Научная статья на тему 'К вопросу применения пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне в Ставропольском крае'

К вопросу применения пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПАРТИЯ / СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / ELECTIONS / ELECTORAL SYSTEM / POLITICAL PARTY / STAVROPOL REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Занько Э. Н.

Целью написания данной статьи является комплексное исследование процессов формирования муниципальных органов и выявление особенностей и путей совершенствования избирательного процесса при проведении муниципальных выборов в Ставропольском крае на основе анализа действующего законодательства о выборах и соответствующей практики. Задачами проведенного исследования являются анализ особенностей муниципальной избирательной системы в Ставропольском крае и выявление путей совершенствования организации и проведения муниципальных выборов в регионе. Практическое применение могут получить некоторые выводы, направленные на оптимизацию местного самоуправления как института низовой публичной власти в регионе, сделанные в результате данного исследования. Так же предлагаются меры по улучшению правового регулирования муниципальных выборов, а так же меры по решению проблемы изменения избирательной системы в Ставропольском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу применения пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне в Ставропольском крае»

Занько Э.Н.

Аспирант, кафедра «Истории России» Ставропольский государственный университет

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Аннотация

Целью написания данной статьи является комплексное исследование процессов формирования муниципальных органов и выявление особенностей и путей совершенствования избирательного процесса при проведении муниципальных выборов в Ставропольском крае на основе анализа действующего законодательства о выборах и соответствующей практики.

Задачами проведенного исследования являются анализ особенностей муниципальной избирательной системы в Ставропольском крае и выявление путей совершенствования организации и проведения муниципальных выборов в регионе.

Практическое применение могут получить некоторые выводы, направленные на оптимизацию местного самоуправления как института низовой публичной власти в регионе, сделанные в результате данного исследования. Так же предлагаются меры по улучшению правового регулирования муниципальных выборов, а так же меры по решению проблемы изменения избирательной системы в Ставропольском крае.

Ключевые слова: выборы, избирательная система, партия, ставропольский край. Keywords: elections, electoral system, political party, stavropol region.

Как известно, выбор избирательной системы связан с реализацией различных политических целей. Можно с уверенностью сказать, что использование той или иной электоральной формулы или ее изменение влияют не только на специфику межпартийной конкуренции, но и на достижение целей избрания или переизбрания различных политических субъектов, на решение проблемы представительства в выборных органах региональных кандидатов или национальных меньшинств, на электоральное поведение граждан, на становление и функционирование демократического режима в целом. К вопросу становления и функционирования демократии в РФ возвращаются не только ведущие ученые, СМИ, но и многие политические лидеры различных стран.

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый Государственной Думой 13 марта 2009 года и одобренный Советом Федерации 25 марта. Предусматривается, что при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и отвечающие требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также структурные подразделения таких общественных объединений вправе выдвигать кандидатов только по одномандатным и многомандатным избирательным округам. Списки кандидатов выдвигаются исключительно политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями. При этом любое общественное объединение, которое зарегистрировано в соответствии с законом и с которым политическая партия создала объединение или союз, а также структурные подразделения этого общественного объединения, вправе предлагать кандидатуры для включения в список кандидатов. Число таких кандидатур может составлять не более 15% от числа кандидатов, выдвинутых в составе списка. Требование, касающееся максимального числа кандидатур, которые могут

быть включены в список кандидатов по предложению общественного объединения или его структурного подразделения, действует также в случаях создания политической партией объединения или союза с двумя и более общественными объединениями. Федеральным законом также предусматривается, что при создании указанного объединения или союза заключается соглашение, в котором закрепляется обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений при выдвижении списков кандидатов включать в эти списки кандидатуры, предложенные общественным объединением или его структурным подразделением. На сегодняшний день г. Ставрополь единственный в Ставропольском крае, служит примером проведения муниципальных выборов по пропорциональной системе, которая сегодня широко озвучивается в нашей стране. Поэтому на примере итогов выборов 12 октября 2008 года в г. Ставрополе, мы можем сделать некоторые выводы и вывить проблемы изменения избирательного законодательства. А так же выявить наиболее подходящую для Ставропольского края систему избрания представительного органа власти местного уровня. Избиратели при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы голосуют не персонально за кандидатов, а за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными общественными объединениями. Каждое общественное объединение выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за тот или иной список целиком. Каждый список получает количество мест в формируемом представительном органе соразмерно (пропорционально) числу поданных за него голосов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий правом быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, и не являющийся членом избирательного объединения, не позднее чем через 3 дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов вправе обратиться в любое общественное объединение, которое является избирательным объединением, с предложением включить его в список кандидатов, выдвигаемый этим избирательным объединением. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами избирательного объединения она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) избирательного объединения при решении вопросов, связанных с участием избирательного объединения в выборах. Избирательным объединением по собственной инициативе и в соответствии с его уставом может быть принято решение о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данного избирательного объединения, в выдвигаемый им список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов этого избирательного объединения. Для проведения выборов по пропорциональной избирательной системе образовывался один избирательный округ - это вся территория города Ставрополя. Можно с уверенностью сказать, что пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малочисленных партий и потому наиболее полно отражает действительное соотношение политических сил. В законе закреплены положения, определяющие барьер («заградительный пункт») для маловлиятельных политических партий, пользующихся поддержкой малого количества избирателей - они не допускаются к распределению мандатов, если их списки не получили установленного законом минимума голосов избирателей (менее 7% голосов избирателей). На основе пропорциональной избирательной системы формировалось Учредительное собрание в России в 1917 г. Данная система используется при выборах в парламенты РФ, Аргентины, Дании, Швеции, Израиля, Испании, Германии и др. стран в сочетании с мажоритарной избирательной системой или в чистом виде [1, 42-43]. Проведение выборов депутатов по пропорциональной избирательной системе на местном уровне предусмотрено законами Краснодарского края, Московской области, Рязанской области, Тульской области, Калининградской области и др. Пропорциональная избирательная система выборов депутатов местных советов закреплена в уставах городов Звенигород и Химки Московской области, Читы и многих других.

В итоге, по нашему мнению, достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий наиболее адекватное представительство в Ставропольской городской Думе различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор, что и произошло после ухода с депутатских мест в городской Думе в связи с назначением на должности гос. служащих В.В. Грибенникова и К.И. Корякина. Она обеспечивает обратную связь между властью и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и - по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения. Выборы в г. Ставрополе показали, что пропорциональная система направлена на устранение основного недостатка мажоритарных систем - недоучета интересов значительных меньшинств. Пропорциональная система выборов в парламент в той или иной форме существует во многих европейских странах. Система пропорционального представительства с использованием партийных списков способствует максимальному представительству разных политических слоев общества, в том числе и меньшинств, и позволяет более объективно отразить волю избирателей. Применительно к использованию пропорциональной системы на муниципальных выборах нет единства мнений. И не случайно она получила распространение в наиболее крупных муниципалитетах, например в Красноярском крае, где половина депутатского корпуса Красноярска, Канска, Минусинска избирается по пропорциональной системе. В целом доминирующие тенденции развития избирательного законодательства связаны с укреплением российской партийной системы. Становлению партийности, прежде всего, служит распространение пропорциональной избирательной системы при формировании законодательных органов власти, в том числе на уровне субъектов РФ [2, 160]. По данным Центральной избирательной комиссии РФ, за период с 7 декабря 2003 г. по 15 апреля 2007 г. выборы депутатов региональных парламентов с использованием пропорциональной избирательной системы проведены в 75 субъектах Российской Федерации: в шестнадцати республиках, шести краях (в двух вновь образованных - Пермском крае и Красноярском крае), сорока двух областях, в обоих городах федерального значения, одной автономной области и восьми автономных округах. 2 декабря 2007 г. прошли выборы с использованием вышеуказанной избирательной системы в законодательные органы власти Республик Бурятия, Северная Осетия - Алания, Удмуртия, а также Камчатского края, Пензенской, Саратовской и Смоленской областей.

Надо заметить, что действующее законодательство не содержит механизмов квотирования мандатов для представителей молодежи, женщин или меньшинств. Сбалансирование списков кандидатов с учетом пола, профессии, возраста и т.д. служит интересам самой партии, расширяет ее электорат. Показателен пример включения в партийный список "Единой России" на федеральных выборах 2 декабря около 17% представителей молодежи. На прошедших выборах 12 октября 2008 года в Ставрополе, было 7 представителей молодежи.

Мнения по вопросу применения пропорциональной избирательной системы разделились среди различных слоев населения, особенно после проведения впервые в г. Ставрополе выборов в представительный орган власти по пропорциональной избирательной системе. Многие жители стали высказываться, что депутаты стали менее доступны для избирателей, чем одномандатники из прошлого созыва. Обращения тогда носили частный характер, касались перегоревших лампочек и сломанных лавочек. Но стоит отметить, что тогда Дума, занимаясь мелкими вопросами, упустила многие стратегические задачи. Минус в том, что одномандатник «зациклен» на своем округе: как шутили в период работы 4го созыва Думы, в городе работают мэр, вице-мэр и мини-мэры, имея в виду городских депутатов. То есть депутаты, по сути, подменяли исполнительную власть. Избранные же по партийным спискам думцы уже не отвлекаются на различные мелкие проблемы, а начинают решать более значимые: работа над бюджетом, целевыми

программами, долгосрочными планами развития краевого центра. Чем по своей сути и должны заниматься депутаты-муниципалы. Более того, есть с кого спросить. В данной ситуации с применением пропорциональной системы - с фракции и соответственно с партии, так как именно ее депутаты приняли то или иное решение. Большинство представителей муниципалитетов поддерживают мнение, что избиратели предпочитают прежнюю - мажоритарную - систему, когда у каждого округа был свой представитель в Думе. Мы можем с уверенностью сказать, что изменения, внесенные в выборное законодательство на федеральном уровне в последние годы, существенно усилили и возможность политических партий и общественных организаций в формировании представительных органов местного самоуправления. По нашему мнению, для решения конкретных проблем избирателей, партии должны иметь реальное представительство во власти. Применение пропорциональной избирательной системы, безусловно, положительно скажется на развитии политических партий, однако по нашему мнению, эту форму организации выборного процесса целесообразно применять в городских муниципальных округах Ставропольского края. Так как сформировать фракцию в совете того или иного сельского поселения практически невозможно из-за малого количественного состава представительного органа сельского муниципального образования. Соответственно ни о каком развитии политических партий речи быть не может и уж тем более, можно сказать, что для села партийность депутата и вовсе понятие условное. И, по большому счету, людям все равно, какова партийность депутата, лишь бы работал.

Главный показатель оценки степени коррумпированности общества -демократичность выборов. У нас этот показатель невысок. Председатель краевой избирательной комиссии Б.Дьяконов в марте 2009 года на заседании «круглого стола» в Государственной Думе Ставропольского края на тему «Роль и значение политических партий и других общественных организаций в формировании органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» пояснил, что муниципалов никто не принуждает переходить на пропорциональную систему голосования. И что излишний фанатизм здесь ни к чему. Он посоветовал, что если партийные структуры не сложились, лучше остаться на мажоритарной системе. И остается только согласиться с этой мыслью, потому что нам она кажется наиболее приемлемой и разумной для Ставропольского края.

По нашему мнению, ажиотаж при проведении муниципальных выборов 12 октября в г. Ставрополе был вызван, прежде всего, недостатком информации по этому вопросу, а так же слабой правовой грамотностью населения. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об обучении представителей органов муниципальной власти, а так же о правильной разъяснительной работе в деятельности средств массовой информации. И ни в коем случае, по нашему мнению, нельзя торопиться с применением пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах на Ставрополье. Лучше бы было действовать по смешанной системе даже в городских муниципальных образованиях. Переходная форма просто необходима. Для того, чтобы посмотреть и выбрать для каждого муниципального образования в края ту форму выборности, какая наиболее приемлема в силу ментальности и социального устройства населенного пункта.

Литература

1. С.Н. Дорофеев - Международные стандарты в избирательном процессе: достижения и проблемы // Московский журнал международного права. - 2007. - №14. - С. 41-49.

2. С.З. Зырянов - Перспективы развития института выборов в современной России // Личность. Культура. Общество. - 2006.-т.8 вып.3 - С.153-172.

3. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Ставропольского края http://www.stavropol.izbirkom.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.