Научная статья на тему 'К вопросу преемственности поколений z и x: особенности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости'

К вопросу преемственности поколений z и x: особенности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
735
152
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность поколений / поколение Х / поколение Z / жизнестойкость / смысложизненные ориентации. / continuity of generations / generation X / generation Z / life goals / resilience.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Анна Дмитриевна, Герасименко Кристина Олеговна, Ермолаев Виктор Владимирович

Статья посвящена изучению психологических особенностей смысложизненных ориентаций и жизнестойкости представителей разных поколений. В статье приводятся данные эмпирического исследования смысложизненных ориентаций и жизнестойкости представителей поколения Х и поколения Z, а также их сравнение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии значимых статистических различий, что свидетельствует о происходящих изменениях в социокультурной преемственности поколений, а именно: трансформации смысложизненных ориентаций поколения Z и снижения уровня жизнестойкости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белова Анна Дмитриевна, Герасименко Кристина Олеговна, Ермолаев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24411/9999-047A-2020-00035
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CONTINUITY OF GENERATIONS Z AND X: FEATURES OF MEANING-LIFE ORIENTATIONS AND VITALITY

The article is devoted to the study of the psychological characteristics of life goals and resilience of different generations. The article presents data from an empirical study of the meaning of life goals and resilience of generation X and generation Z, as well as their comparison. Based on the results obtained, it is concluded that significant statistical differences are found from the performance of representatives of generation Z from generation X, which indicates significant changes in the sociocultural continuity of generations, the transformation of the meaningful life goals of generation Z and a decrease in the level of resilience.

Текст научной работы на тему «К вопросу преемственности поколений z и x: особенности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости»

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984.

3. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М.: Просвещение, 1981.

4. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 2005.

К ВОПРОСУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ Z И X: ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Белова Анна Дмитриевна (Москва, Россия), студентка 2 курса магистратуры факультета психологии и педагогики, Московский педагогический государственный университет. E-mail: Anuta.Patrik@yandex.ru

Герасименко Кристина Олеговна (Московская область, Россия), магистр психологии, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ МО «Можайский техникум». E-mail: Kristina_gera@mail.ru Ермолаев Виктор Владимирович (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет. E-mail: evv21@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению психологических особенностей смысложизненных ориентаций и жизнестойкости представителей разных поколений. В статье приводятся данные эмпирического исследования смысложизненных ориентаций и жизнестойкости представителей поколения Х и поколения Z, а также их сравнение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии значимых статистических различий, что свидетельствует о происходящих изменениях в социокультурной преемственности поколений, а именно: трансформации смысложизненных ориентаций поколения Z и снижения уровня жизнестойкости.

Ключевые слова: преемственность поколений, поколение Х, поколение Z, жизнестойкость, смысложизненные ориентации.

ON THE ISSUE OF CONTINUITY OF GENERATIONS Z AND X: FEATURES OF MEANING-LIFE ORIENTATIONS AND VITALITY

Belova Anna Dmitrievna (Moscow, Russia), 2nd year master's student, faculty of psychology and pedagogy, Moscow state pedagogical University. E-mail: Anuta.Patrik@yandex.ru

Gerasimenko Kristina Olegovna (Moscow region, Russia), Master of Psychology, teacher of Russian language and literature, GBPOU MO "Mozhaisk College". E-mail: Kristina_gera@mail.ru

Yermolaev Viktor Vladimirovich (Moscow, Russia), Ph.D. in Psychology, Associate Professor Department of labor psychology and psychological counseling Moscow Pedagogical State University. E-mail: evv21@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the psychological characteristics of life goals and resilience of different generations. The article presents data from an empirical study of the meaning of life goals and resilience of generation X and generation Z, as well as their comparison. Based on the results obtained, it is concluded that significant statistical differences are found from the performance of representatives of generation Z from generation X, which indicates significant changes in the sociocultural continuity of generations, the transformation of the meaningful life goals of generation Z and a decrease in the level of resilience.

Keywords: continuity of generations, generation X, generation Z, life goals, resilience.

Одной из основных тенденций в развитии современной психологической науки является ее обращение к социальным проблемам и явлениям, связанным с преемственностью поколений на фоне резко усиливающегося влияния процессов информатизации и глобализации на российские традиции, нормы и ценности. Все более пристальному вниманию подвергаются социально-психологические и психологические проблемы, возникающие у так называемого поколения Z, которое в ближайшее время будет принимать на себя перед лицом глобальных вызовов как основную ответственность за сохранение традиционной культуры, ее идеалов, мировоззрения, ценностей и смыслов, так и за риски управления обществом. В этом контексте особую значимость приобретает такое качество как жизнестойкость, которое дает индивиду возможность не только полноценно развиваться, но и справляясь с последствиями глобализации, сформировать смысложизненные установки, обеспечивающие преемственность поколений [2, 7, 8]. Это обстоятельство и определило выбор цели нашего исследования — выявление психологических особенностей смысложизненных ориентаций и жизнестойкости представителей поколений X и Z.

Опираясь на концептуальные подходы Д.А. Леонтьева [3], Р.А. Ахмерова [1], Т.В. На-ливайко[5], А.Н. Фоминовой [6], С. Мадди [4] и др., под жизнестойкостью мы понимали некое интегративное свойство личности, позволяющее преодолевать трудности и препятствия при достижении цели, характеризующегося в трудных жизненных ситуациях высокой степенью рефлексии, оптимальной саморегуляцией и готовностью к самоопределению.

В качестве испытуемых выступили две группы: группа 1 — представители поколения Z — люди, родившиеся после 1998 г. — 50 человек (17 юношей и 33 девушки), возраст — от 17 до 19 лет; группа 2 — представители поколения Х — люди, родившиеся с 1963 по 1984 г. — 50 человек (22 мужчин и 28 женщин), возраст — от 36 до 47 лет. Для достижения целей эмпирического исследования применялись: авторская анкета для сбора статистической информации об испытуемых; «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО); «Метод цветовых метафор» И.Л. Соломина; авторская адаптация методики Л. Сакса и В. Леви «Незаконченные предложения».

Для решения задач эмпирического исследования использовался U-критерий Манна-Уитни, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для выявления классификаций объектов на основе непосредственных оценок различий между ними использовался кластерный (таксономический) анализ. Расчет статистических критериев проводился с помощью методов математической статистики и компьютерных программ MS Excel и IBM SPSS Statistics v.23.

Результаты эмпирического исследования

Осуществив программу эмпирического исследования, мы объединили полученную информацию в сводные рисунки и таблицы, после чего применили качественный и первичный количественный анализ (метод описательной статистики) данных (рис. 1—4).

По нашему мнению, вызывает интерес различия в представлениях поколения Z и поколения Х относительно жизненных ценностей и социально одобряемых гендерных эталонов. Так, для представителей поколения Z первоочередными жизненными ценностями и поведенческими приоритетами являются материальное благополучие и преобладание потребительских ориентаций над созидательными и творческими. Наблюдается снижение поддержки ценностей национальной культуры и ориентация на западно-культурные образцы поведения особенно в контексте семейных отношений и тендерных стереотипов (рис. 1—3). Также значительно различаются позиции респондентов по отношению к однополым бракам (рис. 4). Если представители поколения Х в большей степени относятся к ним негативно, то представители поколения Z в большей степени нейтрально. Это свидетельствует о том, что первые отдают предпочтение традиционным

семейным ценностям, а вторые либо не утвердились во мнении, либо испытывают последствия процесса трансформации традиционной культуры.

Рис. 1. Значимые ценности по мнению представителей поколений Z и X

Рис. 2. Главные качества женщины, по мнению респондентов

Рис. 3. Главные качества мужчины, по мнению респондентов

Рис. 4. Отношение респондентов к однополым бракам

Заслуживают внимания и результаты сравнительного анализа смысложизненных ориентаций уровня жизнестойкости представителей поколений Ъ и Х (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа смысложизненных ориентаций представителей поколений Z и Х

Показатели теста СЖО Средние значения и-критерий Манна— Уитни Уровень статистической значимости (р)

поколение Ъ поколение Х

Цели 30,86 70,14 268,0 0,000*

Процесс 35,65 65,35 507,5 0,000*

Результат 33,43 65,57 396,5 0,000*

Локус контроля — Я 32,96 68,04 373,0 0,000*

Локус контроля — Жизнь 32,40 68,60 345,0 0,000*

Общий показатель 30,92 70,08 271,0 0,000*

* — различия статистически достоверны (р<0,05).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа жизнестойкости представителей поколений Z и Х

Показатели теста жизнестойкости Средние значения и-критерий Манна—Уитни Уровень статистической значимости (р)

поколение Ъ поколение Х

Вовлеченность 41,73 59,27 811,5 0,002*

Контроль 35,38 65,62 494 0,000*

Принятие риска 43,75 57,25 912,5 0,018*

Общий показатель 36,10 64,90 530 0,000*

* — различия статистически достоверны (р<0,05).

Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций представителей поколений Ъ и Х показывает высокий уровень различия, что, по нашему мнению, отражает значимые изменения в социокультурной преемственности поколений. В качестве средовых факторов изменения смысложизненных ориентаций мы выделяем такие, как школа, коллектив, семья, интересы, которые выступают «трансляторами социального опыта» [1]. Образование и воспитание как значимые механизмы преемственности заметно отодвинуты в системе социализации молодежи на второй, а то и на последний план, их место сегодня занимает институт и ценности массового общества. Очевидно наличие избыточного желания обогащаться и обладать материальными благами, но основывается это на иждивенческой позиции при отсутствии активного рвения эти блага создавать. Данное социально-психологическое явление оказывает влияние на смысложизненные ориентации поколений, родившихся и проходящих личностное становление в условиях рыночных реформ.

Различия показателей жизнестойкости в группе представителей поколений Х статистически также значимо выше, чем у представителей поколения Ъ. Полагаем, что в условиях социально-политических, экономических, нравственных и духовных изменений, которые происходят в обществе на протяжении 30 лет, человеку (особенно молодому) тяжело противостоять и «отфильтровать» поступающую ежеминутно информацию, которая может негативно сказываться на формировании таких взаимосвязанных качеств как смысло-жизненные ориентации и жизнестойкость. Учитывая и тот факт, что жизнестойкость формируется, начиная с детского возраста, в семье и школе, то можно констатировать, что

сегодня институты семьи и образования относительно вопроса преемственности поколений находятся в состоянии системного кризиса.

Таким образом, у представителей поколения Х и особенно представителей поколения Z существует тенденция, заключающаяся в ориентации на высокий уровень достижений, презентабельную внешность, сохранение собственного спокойствия и получения множества удовольствий, при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последнее место, что, в свою очередь, может негативно сказаться как на личности в целом, так и на отношении «личность—общество». Ведь «реализация своей родовой сущности заключается в том, что человек должен быть направлен не на самого себя, а на человечество и смысл его жизни должен отражать некоторые общечеловеческие ценности» [3, с. 47].

Из-за недостаточного развития смысложизненных ориентаций жизнестойкость как черта, включающая в себя умение рационально оценить существующие и потенциальные ресурсы, актуализировать рациональные потребности и положительно адаптироваться в реальных социальных условиях, формируется с трудом. В то же время в современной доминирующей культуре потребления на первый план выходит более легко формирующийся инфантилизм, который в полной мере коснулся и представителей других поколений посредством повсеместного внедрения кредитования населения и предоставления возможности человеку приобрести то, на что он еще не заработал, до чего не дорос и не сформировал должной ответственности. А ведь инфантилизм как черта личности — полная противоположность такому качеству, как жизнестойкость. В этом случае выявленный недостаточно высокий уровень жизнестойкости представителей разных поколений нашего общества, а в особенности поколения Z, должен вызывать справедливое и обоснованное опасение того, что в настоящее время формируется личность, которой можно не только легко манипулировать, но и принудить к пересмотру национально-культурных приоритетных ценностей и смыслов.

Анализ результатов эмпирического исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Выявлены статистически значимые различия в смысложизненных ориентациях между представителями поколения Х и поколения Z, что свидетельствует о значимом сдвиге в процессе социокультурной преемственности поколений, а именно в трансформации жизненных ориентиров в сторону приоритета материального благополучия, расширения зоны комфорта и удовольствий, размыванию традиционных стереотипов относительно семьи и гендерных ролей.

2. Выявлены статистически значимые различия в жизнестойкости представителей поколений Х и представителей поколения Z, что свидетельствует о невысоком уровне жизнестойкости у представителей поколения Z, а именно: неготовности действовать в отсутствии надежных гарантий успеха на свой страх и риск; недостаточной вовлеченности во все процессы жизни и отказе от достижения целей в тех ситуациях, которые вызывают затруднения, и, в целом, о растущем уровне инфантильности и склонности к более конформному поведению представителей поколения Z.

Литература

1. Ахмеров Р.А. Жизнестойкость как психобиографическая характеристика // Время пути: исследования и размышления / Под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной, А.А. Кро-ника, Д.А. Леонтьева. - К., 2008. - 288 с.

2. Корж Н.В., Щанина Е.В. Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 1 (37). С. 143-152.

3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

4. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. — СПб., 2012. — 542 с.

5. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.01. — Челябинск, ЮУрГУ. — 2006. — 22 с.

6. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. — М.: Прометей, 2012. — 103 с.

7. Шамис Е., Аншипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. N0 6. С. 21—35.

8. Юревич А.В. Психология социальных явлений. — М:, 2014. — 349 с.

РОЛЬ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАСКРЫТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ1

Белова Елена Сергеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: elenasbelova@mail.ru

Аннотация. В статье вопросы межпоколенческих отношений рассматриваются в аспекте проблемы раскрытия детской одаренности. Выделяются возможности и риски детско-ро-дительских отношений как важного фактора проявления и развития одаренности детей на этапе дошкольного детства. Приводятся результаты исследования отношений современных родителей и детей дошкольного возраста, проявляющих одаренность. Подчеркивается необходимость психологической помощи родителям в воспитании дошкольников, раскрытии их дарований.

Ключевые слова: одаренность, межпоколенческие отношения, одаренный ребенок, дошкольный возраст, родители.

THE ROLE OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS IN THE DISCLOSURE OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

Belova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: elenasbelova@mail.ru

Abstract. The article discusses the issues of intergenerational relationships in the aspect of the problem of disclosing children's giftedness. The possibilities and risks of parent-child relationships as an important factor in the manifestation and development of gifted children at the preschool age are highlighted. The results of a study of the relationship of modern parents and preschoolers with signs of giftedness are presented. The necessity of psychological assistance to parents in upbringing of preschool children and the disclosure of their talents is emphasized.

Keywords: giftedness, intergenerational relations, gifted child, preschool age, parents.

Кардинальные изменения, происходящие в последнее время во всех сферах жизнедеятельности современного человека, актуализируют проблему межпоколенческих отношений [3, 6]. Новая ситуация транзитивности, характерная для всех поколений, связана с возникновением трудностей и рисков в развитии и отношениях людей [2]. В связи с этим возрастает необходимость психологических исследований, направленных на изучение происходящих изменений, в том числе в детско-родительских отношениях.

Процесс взаимоотношений современных детей и взрослых сложный и многоплановый, в котором активно участвуют обе стороны, и именно в этом процессе, как отмечают ученые, произошли большие изменения, определяющие специфику развития современного детства, особенности его реального состояния и функционирования в качественно изменившемся социокультурном пространстве. Наблюдается тенденция снижения уровня родительской мотивации, владения навыками общения с детьми, переноса на них родительских профессиональных и личностных проблем. Все это создает

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ проект № 18-013-00976а.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.