Научная статья на тему 'К вопросу оценки реализации Стратегии развития г. Белгород'

К вопросу оценки реализации Стратегии развития г. Белгород Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / БЕЛГОРОД / ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костыря Анна Васильевна, Когтева Анна Николаевна, Герасимова Н.А.

Изложены результаты оценки Стратегии развития города Белгорода до 2025 года за I полугодие 2014 года с точки зрения уровня достижения индикаторов качества жизни; сделаны выводы об уровнях достижения индикаторов качества жизни и уровне выполнения Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на I полугодие 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костыря Анна Васильевна, Когтева Анна Николаевна, Герасимова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки реализации Стратегии развития г. Белгород»

К вопросу оценки реализации стратегии развития г. Белгород To the question of assessing the implementation of the strategy of development

of Belgorod

Костыря Анна Васильевна к.э.н., доцент НИУ «БелГУ», кафедра «Экономика» ko styrya@bsu.edu.ru Kostyrya A.V. C.e.s, A.P.

Belgorod State National Research University department of Economics Когтева Анна Николаевна к.э.н., доцент НИУ «БелГУ», кафедра «Экономика» ko gteva@bsu.edu.ru Kogteva A.N. C.e.s, A.P.

Belgorod State National Research University department of Economics Герасимова Н.А. к.э.н., доцент НИУ «БелГУ», кафедра «Экономика» ngerasimova@bsu.edu.ru Gerasimova N.A. C.e.s, A.P.

Belgorod State National Research University department of Economics

Аннотация: изложены результаты оценки Стратегии развития города Белгорода до 2025 года за I полугодие 2014 года с точки зрения уровня достижения индикаторов качества жизни; сделаны выводы об уровнях достижения индикаторов качества жизни и уровне выполнения Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на I полугодие 2014 года. Abstract: paper describes the results of the evaluation strategy for the development of the city of Belgorod until the year 2025 for the first half year 2014 year in terms of the level of achievement of the indicators of the quality of life; conclusions are drawn about levels of achievement indicators of the quality of life and the level of implementation of the development strategy of the city of Belgorod until 2025 at the first half year of 2014 years.

Ключевые слова: Стратегия развития города Белгорода до 2025 года, индикаторы качества жизни.

Key words: strategy of development of city of Belgorod to 2025 year, indicators of quality of life.

Белгородская область входит в состав центрально-черноземного экономического района (ЦЧР) и Центрального федерального округа, является пограничной. Площадь области в административных границах составляет 27,1 тыс. км . Удельный вес региона в территории России составляет 0,2%. В целом по России область занимает по территории 71 место, по численности населения 31 место и 6 в Центральном федеральном округе.

Область насчитывает 21 район и областной центр, 10 городов (6 - областного подчинения), 20 поселков городского типа, 335 сельских округов и 1577 сельских населенных пунктов. Города в Белгородской области преимущественно относятся к малым (до 50 тыс. жителей), исключение составляют г. Белгород (347 тыс. чел.) и г. Ст. Оскол (222 тыс. чел.)

По итогам Всероссийской переписи населения численность постоянного населения области составила 1512,4 тыс. человек, в том числе городского -986,3 (65,2%), сельского - 526,1 (34,8%) тыс. человек. Плотность населения равна 55,7 человека на 1 км . Средний возраст населения составляет 39,1 года, в том числе мужчин - 36,3, женщин - 41,5 года.

Оценка реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 го-да[1]за I полугодие 2014 года выполнялась с точки зрения уровня достижения индикаторов качества жизни, с использованием внутренних данных МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий»; показатели, которые рассчитываются только по итогам года, представлены результатами, достигнутыми на конец 2013 года (рис.1).

В результате нами был сделан вывод о том, что на текущий период в среднем реализация Стратегии превысила на 17% плановый показатели 2016 года. Причиной этому стало превышение среднего уровня достижения индикаторов качества жизни отметки в 50%, запланированной ходом реализации Стратегии на I полугодие 2014 года.

Рис. 1. Анализ выполнения Стратегии развития города Белгорода до 2025 г. в разрезе индикаторов качества жизни за I полугодие 2014г.

Наибольший вклад внесли такие индикаторы качества жизни, как индекс интеллектуального потенциала населения, инфраструктурный индекс и индекс безопасности жизнедеятельности, уровни достижения которых составили, соответственно, 254,24%, 131,73% и 114,85%. Наибольших успехов среди всех индикаторов качества жизни удалось достигнуть индексу интеллектуального потенциала населения, рост уровня достижения которого по сравнению с 2012 годом составил 2,8 раза. Также превысить уровень достижения по отношению к 2012 году удалось индексу безопасности жизнедеятельности и индексу социального благополучия в 1,44 раза и 1,14 раза соответственно. Оставшиеся индексы - инфраструктурный, экономического развития, здоровья и гражданской

ответственности - снизили свой уровень достижения по сравнению с 2012 годом.

Но в целом за счет взаимного влияния это не повлекло отрицательного воздействия на направления Стратегии, уровни достижения которых по сравнению с плановыми показателями 2016 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни достижения направлений Стратегии развития города Белгорода

до 2025 года на I полугодие 2014 года

Направление Стратегии, Индекс Уровень достижения, %

Обеспечение устойчивого развития 98

города

Инфраструктурный индекс 131,73

Индекс экономического развития 63,28

Инвестиции в человека 139

Индекс здоровья 80,75

Индекс интеллектуального потен- 254,24

циала

населения

Индекс безопасности жизнедеятель- 114,85

ности

Индекс социального благополучия 106,27

Формирование городского солидар- 71

ного

сообщества как социальной корпо-

рации

Индекс гражданской активности 71

Стратегия развития города Белгоро- 117,45

да

В свою очередь, достигнуть указанных уровней по направлениям Стратегии и индексам позволили уровни достижения индикаторов качества жизни, составляющие последних.

Превысить на 34% уровень 2016 года инфраструктурному индексу позволили, в первую очередь, доля ветхого и аварийного жилого фонда и удовлетворенность населения благоустройством города, уровень достижения которых составил, соответственно, 357,15% и 107%, а также другие его составляющие индикаторы, уровень достижения которых превысил запланированный на I полугодие 2014 года уровень в 50% . А именно уровню надежности предоставления коммунальных услуг не хватило

0,65%, чтобы соответствовать плановому уровню 2016 года (99,65%). Уровень достижения индекса энергоэффективности составил 84,03%, что превышает плановый уровень 2015 года, а уровни достижения удовлетворенности населения жилищно-коммунальными и транспортными услугами превысили плановый уровень конца 2014 года и составили 68,67% и 73,89% соответственно.

Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что уровень достижения индекса экономического развития на I полугодие 2014 года составил 63,28%, что также превышает плановый уровень в 50% и соответствует уровню конца 2014 года. Это явилось заслугой валового муниципального продукта на душу населения, доли малых инновационных предприятий в общем объеме малых предприятий и удовлетворенности населения экономическим развитием города, уровни достижения которых на текущий период превысили плановый показатель 2016 года. Однако, стоит отметить, что в составе индекса экономического развития присутствуют и такие индикаторы качества жизни, уровни достижения которых намного ниже плановых 50%, а именно объем инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования на душу населения (20,36% - уровень 2012 года), оборот розничной торговли (9,27%, что даже не достигает уровня 2012 года), удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (32%, что не достигает уровня 2013 года) и бюджетообес-печенность на одного жителя (37,67%, что также меньше планового уровня 2013 года).

Наибольшее влияние, по нашему мнению, на уровень достижения индекса здоровья (80,75%, что соответствует плановому уровню 2015 года) оказал показатель первичной заболеваемости взрослого населения на 100000 человек, уровень достижения которого на I полугодие 2014 года превысил плановый уровень 2016 года на 18%. При этом ожидаемой продолжительности жизни при рождении, показателям смертности и рождаемости на 1000 жителей и показателю младенческой смертности на 1000 человек, родившихся живыми, не хватило от 8% до 4%, чтобы соответствовать плановому уровню 2016 года. Уровень достижения удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи превысил плановый уровень конца 2014 года на 11% (71%), а уровень достижения доли здоровых детей по результатам диспансеризации первого года

жизни - плановый уровень I полугодия 2014 года на 3% (53,59%). Также стоит отметить, что среди индикаторов качества жизни, составляющих индекс здоровья, присутствует доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, уровень достижения которой характеризуется уровнем 2012 года (26,12%).

Превысить в 2,5 раза уровень 2016 года индексу интеллектуального потенциала населения позволило, в первую очередь, число победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей регионального уровня и выше, уровень достижения которого превысил плановый уровень 2016 года в 129,5 раз, а также другие его составляющие индикаторы, уровень достижения которых превысил плановый уровень 2016 года - охват детей дошкольным образованием (116,2%), удовлетворенности населения качеством дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, предоставляемых услуг в сфере культуры (135,9%, 102,45%, 119,73%, 112,5% соответственно).

Уровень достижения индекса безопасности жизнедеятельности на I полугодие 2014 года составил 114,85%, что также превышает плановый уровень 2016 года на 14%. Это явилось заслугой, в первую очередь, индекса вероятности гибели граждан от неестественных причин и удельного веса преступлений на 100000 населения, уровни достижения которых на текущий период превысили плановый показатель 2016 года на 77% и 42% соответственно, а также индекса экологического благополучия, уровня производственного травматизма на 1000 работающих, площади зеленых насаждений общего пользования на одного жителя и удовлетворенности населения уровнем и качеством общественной безопасности, чьи уровни достижения превышают плановый показатель 2015 года.

Наибольшее влияние на уровень достижения индекса социального благополучия (106,27%, что превышает плановый уровень 2016 года на 6%) оказали уровень зарегистрированной безработицы и покупательская способность, уровни достижения которых на I полугодие 2014 года превысили плановый уровень 2016 года на 94% и 6% соответственно, а также доля малообеспеченных граждан, отношение годовой среднемесячной начисленной заработной платы к про-

житочному минимуму, обеспеченность жильем, индекс фондов, уровни достижения которых, в свою очередь, превысили плановый уровень 2015 года, и годовая среднемесячная начисленная заработная плата, чей уровень достижения на I полугодие 2014 года превысил плановый уровень конца 2014 года.

И, наконец, уровень достижения индекса гражданской ответственности на I полугодие 2014 года составил 71%, что превышает плановый уровень конца 2014 года на 11%. Это произошло, на наш взгляд, благодаря уровню достижения количества социальных инициатив, который составил 115% и превысил плановый уровень 2016 года. Также свой вклад внесли индекс солидарности, уровень достижения которого превысил плановый уровень 2015 года на 2%, и доля социально-активной молодежи с уровнем достижения в 77,86%, что превышает плановый уровень конца 2014 года на 17%. Но также стоит отметить, что в состав индекса гражданской ответственности вошли и такие индикаторы качества жизни, уровни достижения которых менее планового уровня, определенного на I полугодие 2014 года, а именно удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа «Город Белгород», чьему уровню достижения не хватило 2% до плановых 50% (48,05%), и количество граждан, охваченных ТОС, уровень достижения которого на 11% превысил уровень 2012 года (31,43%).

Таким образом, на основе проведенного анализа реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и выполнения плана действий органов местного самоуправления за I полугодие 2014 года можно сделать следующие выводы:

1. Во-первых, перевыполнение установленных на I полугодие 2014 года плановых показателей возможно как из-за более эффективного выполнения программ, проектов и мероприятий, так и заниженных плановых значений индикаторов качества жизни.

2. Во-вторых, занижение плановых значений индикаторов качества жизни требует внесения корректировок в Стратегию развития города до 2025

года и учета уточненных данных при разработке муниципальных программ на 2015-2020 годы.

3. В-третьих, также перевыполнение установленных плановых уровней по тем или иным индикаторам может свидетельствовать о высокой удельной эффективности бюджетного финансирования на каждый авансированный рубль, что показывает необходимость снижения бюджетного финансирования с точки зрения наличия бюджетного ограничения и повышения экономической эффективности по другим направлениям Стратегии.

4. В-четвертых, исходя из предыдущего пункта, недовыполнение плановых уровней по тем или иным индикаторам может свидетельствовать, наоборот, о низкой удельной эффективности бюджетного финансирования и говорить о необходимости изыскания возможности увеличения бюджетного финансирования.

Библиографический список

1. Стратеги развития города Белгорода до 2025 года [Электронный ресурс]/ Решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года № 413 (в ред. от 25.10.2011 № 531). - Режим доступа: beladm.ru/basa/decisions/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.