Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ДЕТИ 6-7 ЛЕТ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калистратова Е. Ю.

В статье актуализируется проблема развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы имеющиеся в науке данные о различных средствах, методах, этапах и формах развития познавательной активности старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калистратова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article actualizes the problem of the development of cognitive activity in older preschool children. The data available in science on various means, methods, stages and forms of development of cognitive activity of older preschoolers are analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

Калистратова Е.Ю. студент магистратуры Научный руководитель: Баранова Э. А., доктор психологических наук

доцент

Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева Россия, г. Чебоксары

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье актуализируется проблема развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы имеющиеся в науке данные о различных средствах, методах, этапах и формах развития познавательной активности старших дошкольников.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, дети 6-7 лет, дети дошкольного возраста.

Kalistratova E. Yu. master student

Supervisor: Baranova E. A., doctor of psychology

associate professor

Chuvash State Pedagogical University named by I. Yakovlev

Russia, Cheboksary

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: The article actualizes the problem of the development of cognitive activity in older preschool children. The data available in science on various means, methods, stages and forms of development of cognitive activity of older preschoolers are analyzed.

Key words: cognitive activity, cognitive activity, cognitive interest, children 6-7years old, preschool children.

Развитие познавательной активности детей является одной из наиболее актуальных проблем в детской психологии, так как качество интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит и от того, как организован процесс обучения, и от наличия обратной связи в этом двухстороннем процессе, а именно, от сформированности познавательной активности самого ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын, О.М. Дьяченко, В.С. Ильин, Н.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Г.А. Щукина). Формирование познавательной активности способствует эффективному саморазвитию дошкольника, развивает такие качества, как гибкость, активность, самостоятельность, креативность, необходимые для дальнейшего развития [10].

В связи с этим в последнее время все больше исследователей обращается к вопросу организации психолого-педагогической деятельности по развитию познавательной активности.

Многие ученые считают общение ребенка с взрослым решающим фактором в развитии и формировании познавательной активности. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой - способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач, в том числе познавательных (М.И. Лисина) [4].

В работах Ф.Н. Блехера, С.И. Волковой, Г.С. Костюк, A.M. Леушиной указано, что значительным потенциалом в развитии познавательной активности старших дошкольников обладают занятия по формированию элементарных математических представлений. При разработке методики формирования этих представлений авторы в первую очередь выделяли такие методы, которые способствуют организации практической деятельности детей и дают возможность использовать математические знания в продуктивной деятельности.

A.M. Леушиной изучались различные вопросы математического развития детей. Успешность обучения математике исследователем ставилась в прямую зависимость от степени сформированности познавательной активности дошкольников, которая существенно возрастала в условиях соединения элементарной математической деятельности с деятельностью конструирования.

В исследованиях Н.Н. Поддьякова подчеркивается, что мощным стимулятором активности детей является проблемность (наличие противоречий, нуждающихся в разрешении). Интегрированное содержание чаще всего основано на проблемности, и, следовательно, имеет значительный потенциал, реализуемый в процессе формирования познавательной активности [3].

Р. А. Орешкина, С. С. Яковлева исследовали возможности метода проекта в развитии познавательной активности. Характерной

особенностью метода проектов является так называемая ситуация неопределенности, которая в свою очередь дает больше возможностей, имеет меньше ограничений, что обеспечивает большее разнообразие способов и средств решения поставленной задачи. В работе этих авторов указано, что познавательная активность появляется только в условиях растущих познавательных потребностей и возможностью их удовлетворения [11]. По их мнению, данные условия могут возникнуть при применении метода проектов в дошкольной практике. Они считают, что метод проектов является эффективным средством развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при обеспечении следующих условий: 1) обеспечение потребности детей к познанию окружающей действительности; 2) создание развивающей предметно-пространственной среды; 3) включение детей в различные виды деятельности в процессе реализации проекта; 4) привлечение родителей к организации всех этапов проекта. Благодаря этим условиям метод проектов активизирует любознательность, творчество, коммуникативные и нравственные качества дошкольников [11].

Проект был реализован поэтапно:

1) мотивирование детей на живое общение (через настольные дидактические игры с использованием сюрпризного момента - появление игр из волшебного ларца). Эта часть состоит из трех блоков, которые призваны вызвать интерес к дидактическим играм и развить познавательную активность, творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Для создания игр были привлечены родители. Первый блок включает 12 игр, задача которых - способствовать развитию познавательной активности детей, познавательных процессов (воображения, внимания, восприятия цвета, размера, формы). Во втором блоке перед детьми ставилась задача изменения сюжета сказки (в наборе 7 сказок для детей). Третий блок предполагал изображение с детьми образов, которые были в предыдущих блоках из материала на выбор (штампы, трафареты пластилин, карандаши, восковые мелки, гель с блестками и др.).

2) создание альбома с работами детей. Организуется инсценировка одной из сказок по новому сюжету.

Е. Е Клопотовой разработана оригинальная методика, моделирующая образовательные ситуации с различным количеством возможных способов действия и позволяющая отследить проявление содержательного и динамического компонентов познавательной активности у дошкольников в этих ситуациях. Методика включала три варианта ситуаций: ситуацию с одним возможным способом действия, ситуацию с двумя возможностями действия и ситуацию с четырьмя возможностями действия. В основу методики была положена доступная и свойственная ребенку дошкольного возраста деятельность -конструирование. Таким образом, было доказано, что структура

образовательной ситуации выступает в качестве значимого фактора развития познавательной активности дошкольников. Используя ситуации с большим количеством возможных вариантов решения задачи, можно стимулировать развитие содержательного и динамического компонентов познавательной активности дошкольников, что подтверждает действенность методики [2].

На взгляд Е.А. Мегединой, эффективными методами и приемами развития познавательной активности в работе с детьми являются следующие:

- создание игровых проблемных ситуаций, требующих максимального «отклика» детей, широкое использование исследовательских вопросов;

- использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи связано с поиском признаков сходства предметов, а также использование универсального дидактического материала (настольно-печатные игры, игры для развития мышления, разнообразные панно; сенсорные поля, игры на составление целого из частей, лабиринты, головоломки, алгоритмы, кубики Никитина; блоки Дьенеша и схемы для их использования, палочки Кюизенера, счетные палочки);

- применение моделирования, пооперационных карт, схем, алгоритмов: использование модели при группировке фигур позволяет детям эффективно определять и запоминать основы группировки; сенсорные модели помогают детям определить конкретные различия в свойствах, а логические модели дают возможность лучше выделить связи, отношения и обобщения.

Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, исследовать предметы и модель. Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств и отношений предметов является увлекательным средством познания [9].

Н.В. Кораблева, Н.Н. Ставринова в качестве эффективных средств развития познавательной активности рассматривают экологическую сказку, которая побуждает детей к самостоятельной познавательной деятельности, развивает эмоциональный внутренний мир. Читая и обсуждая текст сказки, воспитатели используют сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для побуждения детей к самостоятельному поиску, объяснению материала, придумыванию театрализованных и кукольных постановок по сюжетам сказок [5].

О.А. Корецкая формирование познавательной активности у дошкольников осуществляла средствами интеграции кинезиологических практик. Предполагалось, что кинезиологические практики способствуют становлению мозговых уровней, которые, надстраиваясь один над другим, формируются постепенно, включая в себя предыдущие уровни, создавая в

ходе развития онтогенеза зрелую психику ребенка, способную к интеллектуальной деятельности [6]. При воздействии кинезиологическими упражнениями на определенные мозговые уровни, как считает автор, активизируются не только те процессы, которые необходимы, но и те физиологические и психологические системы, которые, казалось бы, не связаны с корректируемым дефицитом познавательной активности, что еще раз показывает зависимость от всех мозговых уровней при их организации в ходе развития. На наглядных примерах автором проиллюстрировано, как «метод замещающего онтогенеза», основанный исключительно на правильной двигательной активности, может сформировать познавательную деятельность.

В.А. Макарова в своем исследовании в качестве эффективных средств развития познавательной активности рассматривает техническое творчество, источником развития которого являются робототехника и легоконструирование [8].

Следуя доказанному тезису А. В. Запорожца и Л. И. Божович, о том, что основой развития побудительных сил деятельности является потребность в познании, М.Н. Корешкова, К.Д. Шикина в качестве средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используют в своем исследовании экспериментирование. Они считают, что экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет старшему дошкольнику наиболее полно смоделировать в своем сознании представление об окружающей действительности и опытным путем создать полную картину мира, развивая при этом познавательную активность [7].

Итак, вопросы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста по-прежнему находятся в центре внимания ученых и практиков. Среди применяемых и рекомендуемых технологий, методов и конкретных приемов предлагаются как довольно широко известные и апробированные, так и весьма необычные, на первый взгляд, не оказывающие непосредственного влияния на развитие познавательной активности детей.

Использованные источники:

1. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие / А. В. Семенович. -Москва: Генезис, 2018. - 15 с.

2. Клопотова, Е. Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Клопотова Екатерина Евгеньевна; Психол. ин-т Рос. акад. образования. - Москва, 2005. - 24 с.

3. Сидорук, Г. Н. Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сидорук Галина

Николаевна; Ин-т развития дошкольного образования РАО. - Москва, 2006. - 25 с.

4. Андреева, Е. С. Педагогические условия развития познавательной активности детей 6-7 лет / Е. С. Андреева, Е. А. Маркушевская // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 26. - С. 183-187.

5. Кораблева, Н. В. Экологическая сказка как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Н. В. Кораблева, Н. Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. -2009. - № 7-2. - С. 69-77.

6. Корецкая, О. А. Развитие познавательной активности у дошкольников средствами интеграции кинезиологических практик / О. А. Корецкая // Наука, техника и образование. - 2021. - № 8(83). - С. 121-123.

7. Корешкова, М. Н. Экспериментальная деятельность в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / М. Н. Корешкова, К. Д. Шикина // Вестник магистратуры. -2015. - № 4(43). Том II). - С. 13-15.

8. Макарова, В. А. Развитие познавательной активности к математике детей старшего дошкольного возраста средствами технического творчества / В. А. Макарова // Инновационная наука. - 2022. - № 11-1. - С. 81-84.

9. Мегедина, Е. А. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания, а также универсального дидактического материала / Е. А. Мегедина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

10. Мойстус, И. А. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / И. А Мойстус // Вестник экспериментального образования. - 2017. - № 37. - С. 1-11.

11. Орешкина, Р. А. Метод проектов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Р. А. Орешкина, С. С. Яковлева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 373-1. - С. 239-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.