i
УДК 34
DOI 10.21661/r-559382
Баталова Д.А.
К вопросу подготовительного этапа прокурорской проверки в сфере трудовых правоотношений
Аннотация
В статье рассмотрены особенности проведения подготовительного этапа прокурорской проверки: составные элементы, объекты, нормативные правовые акты. Автором предложены рекомендации по проведению подготовительного этапа проверки в сфере труда.
Ключевые слова: прокурорская проверка, прокурорский надзор, прокурорская деятельность, трудовые правоотношения, подготовительный этап проверки
В статье 37 Конституции Российской Федерации (далее - РФ) закреплены основные права, которыми наделен человек в сфере трудовых правоотношений [1]. Это исходные положения являются основой для правового регулирования труда. Реализация закрепленных в действующем законодательстве РФ трудовых прав дает каждому возможность удовлетворить потребность, направленную на создание материальных предпосылок в целях нормального существования, поэтому их обеспечение и защита является гарантией социально-экономического прогресса.
В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 [2], указано, что достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующей задачи: предоставление гражданам широких возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда.
Таким образом, наряду с постоянным совершенствованием трудового законодательства неизменна актуальность защиты трудовых прав граждан различными государственными структурами, в том числе прокуратурой. В частности, важным этапом при проведении проверочных мероприятий прокурора является подготовительный этап, от которого зависит результативность и эффективность проведения проверки.
Предмет прокурорского надзора в сфере трудовых правоотношений: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов о труде, действующих на территории РФ, поднадзорными органами; соблюдение трудовых прав и свобод человека и гражданина поднадзорными органами; соответствие законам правовых актов, регулирующих трудовые отношения, издаваемых органами и должностными лицами.
Основными элементами работы прокурора при подготовке к проверке являются:
1) установление оснований проведения проверки;
2) определение целей и задач проверки;
3) определение правовой базы, регулирующей права и свободы человека и гражданина;
4) установление уполномоченных органов, являющихся объектами контроля, их компетенций и полномочий;
5) определение круга иных лиц, деятельность которых подлежит оценке;
6) выработка скоординированных действий с государственными органами контроля при организации совместной проверки, привлечение к проверке специалистов.
Выбор объектов проверки зависит от целей проверки и от того, какие органы власти, контролирующие органы, иные лица (предприятия, учреждения, субъекты предпринимательской деятельности) осуществляют деятельность на поднадзорной территории.
Объектами проверки в сфере трудовых правоотношений являются: Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба России, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, организации и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти и местного самоуправления.
Каждый из органов контроля наделен компетенцией и полномочиями, которые надлежит учитывать при проведении проверок. Знание прокурором того, в каких органах власти и организациях он сможет получить определенную информацию, способствует осуществлению результативной проверки. Характер и объем информации определяются компетенцией органа, которая установлена федеральными законами, подзаконными актами и положениями об этих органах.
Прокурор при подготовке к проверочным мероприятиям должен помимо установления оснований для проведения проверки изучить материалы предшествующих проверок на данном объекте надзора, а также нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере, а также приказы Генерального прокурора (далее - ГП) РФ, его заместителей и прокуроров субъектов РФ по соответствующим направлениям деятельности.
Основными нормативными актами в данной сфере являются: Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г. [3], Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [4], Декларации Международной Организации Труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. [5], Конституция РФ (в частности, ст. 37 и ст. 75) [1], Трудовой кодекс РФ [6], Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ» [7], ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [8], ФЗ от 28.12. 2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» [9], ФЗ от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» [10], ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» [11].
Также важное значение для проведения прокурорской проверки в данной сфере имеют организационно-распорядительными документы ГП РФ. Основным отраслевым актом при проведении проверочных мероприятий в сфере трудовых правоотношений является приказ ГП РФ от 15.03.2019 №196 [12], который ориентирует прокурорского работника на типичные нарушения, которые требуют устранения при проведении проверки.
Приказ ГП от 13.12.2021 №744 [13] в пункте 2.1.6. устанавливает, что при осуществлении надзора за исполнением законов о труде подростков учитывать установленные Трудовым кодексом РФ ограничения и дополнительные гарантии при привлечении их к работе, в первую очередь в сфере охраны труда. А также выявлять и пресекать факты допуска детей к работе без оформления трудовых отношений, несоблюдения запрета на привлечение их к определенным работам, невыплаты им заработной платы.
В соответствии с п. 7.2 данного приказа ГП РФ от 07.12.2007 №195 [14] прокурорам при проверках исполнения трудового законодательства необходимо анализировать: выполнение работодателями обязанностей
по созданию работникам безопасных условий труда; своевременной выплате заработной платы. При этом особое внимание прокурорам необходимо уделять организациям должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям, принимать меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан.
Приказ ГП РФ от 14.03.2019 №192 [15] ориентирует при осуществлении надзорного сопровождения национального проекта «Демография» принципиально реагировать на нарушения законности при реализации мероприятий по созданию условий для трудоустройства женщин, имеющих детей, организации их переобучения и переквалификации. А применительно к национальному проекту «Производительность труда и поддержка занятости» обеспечить надзор за исполнением государственной службой занятости населения законодательства при оказании услуг в сфере содействия трудоустройству и защиты от безработицы, расходовании выделенных на эти цели средств федеральных и региональных бюджетов.
В частности, приказ ГП РФ от 23.01.2018 №24 [16] закрепляет незамедлительно реагировать на факты нарушения трудовых прав инвалидов.
Совершенствование подготовительного этапа прокурорской проверки должно обеспечивать соблюдение законности трудовых прав граждан. Но существует ряд преград для эффективной работы в органах прокуратуры. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся недостаточно часто. Также существует низкий уровень организации информационно-аналитического обеспечения о нарушениях законодательства, ущемляющие трудовые права.
Для улучшения эффективности надзорной практики прокурорского реагирования на выявленные нарушения трудовых прав следует издать - Указание ГП РФ, в котором стоит закрепить главные требования к организации проверочных мероприятий прокуроров сфере трудовых правоотношений, в частности, закрепить основные элементы каждого этапа проверки, содержащие в себе описание тактических и методических аспектов действий, которые должен предпринять прокурор в данной деятельности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс».
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СПС «Консультант Плюс».
5. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998) // СПС «Консультант Плюс».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
7. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ» // СПС «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 №424-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
10. 1Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
11. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
12. Приказ Генерального прокурора РФ от 15.03.2019 №196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» // СПС «Консультант Плюс».
13. Приказ Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 №744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» // СПС «Консультант Плюс».
14. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №»195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС «Консультант Плюс».
15. Приказ Генерального прокурора РФ от 14.03.2019 г. №192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» // СПС «Консультант Плюс».
16. Приказ Генерального прокурора РФ от 23.01.2018 №24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» СПС «Консультант Плюс».
17. Вишневская А.Е. Методика проведения прокурорских проверок в сфере труда и занятости граждан / А.Е. Вишневская // Вестник БелЮИ МВД России. - 2011. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/nmetodika-provedemya-prokurorskШ-proverok-v-sfere-trada-i-zanyatosti-grazhdan (дата обращения: 26.03.2023).
18. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор важное средство защиты прав человека и гражданина / Б.В. Коробейников // Вестник КГУ - 2015. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/prokurorskiy-nadzor-vazhnoe-sredstvo-zaschity-prav-cheloveka-i-grazhdanina (дата обращения: 26.03.2023).
УДК 34
Кузнецов К.С.
Банкротство физических лиц: аспекты процедуры банкротства
Аннотация
В статье рассматривается понятие, суть, аспекты процедуры банкротства физических лиц, проанализированы судебные и внесудебные пути банкротства физического лица.
Ключевые слова: банкрот, банкротство, судебная процедура банкротства, внесудебная процедура банкротства, должник, кредитор, несостоятельность, суд, физическое лицо.
Актуальность темы исследования обусловлена новизной института банкротства физических лиц со своими особенностями, который еще недостаточно изучен, по которому нет четкой и устоявшейся практики, но который уверенно закрепляется и работает в настоящее время.
Согласно сведениям, размещенным в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности «Федресурс», в России за 2022 г. количество сообщений о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей составило 238 137, в то время как за аналогичный период 2021 года количество таких сообщений было 192 833, т. е. прирост составил на 44,2% [3].
Однако, анализ литературы по данной теме исследования показывает, что институт банкротства граждан в настоящее время недостаточно качественно обеспечивает баланс интересов кредиторов и должников.
Поэтому данная тема продолжает привлекать внимание учёных-исследователей, усугубляясь появлением в России института внесудебного банкротства граждан.
Институт несостоятельности (банкротства) является относительно новой формой экономических отношений в России. Но в настоящее время он стал популярным среди физических лиц и индивидуальных предпринимателей, чьи доходы снизились и не позволяют им компенсировать ранее взятые на себя обязательства.
Под банкротством физических лиц понимается ситуация, когда человек не может платить по своим долгам. Такой человек называется должником (или банкротом), а те, кому он должен - его кредиторами. Банкротство зачастую наступает не по вине должника. Причиной может быть потеря работы, болезнь, авария и т. п. В этом случае должник и кредиторы могут инициировать процедуру банкротства.
31.07.2020 г. был принят Федеральный закон №289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина». Таким образом, с 1 сентября 2020 года в соответствии с этим законом физические лица могут использовать механизм внесудебного банкротства.
Процедура банкротства физического лица проводится на основании Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве)».