УДК 612.821.2 + 612.825
Е.Н. Винарская, Г.И. Фирсов
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ РОЛИ ЗРИТЕЛЬНОЙ АФФЕРЕНТАЦИИ
ВПОЗНОЙСТАТИКЕ4
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, Москва,
РоссияАг8йуА@тай. ru
При изучении физиологических механизмов поддержания человеком вертикальной позы постоянно дискутируется вопрос о роли в них зрительной аф-ферентации (ЗА) [1]. Способствует ли она устойчивости человека в поле гравитации, оказывается ли безразличной или же служит помехой? Можно выделить 4 противоборствующих точки зрения. Первая группа авторов считает, что зрение является ведущей афферентацией для функции сохранения равновесия тела. Вторая группа авторов ведущей афферентацией считает вестибуляpную аф-ферентацию (ВА); третья пpоприоцептивную (ПА), наконец, четвертая полагает, что равновесие тела в пространстве достигается за счет взаимодействия разных видов афферентации, - при этом ведущую роль выполняют то те, то другие из них. Значение ЗА у человека для сохранения вертикальной позы зависит от возраста, спортивной специализации, тpениpованности спортсмена и конкретных условий среды. Так, известно, что у детей устойчивость вертикальной позы значительно ухудшалась при закрывании глаз; спортивная тpениpованность по-зной статики у таких взрослых спортсменов, как акробаты и фигуристы, уменьшала значение зрения для сохранения равновесия тела. С другой стороны, у спортсменов-стрелков исключение зрения имело решающее значение для их спортивных показателей. Предпринятое нами исследование было проведено методом компьютерной стабило^афии [2]. К анализу полученных результатов были привлечены критерии не только функционально-системной физиологии, но и психологии. Вследствие закрывания глаз (после того, как шла запись ста-билограммы в условиях открытых глаз) резко изменяется мотивации поведения испытуемого: стояние из подсознательного двигательного фона ориентировоч-
4Vinarskaya E.N., Firsov G.I. To the question of assessing the role of visual afferentation in postural statics.
но-исследовательского поведения (ОИП) превращается в продукт осознанных целенаправленных действий оборонительного поведения (ОП). ОП регулируется с более низких уровней ЦНС, чем ОИП. Следовательно, закрывание глаз ведет к резкому падению суммарного сенсоpного притока в ЦНС испытуемого и тем самым к падению возбудимости и тонуса его мышц. Это объясняет возрастание дисперсии амплитуд колебаний на стабилограммах (жесткость мышц уменьшается), а также уменьшение средних значений динамического вектора (ДВ). Значит ЗА, ведущая для ОИП в вертикальной позе тела, для позной статики, как таковой, не является адекватной. Зрение способствует стоянию в ^ав^ационном поле косвенно - путем ориентации испытуемого во внешней предметной среде: интероцептивная (ИА), тактильно- кинестетическая (ТКА) и ВА ОП помогает избежать падения непосредственно, - поэтому эти последние виды афферентации адекватны для преодоления ^авитационных сил. Кроме того, поддержание тела в вертикальной позе, приняв осознанный характер, ведет к широкой иppадиации возбудительного процесса в ЦНС; это вовлекает в деятельность стояния новые аффеpентные потоки, в том числе проприоцептив-ные (пропpиоцепция положений и направлений, по Н.А. Бернштейну). ПА становится ведущей в акте поддержания вертикальной позе тела. (В стойке с открытыми глазами этот вид афферентации использовался в форме бессознательных автоматизмов, субоpдиниpованных ведущей ЗА). Возрастание частоты стабилограмм объясняется, кстати, тоже тем обстоятельством, что ПА становится ведущей афферентацией деятельности стояния, поскольку проприоцеп-ция воспринимается и перерабатывается на более высоком уровне ЦНС, чем ИА, ТКА и ВА. С этими наблюдениями согласуются и литературные сведения относительно того, что, чем квалифицированнее спортсмен и чем выше его мастерство, тем частотные характеристики стабило^амм становятся выше. Наши эксперименты позволяют объяснить и уменьшение среднего значения ДВ при открывании глаз после того, как испытуемые стояли с закрытыми глазами. Увеличение времени стояния с открытыми глазами в этой "восстановительной" стадии до 3-4 минут оказалось достаточным, чтобы возрастание устойчивости по параметру степени дисперсии амплитуд стабилограмм и уменьшение среднего значения динамического вектора сменились на 2-3 минуте изменением этих параметров в противоположном направлении вплоть до их значений в исходной стадии эксперимента с открытыми глазами. Видимо, при открытых глазах управление статикой позы стало вновь осуществляться по фоновым автома-
тизмам, когда внимание испытуемых переключилось с осознанного сохранения позы на ориентировку в предметном окружении.
Литература.
1. Винарская Е.Н., Кууз Р.А., Ронкин М.А., Фирсов Г.И. Исследование процессов взаимодействия афферентного и эфферентного системного синтеза в постуральной активности человека // Информатика и системы управления. -2010. - № 2(24). - С.47-49.
2. Винарская Е.Н., Кууз Р.А., Фирсов Г.И. Исследование дискриминант-но-прогностической способности количественных характеристик нелинейной динамики процессов регуляции позы в задачах клинической неврологии // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. - С.317-320.
Ключевые слова: стабилография, поза, зрительная афферентация. Key words: stabilography, posture, visual afferentation.
УДК 796.01
О.А. Дмитренко, Ф.Г. Переходко, А.А. Михонин,
Т.Н. Михонина
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ВЫРАЖЕННЫМ КОМПОНЕНТОМ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Военная академия связи; Михайловская военная артиллерийская академия; Институт физической культуры, спорта и туризма СПбПУ; Военная академия материально-технического обеспечения; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Актуальность работы связана с тем, что в процессе обучения, у студентов вузов с выраженным умственным компонентом деятельности, наблюдается снижение ее эффективности, связанное с возникающей усталостью.
Цель и задачи работы заключались в рассмотрении физической культуры и спорта в качестве средства повышения эффективности обучения студентов.