Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ВУЗЕ'

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / успеваемость / мыслительная активность обучающихся / профессиональная направленность / students / academic performance / mental activity of students / professional orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.И. Пшеунова, М.Я. Кубанова

В статье рассмотрены некоторые направления, проблемы, формы и методы работы по повышению успеваемости обучающихся вузов с учетом их индивидуальных особенностей. Работа по повышению успеваемости обучающихся является комплексной и требует как системного, так и индивидуального подхода. В анализе представлены выбранные кураторами групп конкретные психолого-педагогические воздействия на обучающихся, обуславливающие повышение успеваемости обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF INCREASING PROGRESS IN THE UNIVERSITY

The article discusses some areas, problems, forms and methods of work to improve the performance of students in universities, taking into account their individual characteristics. Work to improve the performance of students is complex and requires both a systemic and an individual approach. The analysis presents the specific psychological and pedagogical influences on students selected by the curators of the groups, leading to an increase in students' academic performance.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ВУЗЕ»

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ВУЗЕ

Л.И. Пшеунова, канд. техн. наук, доцент М.Я. Кубанова, канд. техн. наук, доцент Северо-Кавказская государственная академия (Россия, г. Черкесск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-117-120

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые направления, проблемы, формы и методы работы по повышению успеваемости обучающихся вузов с учетом их индивидуальных особенностей. Работа по повышению успеваемости обучающихся является комплексной и требует как системного, так и индивидуального подхода. В анализе представлены выбранные кураторами групп конкретные психолого-педагогические воздействия на обучающихся, обуславливающие повышение успеваемости обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся, успеваемость, мыслительная активность обучающихся, профессиональная направленность.

Вопросы качества знаний и умений всегда были предметом очень пристального внимания со стороны государства, общества и его граждан. Проблема качества знаний и умений, качества успеваемости обучающихся является одной из ключевых, поскольку отрешения этой проблемы большей частью зависят интеллектуальная и социально- экономическая мощь любого государства.

Задача повышения успеваемости обучающихся весьма остро стоит перед всеми вузами. На успеваемость обучающихся влияют огромное количество факторов, изучение которых считается одним из главнейших и постоянных вопросов в образовательной среде [1].

С переходом к преобразованию целей образования, ориентированных на получение конкретных образовательных результатов (компетенций), устанавливающих возможности обучающегося, которые он приобретает в данной образовательной деятельности для решения различных лич-ностно и профессионально значимых проблем можно получить довольно хорошие показатели в повышении успеваемости обучающихся. Решение этой проблемы начинается, в первую очередь с работы обучающимися первого курса и продолжается на протяжении всего периода обучения в вузе. Координаторами работы по повышению успеваемости обучающихся является куратор академической группы,

осуществляющий тесное взаимодействие между обучающимися и преподавателями. В тоже время все преподаватели в той или иной степени вовлекаются в эту работу.

На первом курсе главная задача вуза состоит в том, чтобы силами куратора группы и всех преподавателей организовать учебный и воспитательный процесс с учетом разных индивидуальных качеств обучающихся, разных возможностей. Для изучения индивидуальных качеств обучающихся надо провести первоначальную педагогическую диагностику. Для этого в начале учебного года среди обучающихся желательно провести тестирование и анкетирование, с использованием которых есть возможность получить достоверную информацию о некоторых особенностях направленности, причинах деятельности обучающихся, и кроме того выделить группы лиц, которым учиться не интересно и которым учиться хочется, хотя и нелегко.

При этом ученые дают рекомендации, чтобы на базе знаний и учета индивидуальных особенностей обучающихся кураторы групп выбирали и осуществляли необходимые психолого-педагогические воздействия в каждом определенном случае:

1. Общения, необходимые для снятия у некоторой части обучающихся состояния неуверенности, тревожности. В ходе беседы с обучающимися выясняется,

что некоторые из них еще задолго до зачетно-экзаменационной сессии начинают переживать что провалят экзамены. В большей мере это существенно с учетом того, что такие состояния чаще всего возникают у добросовестных, ответственных обучающихся. Волнующие мысли о возможном провале сессии появляются у них в самых что ни на есть различных ситуациях. Такие состояния очень негативно влияют на обучающегося: отвлекают от учебы, препятствуют собраться, сконцентрироваться, обучающиеся теряют уверенность в себе, в своих возможностях. Поэтому, необходимо заблаговременно обозначить эту группу обучающихся и задолго до сессии начинать с ними беседы [2].

2. Беседы, нацеленные на преодоление чрезмерной уверенности в себе. Среди средних, а порой и старших обучающихся, есть такая категория лиц, которые явно переоценивают свои возможности. У них отсутствуют выраженные сильные стороны, выраженный интерес к учебе. В ходе общения с ними куратор должен попытаться сформировать у них нужную мотивацию перед сессией, негативность по отношению к своим индивидуальным возможностям.

3. Стимулирование, подбадривание обучающихся с большой неуверенностью в себе в период сессии, устранение перед экзаменом состояния страха, который негативно влияет на мышление, сковывает память; перед экзаменом таким обучающихся надо внушить уверенность в свои возможности, в своих силах.

4. Предоставить всем первокурсникам информацию о возможностях информационно-обучающей среды вуза [3, 4].

5. Работа куратора с бездеятельными, малоинициативными обучающимися с целью преодоления их собственного привычного поведения. Такие обучающиеся -не всегда с низкими способностями, наоборот, просто запустившие учебу, неуверенные в своих возможностях, в себе. Они не решаются вовремя прибегнуть к помощи преподавателя или однокурсника и поэтому у них накапливается неусвоенный материал. Продемонстрировать активность им не дает боязнь показать свою несообразительность, чувство неудобства.

Такие обучающиеся без помощи куратора не в состоянии самостоятельно избавиться от привычки к безучастному, пассивному поведению.

6. Проинформировать обучающихся младших курсов о вероятности наличия в их среде лиц, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно, а может и плохо, но их способности проявятся на старших курсах обучения. Эта категория обучающихся могут некоторой пассивностью, малым интересом к неспециальным дисциплинам, но в тоже время они могут показать иные специальные способности. С такими обучающимися кураторам групп предстоит выполнить определенную работу, а именно:

• Создать условия для проявления их сильных сторон, в частности, можно давать им какие-то несложные поручения, при выполнении которых обучающийся проявил бы соответствующие способности и тем самым повысится их статус среди однокурсников, изменится отношение к ним внутри группы;

• Регулярно вести беседы с целью убеждения этих обучающихся проявлять большой интерес к усвоению знаний на младших курсах;

• Вести систематический контроль за использованием этими обучающимися личного времени.

7. Убеждение обучающихся в целесообразности их объединения в минигруп-пы для самостоятельной работы над учебным материалом, что значительно активизирует их интерес к изучаемым дисциплинам и способствует лучшему ее усвоению.

8. Уведомлять обучающихся о методах, формах, средствах и приемах, активизирующих их учебно-познавательную деятельность.

9. Вести регулярную работу по сплочению коллектива академической группы, постоянно контролировать психологический климат в группе.

10. Создать условия для тесного взаимодействиями с преподавателями, ведущими лекционные и практические занятия в курирующей группе, с целью снижения некоторых недостатков в учебном процессе (слишком быстрый темп изложения ма-

териала на отдельных лекциях, мало примеров и конкретики и т.д.).

Одним из самых действенных средств повышения успеваемости и предупреждения отчисления обучающихся является индивидуальный подход к каждому обучающемуся с первых дней пребывания в вузе. Для этого необходимы как методы изучения личности, так и методы мыслительной активности обучающихся.

Для повышения успеваемости необходимы не только методы изучения личности, но и применение различных методов стимулирования мыслительной активности обучающихся, которые способствуют гораздо лучшему усвоению учебного материала, т.е. роль морального и материального поощрения обучающихся для повышения их активности неоценима. Те обучающиеся, которые окончили семестр на «отлично» и имели в течении семестра имели определенные достижения (участие и победа на Всероссийских конкурсах, наличие публикаций, особенно в журналах ВАК, международных журналах и конференциях) на конкурсной основе получают надбавки к академической стипендии.

Немаловажную роль в повышении успеваемости и учебной посещаемости, дисциплины обучающихся играет работа с родителями, которую регулярно должны проводить кураторы учебных групп. При этом, эта работа не ограничивается только предоставлением информации родителям об успеваемости и посещаемости их детей, она затрагивает вопросы оказания помощи и другие определенные проблемы воспитания обучающихся. Огромное внимание в решении проблемы повышения успеваемости и учебной посещаемости, дисциплины обучающихся уделяется работе кураторов не только с группой, но и индивидуально с каждым обучающимся. Для повышения успеваемости и учебной дисциплины обучающихся применяются разнообразные методы и формы воспитательного воздействия, ориентированное на информирование, стимулирование, а также на регулярный контроль.

С первых дней обучения в вузе обучающихся первого курса знакомят с Уставом вуза, его структурой, правилами внутрен-

него распорядка, а также знакомят с правами и обязанностями, спецификой и особенностями обучения и т.д.

Значимым и важным направлением работы в вузе с обучающимися является также выстраивание и формирование профессиональной направленности. В вузах систематически проводятся разного рода мероприятия, направленные на повышение интереса к выбранной специальности: встречи с выпускниками, которые занимают руководящие должности, работодателями, а также проводятся презентации различных социальных программ.

Таким образом, подготовка, организация и проведение в Северо- Кавказской государственной академии работы по повышению успеваемости обучающихся является комплексной и, следовательно, требует с одной стороны системного подхода, а с другой - индивидуального подхода с осмысленным, обоснованным и продуманным комплексом различных мероприятий по активированию и поощрению обучающихся.

Для повышения успеваемости в вузе можно дать некоторые рекомендации:

- проводить систематический мониторинг успеваемости обучающихся на уровнях ректората, деканатов, кафедр, выявлять причины снижения успеваемости;

- обеспечить доступность результатов успеваемости для обучающихся путем размещения информации на экран успеваемости, проводить собрания с обучающимися по итогам зачетно-экзаменационных сессий;

- использовать различные системы поощрений лучших по различным критериям академических групп, обучающихся;

- изучить с использованием различных психологических тестов, анкетирования индивидуальных особенностей обучающихся, проводить индивидуальные беседы, получить различные информации о мотивах деятельности обучающихся, дифференциация категорий лиц, у которых нет желания, не интересно учиться и которые очень хотят и стараются учится, хотя и трудно.

Библиографический список

1. Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Система работы по повышению успеваемости студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2013 - №4 (41).

2. Педагогика и психология высшей школы / под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Мамаев И.И. Современные подходы реализации контроля качества высшего профессионального образования / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Вестник университета (ГУУ). -М., 2012.

4. Мамаев И.И. Информационно-обучающая среда Вуза как средство повышения эффективности образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№2 (39).

ON THE QUESTION OF INCREASING PROGRESS IN THE UNIVERSITY

L.I. Psheunova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor M.Ya. Kubanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor North Caucasian State Academy (Russia, Cherkessk)

Abstract. The article discusses some areas, problems, forms and methods of work to improve the performance of students in universities, taking into account their individual characteristics. Work to improve the performance of students is complex and requires both a systemic and an individual approach. The analysis presents the specific psychological and pedagogical influences on students selected by the curators of the groups, leading to an increase in students' academic performance.

Keywords: students, academic performance, mental activity of students, professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.