информационных технологий в фундаментальных научных и прикладных исследованиях, образовательных и коммуникативных системах и средах, экономике и юриспруденции; методов и средств анализа и прогнозирования показателей надежности и качества приборов, устройств и систем, а также анализа непараметрических моделей и оценки остаточного ресурса изделий двойного назначения; ресурсосбережения; проектирования интеллектуальных экспертных и диагностических систем; систем управления и связи; интерактивных, телекоммуникационных сетей и сервисных систем; экологического мониторинга и контроля состояния окружающей среды и биологических объектов; исследования физико-технологических процессов в науке, технике и технологиях для повышения качества выпускаемых изделий радиопромышленности, приборостроения, аэрокосмического и топливно-энергетического комплексов, электроники и вычислительной техники и др.

Оргкомитет благодарит за поддержку в организации и проведении Международного симпозиума и издании настоящих трудов Министерство образования и науки РФ, Правительство Пензенской области, Академию проблем качества РФ, Российскую академию космонавтики им. К. Э. Циолковского, Российскую инженерную академию, Академию информатизации образования, Вычислительный центр РАН им. А. А. Дородницына, Институт испытаний и сертификации ВВТ, ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца», ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «НИИФИ», ФГУП «ПНИЭИ», ОАО «РУБИН», ОАО «РАДИОЗАВОД», ОАО «ППО ЭЛЕКТРИПРИБОР», ФГУП «ПО «СТАРТ», НИКИРЭТ - филиал ФГУП «ПО «СТАРТ», Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС», ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА»,Пензенский государственный университет.

Сборник статей зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) с 2005 г.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :

Юрков Н. К. - главный редактор Трусов В. А. - ответственный секретарь Баннов В. Я. - ученый секретарь Волчихин В. И., Абрамов О. В., Авакян А. А., Дивеев А.И., Иофин А. А., Каштанов В. А., Майстер В. А., Острейковский В.А., Петров Б. М., Писарев В. Н., Роберт И. В., Романенко Ю. А., Северцев Н. А., Садыков С. С., Садыхов Г. С., Увайсов С. У.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

© Оргкомитет симпозиума, 2015 © ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2015

ние структуры; уничтожение, повреждение эффективных элементов;

- угрозы технологиям управления информационного объекта: рассогласование взаимодействия между элементами.

Рекомендации по нейтрализации негативных информационных воздействий в интересах бизнес-процессов кредитных организаций представляют собой научно-практические предложения по совершенствованию мер по нейтрализации негативных информационных воздействий на бизнес-процессы, развитие нормативных основ применения организационно-технических мер в рамках информационного противоборства в условиях экономической конкуренции, алгоритмы проведения оценки уровня безопасности бизнес-процессов с внедрением мер по нейтрализации негативных информационных воздействий.

Заключение

Таким образом, для обеспечения информационной безопасности бизнес-процессов необходимо сосредотачиваться на всех трех ее компонентах: обеспечении безопасности информации, обеспечении информационно-технической безопасности, обеспечении информационно-психологической безопасности.

Современные и перспективные реализации негативных информационных воздействий на бизнес-

процессы формируют собой актуальный вызов традиционным методам и моделям защиты информации и требуют качественно новых решений для противодействия.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в достижении цели по повышению информационной безопасности бизнес-процессов кредитных организаций. Для этого необходимо решить ряд задач, в числе которых [5]:

- исследование условий и факторов, оказывающих влияние на информационной безопасности бизнес-процессов и состояние нейтрализации угроз;

- анализ и развитие методов и моделей нейтрализации негативных информационных воздействий на бизнес-процессы кредитных организаций;

- разработка и обоснование мер по нейтрализации негативных информационных воздействий в интересах бизнес-процессов кредитных организаций, а также научно-технических рекомендаций руководителям кредитных организаций по применению разработанных мер;

- разработка и обоснование математического аппарата оценки эффективности реализации модели нейтрализации негативных информационных воздействий на бизнес-процессы;

- оценка эффективности предлагаемых мер по нейтрализации негативных информационных воздействий на бизнес-процессы кредитных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманов Г.А., Атаманов Е.Г. О банковской безопасности и безопасности банков // Право и безопасность. 2013. № 1-2(44). С. 79-85.

2. Дедков В.К., Баранов В.П. «Улучшение состояния системы» как форма скрытой атаки посредством запуска «критических технологий» // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2011. Т. 2. С. 26-28.

3. Дербин Е.А. Информационная безопасность союзного государства как основа его обороноспособности в условиях непрямых действий противника // Вестник Академии военных наук №2(27). - М.: АВН, 2009. С. 31-38.

4. Шибанов С.В. Обзор современных методов интеграции данных в информационных системах / Шибанов С.В., Яровая М.В., Шашков Б.Д., Кочегаров И.И., Трусов В.А., Гришко А.К. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. Т. I. С. 292-295.

5. Макаренко С.И., Чукляев И.И. Терминологический базис в области информационного противоборства // Вопросы кибербезопасности. № 1(2). 2014. С. 13-21.

6. Макеев С.А. Вопросы обеспечения информационной безопасности бизнес-процессов в условиях экономической конкуренции // «Безопасные информационные технологии». Сборник трудов Четвертой всероссийской научно-технической конференции / под. ред. Матвеева В.А., - М.: НИИ радиоэлектроники и лазерной техники, 2013. С. 83-85.

7. Паршуткин А.В. Концептуальная модель взаимодействия конфликтующих информационных и телекоммуникационных систем // Вопросы кибербезопасности. № 5(8). 2014. С. 2-6.

8. Расторгуев С.П., Литвиненко М.В. Информационные операции в сети Интернет / Под общ. ред. А.Б. Михайловского. - М.: АНО ЦСОиП, 2014. - 128 с.

9. Щербань А.Б., Сидорова Ю.С. Идентификационно-структурный анализ сложных систем // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2014. Т. 1. С. 149-151.

10. Стюхин В.В. САПР в расчёте и оценке показателей надёжности радиотехнических систем / Стю-хин В.В., Кочегаров И.И., Трусов В.А. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2013. Т. 1. С. 287-289.

11. Марков А.С., Фадин А.А. Организационно-технические проблемы защиты от целевых вредоносных программ типа Stuxnet // Вопросы кибербезопасности. 2013. № 1 (1). С. 28-36.

12. Зубарев И.В., Жидков И.В., Кадушкин И.В. Кибербезопасность автоматизированных систем управления военного назначения // Вопросы кибербезопасности. 2013. № 1 (1). С. 10-16.

13. Марков А.С., Цирлов В.Л. Руководящие указания по кибербезопасности в контексте ISO 27032 // Вопросы кибербезопасности. 2014. № 1 (2). С. 28-35.

14. Шишкин В.В., Юрков Н.К., Мусин Н.Ж. Методика обеспечения информационной безопасности // Надежность и качество сложных систем. 2013. № 4. С. 9-13.

15. Калашников А.О. Пример использования теоретико-игрового подхода в задачах обеспечения кибербезопасности информационных систем // Вопросы кибербезопасности. 2014. № 1 (2). С. 49-54.

УДК 642.58:001.895 Коваленко Т.Д

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

К ВОПРОСУ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Продовольствие в скором времени может стать ведущим фактором мировой политики, так как питание является одним из важнейших показателей, определяющих здоровье населения. Поэтому мы предлагаем рассматривать продовольственную безопасность не только как одну из необходимых гарантий права человека на жизнь, но и как политический фактор, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики. Сегодня эта тема приобрела особый смысл, во-

первых, потому, что продовольственная безопасность не означает только самостоятельное обеспечение страны продуктами питания. Понятие это гораздо шире - в него входит наличие продовольствия (производство, запасы, потери, экспорт-импорт), доступность, стабильность поставок, продовольственное потребление (оценивается с позиции соответствия фактического потребления нормам по пищевой ценности). В настоящее время продовольственная безопасность, несомненно,

выступает определенным индикатором независимости, который не должен пострадать. Во-вторых, сейчас следует активно использовать потенциал Крыма для увеличения объемов производства сельскохозяйственных культур. Так, например, по данным Минсельхоза, только производство зерна за счет присоединения новых территорий может вырасти на 2 млн. тонн в год.

Самая обсуждаемая тема и не только в нашей стране - продовольственный ответ России на западные санкции: запрет на импорт целого ряда продуктов. 6 августа 2014 года президент Владимир Путин издал указ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Он запрещает или ограничивает сроком на один год ввоз на территорию РФ части сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, выращенной или произведенной в странах, которые ввели экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц. Затем во исполнение этого указа правительство постановлением от 7 августа 2014 года № 778 определило конкретный перечень запрещенных к ввозу товаров. Речь идет о сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии, странами происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. По подсчетам европейских аналитиков, ущерб западных предприятий составит 12 млрд. рублей.

В условиях введенных экономических санкций со стороны США и ЕС вопросы продовольственной безопасности страны, качества и доступности питания для россиян выходят на первый план. По подсчётам учёных, общий уровень продовольственной безопасности в России за последние 15 лет вырос на 9% и сейчас составляет 89%. В настоящее время следует отметить, что с учетом введенных санкций в целом Россия способна обеспечить себя едой, при этом в стране происходит постепенный устойчивый рост общего уровня продовольственной безопасности. В исследовании РАНХиГС «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы» отмечается, что пороговые значения показателей продовольственной независимости в России были превышены по ряду показателей ещё в 2012 году: так, по зерну фактическое значение составляло 134,8% при пороговом 95%, маслу растительному — 132,4% (против 80%), сахару (87,8% против 80%). При этом по зерну и растительному маслу Россия обеспечивает не только собственное население, но и около 50 млн. человек из других стран мира, отмечается в исследовании. Правда, по ряду других продуктов ситуация не столь благополучная — например, по молоку уровень продовольственной независимости составляет около 80%, по мясу — 75,9%. Это примерно на 10% ниже уровней, установленных доктриной продовольственной безопасности.

По отдельным видам мясной продукции — например, по говядине, фактический уровень независимости более чем в два раза меньше порогового уровня. Своей продукции у нас только 37%. Зато всё в порядке со свининой и курятиной. Санкции против России открывают возможности для отечественного производителя мяса. Тем более что предпочтения покупателей в последние годы изменились — люди больше покупают свежее и безопасное мясо, чем замороженную импортную птицу.

Согласно доктрине продовольственной безопасности, картофелем и зерном мы должны обеспечивать себя сами на 95%, молоком — на 90%, сахаром и растительным маслом — на 80%, мясом — на 85%. Главной угрозой продовольственной безопасности учёные РАНХиГС считают вымывание малых форм хозяйствования и чрезмерную концентрацию сельхозпроизводства, а также подконтрольность значительной части крупнейших производителей иностранцам. Следует так же отметить, что Россия, к сожалению, еще очень сильно зависит от

импорта продовольствия, объем которого в прошлом году вырос на 4% и достиг почти $42 млрд.

Что касается рациональных норм потребления, то по мясу, хлебу, маслу нормы даже превышены, но по некоторым продуктам — молоку, рыбе, фруктам — есть отставание. По оценкам учёных, меньше рациональной нормы потребляется фруктов (64,2%), молока и молокопродуктов (75,5%), овощей и рыбы (показатель составляет 84-85% от рекомендованного). При этом если с возможностью питаться по нормам ситуация улучшилась, то по потреблению животного белка - ухудшилась. Потребление животного белка ниже рекомендуемой нормы отмечается в 9 регионах РФ. Наименьшее потребление белка животного происхождения - в Тыве и Ингушетии. Данные регионы вообще входят в перечень «неблагополучных»: по данным исследования, в них питаются крайне бедно, но при этом тратят на еду значительные средства. К примеру, если в целом по стране на продукты питания тратят более половины семейного бюджета 24% населения, то в Ингушетии этот показатель превышает 83%. В список «затратных» регионов также входят Чечня, Дагестан, КЧР, Саратовская область, Республика Калмыкия, Пензенская область. Ингушетия, Дагестан, Тыва, Чеченская Республика, Калмыкия возглавляют также список субъектов РФ с худшим экономическим доступом к продовольствию. А в топ-5 самых «зажиточных» входят Москва и Московская область, Пермский и Хабаровский край, Тюменская область.

Правительство озаботилось продовольственной безопасностью еще в 2012 году, так в послании президента была поставлена задача в течение ближайших 4-5 лет полностью обеспечить страну отечественным продовольствием, по крайней мере, по основным продуктам питания. При этом продовольственная безопасность во многом зависит от самостоятельного обеспечения страны продуктами питания. Продовольственный ответ России на западные санкции - отличный стимул для развития и укрепления сельского хозяйства. Для отечественных производителей открываются новые возможности. Специалисты сходятся во мнении, что принятые решения - отличный стимул в первую очередь для аграрного сектора экономики. А это, в свою очередь, приведет к созданию новых рабочих мест не только на селе, но и в городе. Поскольку уже давно научно доказано, что одно рабочее место на селе обеспечивает 10- 15 мест в городе.

В Пензенской области во исполнении Указа Президента Владимира Путина создан региональный оперативный штаб по мониторингу и оперативному регулированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, в состав которого включены представители профильных органов исполнительной власти, крупных поставщиков продовольственной продукции и торговых сетей. В каждом муниципальном образовании Пензенской области сформированы перечни конкретных розничных торговых объектов различных форматов, в которых проводится ежедневный мониторинг цен в соответствии с утвержденным перечнем. Постоянно проводится мониторинг цен на оптовых базах Пензы, в ритей-лах, крупнейших сетевых магазинах «Магнит», «Лента», «Перекрёсток», «Караван» и «Магазин моего района». В ходе проведенных проверок выявлено, что спрос на товары первой необходимости не снижается, ведь покупатели не могут отказаться от продуктов, которые составляют основу рациона питания. Результаты показывают, что в регионе не зафиксировано резкого роста цен на продукты питания, в том числе и спекулятивного характера, в связи с запретом на поставки импорта из стран зарубежья. В Пензенской области объем импорта товаров продовольственной группы, попавших под запрет на ввоз в Россию, занимают сыры (от 5% до 15%), молочная продукция (от 1% до 4,5%), фрукты (от 3% до 15%), овощи и картофель (от 2% до 6%) и рыба морская свежемороженая (от 7% до 13%).

Решение проблемы импортозамещения в агропромышленном комплексе региона должна стать при-

оритетной задачей для сельхозпроизводителей области. Регион импортирует ряд продовольственных товаров, но вместе с тем обеспеченность основными социально значимыми продуктами питания составляет от 97% до 157%. Развитие агропромышленного комплекса всегда было и остаётся одним из важнейших приоритетов региональной политики: от его эффективной работы прямо зависит продовольственная безопасность и благополучие жителей области. Именно поэтому решение проблем импортозамещения позволит повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной отрасли. У сельхозпроизводителей есть ресурсы, позволяющие заниматься импортозамещением, а у людей есть спрос на местные товары. Это важно понимать и развивать производственный потенциал области, создавая новые рабочие места. Возникла необходимость создания эффективно работающей системы производства продукции, ее хранения, переработки, брендинга, логистики и экспорта для укрепления аграрного комплекса Пензенской области. Решение проблем импортозамещения является приоритетной задачей, позволяющей повысить конкурентоспособность пензенской продукции на российском рынке.

По поручению Губернатора Пензенской области в связи с организацией работы по вопросам им-портозамещения на территории региона созданы межведомственные рабочие группы, которые с целью мониторинга, паспортизации предприятий и поиска местных инвесторов осуществляют выезды в районы Пензенской области. Основная задача выездов - решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности, увеличения объемов производства местной продукции. Данные выезды в составе рабочих групп дают сельхозтоваропроизводителям четкое и правильное понимание тех возможностей и мер государственной поддержки со стороны власти и банков, воспользовавшись которыми они могут организовать свой бизнес, заняться производством. В состав рабочих групп вошли представители Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, Министерства экономики Пензенской области, ОАО «Поручитель», ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», Пензенский региональный филиал ОАО «Россельхоз-банк», ОАО «Сбербанк России».

В Пензенской области разработана и начала действовать Программа импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015 - 2017 годы. Программа предусматривает скоординированные действия региональных товаропроизводителей и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, направленные на повышение конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, создание привлекательного инвестиционного климата в регионе. Программа предполагает создание комплексной системы, обеспечивающей осуществление государственной политики импортоза-мещения, реализацию государственных программ, включающих импортозамещающие проекты и задания, во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года). Финансирование мер поддержки производства и расширения выпуска продукции предусматривается в рамках реализуемых на территории Пензенской области государственных программ Пензенской области. При распределении средств, в рамках государственных программ Пензенской области, преимущественным правом будут пользоваться проекты, направленные на обеспечение расширения выпуска продукции, обладающей высоким потенциалом им-портозамещения.

Приоритетными направлениями экономического и социального развития Пензенской области являются:

- удовлетворение потребностей жителей региона в продуктах питания и товарах народного потребления за счет насыщения регионального рынка

высококачественными товарами, производимыми предприятиями и организациями, расположенными на территории региона, в том числе субъектами малого и среднего бизнеса;

- формирование условий для расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей наукоемкой технологической продукции, обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест, увеличения поступлений в бюджет и изменения структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой областными товаропроизводителями и сокращением ввозимой продукции в Пензенскую область.

Основной целью Программы является снижение зависимости Пензенской области от импорта продукции за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства. По итогам комплексного анализа товарной структуры импорта и аналогов продукции, производимых в Пензенской области, осуществлена оценка потенциала импортозамещения по каждой значимой позиции с учетом особенностей продукции, возможностей технологического процесса.

По итогам 2014 года в область поступило импортных товаров на 196,9 млн. долларов США или 7 6,7% к уровню 2013 года. Завоз товаров осуществлялся из 5 стран ближнего и 49 стран дальнего зарубежья. Доля ввоза товаров из Германии в общем объеме импорта по области в 2014 году составила 18,6%, из Китая - 18,1%, Италии -7,6%. В Пензенской области объем импорта товаров продовольственной группы, попавших под запрет на ввоз в Россию, занимают сыры (от 5 до 15%), молочная продукция (от 1 до 4,5%), фрукты (от 3 до 15%), овощи и картофель (от 2 до 6%) и рыба морская свежемороженая (от 7 до 13%). На основе проведенного анализа продукции, реализованной в торговых сетях Пензенской области, определен перечень продукции сельского хозяйства, характеризующейся наибольшими объемами ввоза на территорию региона. В импорте сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров преобладают: мясо говядины, кролика и утки, молочные продукты, овощи, фрукты и ягоды.

В Пензенскую область овощи импортируются преимущественно в зимне-весенний период из Голландии, Польши, Египта, Израиля, Турции. Продовольственный картофель ввозится из Тамбовской, Брянской областей, Краснодарского края, импортируется из Египта, Марокко (ранний картофель), Голландии (продовольственный и семенной картофель). Плодово-ягодная продукция и фрукты ввозятся из южных регионов России, а импортируются преимущественно из Польши, Германии, Италии, Голландии, Китая, Испании, Бельгии.

Решение вопроса импортозамещения и расширения выпуска картофеля, овощей, фруктов, ягод возможно за счет:

1. Формирования областного картофелеводче-ского и овощеводческого кластера.

2. Создания логистических (оптово-распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля.

3. Создания современных тепличных комплексов, реконструкции и модернизации действующих теплиц.

4. Реализации инвестиционных проектов по направлениям картофелеводства, овощей открытого и защищенного грунта.

5. Реализации проектов по восстановлению существующих и закладке новых садов.

6. Развития кооперации.

Анализируя ввоз мяса и мясопродуктов на территорию региона, следует отметить, что ввозится преимущественно мясо кролика и утки. Импорт мяса осуществляется преимущественно из Венгрии.

Решение вопроса импортозамещения и расширения выпуска мяса возможно за счет:

1. Реализации инвестиционных проектов в животноводстве.

2. Строительства и модернизации комплексов по промышленному выращиванию мясного скота.

3. Создания кролиководческих ферм, рассчитанных на интенсивное содержание кроликов с полным производственным циклом "выращивание -убой - переработка".

4. Активного участия сельхозтоваропроизводителей области в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Решение вопроса импортозамещения и расширения выпуска молока и молочных продуктов возможно за счет:

1. Создания условий для модернизации молочной отрасли.

2. Перехода на современные индустриальные технологии производства молока.

3. Укрепления кормовой базы.

Показатели Годы 2017 г. к 2014 г.

2014 2015 2016 2017 ( + /-) %

Валовое производство молока, тыс. тонн 176,0 218,0 232,0 243,0 67,0 138,1

Производства скота и птицы на убой в живом весе, тыс. тонн 191,0 210,0 229,0 248,0 57,0 129,8

Валовой сбор овощей защищенного грунта, тыс. тонн 10,6 11,0 22,3 33,0 22,4 311,0

Валовой сбор овощей открытого грунта, тыс. тонн 20,7 37,3 58,5 65,0 44,0 314,0

Валовой сбор картофеля, тыс. тонн 64,0 89,5 129,3 165,7 101,7 259

Производство яблок, тыс. тонн 12,1 14,2 15,9 17,3 5,2 143,0

Производство ягод, тонн 80,0 120,0 160,0 380,0 300,0 475,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценке, дополнительные поступления налога на доходы физических лиц от реализации Программы импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015 - 2017 годы составят около 1350,0 млн. рублей, в том числе в 2015 году - 350,0 млн. рублей, в 2016 году -

440, 0 млн. рублей, в 2017 году - 560, 0 млн. рублей. Санкции, введенные год назад Соединенными Штатами и государствами-членами Евросоюза против России, не принесли ожидаемого эффекта -ни политического, ни экономического.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (с последующими изменениями).

2. Государственная программа Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 21.10.2013 N 780-пП (с последующими изменениями).

3. Государственная программа Пензенской области «Развитие промышленности в Пензенской области и повышение ее конкурентоспособности на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 01.11.2013 N 810-пП (с последующими изменениями).

4. Гришко А.К. Методология управления качеством сложных систем / Гришко А.К., Юрков Н.К., Кочегаров И.И. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 377-379.

5. Государственная программа Пензенской области «Программа импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015 - 2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2015 N 179-пП.

УДК 004.45 Ассонова М.Л.

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА В СТУДЕНЧЕСКОМ ГОРОДКЕ ПГУ

В ПГУ обучается более 18 000 студентов. Следует отметить, что не все проживающие являются жителями Пензы. Кроме студентов из других городов и регионов нашей страны в ПГУ обучаются студенты из других стран мира.

Основным отделом, который занимается расселением иногородних и иностранных студентов по общежитиям, является студенческий городок Пензенского Государственного Университета.

Студенческий городок является структурным подразделением Пензенского Государственного Университета и представляет собой достаточно большой комплекс, состоящий из восьми общежитий, в которых на сегодняшний день проживает около 2400 человек из разных городов России и других стран. Предназначена данная структура для временного проживания и размещения:

на период обучения иногородних и иностранных студентов, аспирантов, докторантов, обучающихся на очной форме обучения;

в исключительных случаях на период трудовой деятельности работников ПГУ на условиях заключения с ними договора найма специализированного жилого помещения.

Благодаря активной деятельности

студ. городка и студенческого самоуправления в общежитиях ведется активная работа по улучшению условий проживания в общежитиях. Одной из важных проблем является то, что вся работа до сих пор не автоматизирована и учет всей информации ведется с помощью печатных архивов, что в свою очередь влечет за собой большую трудоемкость и

недоступность данных заинтересованным сотрудникам студгородка:

нет быстрого доступа к необходимой личной информации о студентах;

чтобы собрать общую информацию на одного студента необходимо просмотреть несколько архивов (о вселении/выселении, о нарушителях и т.п.);

все актуальные данные обновляются и уничтожаются устаревшие вручную (весьма трудоемкий процесс).

Для автоматизированного учета проживающих в общежитиях ПГУ целесообразно создать информационную систему.

В связи с развитием интернет-индустрии стало возможным улучшение работы многих сфер деятельности с более эффективным использованием информации. Несоизмеримым является применение клиент-серверных приложений для работы с необходимыми ресурсами.

Для информационной системы «Студенческий городок» необходимо выполнение следующих функций: отражение информации о проживающих на любой момент времени. В системе аккумулируется следующая информация:

категория (студент, сотрудник, аспирант, стороннее лицо, член семьи);

личная информация (паспортные данные, сведения о родителях, адрес при поступлении и т. д.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.