УДК 796.015.12:793.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-9-106-111
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ
Л.А. Рапопорт, Д.Р. Веленгурский
Выявлены проблемы танцевального спорта в системе обучения спортсменов начальной специализации на основе анализа существующей научно-методической и нормативно-правовой базы, теоретических исследований и практической работы тренеров танцевально-спортивных клубов.
Ключевые слова: танцевальный спорт, методика обучения, двигательные действия, этап начальной спортивной специализации.
TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF TRAINING IN DANCE MOVEMENTS IN SPORTS DANCES
Rapoport L.A., doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Yekaterinburg, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Velengursky D.R., postgraduate student, [email protected], Russia, Yekaterinburg, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
The problems of dance sports in the system of training athletes of initial specialization are revealed on the basis of the analysis of the existing scientific and methodological, regulatory and legal base, theoretical research and practical work of coaches of dance and sports clubs.
Key words: dance sports, teaching methods, motor actions, stage of initial sports specialization.
Рапопорт Леонид Аронович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Екатеринбург, Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Веленгурский Дмитрий Русланович, аспирант, Velе[email protected], Россия, Екатеринбург, Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Обновление системы подготовки спортсменов - одна из приоритетных задач физической культуры и спорта, обусловленная высокими потребностями населения в качественных услугах этой сферы. Сегодня танцевальный спорт имеет ряд проблем, связанных с развитием научно-методического обеспечения системы подготовки спортсменов, преимущественно на этапе начальной спортивной специализации [3, 4, 6, 7].
В ходе анализа научно-методической литературы выявлен дефицит исследовательского материала по педагогическим основам организации тренировочного процесса. Этап начальной специализации предъявляет высокие требования к подготовке спорт -сменов, занимающихся спортивными танцами. В учебно-методической документации Всемирной федерации танцевального спорта подробно описывается техника элементов, работа корпуса, стоп и т. п., при этом рекомендации о способах, приемах и методиках обучения не приводятся. Верификация наблюдений практической работы тренеров танцевально-спортивных клубов также показала недостаточную разработанность методологической и технической составляющей тренировочного процесса.
По результатам анализа научных данных в области танцевального спорта выявлено отсутствие научно обоснованных разработок по организации, планированию и контролю тренировочного процесса на всех этапах подготовки. При наличии научных работ и методической литературы отсутствует индивидуализированная система обучения юных танцоров.
Анализ научных данных в исследуемой области установил отсутствие научно обоснованных разработок в построении тренировочного про -цесса, планировании и контроле спортсменов на всех этапах подготовки, о параметрах нагрузки танцоров, системах восстановления.
Потребность в обновлении подходов к процессу подготовки спортсменов определена Стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года (далее Стратегия) и федеральным проектом -«Спорт - норма жизни». Данные документы модерируют национальные цели и задачи государственной политики в сфере физической культуры и спорта, в частности, «совершенствование системы спортивной подготовки детей и молодежи...», а также «повышение эффективности системы поиска, отбора и сопровождения спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки». В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» уделяется внимание обновлению методик проведения занятий физической культурой и спортом, а также совершенствованию федерального стандарта и программ подготовки спортсменов по видам спорта на всех этапах специализации с учетом современного уровня развития мирового спорта и науки.
Цель исследования - выявить современные проблемы танцевального спорта на основе анализа существующей научно -методической базы и практической работы тренеров танцевально- спортивных клубов.
Задачи исследования:
- проанализировать актуальные научно-методические источники, теоретические положения и программы подготовки танцоров начальной специализации, особенности развития современного танцевального спорта;
- обозначить противоречия развития танцевального спорта на основе полученных данных.
Методика и организация исследования. При решении поставленных задач использовались: анализ нормативно-правовых, научных и научно-методических источников, педагогическое наблюдение, синтез теоретических положений, изучение педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение. Танцевальный спорт - это сложнокоординационный неолимпийский вид спорта, в котором происходит усиление спортивной составляющей и требуется обновление научного обоснования тренировочного процесса, переосмысление устояв -шихся методов, средств обучения и форм.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «танцевальный спорт», утвержденный приказом Министерства спорта Российской Федерации № 396 от 01 июня 2021 года, предъявляет конкретные требования к составлению программ подготовки спортсменов. На практике эти требования не соблюдаются. Большая часть танцевально-спортивных клубов являются частью организаций культуры или образования, что обязывает тренеров составлять дополнительные программы обучения, критерии которых не соответствуют спортивным, а разделение на этапы спортивной подготовки отсутствуют.
Повышение качества уровня научно-методического обеспечения танцоров требует особого внимания, необходимы кардинальные изменения в устоявшихся системах подготовки, где невозможно обойтись простым указанием по разработке научных основ организации тренировочного процесса. Сегодня в тренировочном процессе танцоров традиционно используется форма обучения «мастер-класс» (или система копирования). Основа такого обучения построена на методе подражания и освоения крупных и сложных элементов, при этом методические рекомендации, детализация двигательных действий не применяется. Зарубежная тренерская практика всегда была направлена на акцентирование внимания на личном образно-ассоциативном ощущении и собственном понимании технико-тактических действий, а также использовании личного опыта в тренировочно-соревновательной деятельности.
Аналитический обзор научно-методической литературы подтверждает дефицит экспериментальной базы, отсутствие общепринятых мето -дик построения тренировок, исследований и рекомендаций специалистов-практиков танцевального спорта.
Превалирующая часть специальных, обучающих изданий не имеет аналогов на русском языке, что приводит к различным интерпретациям переводов. В методических материалах Всемирной федерации танцевального спорта отсутствуют рекомендации по обучению спортсменов, пособия по европейским и латиноамериканским танцам ведущих мировых специалистов не могут служить средством информации по обучению детей начальной спортивной специализации [5]. Несмотря на большое количество научных работ и методической литературы, в танцевальном спорте отсутствуют теория спортивной подготовки танцоров и научно обоснованные программы обучения. Кроме того, техническая подготовка танцоров начальной спортивной специализации представлена в форме описания техники выполнения отдельных танцевальных элементов соревновательной программы. В танцевальном спорте отсутствуют методические разработки построения тренировочного процесса и планирования этапов спортивной подготовки.
В сфере танцевального спорта выявлены единичные научные работы, в которых были описаны различные стороны подготовки спорт -сменов-танцоров (В.Б. Бутузова, И.Е. Ересько, Е.В. Ленская, Е.В. Путин-цева, В.А. Сивицкий, М.А. Терехова и др.). Ряд авторов и экспертов в танцевальной сфере предлагают авторские общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения (О.В. Антипина, Д.И. Грачев, И.А. Зуева, Е.Г. Игнатенко, A.A. Коваленко, М.А. Танеева, О.С. Шнейдер), но, к сожалению, не объединенные в единую систему [1, 2, 7-9].
Е.В. Путинцева описала структуру видов начальной подготовки в спортивных танцах. В своей работе автор разработала приемы подготовки юных танцоров к условиям спортивных конкурсов на основе моделирования соревновательных ситуаций в виде деловых игр «Мини-конкурсов». Диссертационная работа не содержит описания примененных методов обучения танцоров на этапе начальной спортивной специализации [7].
И.Е. Ересько в диссертации «Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии» раскрыла особенности методики обучения танцоров начальной специализации с использованием хореографии, а также классифицировала средства хореографии в танцевальном спорте на этапе начальной специализации и усовершенствовала критерии хореографической подготовленности танцоров 7-9 лет. В своем исследовании автор ориентируется на использование общепринятых методов обучения, не учитывая индивидуальные особенности юных танцоров, предпочитая фронтальную и групповую системы организации тренировочного процесса [1].
Научно-методическая информация встречается не только в диссертационных работах, но и в некоторых программных разработках, например, в программе спортивной подготовки по виду спорта «Танцевальный спорт», разработанной группой тренеров и судей [6]. На сегодняшний день данная программа является наиболее полным методическим документом, содержащим важные аспекты подготовки спортсменов. В программе описаны технологии, применяемые в работе тренеров-преподавателей со спортсменами. Изучение спортивного танца представлено в виде набора фигур, рекомендованных федерацией танцевального спорта с использова -нием метода усложнения, фронтального метода и метода повтора [9].
Заключение. Анализ научно-методической литературы и современных проблем танцевального спорта актуализирует необходимость реформирования методов и форм спортивной тренировки в данном виде спорта по причине отсутствия теоретических основ организации тренировочного процесса. Поиск новых форм, методов и средств обучения, ориентированных на индивидуальный подход в тренировочной практике, - одна из основных проблем на современном этапе развития танцевального
спорта. Анализ существующих спортивных программ танцевальной подготовки на этапе начальной спортивной специализации показал, что использование фронтального способа организации занятий порождает одно из самых важных противоречий между стремлением тренеров обучить юных спортсменов эффективной технике и отсутствием экспериментальных методов и технологий обучения юных спортсменов на этапе начальной специализации.
Список литературы
1. Ересько Е.И. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2005. 189 с.
2. Карпенко Л.А. Сивицкий В.А.Базовая подготовка в спортивных танцах на паркете // Ученые записки университета имени Лесгафта. 2009. № 5. (51) С. 36-40.
3. Лопушанская А-М.С. Актуальность создания методических рекомендаций по совершенствованию технической подготовленности в танцевальном спорте // Ученые записки университета имени Лесгафта.
2020. № 5 (183). С. 248-252.
4. Мордвинцев А.А. Система движений и действий в танцевальном спорте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.
2021. № 1-1 (51). С. 136-140.
5. Мур А. Бальные танцы / пер. с англ. М.: АСТ «Астрель», 2004.
319 с.
6. Программа спортивной подготовки по виду спорта «Танцевальный спорт» / Е.Г. Ярошенко [и др.]. Краснодар, 2017. 153 с.
7. Путинцева Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
8. Терехова М.А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 168 с.
9. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во «Синус Пи», 136 с.
References
1. Eres'ko E.I. Metodika sovershenstvovaniya trenirovochnogo processa tancorov 7-9 let na osnove ispol'zovaniya sredstv horeografii [Methodology for improving the training process of dancers aged 7-9 years based on the use of choreographic means]: dis. ... cand. ped. sciences. Khabarovsk, 2005. 189 p.
2. Karpenko L.A. Sivickij V.A.Bazovaya podgotovka v sportivnyh tancah na parkete [Basic training in sports dancing on the parquet] // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta [Scientific notes of the Lesgaft University]. 2009. No. 5. (51) P. 36-40.
3. Lopushanskaya A-M.S. Aktual'nost' sozdaniya metodicheskih rekomendacij po sovershenstvovaniyu tekhnicheskoj podgotovlennosti v tanceval'nom sporte [The relevance of creating methodological recommendations for improving technical preparedness in dance sports] // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta [Scientific notes of the Lesgaft University]. 2020. No. 5 (183). P. 248-252.
4. Mordvincev A.A. Sistema dvizhenij i dejstvij v tanceval'nom sporte [System of movements and actions in dance sport] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestven-nyh nauk [International journal of the humanities and natural sciences]. 2021. No. 1-1 (51). P. 136-140.
5. Mur A. Bal'nye tancy [Ballroom dancing] / per. from english. M.: AST "Astrel", 2004. 319 p.
6. Programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «Tanceval'nyj sport» [The program of sports training in the sport "Dance sport"] / E.G. Yaroshenko [et al.]. Krasnodar, 2017. 153 p.
7. Putinceva E.V. Struktura vidov nachal'noj podgotovki detej 7-9 let v sportivnyh tancah [The structure of the types of initial training of children 7-9 years old in sports dances]: author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2008. 24 p.
8. Terekhova M.A. Metodika fizicheskoj podgotovki tancorov 10-11 let na etape nachal'noj sportivnoj specializacii [Methods of physical training of dancers aged 10-11 at the stage of initial sports specialization]: dis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2008. 168 p.
9. Shutikov Yu.N. Uchebno-metodicheskie rekomendacii po organizacii raboty s celym klassom v nachal'noj shkole po ritmike, ritmoplastike i bal'nym tancam [Educational and methodological recommendations for organizing work with the whole class in elementary school on rhythm, rhythmoplasty and ballroom dancing]: study method. allowance. St. Petersburg: Sinus Pi Publishing House, 136 p.