Научная статья на тему 'К вопросу оценки уровней готовности логистики при реализации высокотехнологичных инновационных проектов'

К вопросу оценки уровней готовности логистики при реализации высокотехнологичных инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1424
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION MANAGEMENT / ЗРЕЛОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY MATURITY / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ЛОГИСТИКИ / LEVEL OF READINESS OF LOGISTICS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брутян Мурад Мурадович

Рассматривается проблема инновационного менеджмента, связанного с разработкой технологического новшества. Отмечается необходимость своевременной оценки уровня готовности логистики (УГЛ), что позволяет снизить финансовые риски, связанные с внедрением инновационных технологий. Приведено описание экспертно-тестовой методики оценки УГЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of assessing the levels of readiness of logistics at the realization of hi-tech innovative projects

The problem of innovation management associated with the development of technological innovations is considering. The need for timely assessment of the level of readiness of logistics is note, this is reducing the financial risks associated with the introduction of innovative technologies. The description of the expert and test methods for the assessment of the level of readiness of logistics are given

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки уровней готовности логистики при реализации высокотехнологичных инновационных проектов»

новшество - еще не все...

к вопросу оценки уровней готовности логистики при реализации высокотехнологичных инновационным, проектов

Аннотация

Рассматривается проблема инновационного менеджмента, связанного с разработкой технологического новшества. Отмечается необходимость своевременной оценки уровня готовности логистики (УГЛ), что позволяет снизить финансовые риски, связанные с внедрением инновационных технологий. Приведено описание экспертно-тестовойметодики оценки УГЛ.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, зрелость технологии, уровень готовности логистики, технология, логистика_

В настоящее время использование результатов научно-технического прогресса в странах с развитой рыночной экономикой составляет значительную часть национального дохода и обеспечивает высокий уровень благосостояния населения. Построение адекватной системы управления инновационным процессом во многих странах мира постепенно становится первостепенной задачей, стоящей перед государством. Одной из основных проблем при реализации этого процесса является оптимизация технологии прохождения всех его стадий. Следует отметить, что далеко не всегда технически совершенный (зрелый) инновационный продукт будет экономически рентабелен и востребован на рынке. Это связано с тем, что наукоемкие системные изделия требуют особой технологии производства и специального обслуживания.

Всегда ли инноватор победитель?..

Процесс разработки наукоемкой технологии связан с высоким риском и комплексной работой, в которой тесно переплетаются различные смежные дисциплины и области знаний - фундаментальная и прикладная наука, инновационный менеджмент, различные экономические и социально-экологические факторы [1].

Брутян

Мурад Мурадович

аспирант кафедрыь

инновационной

политики,

экономики и экологии природопользования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ т brut@mail.ru

логистика

Вероятность неудач, связанных с выведением на рынок новых изделий по разным оценкам колеблется в среднем от 25% (на этапе внедрения уже готовой технологии) до 70% (на этапе создания прототипа будущего продукта). По этой причине многие организации предпочитают не заниматься венчурным вложением капитала, а принимают позицию «последователя», т.е. имитируют чью-то новую успешно зарекомендовавшую себя инновацию [2]. В этой ситуации предприятию-инноватору следует:

1) максимально стандартизировать свое новшество и обеспечить его защиту как интеллектуального вида собственности;

2) получить соответствующее патенты, лицензии, сертификаты на изобретение и т.п. для того, чтобы на стадии диффузии инновации обезопасить себя от разного рода имитаторов. Из приведенной таблицы наглядно видно, что зачастую победителем оказывается вовсе не сам инноватор, а его последователь. Как правило, от новой технологической идеи до ее реализации в промышленных масштабах проходит достаточно продолжительный период времени, связанный с обоснованием предлагаемой технологии, ее апробацией в модельном и (или) полунатурном эксперименте, оценкой готовности производства, влияния на экологию и т.д. [3]. Для обеспечения наилучшей поддержки разработки новых технологий специалистами NASA была предложена экспертно-тестовая методика УГТ оценки уровней готовности технологий [4]. Она служит для того, чтобы установить единую метрику, которой могли бы пользоваться специалисты различных организаций, как руководители, менеджеры, так и системные разработчики. Кроме того, использование подобной методики дает возможность оценивать риски, связанные с продвижением новых технологий и их отдельных компонентов. Система оценки уровня готовности технологий является полезным общепризнанным инструментом поддержки процесса разработки технологического новшества. Однако следует иметь в виду, что технология может быть на последнем девятом уровне зрелости, в то время как готовность ее логистического обслуживания будет оставаться низкой. Это делает использование технологии

/1/1- _

креативная экономика, 2014, № 4(88)

_наукоемкие

системные изделия

_требуют особой

_технологии

_производства

_и специального

_обслуживания

затруднительной, а в отдельных случаях и вовсе невозможной. В этой связи была разработана система уровней готовности логистики (УГЛ). Основная цель данной методики заключается в том, чтобы оптимизировать издержки и рационализировать процесс разработки технологии, ее производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного, так и группы предприятий.

Технологии и... логистика

Широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. Основные проблемы, которые призвана решать логистика, заключаются в планировании материальных запасов, транспортировки продукции, выборе вида транспорта, составлении графиков обслуживания потребителей, размещении складов и т.д. В связи с этим современную логистику можно рассматривать как своего рода процессную инновацию, систему управления потоковыми процессами (продвижением товара). По своему назначению инновационную логистику можно рассматривать как самостоятельное направление логистической деятельности, перед которой стоят свои, специфические задачи [5]. Развитие системы инновационной логистической поддержки призвано обеспечить баланс интересов всех участников - разработчиков, производителей, ритейлеров, складских, транспортных и рекламных звеньев, государства и конечных потребителей. Все это, в конечном итоге, способствует интенсификации технологических процессов предприятия, которая оказывает положительное влияние на расширение производства при сравнительно низких капитальных вложениях. Основные фазы процесса разработки системы передовых технологий в рамках единого проекта представлены на рисунке.

Параметры УГЛ должны определяться для каждой из этих стадий для того, чтобы системные разработчики могли понять, что необходимо сделать на разных фазах проекта для продвижения на следующий этап [6]. В итоге правильно выбранная конфигурация системной технологии будет являться залогом ее успешной логистической поддержки.

многие организации предпочитают имитировать чью-то новую успешно зарекомендовавшую себя инновацию

Таблица

Лидеры, последователи и конечный успех

ПРОДУКТ ИННОВАТОР-ЛИДЕР ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ-ИМИТАТОР ПОБЕДИТЕЛЬ

Реактивные пассажирские самолеты De Havilland (Comet) Boeing (707) Последователь

ПК для офиса Xerox IBM Последователь

Видеомагнитофон Ampex/Sony Matsushima Последователь

Копировальный аппарат для обычной бумаги Xerox Canon Не выявлен

Стекловолоконный кабель Приставка для видеоигр Corning Atari Много компаний Nintendo/Sega Инноватор-лидер Последователи

Критерии соответствия определенной фазы конкретному значению уровня готовности логистики выглядят следующим образом: УГЛ 0 - логистика находится на нулевом уровне и совсем не обеспечивает продвижение технологии (выполнено 0% необходимых задач для данной фазы разработки);

УГЛ 1 - логистика плохо обеспечивает продвижение технологии (выполнено всего 1-50% необходимых задач);

УГЛ 2 - логистика средне обеспечивает продвижение технологии (выполнено 51-70% необходимых работ);

- еще

Рис. Пять основных фаз процесса разработки системы инновационных технологий

2014, № 4(88)

УГЛ 3 - логистика близка к полному обеспечению продвижение технологии (выполнено 71-99% необходимых задач);

УГЛ4 - логистика полностью обеспечивает продвижение технологии (выполнено 100% всех необходимых операций).

Достижение уровня УГЛ 4 является главной задачей на всех стадиях разработки инновационного проекта. В работе [6] дано описание специального УГЛ-калькулятора, выполненного в виде крупноформатной таблицы в среде Microsoft Excel. При экспертном анализе информации о текущем состоянии проекта по разным категориям калькулятор выдает соответствующее значение УГЛ и указывает, где у проекта узкие места. Тем самым у разработчика появляется возможность принимать осознанные решения по их устранению. Система оценки УГЛ может быть также использована для обучения нового персонала логистов, идентификации «логистических» зон риска и для сравнения различных проектов с точки зрения готовности логистики.

Применение методики оценки УГЛ при реализации инновационных проектов призвано уменьшить финансовые риски и сократить необходимые резервы обеспечения системы. Наряду с методикой оценки УГТ требования по логистике относятся к каждому этапу проекта, гарантируя, что стоимость обеспечения и необходимые логистические ресурсы являются оптимизированными. В дополнение к сокращению и оптимизации обеспечения системы, использование методики оценки УГЛ делает более полной оценку зрелости, как всей системы, так и ее отдельных подсистем. Основное внимание при разработке технологии часто бывает приковано к принятию наиболее правильного технического решения для основной системы. Однако наличие технологий, которые в принципе могут быть вполне работоспособными, не является гарантией того, что система может и будет работать в течение долгого времени.

Вывод

Чтобы гарантировать доступную, устойчиво работающую систему в течение всего жизненного цикла проекта, методика оценки уровня готов-

Литература

1. Брутян М.М. Экологический налог и его роль в инновационном развитии гражданской авиации // Экономический анализ: теория и практика. -2012. - № 10 (265). - с. 22-26.

2. Цветков А.Н. Проблематика технологических инноваций в России // Теория и практика современного менедж-

Инфзрэа-М, 2010. Ц 156 с .

3. Брутян М.М. К вопросу оценки уровней готовности инновационных проектов с учетом ограничений по экологии // Инновации и инвестиции. - 2012. - №1. - с. 75-79.

4. Technology Readiness Assessment (TRA). -Handbook prepared by the Director, Research Directorate (DRD), July 2009. - 89 p__

5. Ры калина О.В. Теоретико-методические основы логистики инноваций // Логистика. - 2012. -№1. - с. 39-41.

6. Broadus E. Update on the Process for Evaluating Logistics Readiness levels (LRL). Booz Allen Hamilton, Inc., October

2006. - 57 p.

истика

ности логистики должна начинать применяться с самого начала работы над проектом. При умелой практической реализации этот подход становится мощным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

При это следует помнить известное утверждение Д. Эйзенхауэра о том, что многие битвы, кампании и даже войны выигрывались или проигрывались по причине удачной или, напротив, неудачной логистики.

Murad M. Brutyan

Postgraduate student of the Department of Innovation policy, Economy and Ecology of nature management,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

To the question of assessing the levels of readiness of logistics at the realization of hi-tech innovative projects

_Abstract

The problem of innovation management associated with the development of technological innovations is considering. The need for timely assessment of the level of readiness of logistics is note, this is reducing the financial risks associated with the introduction of innovative technologies. The description of the expert and test methods for the assessment of the level of readiness of logistics are given

Keywords: innovation management, technology maturity, level of readiness of logistics, technology, logistics.

_

креативная экономика, 2014, № 4(88)

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.