Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
620
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ / ДОГОВОР ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / ДОГОВОР ПОДКЛЮЧЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова Л. А., Невзгодина Е. Л.

Введение. Тепло было и остаётся одной из основных потребностей человека. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации государственная политика в области теплоснабжения направлена на реализацию и защиту конституционного права человека и гражданина на жилище. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и укрепления её внешнеэкономических позиций. Российская система теплоснабжения, состоящая из 50 000 локальных систем, с самой большой протяжённостью тепловых сетей и количеством теплоисточников стала крупнейшей в мире, на её долю приходится более 40 % мирового централизованного производства тепловой энергии. Однако вплоть до окончания первого десятилетия XXI в. её функционирование и техническая база основывались на принципах, сформированных ещё в период плановой экономики в условиях искусственно занижаемой стоимости ресурсов. Цель. Цель настоящей статьи состоит в постановке актуальных вопросов, выработке эффективных механизмов правового регулирования одной из важнейших отраслей экономики - теплоснабжения. Методология. Достижению поставленной цели способствовало использование общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, метода научного анализа. Результаты. Правовой анализ и характеристика сущностной категории теплоснабжения, её составляющих и договорных конструкций демонстрируют, что для формирования чёткой правовой модели регулирования данной сферы требуется длительное время, это во многом связано с особенностями технологического процесса. Учитывая общую направленность отраслевого законодательства, особого внимания заслуживает выработка механизмов его соотношения с нормами гражданского права. Заключение. Правовое регулирование теплоснабжения характеризуется нечёткостью прав и обязанностей, отсутствием проработанного понятийного аппарата и правовой основы финансовых и технологических обязательств участников данных отношений. При этом правоприменительная практика показывает, что обеспечить качественное регулирование указанной сферы фрагментарно, касаясь лишь отдельных вопросов, крайне проблематично. Отношения в теплоснабжении нуждаются в выработке единой концепции, понятийного аппарата и субъектного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION HEAT SUPPLY

Introduction. Warmth was and remains one of the basic human needs. In accordance with Article 40 of the Constitution of the Russian Federation, the state policy in the field of heat supply is aimed at implementing and protecting the constitutional right of a person and citizen to housing. The goal of Russia's energy policy is the most efficient use of natural energy resources and the potential of the energy sector for sustainable economic growth, improving the quality of life of the country's population and strengthening its foreign economic positions. The Russian heat supply system, consisting of 50,000 local systems, with the largest length of heating networks and the number of heat sources, has become the largest in the world, accounting for more than 40 % of the world's centralized heat production. However, until the end of the first decade of the XXI century. the functioning and technical base were based on the principles formed during the period of the planned economy in the conditions of artificially lowered cost of resources. Purpose. The purpose of this article is to raise topical issues, develop effective mechanisms for legal regulation of one of the most important industries - heat supply. Methodology. Achieving this goal was achieved through the use of general scientific and particular scientific research methods: dialectical, formal logical, systemic-structural, comparative legal, technical-legal, linguistic, scientific analysis method. Results. Legal analysis and characteristics of the essential category of heat supply, its components and contractual structures demonstrate that the formation of a clear legal model for regulating this area takes a long time, this is largely due to the peculiarities of the technological process. Taking into account the general orientation of sectoral legislation, the development of mechanisms for its correlation with the norms of civil law deserves special attention. Conclusion. The legal regulation of heat supply is characterized by the vagueness of rights and obligations, the lack of a well-developed conceptual apparatus and the legal basis for the financial and technological obligations of the participants in these relations. At the same time, law enforcement practice shows that it is extremely problematic to ensure high-quality regulation of this area, touching only on individual, fragmentary issues. Relations in heat supply require the development of a single concept, conceptual apparatus and subject composition.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 2. С. 46-54.

УДК 347

Б01 10.24147/1990-5173.2021.18(2).46-54

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Л. А. Макарова1, Е. Л. Невзгодина2

1 Акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети», г. Омск, Россия 2 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. Тепло было и остаётся одной из основных потребностей человека. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации государственная политика в области теплоснабжения направлена на реализацию и защиту конституционного права человека и гражданина на жилище. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и укрепления её внешнеэкономических позиций. Российская система теплоснабжения, состоящая из 50 000 локальных систем, с самой большой протяжённостью тепловых сетей и количеством теплоисточников стала крупнейшей в мире, на её долю приходится более 40 % мирового централизованного производства тепловой энергии. Однако вплоть до окончания первого десятилетия XXI в. её функционирование и техническая база основывались на принципах, сформированных ещё в период плановой экономики в условиях искусственно занижаемой стоимости ресурсов. Цель. Цель настоящей статьи состоит в постановке актуальных вопросов, выработке эффективных механизмов правового регулирования одной из важнейших отраслей экономики - теплоснабжения. Методология. Достижению поставленной цели способствовало использование общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, метода научного анализа. Результаты. Правовой анализ и характеристика сущностной категории теплоснабжения, её составляющих и договорных конструкций демонстрируют, что для формирования чёткой правовой модели регулирования данной сферы требуется длительное время, это во многом связано с особенностями технологического процесса. Учитывая общую направленность отраслевого законодательства, особого внимания заслуживает выработка механизмов его соотношения с нормами гражданского права. Заключение. Правовое регулирование теплоснабжения характеризуется нечёткостью прав и обязанностей, отсутствием проработанного понятийного аппарата и правовой основы финансовых и технологических обязательств участников данных отношений. При этом правоприменительная практика показывает, что обеспечить качественное регулирование указанной сферы фрагментарно, касаясь лишь отдельных вопросов, крайне проблематично. Отношения в теплоснабжении нуждаются в выработке единой концепции, понятийного аппарата и субъектного состава.

Ключевые слова: теплоснабжение; тепловая энергия; договор теплоснабжения; договор подключения; энергетическая сфера.

1. Введение

На сегодняшний день в России сложился монопродуктовый рынок тепловой энергии. Его создание потребовало разработки нормативно-правовой базы, направленной на эффективное функционирование отрасли и взаимодействие в рыночных условиях производителей тепла (теплоснабжающих организаций), транспортировщиков (теплосетевых организаций) и потребителей [1, с. 17].

Сфера теплоснабжения имеет сложную природу, складывающуюся из взаимопроникающих частных и публичных отношений по поводу обращения особого товара - тепловой

энергии. Её качества, свойства, функции и социальная значимость порождают уникальный баланс прав и обязанностей участников. Основу теплоснабжения составляют специфические экономические отношения, которые охватывают процессы не только возмездной реализации тепловой энергии, но и организации её поставки и использования [2, с. 87].

Как отмечается в Энергетической стратегии России на период до 2035 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р), приоритетами государственной энергетической политики Российской

Федерации являются в том числе: гарантированное обеспечение энергетической безопасности; первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики; развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке; рациональное природопользование и энергетическая эффективность; повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях топливно-энергетического комплекса; максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения. Однако без чётко проработанного механизма действующих в указанной сфере (в частности, в теплоснабжении) договорных конструкций, регулирующих правоотношения участников, реализация поставленных целей на практике становится крайне затруднительной.

Цель исследования состоит в рассмотрении категории теплоснабжения с точки зрения сущности этапов, объектов, субъектов и основных положений действующих договорных конструкций.

2. Методология

Достижение поставленной цели обеспечивалось использованием общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, метода научного анализа.

3. Сущность категории теплоснабжения

Коренные изменения в политической, социально-экономической жизни страны, затрагивающие решение вопросов обеспечения надёжного и бесперебойного снабжения тепловой энергией потребителей, потребовали принятия отраслевого закона. 30 июля 2010 г. вступил в силу Закон № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в п. 8 ст. 2 которого впервые дано законодательное определение теплоснабжения - «обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности». Очевидна недоработанность данного определения. Первый вопрос, возникающий в связи с дефиницией, предложенной законодателем, состоит в том, чем является теплоснабжение: процессом или деятельностью [3].

По сути, теплоснабжение представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (технических устройств), при помощи которых потребитель получает тепло. Данный процесс может быть охарактеризован с технических и юридических позиций. Техническая сторона заключается в выработке с последующей передачей, распределением (сбытом) тепловой энергии при помощи специальных устройств и оборудования и включает следующие действия: 1) выработку тепловой энергии на источнике тепловой энергии; 2) передачу тепловой энергии по тепловым сетям; 3) потребление тепловой энергии посредством теплопотреб-ляющих устройств. В юридическом смысле теплоснабжение характеризуется с позиции отраслевых правовых норм, отвечающих за правовое регулирование следующих этапов: 1) реализации тепловой энергии; 2) оказания услуг по передаче тепловой энергии; 3) оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности [4].

Можно сделать вывод, что с технической точки зрения теплоснабжение является процессом, а с юридической представляет собой деятельность теплоснабжающей организации по выработке тепловой энергии и её подаче на энергопринимающие устройства с целью обеспечения теплом потребителей. Таким образом, теплоснабжение может рассматриваться в первую очередь как единый технологический цикл, в котором фаза производства практически совпадает с фазой потребления [5, с. 64], направленный на удовлетворение потребности в тепловой энергии.

4. Объекты теплоснабжения

Статья 2 Закона о теплоснабжении относит к объектам теплоснабжения: 1) источники тепловой энергии («устройства, предназначенные для производства тепловой энергии»), 2) тепловые сети («совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок»), т. е. материальные объекты, с помощью которых осуществляется производство и передача тепловой энергии.

Однако даже с учётом легального определения понятия «теплоснабжение» (п. 8 ст. 2) такое сужение объектного состава не совсем оправданно. Обеспечение потреби-

телей тепловой энергией невозможно без теп-лопотребляющих устройств (п. 4 ст. 2), осуществляющих приём теплоносителя и доведение до потребителя заключенного в нём полезного эффекта тепловой энергии. Без источника, проводника и теплопотребляющих установок оборот тепловой энергии, а следовательно, и её существование в качестве объекта гражданских прав невозможны. Но рассматривать все эти технические устройства по аналогии с единым недвижимым комплексом (ст. 133, 133.1 Гражданского кодекса (далее -ГК) РФ) нельзя. Несмотря на то, что данные объекты связаны между собой единым технологическим процессом, во-первых, они, как правило, располагаются на весьма значительном расстоянии друг от друга, во-вторых, их собственниками (владельцами) могут быть различные юридические, физические лица.

5. Этапы теплоснабжения, субъектный состав

Правовой анализ складывающихся в сфере теплоснабжения правоотношений приводит к выводу о необходимости выделения трёх этапов (производство, передача, потребление) указанного процесса (деятельности), характеризующихся, в свою очередь, особым субъектным составом и видами договорных конструкций.

5.1. На этапе производства тепловой энергии в процессе участвуют теплоснабжающие организации и поставщики топливных ресурсов, с помощью которых на источниках вырабатывается теплоноситель. Теплоснабжающая организация определена в п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении как коммерческая организация, профессионально осуществляющая предпринимательскую деятельность по снабжению потребителей тепловой энергией, мощностью, имеющая право осуществлять все виды деятельности теплосете-вой организации.

5.2. В процессе передачи тепловой энергии, определённом п. 12 ст. 2 Закона о теплоснабжении как «совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, приём, преобразование

и доставку тепловой энергии, теплоносителя», в области правового регулирования находятся взаимоотношения профессиональных участников: теплоснабжающих организаций, передающих тепловую энергию от принадлежащего им источника по тепловым сетям теплосетевых организаций.

Данные в Законе о теплоснабжении определения теплоснабжающей и теплосете-вой организаций позволяют заметить, что они имеют под собой различные основания. Определение теплосетевой организации в качестве «организации, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии» (п. 16 ст. 2 Закона о теплоснабжении), не содержит признака «коммерческая», что лишает её статус элемента, являющегося существенным условием осуществления предпринимательской деятельности. Очевидно, такая нечёткость обусловлена отсутствием жёсткого разграничения видов деятельности в теплоснабжении. По сути, статус указанной организации отличается от теплоснабжающей только тем, что теплосетевая организация не осуществляет реализацию тепловой энергии потребителям.

Существующее регулирование этапа передачи тепловой энергии не вполне удачно и нуждается в корректировке. Тепловые сети могут принадлежать субъектам, не являющимся теплосетевыми организациями, такая ситуация находится за рамками отраслевого законодательства и тарифного регулирования. До принятия Закона о теплоснабжении действовала классическая субабонентская схема, при которой потребители, не имеющие непосредственного присоединения к тепловым сетям теплоснабжающей организации (субабоненты), должны были заключать договор на поставку тепловой энергии с непосредственно присоединённым к тепловым сетям теплоснабжающей организации абонентом [6, с. 9]. Очевидно, такой конструкции был присущ целый ряд проблем, обусловленных неурегулированностью правовых отношений между абонентом и субабонентом, способных прежде всего создавать угрозу надёжности теплоснабжения потребителей [7], до которых доходит товар пониженного качества (температура, теплоноситель). Однако уход от субабонентских отношений привел, в свою очередь, к централизации,

препятствующей развитию конкуренции и осуществлению предпринимательской деятельности в указанной сфере.

Стоит согласиться с точкой зрения С. А. Свиркова, что предоставление «права на переток» теплоносителя не должно рассматриваться как профессиональная деятельность теплосетевой организации. При передаче тепловой энергии по тепловым сетям смежных потребителей для последующих потребителей амортизация данных сетей может привести к существенным затратам. Поэтому существующее регулирование, помимо того, что оно несовершенно с правовой точки зрения, приводит к нарушению баланса интересов смежного и последующего потребителей, обогащению второго за счёт первого [8, с. 1141], поскольку он не несёт расходы за пользование тепловыми сетями.

5.3. На этапе потребления тепловой энергии взаимодействуют теплоснабжающие организации и потребители. В соответствии с п. 15 ст. 2 Закона о теплоснабжении режим потребления тепловой энергии представляет собой «процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем обязательных требований в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами и условиями договора теплоснабжения».

Установленное п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении определение потребителя в качестве «лица, приобретающего тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления» отличается от указанного в ст. 539 ГК РФ категории абонента (потребителя). Существуют разные точки зрения о соотношении этих понятий. Согласно первой позиции, они являются тождественными и правильно употребляются в ГК РФ [9, с. 7].

Более обоснованным представляется мнение, согласно которому «потребитель» шире категории «абонент», ведь «последний всегда является потребителем, но не каждый потребитель - абонентом» [10, с. 24; 11, с. 36]. Данное высказывание, однако, требует уточнения. Под абонентом следует понимать

также лицо, не использующее тепловую энергию для собственных нужд. Достаточно часто целью покупки тепловой энергии является последующая её перепродажа. Для признания лица абонентом обязательным является одновременное наличие следующих признаков: 1) непосредственное заключение договора с теплоснабжающей организацией; 2) непосредственное присоединение к сетям теплоснабжающей организации. При этом третий признак, указанный Ю. Ю. Курьяно-вой, - «использование для собственных (бытовых или производственных) нужд» [10, с. 25] - может относиться, на наш взгляд, и к потребителю.

Для абонента характерно непосредственное присоединение к сетям энергоснаб-жающей организации по договору энергоснабжения [12, с. 41], тогда как для потребителя важен факт пользования тепловой энергией (непосредственное подключение, а также договор энергоснабжения с теплоснабжающей организацией могут отсутствовать, например, в случае потребления теплового ресурса жильцами многоквартирных домов). В целях уточнения правового регулирования складывающихся на данном этапе отношений категорию «абонент» целесообразно включить в Закон о теплоснабжении, понимая под ним «лицо, чьи теплопотребляющие устройства непосредственно присоединены к сетям теплоснабжающей (теплосетевой) организации». Под потребителем необходимо понимать «лицо, использующее тепловую энергию (тепловую мощность) для собственных бытовых или производственных (хозяйственных) нужд».

6. Договорные конструкции

Основной правовой формой опосредования отношений по теплоснабжению является договор, который, как правильно отмечает О. А. Красавчиков, обладает такими важными функциями, как инициативная, программно-координационная, информационная и гарантийная (обеспечительная) [13, с. 179]. В Законе о теплоснабжении до сих пор не раскрыто содержание единой всеобъемлющей конструкции договора, который бы регулировал весь комплекс отношений на рынке тепловой энергии [4, с. 105]. В нём содержится лишь правовая регламентация ряда договорных конструкций, которые условно можно разделить на четыре типа:

- договор теплоснабжения (п. 2 ст. 13, ст. 15), включая поставку тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (п. 4 ст. 13, ст. 15), поставку горячей воды (ст. 15.1);

- договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя (п. 6 ст. 13, ст. 17);

- договор о подключении (техническом присоединении) к системе теплоснабжения (п. 1 ст. 13, ст. 14);

- договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (п. 3 ст. 13, ст. 16).

6.1. Центральным средством правового регулирования в теплоснабжении выступает договор теплоснабжения, регулирующий оборот теплоносителя, в котором заключен определённый объём (ресурс) тепловой энергии [14, с. 13]. Характеризуя данный вид договора, следует отметить одну из главных его особенностей - публичность. Положения Закона о теплоснабжении (п. 2 ст. 13, ст. 15) и изданного в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» свидетельствуют о необоснованном расширении круга существенных условий договора теплоснабжения. Большинство из указанных условий вряд ли допустимо с позиции договорного права относить к числу существенных, поскольку они «носят исключительно технический характер, устанавливают обязанности, которые определяются требованиями технических регламентов и правилами организации теплоснабжения и не могут формироваться усмотрением сторон» [15, с. 31].

В качестве подвида договора теплоснабжения п. 3 ст. 15 Закона о теплоснабжении выделен договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, который регулирует отношения между единой теплоснабжающей организацией и теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения.

Статьёй 15.1 Закона о теплоснабжении выделен также договор теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемый между потребителями, подключенными (техно-

логически присоединёнными) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), и теплоснабжающей организацией. Особенностью данного договора, очевидно, является его действие только в открытой системе теплоснабжения.

Указанные договорные конструкции, сконструированные по модели договора энергоснабжения [16, с. 74], который, в свою очередь, разработан по модели единого договорного типа - договора купли-продажи [4, с. 100], не содержат общего критерия, чётко определяющего субъектный состав, права и обязанности сторон и существенные условия, требуя дальнейшей законодательной разработки.

Принимая во внимание выводы, полученные по итогам анализа ключевых дефиниций (тепловая энергия и теплоснабжение), указанный договор предварительно, на наш взгляд, можно определить как разновидность договора энергоснабжения, опосредующего отношения на рынке тепловой энергии (отношения по теплоснабжению). В связи с этим данная конструкция может быть поименована как договор энергоснабжения на рынке тепловой энергии.

6.2. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя заключается между профессиональными участниками рынка теплоснабжения: теплоснабжающей и теплосетевой (для которой он является обязательным) организациями, последняя обязана обеспечить содержание и эксплуатацию тепловых сетей согласно требованиям безопасности, а теплоснабжающая организация - оплатить осуществление этой деятельности в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

В настоящее время необходимость заключения договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии возникает, во-первых, только в случаях, когда теплопринимающие установки потребителя не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям теплоснабжающей организации [8, с. 1140], во-вторых, возможно только между теплосе-тевой и теплоснабжающей организациями, с включением затрат на оплату данных услуг в тариф на тепловую энергию.

Конструкция договора на передачу тепловой энергии, заключаемого только между

профессиональными участниками рынка теплоснабжения (в то время как сама передача осуществляется в интересах конечного потребителя), ущемляет интересы лиц, которым принадлежат участки тепловых сетей (непрофессиональных участников рынка теплоснабжения), поскольку обслуживание и содержание сложных линейных объектов (тепловых сетей) влечёт значительные финансовые затраты.

6.3. Поддержание резервной тепловой мощности представляет собой соглашение, заключаемое между потребителями, подключенными (технологически присоединёнными) к системе теплоснабжения, но не потребляющими тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, и теплоснабжающими организациями (п. 3 ст. 13 Закона о теплоснабжении). По существу, речь идёт о дополнительной системной услуге, которая оказывается потребителю по договору теплоснабжения. Действующие нормы о резервировании регулируют отношения прекращения потребления тепловой энергии на теплопотребляющей установке потребителя при отсутствии отсоединения самой установки от тепловой сети. При этом из поля законодательного регулирования выпадают ситуации отключения потребителем теплопотребляющих устройств с прекращением теплопотребления по отдельным видам тепловой нагрузки (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение), которые зачастую составляют значительную часть от общего объёма обязательств потребителя. Такое отключение отдельных видов нагрузок, в свою очередь, оказывает влияние на баланс экономических интересов потребителя и теплоснабжающей организации, создавая у последней денежно необеспеченную обязанность поддержания тепловой мощности теплоисточников и сетей в размере отключаемой потребителем нагрузки, при отсутствии законных оснований для её снятия. Поддержание тепловой мощности связано с затратами теплоснабжающей организации на содержание и ремонт оборудования, примыкающих тепловых сетей, заработную плату и иными расходами, которые компенсируются только при наличии заключенного соглашения на поддержание резервной тепловой мощности.

В отраслевом законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие потребителей заключать соглашения на резервирование тепловой мощности. В целях соблюдения баланса интересов потребителя и теплоснабжающей организации целесообразно отказаться от выделения в отдельную договорную форму поддержания резервной тепловой мощности, включив в число существенных условий договора теплоснабжения обязанность потребителя оплачивать переменные издержки при отсутствии потребления тепловой энергии [17, с. 7] без отсоединения теплопотребляю-щих установок от системы теплоснабжения.

6.4. Присоединение к сети централизованного теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении, который является публичным для теплоснабжающей (теплосетевой) организации. В целях подключения объекта к системе теплоснабжения теплосетевая (теплоснабжающая) организация обязана осуществить действия по созданию (реконструкции, модернизации или увеличению диаметра) участка тепловых сетей до точек подключения и (или) источников тепловой энергии, а также подготовке тепловых сетей к подключению данного объекта. В гражданско-правовой доктрине принято относить данный вид договора к числу услуг, и действия, направленные на подключение, осуществляются также в интересах самой теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в конечном счёте становится владельцем сетей улучшенного технического качества.

Среди выявленных на практике проблемных сторон данной договорной конструкции хочется остановиться на следующем моменте: в законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие предельный срок на продление мероприятий по подключению. Это даёт будущему потребителю возможность злоупотребления своим правом, ведь теплоснабжающая организация вынуждена сохранять за ним тепловую мощность, отказывая в ней иным лицам.

7. Заключение

Теплоснабжение через присоединённую сеть настолько специфично, что нуждается в особом правовом регулировании, в связи с чем возникают две существенные проблемы: во-первых, обоснование необходимости уста-

новления подобного специального режима; во-вторых, определение особенностей его содержания, выработка конкретных инструментов оборота энергии, механизмов защиты прав и интересов участников данных отношений. Прогнозируемое развитие рассматриваемой сферы требует формирования и развития конкурентного рынка тепловой энергии, создания прогрессивного отечественного оборудования, совершенствования управления системами теплоснабжения, поддержки государства, региональных органов власти в целях получения

необходимых инвестиций для сферы теплоснабжения [1, с. 18].

К сожалению, на сегодняшний день практика делает упор на развитие антимонопольного регулирования, ужесточение мер принуждения к теплоснабжающим организациям, выступающим хозяйствующей стороной в сфере теплоснабжения, без проведения какой-либо работы в целях повышения правосознания у потребителей, в том числе грамотного использования ими теплоэнергетических ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинкова Е. В., Чибис А. В. Гражданско-правовое регулирование теплоснабжения : монография. - М. : Юрист, 2007. - 168 с.

2. Головкина Д. В. Понятие договора теплоснабжения и его место в системе гражданско-правовых договоров // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - № 1. - С. 86-97.

3. Ласкина Н. В., Камалтдинова Ю. Д. Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» постатейный [Электронный ресурс] / отв. ред. Н. В. Ласкина. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Ярковая О. Н. Договор энергоснабжения на рынке тепловой энергии // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2011. - № 1. - С. 100-108.

5. Матиящук С. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (постатейный). - М. : Юстицинформ, 2011. - 160 с.

6. Матиящук С. Тепло ли тебе, потребитель? // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 3. - С. 9.

7. Семенов В. Г. Субабонент (субпотребитель) в теплоснабжении [Электронный ресурс] - иКЬ: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=642 (дата обращения 19.02.2021).

8. Свирков С. А. Проблемы гражданско-правового регулирования технологической инфраструктуры в теплоснабжении // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 9. - С. 1139-1143.

9. Жанэ А. Субъектный состав договора энергоснабжения // ЭЖ-Юрист. - 2003. - № 2. - С. 7.

10. Курьянова Ю. Ю. Абонент и потребитель как стороны договора энергоснабжения // Налоги. - 2011. -№ 11. - С. 23-25.

11. Цибирова И. Г. Ответственность сторон по договору энергоснабжения // Правовые вопросы энергетики. - 2003. - № 1. - С. 34-41.

12. Блинкова Е. В. Потребитель или абонент? (Проблемы определения ответчика в судебных спорах по обязательствам энергоснабжения) // Российский судья. - 2005. - № 7. - С. 41-45.

13. Красавчиков О. А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, функции // Антология уральской цивилистики. 1925-1989 : сб. ст. - М. : Статут, 2001. - С. 178-182.

14. Чеговадзе Л. А. Договор о снабжении теплом или о продаже теплоносителя // Гражданское право. -2015. - № 6. - С. 11-14.

15. Шевченко Л. И. Проблемы определения существенных условий при заключении договоров в сфере топливно-энергетического комплекса // Право и экономика. - 2013. - № 6. - С. 29-35.

16. Матиящук С. В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электро- и теплоснабжения. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 234 с.

17. Свирков С. Ветер перемен в теплоснабжении // ЭЖ-Юрист. - 2010. - № 46. - С. 6-7.

Информация об авторах

Макарова Лидия Анатольевна - руководитель направления по договорной работе отдела правового обеспечения хозяйственной деятельности

Акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети»

Адрес для корреспонденции: 644037, Россия, Омск, ул. Партизанская, 10

E-mail: Makarovalidia1987@gmail.com

SPIN-код: 8783-2047, Author ID: 1060773

Информация о статье

Дата поступления - 25 февраля 2021 г. Дата принятия в печать - 12 апреля 2021 г.

Для цитирования

Макарова Л. А., Невзгодина Е. Л. К вопросу правового регулирования теплоснабжения // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 2. С. 46-54. й01: 10.24147/1990-5173.2021.18(2).46-54.

Невзгодина Елена Львовна - заслуженный юрист РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: kaf_GP_302@mail.ru

SPIN-код: 3790-3180, Author ID: 549703

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION HEAT SUPPLY

L.A. Makarova1, E.L. Nevzgodina2

1 Joint Stock Company "Omsk Heat Distribution System", Omsk, Russia 2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. Warmth was and remains one of the basic human needs. In accordance with Article 40 of the Constitution of the Russian Federation, the state policy in the field of heat supply is aimed at implementing and protecting the constitutional right of a person and citizen to housing. The goal of Russia's energy policy is the most efficient use of natural energy resources and the potential of the energy sector for sustainable economic growth, improving the quality of life of the country's population and strengthening its foreign economic positions. The Russian heat supply system, consisting of 50,000 local systems, with the largest length of heating networks and the number of heat sources, has become the largest in the world, accounting for more than 40 % of the world's centralized heat production. However, until the end of the first decade of the XXI century. the functioning and technical base were based on the principles formed during the period of the planned economy in the conditions of artificially lowered cost of resources. Purpose. The purpose of this article is to raise topical issues, develop effective mechanisms for legal regulation of one of the most important industries - heat supply. Methodology. Achieving this goal was achieved through the use of general scientific and particular scientific research methods: dialectical, formal logical, systemic-structural, comparative legal, technical-legal, linguistic, scientific analysis method. Results. Legal analysis and characteristics of the essential category of heat supply, its components and contractual structures demonstrate that the formation of a clear legal model for regulating this area takes a long time, this is largely due to the peculiarities of the technological process. Taking into account the general orientation of sectoral legislation, the development of mechanisms for its correlation with the norms of civil law deserves special attention. Conclusion. The legal regulation of heat supply is characterized by the vagueness of rights and obligations, the lack of a well-developed conceptual apparatus and the legal basis for the financial and technological obligations of the participants in these relations. At the same time, law enforcement practice shows that it is extremely problematic to ensure high-quality regulation of this area, touching only on individual, fragmentary issues. Relations in heat supply require the development of a single concept, conceptual apparatus and subject composition.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: heat supply; heat energy; heat supply agreement; connection agreement; energy sector.

REFERENCES

1. Blinkova E.V., Chibis A.V. Civil law regulation of heat supply, monograph. Moscow, Yurist Publ., 2007. 168 p. (In Russ.).

2. Golovkina D.V. The concept of a heat supply contract and its place in the system of civil law contracts.

Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki = Bulletin of Perm University. Legal sciences, 2014, no. 1, pp. 86-97. (In Russ.).

3. Laskina N.V., Kamaltdinova Yu.D. Commentary to the Federal Law of 27.07.2010 No. 190-FZ "On Heat Supply" (itemized). Available at "Konsul'tantPlyus" System. (In Russ.).

4. Yarkovaya O.N. Energy supply agreement on the thermal energy market. Biznes, Menedzhment i Pravo = Business, Management and Law, 2011, no. 1, pp. 100-108. (In Russ.).

5. Matiyashchuk S.V. Commentary to the Federal Law of27.07.2010 No. 190-FZ "On heat supply" (itemized). Moscow, Yustitsinform Publ., 2011. 160 p. (In Russ.).

6. Matiyashchuk S. Are you warm, consumer? EZh-Yurist = EZh-Lawyer, 2014, no. 3, p. 9. (In Russ.).

7. Semenov V.G. Sub-subscriber (sub-consumer) in heat supply. Available at: http://www.rosteplo.ru/Tech_ stat/stat_shablon.php?id=642 (accessed 02 February 2021). (In Russ.).

8. Svirkov S.A. Problems of civil legal regulation of technological infrastructure in heat supply. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual problems of Russian law, 2013, no. 9, pp. 1139-1143. (In Russ.).

9. Zhanet A. Subject structure of the power supply agreement. EZh-Yurist = EZh-Lawyer, 2003, no. 2, p. 7. (In Russ.).

10. Kuryanova Yu.Yu. Subscriber and consumer as parties to the energy supply agreement. Nalogi = Taxes, 2011, no. 11, pp. 23-25. (In Russ.).

11. Tsibirova I.G. Responsibility of the parties under the energy supply agreement. Pravovye voprosy energetiki = Legal Issues ofEnergy, 2003, no. 1, pp. 34-41. (In Russ.).

12. Blinkova E.V. Consumer or subscriber? (Problems of determining the defendant in litigation over energy supply obligations). Rossiiskii sud'ya = Russian Judge, 2005, no. 7, pp. 41-45. (In Russ.).

13. Krasavchikov O.A. Civil contract: concept, content, functions, in: Anthology of the Ural civil law. 19251989, collection of articles. Moscow, Statut Publ., 2001, pp. 178-182. (In Russ.).

14. Chegovadze L.A. Agreement on the supply of heat or on the sale of heat carrier. Grazhdanskoe pravo = Civil Law, 2015, no. 6, pp. 11-14. (In Russ.).

15. Shevchenko L.I. Problems of determining the essential conditions when concluding contracts in the field of the fuel and energy complex. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2013, no. 6, pp. 29-35. (In Russ.).

16. Matiyashchuk S.V. Legal regulation of contractual relations in the field of electricity and heat supply. Moscow, INFRA-M Publ., 2011. 234 p. (In Russ.).

17. Svirkov S. The wind of change in heat supply. EZh-Yurist = EZh-Lawyer, 2010, no. 46, pp. 6-7. (In Russ.).

About the authors

Makarova Lidia - Head of contractual work at the Department of Legal Support of Economic Activity

Joint Stock Company "Omsk Heat Distribution System"

Postal address: 10, Partizanskaya ul., Omsk, 644037, Russia

E-mail: Makarovalidia1987@gmail.com SPIN-code: 8783-2047, Author ID: 1060773

Nevzgodina Elena - Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Worker of Science, Honored Professor of Dostoevsky Omsk State University, Ph.D. in Law, Head of the Department of Civil Law

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: kaf_GP_302@mail.ru SPIN-code: 3790-3180, Author ID: 549703

Article info

Received - February 25, 2021 Accepted - April 12, 2021

For citation

Makarova L.A., Nevzgodina E.L. On the Issue of Legal Regulation Heat Supply. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 2, pp. 46-54. DOI: 10.24147/1990-5173.2021. 18(2).46-54. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.