Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В СВЯЗКЕ «СПОРТСМЕН–ТРЕНЕР» 
'

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В СВЯЗКЕ «СПОРТСМЕН–ТРЕНЕР» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивное плавание / спортсмен / тренерский подход / взаимоотношения / процесс подготовки / индивидуализация / competitive swimming / athlete / coaching approach / relationships / preparation process / individualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригода Геннадий Сергеевич, Сидоренко Александр Сергеевич, Башкин Виктор Михайлович

Раскрыта проблематика отношений между спортсменом и тренером в рамках их совместной деятельности в течение спортивной карьеры, высказано мнение об их ранжировании и описании. Определена типология тренерского состава и его место в общероссийской системе подготовки отечественного спортивного плавания. В ходе проведенного исследования получены результаты, свидетельствующие о том, что, в отличие от периода прошлых десятилетий, фенотип современного тренера изменился и трансформировался в более конкурентоспособный тип «тренер-индивидуалист», предполагающий построение отношений с учеником на основе углубленного индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пригода Геннадий Сергеевич, Сидоренко Александр Сергеевич, Башкин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF APPLICATION OF THE PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING OF QUALIFIED SWIMMERS IN THE “ATHLETE-COACH” COLLECTION

The problems of the relationship between an athlete and a coach within the framework of their joint activities during a sports career are revealed, and an opinion is expressed about their ranking and description. The typology of the coaching staff and its place in the all-Russian system of training national sports swimming have been determined. In the course of the study, results were obtained indicating that, in contrast to the period of past decades, the phenotype of the modern coach has changed and transformed into a more competitive type of “individualist coach”, which involves building relationships with the student on the basis of an in-depth individual approach.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В СВЯЗКЕ «СПОРТСМЕН–ТРЕНЕР» »

УДК 797.21 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-7-97-103

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В СВЯЗКЕ «СПОРТСМЕН-ТРЕНЕР»

Г.С. Пригода, А.С. Сидоренко, В.М. Башкин

Раскрыта проблематика отношений между спортсменом и тренером в рамках их совместной деятельности в течение спортивной карьеры, высказано мнение об их ранжировании и описании. Определена типология тренерского состава и его место в общероссийской системе подготовки отечественного спортивного плавания. В ходе проведенного исследования получены результаты, свидетельствующие о том, что, в отличие от периода прошлых десятилетий, фенотип современного тренера изменился и трансформировался в более конкурентоспособный тип «тренер-индивидуалист», предполагающий построение отношений с учеником на основе углубленного индивидуального подхода.

Ключевые слова: спортивное плавание, спортсмен, тренерский подход, взаимоотношения, процесс подготовки, индивидуализация.

ON THE ISSUE OF APPLICATION OF THE PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING OF QUALIFIED SWIMMERS IN THE "ATHLETE-COACH" COLLECTION

Prigoda G.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, prigoda123@ma-il.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Sidorenko A.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, thesis@internet.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Bashkin V.M., doctor of pedagogical sciences, professor, fri-spb@rambler.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

The problems of the relationship between an athlete and a coach within the framework of their joint activities during a sports career are revealed, and an opinion is expressed about their ranking and description. The typology of the coaching staff and its place in the all-Russian system of training national sports swimming have been determined. In the course of the study, results were obtained indicating that, in contrast to the period of past decades, the phe-notype of the modern coach has changed and transformed into a more competitive type of "individualist coach", which involves building relationships with the student on the basis of an in-depth individual approach.

Key words: competitive swimming, athlete, coaching approach, relationships, preparation process, individualization.

Пригода Геннадий Сергеевич, канд. пед. наук, доц., prigoda123@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

Сидоренко Александр Сергеевич, канд. пед. наук, доц., thesis@internet.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

Башкин Виктор Михайлович, д-р пед. наук, проф., fri-spb@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

На протяжении всей истории развития современного спорта ключевая роль в достижении успеха атлета, (на каждом из этапов его спортивной карьеры: от самой первой тренировки до медалей самого высокого достоинства), принадлежит его тренеру. На начальном этапе тренер ДЮСШ должен разглядеть талант, вычленить его среди равных и провести его первоначальную огранку. От того как будут складываться отношения тренера и ученика, насколько наставник сумеет замотивировать своего подопечного, будет зависеть отношение последнего к тренировочному процессу и его перспективы в избранном виде спорта.

Следующий сложный этап - когда спортсмен-подросток уже добился каких-либо успехов и стоит на пороге окончательного выбора своей спортивной специализации. Здесь нужен очень тонкий подход, с учетом индивидуальных физических и психических качеств занимаю -щихся, часто ранимой психику подросткового возраста, сильных эмоциональных переживаний ошибок и неудач. Тренер здесь должен одновре -менно исполнять роль наставника, мотиватора, психолога и родителя, при этом он должен не только акцентировать свое внимание на повышении спортивных навыков подопечных, но и быть готов морально поддерживать и мотивировать своих спортсменов, а также помогать им преодолевать разные житейские трудности. Мастера высокого класса тем более нужда -ются в помощи квалифицированного тренера, который поможет сформировать качественную методику подготовки в соответствии с индивидуаль -ными особенностями спортсмена, отследить все нюансы технического мастерства, найти те ценные качества и возможности, которые позволят атлету выиграть драгоценные доли секунды или тысячные балла, которые и приведут к большим победам.

Важно, чтобы взаимоотношения тренера и спортсмена были осно -ваны на взаимном доверии и уважении. Тренер должен уметь слушать и понимать потребности учеников, а также адаптировать свой собственный стиль обучения к индивидуальным потребностям каждого спортсмена [1].

Цель исследования подразумевала проведение статистического и аналитического обзора типов тренеров в современной России, задейство -ванных в подготовке ведущих пловцов страны в период с 1995 по 2023 год.

Задачи исследования:

1) проанализировать историческую ретроспективу развития отечественной тренерской школы спорта высших достижений;

2) обобщить оценки ведущих пловцов сборных команд Советского Союза и России относительно отличительного фенотипа их персональных наставников;

3) определить процентное соотношение типов тренеров, предпочитающих свой особый подход к работе с пловцами высокой квалификации.

Методика и организация исследования. Проведен ретроспективный анализ по теме исследования. В ходе работы были опрошены 37 действующих и закончивших карьеру пловцов-мужчин (МСМК и МС) Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Казани и Ростова-на-Дону.

Результаты исследования и их обсуждение. Отечественная тренерская школа с начала ХХ века прошла несколько этапов своего развития. Взаимоотношения между тренером и спортсменом со времен Российской империи по настоящее время претерпели серьезные эволюционные изменения. В дореволюционный период, когда только начинала складываться

система спортивных соревнований, тренер для спортсмена обычно был коллегой и другом, таким же энтузиастом спорта, как и он сам, а в подавляющем числе случаев и сам действующим спортсменом, как, например, Петр Москвин, основатель отечественной легкой атлетики [2]. В это время спорт практически не имел целенаправленного государственного финансирования, однако бюджет реализовывался за счет меценатов, спонсоров, личных связей.

Как правило, тренерский состав в довоенный период с середины 1920-х годов представляли тренеры-любители и самоучки, совмещающие спортивную тренерскую деятельность с основной работой и работающие на общественных началах. Несмотря на заинтересованность партии и пра -вительства в развитии в стране физкультуры и спорта, катастрофически не хватало опыта и подготовленных кадров. Эта эпоха сумела сформировать новый тип советского тренера, простого человека, образованного, разносторонне развитого, интеллигентного, уважаемого и пользующегося авто -ритетом среди своих подчиненных. Яркими примерами таких наставников являлись футбольный тренер Борис Аркадьев и легендарный пловец Леонид Мешков, обладатель 13 рекордов мира, который стал кумиром моло -дежи, передавая им свой опыт.

Послевоенный период в СССР характеризуется включением страны в международное олимпийское движение, внедрением государственной политики спорта, развитием специализированных научных институтов по подготовке тренерских кадров. В этот период тренер представлял собой уже узко дипломированного специалиста с основным местом работы. Однако особенности общественного строя накладывали свой отпечаток и на методы работы многих тренеров. Распространяется командно-административная система управления, предполагающая полное подчинение уче -ника своему наставнику, а наставника, соответственно, высшим советским и партийным начальникам, если речь шла о выступлении наших атлетов на международной арене. Часто у тренера просто не было выбора и права на ошибку, что ограничивало его в возможностях и заставляло быть более требовательным. Выдающиеся победы советских команд в игровых видах спорта связаны с авторитарным стилем ведения тренировочного процесса такими специалистами, как Николай Карполь, Виктор Тихонов, Валерий Лобановский. При этом добиваются успехов и многие другие тренеры, предпочитающие равноправный и индивидуальный подход к своим подчиненным, такие как тренер по легкой атлетике Виктор Алексеев.

С распадом Советского Союза и сменой политической формации командный стиль ведения тренировки в спорте высших достижений перестает быть актуальным. Тренеру, скорее, отводится роль партнера по совместному бизнесу, сам процесс тренировки для спортсмена и наставника становится работой с целью через спортивные успехи добиться получения

прибыли и улучшения материального благополучия [3]. Отношение «спортсмен-наставник» в большей степени партнерские и договорные, где каждая сторона заинтересована в наилучшем исполнении своих обязанностей. Тренер становится более универсальным, аккумулируя в себе функ -ции педагога, психолога, юриста, менеджера, аналитика и даже немного политика [4].

Все вышеперечисленное напрямую относится к плаванию, доступному и широко распространенному в нашей стране виду спорта, одному из наиболее медалеемких на Олимпийских играх. Увеличение государственного финансирования развития в России плавания, отмечаемое с 2005 года, должно способствовать более качественной подготовке спортивных кадров. При этом акцент системы подготовки спортсменов сборных команд делается на индивидуализацию тренировочного процесса с целью наилуч -шего охвата возможностей отдельного спортсмена [5]. Какой именно стиль работы складывается у тренера, в первую очередь зависит от его индиви -дуально-психологических особенностей - типа темперамента, черт характера, уровня развития профессиональных способностей [6].

В истории советского и российского плавания можно выделить три основных типа тренеров, подготовивших олимпийских медалистов и чемпионов.

1. Тренер-индивидуалист. Яркий пример - Амирова Марина Васильевна, подготовившая целую плеяду отечественных олимпийских медалистов и чемпионов мира и Европы в плавании брассом (Юлия Богданова, Светлана Варганова и Елена Волкова и др.). Такой тренер концентрируется на работе только с одним или двумя спортсменами и разрабатывает для них персональную программу тренировок и питания, учитывая его индивидуальные особенности, цели и физическую подготовку. Тренер -индивидуалист, как правило, самостоятельно находит учеников и ведет их с юного возраста до самого окончания спортивной карьеры. Является фанатом своего дела, полностью подчиняет свою жизнь карьере воспитанника, специализируется исключительно на индивидуальном подходе, все -гда находится в постоянном поиске спортивных инноваций и подвержен профессиональному росту в течение всей своей карьеры.

2. Тренер-коллективист. Этот тип, напротив, комфортнее работает с коллективом из нескольких человек, собирая вокруг себя 5-10 спортсменов, большинство из которых, как правило, пришли со стороны, а меньшинство являются своими воспитанниками. Всегда работает по одной программе со всеми подопечными, поддерживая в группе занимающихся высокую внутреннюю конкуренцию и управляя всеми процессами подго -товки. В качестве примера тренера-коллективиста можно назвать Авдеенко Виктора Борисовича, в его активе подготовка многих олимпийских чем-

пионов (Евгений Садовый, Денис Панкратов и др.). Тренер-коллективист не практикует индивидуальный подход, а использует стандартные наработанные шаблоны. Является строгим и требовательным специалистом, а также превосходным организатором [7].

3. Тренер смешанного типа. Представитель этого типа может работать как с 1-2 спортсменами, так и с целой группой пловцов по разным программам, сочетая индивидуальный, парный и групповой подход, само -совершенствуясь профессионально. Является сторонником партнерских отношений с учениками, с легкостью переходя от индивидуализма к груп -повому методу работы. Типичным примером является Яроцкий Генрих Владимирович, воспитавший плеяду легендарных отечественных олимпийцев (Андрей Крылов, Сергей Копляков, Владимир Косинский и др.). Данный тип тренера практикует в меру как демократичный, так и авторитарный метод, может относительно легко трансформироваться в 1 -й или 2-й тип тренера на разных этапах своей карьеры. В то же время тренерам первых двух типов сложно трансформироваться друг в друга.

Анализ результатов статистического исследования представлен на графике.

16

Индивидуалист Коллективист Смешанный тип

Результаты статистического исследования типов тренеров в современном плавании в период 1995-2023 гг., чел.

Несмотря на то что соотношение типов тренера было примерно равным, чаще всего указывался тип «тренер-индивидуалист» (43 % от общего количества). Таким образом, наблюдается приоритет тренеров, предпочитающих индивидуализацию тренировочного процесса остальным сис -темам подготовки. В этой связи наблюдаем некоторые изменения в фено -типе тренера, который должен подстраиваться под современные реалии для достижения максимального эффекта и повышения результативности как всей группы, так и отдельно взятого спортсмена, используя максимально его потенциальные возможности.

Выводы. Современный спорт развивается быстрыми темпами в такт времени, в том числе и спортивное плавание. Учитывая, что векторы его развития до конца не определены, лидерство сможет удерживать лишь только тот, кто сможет инновационно подойти к вопросу организации и проведения тренировочного процесса, используя самые передовые методы и внедряя нестандартные подходы. Одним из таких методов и является метод глубокой индивидуализации в отношениях спортсмена и тренера, что подтвердилось результатами проведенного исследования, определив лидирующие позиции типа «тренер-индивидуалист».

Список литературы

1. Крикунов Г.А. Воспитательная деятельность тренера // Вопросы педагогики. 2021. № 3. С. 45-49.

2. Доронина Ю.М., Сидоренко А.С. Психологический портрет первых студентов спортсменов СПбГУ конца XIX - начала XX века // Физическая культура и спорт в системе образования: инновации и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб: Изд-во СПбГУ, 2023. С. 47-57.

3. Пригода Г.С. Научно-теоретические подходы к совершенствованию системы подготовки спринтеров-кролистов на основе индивидуализации тренировочного процесса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 452-455.

4. Качуровский Д.О. Вопрос подготовки спортсмена-пловца в современной зарубежной литературе по проблемам спорта высших достиже -ний // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. № 12. С. 19-26.

5. Современные мировые тенденции подготовки в спортивном плавании (обзор зарубежной литературы) / А.И. Погребной [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. № 3. С. 58-65.

6. Саркисян К.М., Гришина А.В. Индивидуальный стиль деятельности тренера в зависимости от его типа темперамента // Современные тенденции психологических исследований: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. Севастополь: Изд-во СГУ, 2022. С. 57-63.

7. Франченко А.С. Анализ типов темперамента современных трене -ров по плаванию // Культура физическая и здоровье. 2020. № 3(75). С. 100102.

References

1. Krikunov G.A. Vospitatel'naya deyatel'nost' trenera [Educational activities of a trainer] // Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2021. No. 3. P. 45-49.

2. Doronina Yu.M., Sidorenko A.S. Psihologicheskij portret pervyh studentov sportsmenov SPbGU konca XIX - nachala XX veka [Psychological portrait of the first student athletes of St. Petersburg State University at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries] // Physical culture and sport in the education system: innovations and development prospects: collection. materials Vseros. scientific-practical conf. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2023. P. 47-57.

3. Prigoda G.S. Nauchno-teoreticheskie podhody k sovershenstvovaniyu sistemy podgotovki sprinterov-krolistov na osnove individualizacii trenirovochnogo processa [Scientific and theoretical approaches to improving the training system for crawl sprinters based on individualization of the training process] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 11(213). P. 452-455.

4. Kachurovskij D.O. Vopros podgotovki sportsmena-plovca v sovremennoj zaru-bezhnoj literature po problemam sporta vysshih dostizhenij [The issue of training an athlete-swimmer in modern foreign literature on the problems of elite sports] // Pedagogika, psiholo-giya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, psychology and medical-biological problems of physical education and sports]. 2013. No. 12. P. 19-26.

5. Sovremennye mirovye tendencii podgotovki v sportivnom plavanii (obzor zaru-bezhnoj literatury) [Modern global trends in training in sports swimming (review of foreign literature)] / A.I. Pogrebnoy [et al.] // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. 2021. No. 3. P. 58-65.

6. Sarkisyan K.M., Grishina A.V. Individual'nyj stil' deyatel'nosti trenera v zavisi-mosti ot ego tipa temperamenta [Individual style of a trainer depending on his type of temperament] // Modern trends in psychological research: collection of articles. materials I All-Russian. scientific-practical conf. Sevastopol: SSU Publishing House, 2022. P. 57-63.

7. Franchenko A.S. Analiz tipov temperamenta sovremennyh trenerov po plavaniyu [Analysis of the types of temperament of modern swimming coaches] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [// Physical culture and health]. 2020. No. 3(75). P. 100-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.