Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт как средство повышения эффективности профессиональной деятельности студентов вузов с выраженным компонентом умственной деятельности'

Физическая культура и спорт как средство повышения эффективности профессиональной деятельности студентов вузов с выраженным компонентом умственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
518
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитренко О.А., Переходко Ф.Г., Михонин А.А., Михонина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт как средство повышения эффективности профессиональной деятельности студентов вузов с выраженным компонентом умственной деятельности»

тизмам, когда внимание испытуемых переключилось с осознанного сохранения позы на ориентировку в предметном окружении.

Литература.

1. Винарская Е.Н., Кууз Р.А., Ронкин М.А., Фирсов Г.И. Исследование процессов взаимодействия афферентного и эфферентного системного синтеза в постуральной активности человека // Информатика и системы управления. -2010. - № 2(24). - С.47-49.

2. Винарская Е.Н., Кууз Р.А., Фирсов Г.И. Исследование дискриминант-но-прогностической способности количественных характеристик нелинейной динамики процессов регуляции позы в задачах клинической неврологии // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. - С.317-320.

Ключевые слова: стабилография, поза, зрительная афферентация. Key words: stabilography, posture, visual afferentation.

УДК 796.01

О.А. Дмитренко, Ф.Г. Переходко, А.А. Михонин,

Т.Н. Михонина

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ВЫРАЖЕННЫМ КОМПОНЕНТОМ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Военная академия связи; Михайловская военная артиллерийская академия; Институт физической культуры, спорта и туризма СПбПУ; Военная академия материально-технического обеспечения; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Актуальность работы связана с тем, что в процессе обучения, у студентов вузов с выраженным умственным компонентом деятельности, наблюдается снижение ее эффективности, связанное с возникающей усталостью.

Цель и задачи работы заключались в рассмотрении физической культуры и спорта в качестве средства повышения эффективности обучения студентов.

В качестве основных методов исследования в работе применялись методы анализа, обобщения, наблюдения.

Данные значительного числа исследований [1,7,9,14] и др. свидетельствуют о высокой эффективности физических упражнений в повышении умственной работоспособности людей.

Сдвиги мышечной активности играют большую роль в саморегуляции функционального состояния головного мозга при концентрации внимания, при напряженной умственной работе. Повышению уровня активности и работоспособности коры головного мозга способствует проприоцептивный приток импульсов при сокращении или напряжении скелетных мышц рефлекторным путем [8].

Другой механизм саморегуляции нервной деятельности, описанный Бриедис Ю.Э., Юревиц А.Ж. [3] направлен на восстановление оптимального отношения или обмен нервной активности между мозгом и периферическими органами.

В ряде работ показано тесное взаимодействие моторики со второй сигнальной системой. Исследованиями было показано, что устойчивость психических качеств (внимания, памяти, мыслительных процессов) и умственной работоспособности находятся в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности [9,14] и др.

Умственная работоспособность в меньшей степени ухудшается при воздействии неблагоприятных факторов, если при этом использовать оптимальные по интенсивности физические упражнения [6].

Однако ряд авторов приводят данные о том, что физическая нагрузка в определенных случаях снижает умственную работоспособность. Такие факты приведены в работах [2,12,] и др. В дальнейшем изменение высшей нервной деятельности человека зависит от величины физической нагрузки. При легкой работе отмечалось повышение подвижности нервных процессов, повышались рефлексы и укорачивался латентный период реакции.

Большое напряжение центральной нервной системы, если оно не связано с преобладающим участием второй сигнальной системы и творческих функций головного мозга, не есть еще умственный труд. Поэтому перенос связей, выявленный между физической подготовленностью и некоторыми психическими функциями, не всегда может быть однозначно пролонгирован на закономерности, присущие умственному труду.

Истинно умственная творческая деятельность вовсе не исключает возможности физических напряжений и зачастую предъявляет столь повышенные требования к различным функциональным системам организма, что они не идут в сравнение с обычными видами умственного труда.

Анализ исследований, проведенный нами, дает основание предполагать, что в основе умственной и мышечной деятельности лежат одни и те же закономерности, чем и объясняются связи между умственной и физической работоспособностью.

Из трех сторон умственной работоспособности (внимание, продуктивность мыслительных операций, память), наибольшему изменению от воздействия, как умственного утомления, так, и физической нагрузки, подвержены функции внимания и показатели продуктивности умственных операций [13].

Высокий уровень внимания необходим и операторам, и летчикам, и водителям различного рода машин. Эти же профессии предъявляют высокие требования к моторным реакциям человека [10,15].

По опыту работы, наблюдению, анализу функционирования операторов АСУ и допускаемых ими ошибок, авторы выделяют такие профессионально важные качества, как объем, переключение и распределение, концентрация и устойчивость внимания; кратковременная память, продуктивность мышления, быстрота и точность моторных актов, выносливость и эмоциональная устойчивость. Их уровень в процессе деятельности снижается под влиянием усталости, эмоциональной напряженности и воздействия неблагоприятных факторов, таких, как нарушение привычного суточного ритма жизнедеятельности, микроклимат помещений, шумы и т.д. Ухудшаются показатели внимания и памяти, сенсо-моторных реакций и координации, снижается продуктивность деятельности [11,15].

Имеется достаточно большое количество работ, характеризующих успешность формирования специалиста вуза за счет привлечения средств физической подготовки.

К.В. Волков [4] отмечает положительные связи между уровнем физической подготовленности и состоянием умственной работоспособности, но не указывает средств повышения умственной работоспособности.

Современная тенденция к увеличению объема информации, необходимой для формирования потенциала профессиональной компетентности специалиста, требует от обучаемых в процессе обучения высоких энергозатрат [5]. С этим

связано достаточно много проблем и в системе физической культуры в вузах.

Таким образом, установленная общность умственной и физической работоспособности, где установлен принципиально сходный характер изменения работоспособности в обоих видах деятельности: фазный характер восстановительного периода, наличие в обоих случаях повышенной работоспособности. Образовательная деятельность студентов вузов,связаная преимущественно с умственным операторским трудом и проблема профилактики неблагоприятных воздействий, обеспечения их профессиональной работоспособности становится всё более актуальной и требует дальнейшей оптимизации учебного процесса.

Литература:

1. Акимова Н.А., Нагорный В.Э. Изменение тонуса артериальных сосудов головы при утомлении: Умственный труд и физическая культура. - М.: ФиС, 1970. - С.41-46.

2. Бехтерев В.Н. Избранные произведения // Статьи и доклады. - М.: Медгиз, 1954.

3. Бриедис Ю.Э., Юревиц А.Ж. Изучение работоспособности человека при высоком умственном напряжении и некоторые пути психологической активизации сенсорно-умственного труда. - Рига, 1972. - 148 с.

4. Волков К.В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. - Л.: Изд. ЛКВВИКА им. А.Ф. Можайского, 1960. - С. 109.

5. Григорьев В.И. Физкультурно-педагогическая технология развития выносливости студентов. Теоретико-методологические аспекты: Учебное пособие. - СПб.: СПб ГУЭиФ, 1998.

6. Джамгаров Т.Т., Демьяненко Ю.К. Актуальные вопросы выбора критериев оценки профессиональной эффективности военных специалистов // Профессиональный отбор военных специалистов. - Л.: ВМедА им. С.М. Кирова, 1969. - С. 38-39.

7. Зимкин Н.В., Демьяненко Ю.К. О некоторых факторах, определяющих влияние физических упражнений на последующую работоспособность. // Теория и практика физической культуры. - 1963. - № 11 - С.50-54.

8. Крауклиц А.А. Условно-рефлекторная регуляция нервной деятельности. - Рига: Изд. АН Латв. ССР, 1960.

9. Лампусов Б.А. К вопросу о влиянии на организм длительного огра-

ничения подвижности и пути ее компенсации физическими упражнениями // Проблемы космической медицины. - 1966. - С. 250-251.

10. Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии. - М.: Высшая школа, 1977. - С. 335.

11.Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов летчиков и возможностей ее совершенствования с применением средств физической подготовки: Автореф. дисс... канд. псих.наук. - Л., 1964.

12.Нечаев А.П. Психология физической культуры. - 2-е изд. - М.: Госиздат, 1930.

13.Оплавин С.М. Влияние занятий спортивными играми на воспитание быстроты двигательных реакции: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1951.21 с.

14.Петрушевский И.И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспособности военнослужащих: Дисс... канд. пед. наук. - Л., 1961. - 224 с.

15.Пушкин В.И. Оперативное мышление в больших системах: Автореф. дисс. ... докт. псих.наук. - М., 1966. - 36 с.

УДК 796.01:61; 796.01:57

О.А. Дмитренко, Ф.Г. Переходко, А.А. Михонин,

Т.Н. Михонина

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ

СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА

Военная академия связи; Михайловская военная артиллерийская академия; Институт физической культуры, спорта и туризма СПбПУ; Военная академия материально-технического обеспечения; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Актуальность рассмотрения естественно-научных, экологических, медико-биологических и педагогических аспектов управления физическим состоянием человека связана тем, что в окружающей человека среде постоянно происходят изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, которые да-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.