Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / коррупционный риск / классификация рисков / оценка риска / противодействие коррупции в образовании / corruption / corruption risk / risk classification / risk assessment / anti-corruption in education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилевская Елена Евгеньевна, Крылова Татьяна Валентиновна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

В статье сформирован подход к оценке коррупционных рисков в системе высшего образования. Проанализированы основные правовые акты по противодействию коррупции, рассмотрены современные подходы к управлению неправомерными действиями, сформирована классификация коррупционных рисков и определены последствия их возникновения. Впервые приведена классификация коррупционных рисков в высшем образовании по сферам их возникновения и участвующим субъектам, также раскрыты последствия коррупции, что позволило авторам разработать методы оценки коррупционных рисков в сфере высшего образования. Предложенные авторами подходы к оценке коррупционных рисков могут быть использованы для совершенствования управления ими на основе приведенной классификации для сферы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилевская Елена Евгеньевна, Крылова Татьяна Валентиновна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article forms an approach to the assessment of corruption risks in the higher education system. The main legal acts on combating corruption are analyzed, modern approaches to the management of illegal actions are considered, a classification of corruption risks is formed and the consequences of their occurrence are determined. For the first time, the classification of corruption risks in higher education by the spheres of their occurrence and participating entities is given, the consequences of corruption are also disclosed, which allowed the authors to develop methods for assessing corruption risks in higher education. The approaches proposed by the authors to the assessment of corruption risks can be used to improve their management based on the above classification for higher education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 377.6

кандидат экономических наук, доцент Данилевская Елена Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Костромской государственный университет» (г. Кострома);

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Татьяна Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье сформирован подход к оценке коррупционных рисков в системе высшего образования. Проанализированы основные правовые акты по противодействию коррупции, рассмотрены современные подходы к управлению неправомерными действиями, сформирована классификация коррупционных рисков и определены последствия их возникновения. Впервые приведена классификация коррупционных рисков в высшем образовании по сферам их возникновения и участвующим субъектам, также раскрыты последствия коррупции, что позволило авторам разработать методы оценки коррупционных рисков в сфере высшего образования. Предложенные авторами подходы к оценке коррупционных рисков могут быть использованы для совершенствования управления ими на основе приведенной классификации для сферы высшего образования.

Ключевые слова: коррупция, коррупционный риск, классификация рисков, оценка риска, противодействие коррупции в образовании.

Annotation. The article forms an approach to the assessment of corruption risks in the higher education system. The main legal acts on combating corruption are analyzed, modern approaches to the management of illegal actions are considered, a classification of corruption risks is formed and the consequences of their occurrence are determined. For the first time, the classification of corruption risks in higher education by the spheres of their occurrence and participating entities is given, the consequences of corruption are also disclosed, which allowed the authors to develop methods for assessing corruption risks in higher education. The approaches proposed by the authors to the assessment of corruption risks can be used to improve their management based on the above classification for higher education.

Key words: corruption, corruption risk, risk classification, risk assessment, anti-corruption in education.

Введение. Согласно сведениям МВД России в 2022 году 1 место по коррупции занимают взятки [4], которые чаще всего получают педагоги, сотрудники полиции и служащие уголовно-исполнительной системы. При этом преподаватели образовательных организаций берут взятки за успешное прохождение зачетов и экзаменов» [5]. Порядка 72% россиян считают сферу образования коррумпированной [6].

Результаты исследований разными организациями показывают, на протяжении многих лет коррупция в сфере образования занимает третье место [4]. Например, Фонд общественного мониторинга развития системы образования Национальные ресурсы образования на основе опроса 2500 россиян из 82 субъектов опубликовал следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования коррупции

Вопрос анкеты Сфера деятельности

Медицина ГАИ/ГИБДД Образование

Сталкивались ли Вы лично с коррупцией и в какой-либо сфере? 39% 35% 30%

Сталкивались ли со взяточничеством?

Сам предлагал взятку 21% 11% 12%

Давал взятку по принуждению 18% 24% 17%

Сам брал взятку 1% 1% 1%

Как свидетельствуют данные таблицы 1, проблемы коррупции в сфере образования серьезные, и взяточничество - один из самых распространенных видов преступления. Низкий уровень признания о получении взятки (1%) может свидетельствовать о нежелании респондентов признавать свою вину.

Изложение основного материала статьи. Нормативно-правовая база регулирования коррупции подразделяется на:

1. Общее регулирование - на основе ФЗ РФ №273-Ф3 «О противодействии коррупции», который определяет общие положения в области противодействия коррупции.

2. Нормативные акты, формируемые Министерством труда и социальной защиты РФ.

3. Регулирование противодействия коррупции на уровне отрасли осуществляет Министерство образования и науки.

Т.о., основная часть из них регламентирует организационную часть работы по противодействию коррупции и

практически не содержат методов оценки риска. Не смотря на постоянное совершенствование законодательства в сфере коррупции, ситуация остается крайне острой и ухудшается с каждым годом. Для данного исследования наибольший интерес представляет Письмо Минобрнауки России от 06.08.2013 N 12-925, в котором раскрываются все основные типовые ситуации возникновения коррупционных рисков.

В таблице 2 представлены основные этапы оценки и предотвращения коррупционных рисков.

Таблица 2

Этапы оценки и предотвращения коррупционных рисков

Этап Содержание этапа

Подготовительный • иницирование проведения оценки коррупционных рисков; • выбор методики и плана реализации оценки; • установление ответственных за осуществление оценки, определение полномочий и обязанностей; • формирование списка и сбор соответствующих документов.

Описание бизнес-процессов • изложение видов деятельности предприятия в виде бизнес-процессов; • представление подпроцессов, входящих в бизнес-процессы.

Идентификация коррупционных рисков определение критических точек в каждом бизнес-процессе и всестороннее рассмотрение возможностей осуществления коррупционных рисков в каждой критической точке.

Анализ коррупционных рисков • составление "коррупционных схем"; • составление списка должностей сотрудников предприятия, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения в критической точке.

Ранжирование коррупционных рисков • определение вероятности осуществления и потенциального ущерба от коррупционного риска; • классификация коррупционных рисков по уровням значимости; • установление приоритетов в процессе минимизации коррупционных рисков.

Подготовка мер по минимизации коррупционных рисков Разработка вариантов по минимизации всех или наиболее значимых идентифицированных коррупционных рисков.

Оформление, согласование и утверждение результатов оценки коррупционных рисков Составление и согласование с руководителем предприятия матрицы коррупционных рисков и списка должностей в рамках данного коррупционного риска.

Следует отметить, что эффективность оценки коррупционных рисков во многом зависит уровня профессионализма специалиста, осуществляющего данную оценку. К тому же ситуация может меняться, и тогда процесс оценки коррупционных рисков становится постоянной систематической работой. Только в этом случае можно контролировать коррупционные риски и их предотвращать.

В настоящее время основным методом управления коррупционными рисками является составление карты коррупционных рисков (далее Карта). Существует множество методических указаний по разработке карт. Например Сибирским федеральным университетом разработана Методика разработки коррупциогенной карты рабочего места руководителя образовательной организации [1]. По мнению авторов, процесс формирования Карты включает несколько этапов: идентификация бизнес процессов, выявление в их составе критических точек, представление вероятных правонарушений и в результате этого создание самой Карты, представляющей собой таблицу и включающей в себя следующие показатели: коррупционно опасные полномочия, должность, вероятные ситуации, уровень риска и действия по меры по устранению данного риска.

Следовательно, управление коррупционными рисками является необходимым условием нормального функционирования образовательного учреждения. Качественное управление любым объектом возможно при условии его полной характеристики. Характеристика коррупционных рисков должна включать сферу возникновения, участников коррупционных действий и последствий риска.

На основании этого в качестве первого признака классификации устанавливаем сферу возникновения. Для образовательных учреждений характерны организационые процессы, технические, экономические и социальные (социально-психологические), можно выделить в отдельную группу риски, характерные для конкретного образовательного учреждения. В таблице 3 представлены виды рисков во взаимосвязи с факторами.

Таблица 3

Виды коррупционных рисков во взаимосвязи с факторами

Факторы возникновения коррупционных рисков Виды рисков

1. Организационные • Лицензирование образовательной деятельности. • Штатное расписание. • Формирование отчетности о деятельности образовательного учреждения. • Взаимодействие с органами власти и другим контрагентами.

2. Технические • Несоответствующее качество технической базы для формирования информации. • Утечка данных о деятельности университета, в том числе персональных. • несанкционированный доступ к информационным ресурсам.

3. Экономические • Нецелевое использование средств и имущества образовательного учреждения. • Неправомерное списание товарно-материальных ценностей. • Несвоевременная постановка/непостановка на учет товарно-материальных ценностей. • Формирование фонда оплаты труда. • Государственные закупки.

4. Социальные (социально-психологические) • Давление со стороны руководства. • Взятки за сдачу экзаменов/зачетов. • Вымогательство. • Взаимодействие с родителями учащихся.

5. Уникальные Специфические риски для конкретного образовательного учреждения.

Следующим этапом исследования является определение коррупционных рисков по взаимодействию членов бизнес-процессов. Важным условием становится определение последствий противоправных действий. В таблицах 4-7 отражены виды коррупционных рисков по факторам и определены последствия их наступления. Кроме того, для оценки уровня «опасности» каждого вида риска необходимо определить последствия их наступления.

Уникальные риски характерны для конкретного вуза, поэтому в данной статье они не рассматриваются.

Таблица 4

Состав коррупционных рисков по организационным факторам и их последствия

Вид деятельности Участники Виды коррупционных рисков Последствия наступления коррупционных рисков

Лицензирование, аккредитация. Руководящий состав ВУЗа, представители проверяющих организаций. Взятка, подкуп должностного лица. Снижение репутации/имиджа образовательного учреждения, падение рейтинга ВУЗа.

Штатное расписание. Руководящий состав ВУЗа. Прием на работу «удобного персонала». Низкий/несоответствущий уровень квалификации кадров, слабый уровень научной работы.

Формирование отчетности. Руководящий состав ВУЗа. Предоставление недостоверной информации о деятельности ВУЗа. Увеличение количества проверок, падение рейтинга ВУЗа.

Формирование фонда оплаты труда. Руководящий состав ВУЗа. неправомерное распределение премиального фонда. Необоснованный расход средств, ухудшение финансового положения учреждения.

Таблица 5

Состав коррупционных рисков по техническим факторам и их последствия

Вид деятельности Участники Виды коррупционных рисков Последствия наступления коррупционных рисков

Формирование конфиденциальной информации. Руководящий состав ВУЗа, сотрудники, имеющие доступ к информации. «Слив» информации третьим лицам за вознаграждение. Репутационные риски.

Таблица 6 - Состав коррупционных рисков по экономическим факторам и их последствия

Вид деятельности Участники Виды коррупционных рисков Последствия наступления коррупционных рисков

Госзакупки Руководящий состав ВУЗа, участники тендеров (поставщики). Подкуп лиц, принимающих решение по закупке, пользование закрытой информацией. Ухудшение материального положения ВУЗа.

Хозяйственная деятельность Руководящий состав ВУЗа, сотрудники, которые имеют право распоряжаться имуществом. • Нецелевое использование средств и имущества образовательного учреждения. • Неправомерное списание товарно-материальных ценностей. • Несвоевременная постановка/непостановка на учет товарно-материальных ценностей. • Неправомерное формирование фонда оплаты труда. Ухудшение финансово-экономического положения ВУЗа, недостаток денежных средств для осуществления деятельности, падение рейтинга ВУЗа.

Таблица 7

Состав коррупционных рисков по социальным (социально-психологическим) факторам и их последствия

Вид деятельности Участники Виды коррупционных рисков Последствия наступления коррупционных рисков

Трудовые отношения Руководящий состав ВУЗа - сотрудники. Давление со стороны руководства. Потеря квалифицированных кадров, снижение научного потенциала, наличие «псевдо-студентов».

Учебная деятельность Преподаватель-студент. Вымогательство, взятки, «дополнительное» консультирование. Неравноправие студентов, снижение качества образования, снижение этических стандартов, потеря репутации ВУЗа, снижение количества студентов.

Исходя из информации, представленной в таблицах 4-7, считаем, что социальные (социально-психологические) риски, с одной стороны, самые распространенные, с другой - наиболее опасны, поскольку влияют не только на внутреннюю среду ВУЗа, но и на внешнюю. Рассматривая риски в организационной и экономической сферах, можно сделать вывод о том, что влияние в большей степени ухудшает экономическое положение образовательного учреждения. Риски технической сферы -это репутация ВУЗа. Социальная сфера, по сути, направлена на выполнение основной функции образовательного учреждения - реализация учебного процесса. По численности участников - это самая массовая сфера. Риски, возникающие в ней, могут затронуть всех студентов и преподавателей. При наличии так называемых «схем» сдачи зачетов и экзаменов, информация распространяется очень быстро. ВУЗ, зарекомендовавший себя как оказывающий некачественное образование и содержащий в штате непрофессионалов, рискует потерять потенциальных студентов. А низкий уровень образования выпускников способствует снижению качества человеческого капитала.

Среди причин коррупции в учебном процессе, как правило, называют маленькие размеры оплаты труда преподавателей, неравномерность оплаты их труда по регионам. Тем не менее, необходимо указать и этическую сторону проблемы - падение нравственности, снижение статуса учителя, деградация общества.

Также средством оценки коррупционных рисков выступает составление матрицы коррупционных рисков, процедура формирования которой раскрыта Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд [7]. В системе высшего образования для построения данной матрицы использованы не только вышеназванные Методические рекомендации, но и практика их разработки по операциям государственных закупок. Примерный вариант матрицы представлен в таблице 8.

Таблица 8

Примерный вариант матрицы коррупционных рисков в системе высшего образования

Вероятность реализации Очень часто Взятки

Высокая частота Давление со стороны руководства Нецелевое использование имущества и ресурсов Вымогательство, взятки, «дополнительное» консультирование

Средняя частота подкуп должностного лица, неправомерное распределение премиального фонда Подкуп лиц, принимающих решение по закупке, пользование закрытой информацией Прием на работу «удобного персонала»

Низкая частота Предоставление недостоверной информации о деятельности ВУЗа

Очень редко «слив» информации третьим лицам за вознаграждение

Очень легкий Легкий Средней тяжести Значительный Очень тяжелый

Потенциальный вред

Следует отметить, что каждый ВУЗ имеет свои особенности, разный уровень коррупции, разную репутацию. Следовательно, содержание матрицы другого образовательного учреждения может отличаться от приведенного варианта. При оценке коррупционных рисков в образовательном учреждении должен быть использован индивидуальный подход, систематическая основа и учет силы влияния факторов и/или их изменения.

Выводы. Высокий уровень коррупции в России объясняется, прежде всего, безнаказанностью. Об этом свидетельствуют исследования Левада-Центр [10]. Причем, как показывает практика, чем выше должность коррупционера, тем больше безнаказанность. И это несмотря на то, что установленные Законом РФ «О противодействии коррупции» принципы противодействия коррупции включают в себя законность, открытость, публичность и неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений [13].

По результатам исследования была сформирована классификация факторов, позволяющих правильно оценивать коррупционные риски в целях своевременного выявления и управления ими. Обозначенный метод оценки рисков обусловлен четким пониманием видов риска, причины и возможные сферы их возникновения. Исследование методических рекомендаций и опыта формирования матрицы коррупционных рисков в сфере государственных закупок позволило построить матрицу коррупционных рисков для сферы высшего образования, что имеет практическое применение для оценки рисков образовательных учреждений.

Литература:

1. Методика разработки коррупциогеиной карты рабочего места руководителя образовательной организации / Воронцова И.П., Красноусов С.Д., Терешкова В.В., Хлонова Н.В. - Красноярск: СФУ, 2015. - 148 с.

2. Карта коррупционно-опасных функций, коррупционных рисков и мер их минимизации в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки [утв. Рособрнадзором 25.01.2021]. - URL: https://sudact.ru/law/karta-korruptsionno-opasnykh-funktsii-korruptsionnykh-riskov-i-mer/ (дата обращения 01.06.2023)

3. Коррупция в сфере образования: серия «Правовое просвещение населения» / Тихомирова Е.Ю., Максимов A.A., Баталин A.B., Петров Е.Е. - Петрозаводск: КарНЦ РАН, - 2018. - 15 с.

4. Коррупция в цифрах. Фонд Национальные ресурсы образования // URL: https://nro.center/wp-content/uploads/2019/04/broshura-korruptsiya.pdf/ (дата обращения 01.06.2023)

5. Матрица коррупционных рисков. - URL: https://sudact.ru/law/metodicheskie-rekomendatsii-po-vyiavleniiu-i-minimizatsii-korruptsionnykh/metodicheskie-rekomendatsii/3/ranzhirovanie-korruptsionnykh-riskov/tablitsa-3/ (дата обращения 01.06.2023)

6. Методические рекомендации по коррупционным рискам. - URL: https://24.rospotrebnadzor.ru/antikorrupciya/MetodMater/93931 (дата обращения 01.06.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций. - URL: https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/anticorruption/2/14 (дата обращения 01.06.2023)

8. Основные подходы к оценке коррупционных рисков. - URL: www.цнмвл.pф/assets/flles/documents/korupcija/osnovnye-podhody-k-ocenke-korrupcionnyh-riskov.pdf / (дата обращения 01.06.2023)

9. Папуткова, Г.А. Современные подходы к систематизации информационных научно-методических ресурсов / Г.А. Папуткова, И.В. Головина, Т.Ю. Медведева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, - № 4. - С. 13.

10. Подборка данных исследовательских центров и компаний к тематическому выпуску СоциоДиггера «Коррупция» №15. -URL: https://sociodigger.ru/wp-content/uploads/2021/12/data_corruption_122021.pdf/_(flaTa обращения 01.06.2023)

11. Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72655734/ (дата обращения 01.06.2023)

12. Требования к антикоррупционной деятельности в образовательных организациях. - URL: https://rgsu.net/netcat_files/2219/3263/trebovanie_antikorrupzii_v_vuze.pdf (дата обращения 01.06.2023)

13. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЭ. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 01.06.2023)

Педагогика

УДК 382.2

старший преподаватель Дахунова Фатима Каплановна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск); студентка АйбазоваАлина Ибрагимовна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЛЯ ПЕРЕВОДА АНГЛИЙСКИХ

МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ НА РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация. В данной статье рассматриваются интерактивные методы обучения иностранным языкам для перевода английских медицинских терминов на русский язык. Актуальность данной работы обусловлена большой социальной значимостью и важностью осуществления точного перевода медицинских текстов. Во всем разнообразии - описание истории болезни, инструкция к применению препаратов, описание заболевания, схемы лечения и другие - эти тексты представляют собой ту область, в которой недопустима многозначность мысли и неточность формулировок. Практическая значимость: одной из первоочередных задач, которая стоит перед переводчиками медицинских текстов, является создание универсальной терминологической системы, которая отражает современное состояние данной отрасли научного познания. Ввиду того, что наблюдается практически непрерывное появление новых терминов, возникает потребность в их переводе на другие языки для более продуктивного сотрудничества работников, которые заняты в сфере медицины. Ключевые слова: медицинские термины, перевод, врач, научное познание, сотрудничество, стиль.

Annotation. This article discusses interactive methods of teaching foreign languages for translating English medical terms into Russian. The relevance of this work is due to the great social significance and importance of accurate translation of medical texts. In all its diversity - a description of the medical history, instructions for the use of drugs, a description of the disease, treatment regimens and others - these texts represent an area in which ambiguity of thought and inaccuracy of formulations are unacceptable. Practical significance: one of the primary tasks facing translators of medical texts is the creation of a universal terminological system that reflects the current state of this branch of scientific knowledge. Because there is an almost continuous appearance of new terms, there is a need for their translation into other languages for more productive cooperation of workers who are engaged in the field of medicine.

Key words: medical terms, translation, doctor, scientific knowledge, cooperation, style.

Введение. Медицинская терминология - это язык, посредством которого врачи различных направлений общаются друг с другом. Самыми верными в медицинской терминологии надо считать те слова, которые приняты большинством специалистов, понятны всем и ясно воссоздают сущность акта или объекта. Для того, чтобы термин в медицине стал общим достоянием, он должен быть нетрудным и однозначным [1]. Целью исследования является:

- анализ интерактивных методов обучения, дефиниция их сущности, плюсов и минусов в процессе преподавания иностранного языка студентам медицинских ВУЗов;

- выявление особенностей перевода терминологии в медицинских текстах с английского языка на русский. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

-дать определение понятия «термин»;

- рассмотреть особенности перевода медицинских терминов;

- рассмотреть интерактивные методы обучения иностранным языкам доя перевода английских медицинских терминов на русский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.