XVМеждународная научно-практическая конференция
УДК 37
Чудиновских Анатолий Владимирович Chudinovskikh Anatoliy V.
кандидат биологических наук, доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина; Екатеринбург. candidate of biologicheskikh science, dotsent Ural Federal University.
Веленгурский Дмитрий Русланович Velengurskiy Dmitriy R., магистрант Уральского федерального университета.
magistrant Ural Federal University.
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦАМ
THE USE OF MODULAR TECHNOLOGY IN TEACHING CHILDREN
SPORTS DANCING
Аннотация: Представлены данные об эффективности начального обучения двигательным действиям в танцевальном спорте, с применением модульной технологии.
Ключевые слова: спортивный танец, начальное обучение, модульная технология, индивидуализация обучения.
Abstract: The paper presents data on the effectiveness of the initial training of motor actions in dance sports, using modular technology.
Keywords: sports dance, initial training, modular technology, individualization of training.
Актуальность. Этап начального обучения спортивным танцам во многом определяет успешность дальнейшего совершенствования спортсменов-танцоров. Сложившаяся практика реализации образовательных программ, в сфере дополнительного образования, связанных с искусством, предполагает, что дети должны освоить обязательные правила деятельности в культурном поле. При этом существующие методики обучения не позволяют в должной мере обеспечить индивидуальный выбор элементов содержания занятий. В практике работы клубов спортивного танца преобладает фронтальное выполнение с
«Научные междисциплинарные исследования» неизбежным разделением занимающихся на справляющихся и отстающих.
Скорость и качество обучения начинающих танцоров, обладающих разными
способностями и уровнями владения техникой, можно существенно повысить
только благодаря его индивидуализации. Гибкость такого процесса, по нашему
убеждению, может быть достигнута при отсутствии жестких временных рамок
освоения содержания, элементы которого должны быть достаточно строго
структурированы. Возможности для этого открывает использование модульной
технологии обучения двигательным действиям [11]. Суть модульного
образования - упрощение процесса обучения, обмена информацией, ускорение
процесса ее восприятия за счет новой, не языковой, а функциональной среды
обучения. Таким образом, актуальность данного исследования определяется
противоречиям между существующими образовательными программами в сфере
дополнительного образования, в частности преподавания хореографии и опытом
использования теоретических положений о проектировании модульных
технологий обучения в физическом воспитании и спорте, позволяющим
индивидуализировать образовательный процесс.
Цель работы - В опытно-эксперииментальной деятельности проверить эффективность модульной технологии в обучении детей спортивным танцам.
Организация и методы исследования. Формирующий эксперимент проводился с 15 сентября 2019 г. по 15 марта 2020 г. В нем приняли участие 14 детей, занимающихся в танцевально-спортивном клубе «Фантазия» города Екатеринбурга (контрольная группа) и 16 учащихся первого класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова, в рамках предмета «Ритмика и спортивный танец» (экспериментальная группа). Занятия в обеих группах проводились 2 раза в неделю по 45 минут. Оценка уровня обученности танцевальным элементам проводилась с участием трех экспертов из числа опытных тренеров путем определения доли освоенных правил техники -основных опорных точек (ООТ) по М.М. Богену [2] от суммы всех правил в данном двигательном действии.
XVМеждународная научно-практическая конференция Содержательной базой модулей обучения явилась ориентировочная основа двигательных действий, включающая их ООТ (таб. 1). Отметки об их освоении заносились в индивидуальные дневники и фиксировались экспертами при входном и итоговом контроле.
Таблица 1. Ориентировочная основа базовых элементов европейского
танца
Двигательное действие Основные опорные точки Максимальный балл
Подушка к полу 2
Спуск Ставь пятку 1
Смягчи колено 2
Максимальная сумма 5
1. Руки в крест 2
2. Лопатки в развод 2
Рама 3. Левая кисть влево 1
4. Локти острые 2
5. Голову влево 1
Максимальная сумма 8
Содержание занятий в экспериментальной группе структурировано в виде модулей, включающих учебные элементы: двигательная задача и комментарии к ней, основные опорные точки, задания на закрепление отдельных ООТ, контрольное упражнение. Следует подчеркнуть, что при выполнении специальных упражнений внимание детей концентрируется на выполнение правил техники, нивелируя тем самым отрицательный мотив избегания ошибки [3,4]. В контрольной группе хореографическая подготовка осуществляется по традиционной методике. Основным преимуществом разработанной технологии является возможность гибкого планирования содержания занятий для каждой пары занимающихся в зависимости от степени освоения отдельных модулей [6,7].
К базовым модулям медленного вальса и квикстепа мы отнесли постановку «рамы» и спуск. Ориентировочную основу этих элементов составляют ООТ,
360
«Научные междисциплинарные исследования» сформулированные кратко (не более трех слов), образно и доступно без лишней информации. Задания на освоение других модулей: закрытая перемена с правой ноги, правый поворот и правый спин поворот, шассе вправо, виск назад, четверной поворот включают указанные базовые модули. Заучивание и воспроизведение детьми экспериментальной группы ООТ с их громкоречевым проговариванием при разучивании подтверждают результаты классических исследований А.В. Запорожца о том, что дети 5-6 лет способны воспроизводить движения по их словесному описанию [5].
Во время урока экспериментальной группы педагог после показа танцевального упражнения проговаривает ООТ, затем поясняет содержание каждого правила, после чего дети сами воспроизводят их в правильной последовательности. Название движения должно создавать эмоциональный образ, что активизирует когнитивные процессы. Показ движения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения движения дополняет информацию, которую ребенок получил при просмотре. При удачном выполнении движения оно повторяется несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем [8].
Мы стремились к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого детям предлагалось самостоятельно оценить свои действия, и действия сверстников, используя систему отметки о выполнении и невыполнении точки. В обеих группах были более или менее отстающие дети, которым трудно давалось усвоение двигательных действий, но установить причины, в экспериментальной группе, ученикам получалось самостоятельно в ходе анализа результатов отметок ООТ.
Результаты и их обсуждение. В работе проверена эффективность обучения базовым элементам: «спуск» и «постановка рамы» (таб. 2), основным движениям «медленного вальса»: «перемена с правой ноги», «правый поворот», «правый спин поворот», «шассе вправо» (таб. 3) и танца «квик-степ»: «четвертной поворот», «правый спин поворот», «шассе вправо» (таб. 4) [9,12].
XVМеждународная научно-практическая конференция Таблица 2. Количество выполненных ООТ базовых двигательных действий модуля «База» в контрольной (К) и экспериментальной (Э)
группах в начале и в конце эксперимента
Двигательные действия Группа Входное тестирование Итоговое тестирование
М ± m Р М ± m P
Спуск (тах 5) К 1,1 ± 0,1 0,485 3,5 ± 0,2 0,034
Э 1,2 ± 0,1 4,1 ± 0,2
Постановка «рамы» (тах 8) К 1,3 ± 0,1 0,386 5,06 ± 0,3 0,022
Э 1,4 ± 0,1 6,02 ± 0,2
*Р - достоверность различий средних между контрольной группой и экспериментальной группой (по икритерию Стьюдента). М — средняя арифметическая величина; т — ошибка средней величины, отражающая вариабельность выборки
В качестве инструментария оценки качества обучения двигательным действиям использовалась их ориентировочная основа в виде основных опорных точек - правил выполнения. Подсчет в ходе наблюдения выполненных отдельным воспитанником правил дает более точную картину результатов обучения.
Таблица 3. Количество выполненных ООТ базовых двигательных действий модуля «Медленный вальс» в контрольной (К) и
экспериментальной (Э) группах в начале и в конце эксперимента
Двигательные действия Группа Входное тести рование Итоговое тести рование
М ± m Р М ± m P
Закрытая перемена (тах 17) К 4,1 ± 0,3 0,281 10,7 ± 0,2 0,007
Э 4,4 ± 0,2 11,9 ± 0,23
Правый поворот (тах 19) К 4,5 ± 0,2 0,241 12,3 ± 0,4 0,030
Э 4,0 ± 0,2 13,5 ± 0,4
К 3,8 ± 0,1 15,9 ± 0,3
Э 4,02 ± 0,2 16,9 ± 0,3
К 3,7 ± 0,2 12,6 ± 0,4
Э 4,0 ± 0,2 13,8 ± 0,3
«Научные междисциплинарные исследования» Анализ результатов входного контроля указывает на отсутствие
статистически достоверных различий среднего количества ООТ, освоенных в
контрольной и экспериментальной группе, что говорит об однородности состава
этих групп, необходимой для корректного анализа динамики эмпирических
данных в ходе эксперимента.
Качество обучения по традиционной методике отличается от результатов
обучения экспериментальной группы, где движения осваивались по модульной
структуре. В экспериментальной группе занятия по методике, позволили достичь
более высоких показателей обученности, чем в контрольной группе. Более того,
средний по группе показатель обученности - 83% усвоенных ООТ от общего их
числа говорит о том, что занятия с использованием модульного обучения не
сказалось отрицательно на достижении цели занятий, закрепленной во всех
существующих программах спортивной подготовки. В контрольной группе
обученность составила 65%, что является вполне положительным результатом.
Таблица 4. Количество выполненных ООТ базовых двигательных
действий модуля «Медленный вальс» в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах в начале и в конце эксперимента
Двигательные действия Группа Входное тестирование Итоговое тестирование
М ± т Р М ± т Р
Четвертной поворот (тах 18) К 4,4 ± 0,2 0,09 13,0 ± 0,4 0,054
Э 4,7 ± 0,1 14,0 ± 0,4
Правый спин поворот (тах 19) К 4,4 ± 0,1 0,368 12,3 ± 0,4 0,016
Э 4,6 ± 0,1 13,7 ± 0,4
Шассе в право (тах 18) К 4,3 ± 0,2 0,148 15,8 ± 0,4 0,010
Э 4,6 ± 0,2 17,1 ± 0,1
В экспериментальной группе в среднем 83% детей освоили все ООТ базовых действий, что указывает на достаточно высокий уровень обученности. Постановка «рамы» давалась труднее, так как требовала от юных спортсменов проявления статической выносливости в удержании рук во время исполнения конкурсного танца. Как видно из таб.3, наибольшая результативность освоения правил техники медленного вальса выявлена при обучении закрытой перемене,
XVМеждународная научно-практическая конференция которая подтверждается большим уровнем статистической достоверности
различий средних величин, освоенных ООТ (? = 0,007). Закрытая перемена -
основа медленного вальса и осваивается после базовых действий, помогает
начинающим танцовщикам объединить их («спуск» и «постановка рамы») в
движении и изучается раньше других фигур. Закрытая перемена используется
как основная фигура медленного вальса и в дальнейшем изменяя ее, добавляя к
ней более сложные фигуры, составляет основу конкурсной вариации.
Труднее всего в освоении давался элемент «правый спин поворот», на наш взгляд это обусловлено усложненными условиями исполнения данного ООД, так как именно здесь необходимо учитывать степень поворота, а так же контролировать совместную работу партнера и партнерши для корректного и удобного исполнения. Для этого партнеру и партнерше нужно было помогать друг-другу в танце, уступая дорогу и обходя партнера, все это сложно освоить на начальном этапе обучения. Модульное структурирование содержания занятий без жестких временных границ его освоения позволило большинству занимающихся ускорить переход к разучиванию данного элемента и, как следствие, увеличить суммарное время обучения.
Обобщенный анализ освоения основных опорных точек в экспериментальной группе показал следующие результаты. Модуль базовых элементов был освоен спортсменами практически в полном объеме. Двигательный элемент «Спуск» был освоен на 86 % в целом, в частности такие ООТ как «подушка» и «пятка к полу» были освоены на 100%, а ООТ «смягчи колено усвоено на 90% (рис. 3.1). Эти результаты освоения объясняются тем, что работа стопы в опускании обязывает использовать поверхность «подушечки» и пятки, но по правилам необходимо продолжить спуск в коленях, о чем забывали некоторые танцовщики.
Результаты освоения всех опорных точек на высоком уровне, можно оценить, как вполне положительный результат опытно-поисковой деятельности с учетом непродолжительности эксперимента и сложностей, возникших в процессе обучения.
«Научные междисциплинарные исследования» Библиографический список:
1. Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. - С. 15-24.
2. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с
3. Вайнштейн, A.A. Индивидуализация начального этапа обучения физическим упражнениям в спортивной тренировке учащихся младших классов / A.A. Вайнштейн, В.П. Журов// - Минск, 1973. - 36 с.
4. Губа, В.П. Технология процесса ускоренного обучения спортивным двигательным действиям (на примере плавания) / В.П. Губа, В.А. Быков // Теория и практика физической культуры. 2001. №2 9. С. 28-30.
5. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка / Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
6. Короткова, Е.А. Обучение двигательным действиям в условиях организации продуктивных взаимодействий (ученик - ученик) /Е.А. Короткова, Л.А. Архипова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 4. С. 19-23.
7. Орлова,С.В. Теория и методика танцевального спорта.Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / С.В. Орлова, Е.Г. Салимгареева. Иркутск- Мегапринт, 2011г. - 94с.
8. Стриганова, В.М. Современный бальный танец. Пособие для студентов ин-тов культуры,учашихся культ. Просвет. Училищ и руководителей коллективов бального танца, под ред. В.М. Стригановой и В.И. Уральской. М., -Просвещение, 1977г.
XVМеждународная научно-практическая конференция
9. Федерация Танцевального Спорта и Акробатического Рок-н-ролла Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://fdsarr.ru/dance/documents (дата обращения 20.10.20).
10. Чудиновских А.В., Чернякова Ю.С. Модульное обучение основам баскетбола на уроках физической культуры: Учебно-методич. пособие. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003 102 с.
11. Чудиновских, А.В. Новые подходы к планированию учебной работы по физической культуре в школе / А.В. Чудиновских, А.Т. Воробьев // Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников: сб. науч. Трудов - Свердловск,: - 1990. С. 98-104.
12. Всемирная Федерация Танцевального Спорта: [сайт]. - URL: https://www.worlddancesport.org (дата обращения 20.10.20).