Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА'

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-ND
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ / ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА / МОТИВИРОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / SOCIAL AND HYGIENIC MONITORING / ACTIVITIES ON CONTROL WITHOUT INTERACTION WITH LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / THE ORDER OF TASKS' DRAWING UP AND CONTENT TO CARRY OUT ACTIVITIES ON CONTROL WITHOUT INTERACTION / UNSCHEDULED INSPECTION / MOTIVATED PRESENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пережогин А.Н., Жданова-Заплесвичко И.Г.

Предложен алгоритм организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении государственного социально-гигиенического мониторинга (СГМ). Предложены методологические подходы к разработке Порядка оформления заданий на проведение указанных мероприятий, требования к их содержанию, а также оформлению результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении СГМ специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пережогин А.Н., Жданова-Заплесвичко И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the organization and carrying out activities on control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs in the implementation of 4 socio-hygienic monitoring

We proposed an algorithm for organizing and carrying out activities on control without interacting with legal entities and individual entrepreneurs in the course of state social and hygienic monitoring (SHM). Methodological approaches to the development of the Order of tasks' drawing up for carrying out these activities, the requirements for their content, as well as the drawing up the activities' results on control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs in the course of SHM by specialists of the Federal Service for Surveillance of Consumer Rights Protection and Human Wellbeing were suggested.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

© Пережогин А.Н., Жданова-Заплесвичко И.Г., 2019 УДК 351.777:614.7

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

А.Н. Пережогин1, И.Г. Жданова-Заплесвичко1'2

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, ул. Карла Маркса, д. 8, г. Иркутск, 664003, Россия;

2Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования — филиал

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, микрорайон Юбилейный, д. 100, г. Иркутск, 664049, Россия

Предложен алгоритм организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении государственного социально-гигиенического мониторинга (СГМ). Предложены методологические подходы к разработке Порядка оформления заданий на проведение указанных мероприятий, требования к их содержанию, а также оформлению результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении СГМ специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия, внеплановая проверка, мотивированное представление.

Для цитирования: Пережогин А.Н., Жданова-Заплесвичко И.Г. К вопросу организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении социально-гигиенического мониторинга // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 5 (314). С. 4-9.

A.N. Perezhogin, I.G. Zhdanova-Zaplesvichko □ TO THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT ACTIVITIES ON CONTROL WITHOUT INTERACTION WITH LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-HYGIENIC MONITORING □ Rospotrebnadzor Office in the Irkutsk Region, 8 Karl Marx Str., Irkutsk, 664003, Russia; Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Russian Ministry of Health 100 Yubileiny District, Irkutsk, 664049, Russia. We proposed an algorithm for organizing and carrying out activities on control without interacting with legal entities and individual entrepreneurs in the course of state social and hygienic monitoring (SHM). Methodological approaches to the development of the Order of tasks' drawing up for carrying out these activities, the requirements for their content, as well as the drawing up the activities' results on control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs in the course of SHM by specialists of the Federal Service for Surveillance of Consumer Rights Protection and Human Wellbeing were suggested.

Keywords: social and hygienic monitoring, activities on control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs, the Order of tasks' drawing up and content to carry out activities on control without interaction, unscheduled inspection, motivated presentation.

For citation: Perezhogin A.N., Zhdanova-Zaplesvichko I.G. K voprosu organizatsii i provedeniya meropriyatii po kontrolyu bez vzaimodeistviya s yuridicheskimi litsami, individual'nymi predpri-nimatelyami pri osushchestvlenii sotsial'no-gigienicheskogo monitoringa [To the organization and carrying out activities on control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs in the implemeitation of socio-hygienic monitoring]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2019, no. 5(314), pp. 4-9. (In Russ.)

зидента Российской Федерации1, разработан и утвержден Национальный проект «Экология» . В рамках реализации федеральных проектов «Чистая вода» и «Чистый воздух» Национального проекта «Экология» основной целью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека будет являться достоверная система мониторинга;

Защита и благополучие человека, достижение высокого качества жизни, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие являются главными целями развития страны ' . В соответствии с национальными целями, определенными Указом Пре-

i

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027 (дата обращения: 21.02.2019).

2 Послание Президента Федеральному Собранию (от 20 февраля 2019 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 21.02.2019).

3 Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16): [Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс. 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

май м (314)

ЗНиСО

5

—р оценка изменений качества воздуха и воды; рГ оценка влияния этих изменений на здоровье населения; информирование населения [5].

Для этого будет использоваться государст-^ венная система социально-гигиенического мо-сэ ниторинга (далее - СГМ) [4, 5], осуществляе-ZJ мого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля |= 2006 г. № 604.

сэ С 1 января 2017 года вступили в силу по' ' ложения Федерального закона от 03.07.2016 ^ № 277-ФЗ5, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ6 дополнен ст. 8.3, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующих i= органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

К таким мероприятиям отнесены, в том чис-^Ер ле, исследования качества атмосферного воздуха, воды, почвы, осуществляемые в рамках государственной системы социально-гигиенического мониторинга (мероприятия по контролю в рамках СГМ).

Таким образом, изменение парадигмы контрольно-надзорной деятельности и придание исследованиям и измерениям в системе социально-гигиенического мониторинга принципиально нового статуса мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями стало основанием для дальнейшего совершенствования и актуализации системы социально-гигиенического мониторинга [1, 7].

Следует отметить, что механизм реализации вышеуказанных положений Федерального закона6 при осуществлении социально-гигиенического мониторинга в настоящее время отсутствует. Так, ч. 2, ч. 4 ст. 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ6 установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся на основании утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) заданий, оформленных в Порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем Порядок оформления заданий на проведение мероприятий по контролю в рамках СГМ, требования к их содержанию, а также порядок оформления должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека результатов мероприя-

тий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении социально-гигиенического мониторинга не утверждены, в связи с чем представляется необходимым уточнение методологических подходов к оформлению вышеуказанных документов.

Также актуальными являются разработка и утверждение в установленном порядке требований к оформлению результатов отбора проб и проведению исследований и измерений, осуществляемых при проведении мероприятий по контролю в рамках СГМ; разработка и утверждение критериев, позволяющих квалифицировать выявленные нарушения обязательных требований, предъявляемых к качеству объектов среды обитания населения, как факт возникновения угрозы или причинения вреда жизни и/или здоровью граждан [1]. Если при проведении мероприятий по контролю в рамках СГМ были выявлены нарушения обязательных требований, то уполномоченные должностные лица обязаны в соответствии с ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона не только принять необходимые меры по пресечению выявленных нарушений, но и подготовить и направить руководителю (заместителю руководителя) мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, по результатам рассмотрения которого может быть принято решение о назначении внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводились контрольные мероприятия в рамках СГМ, по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ6.

Таким образом, разработка и внедрение подзаконных актов, позволяющих обеспечить исполнение требований законодательства, а также внедрение методических документов, определяющих алгоритм действий специалистов органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении мероприятий по контролю в рамках СГМ, является актуальной задачей.

Опыт реализации мероприятий по контролю без взаимодействия, осуществляемых другими государственными органами, свидетельствует, что задание на проведение этих данных мероприятий должно содержать цель мероприятия, дату, полные сведения об объекте контроля (в т. ч. местоположение, адрес, основной государственный регистрационный номер,

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении положения "О проведении социально-гигиенического мониторинга"»: [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

5 Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

6 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

идентификационный номер налогоплательщика) и другие [7] - .

Представляется возможным оформление задания на проведение мероприятий по контролю в рамках социально-гигиенического мониторинга в виде приказа руководителя Управления Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации «Об утверждении задания на проведение мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении социально-гигиенического мониторинга на год» (с приложением задания в виде сети и программы лабораторного контроля объектов среды обитания населения при проведении социально-гигиенического мониторинга на год). Порядок оформления и содержание заданий, а также порядок оформления должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении социально-гигиенического мониторинга должен включать:

1. Основание для проведения мероприятий.

2. Сведения о должностных лицах, уполномоченных утверждать задания.

3. Информацию о сведениях, которые должны быть указаны в задании, в т. ч.:

а) дату и номер;

б) наименование хозяйствующего субъекта и объектов, в отношении которых проводится мероприятие по контролю (в т. ч. основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика);

в) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя, указанное в подпункте «б»;

г) место нахождения объектов контроля, в т. ч. географические координаты;

д) сведения о категории, присвоенной субъекту хозяйственной деятельности по риску причинения вреда здоровью населения;

е) период проведения мероприятия по контролю (план-график);

жнаименование контролируемых параметров в отношении факторов среды обитания человека (включая перечень и объемы исследуемых показателей в атмосферном воздухе, воде, почве);

з) перечень обязательных требований, соблюдение которых подлежит проверке в ходе мероприятия по контролю, с указанием реквизитов нормативных правовых актов, которыми установлены данные обязательные требования;

и) должность, фамилию и инициалы должностного лица, получающего задание;

ксведения об экспертных организациях, привлекаемых к проведению мероприятия по контролю.

4. Заключение по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия при проведении государственного социально-гигиенического мониторинга :

а) дату и номер задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия в рамках СГМ;

б) фамилию, имя, отчество и должность должностных лиц, проводивших мероприятие по контролю без взаимодействия в рамках СГМ;

в) информацию о хозяйствующем субъекте и объектах, в отношении которых проведены мероприятия по контролю в рамках СГМ;

г) анализ результатов проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия;

д) информацию о привлечении и участии в проведении вышеуказанных мероприятий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», а также иных организаций;

е) сроки проведения мероприятий по контролю без взаимодействия в рамках СГМ;

7 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2018 г. № 4 «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядка оформления результатов таких мероприятий»: [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

8 Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № 363 «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору административного обследования объектов земельных отношений и оформления результатов таких обследований»: [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 438 «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий уполномоченным должностным лицам национального органа по аккредитации на проведение мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами, а также порядка оформления результатов проведения таких мероприятий»: [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.02.2019).

10 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 июня 2018 г. № 283 «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований»: [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

Приказ Минтруда России от 16.01.2019 № 13н «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда и Порядка оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.04.2019).

1

ц

ж) информацию об отсутствии и (или) о наличии нарушений обязательных требований нарушений со стороны хозяйствующего субъекта.

К заключению по результатам проведенных мероприятий по контролю в рамках СГМ должны прилагаться все необходимые документы, в т. ч. протоколы лабораторных исследований, испытаний, измерений, иные материалы, обосновывающие выводы, содержащиеся в заключении, включая экспертное заключение, выданное организацией, привлекаемой к проведению указанных мероприятий.

Заключение по результатам проведения вышеуказанных мероприятий составляется и подписывается должностными лицами, которые проводили данное мероприятие, в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента завершения мероприятий, либо немедленно -при наличии фактов, свидетельствующих об угрозе жизни и/или здоровью населения.

Следует отметить, что экспертное заключение аккредитованной экспертной организации, подготовленное по результатам выполненных в рамках СГМ исследований, испытаний, измерений, должно содержать мотивированные выводы о наличии/отсутствии фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также конкретизировать фактор среды обитания, создающий эту угрозу.

Выявление при проведении социально-гигиенического мониторинга нарушений обязательных требований санитарного законодательства даст возможность принимать своевременные адекватные меры по пресечению таких нарушений, а также станет основой для подготовки мотивированного представления должностного лица в целях принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ12 (в т. ч. наличие сведений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).

Исходя из этого представляется актуальным следующий алгоритм проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при проведении социально-гигиенического мониторинга (рисунок):

1 этап. Подготовка сети и программы лабораторного контроля объектов среды обитания населения при проведении социально-гигиенического мониторинга; составление перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их объектов для проведения мероприятий по контролю в рамках СГМ, в т. ч.: а) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»: — с использованием методологии оценки риска здоровью населения составляет список приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, почве для каждого муниципального образования (на основании данных Росста-та, Федеральной службы по надзору в сфере при-

родопользования и их территориальных органов), о составе и объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водные объекты, а также на основе данных многолетних наблюдений за состоянием факторов среды обитания;

— представляет в Управление Роспотребнад-зора данные о приоритетных веществах, подлежащих обязательному контролю;

б) Управление Роспотребнадзора:

— готовит запрос в Управление Росприроднад-зора по субъекту (в перспективе — получает из единой базы данных через систему межведомственного электронного взаимодействия) о предоставлении информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и принадлежащих им объектах, являющихся основными источниками выбросов указанных приоритетных веществ, а также сведения о составе и объемах выбросов/сбросов в атмосферный воздух, водные объекты загрязняющих веществ;

— направляет в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» полученную информацию;

в) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»:

— на основе полученной информации, с учетом данных контроля, осуществляемого Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с использованием методических подходов по оптимизации программ наблюдения за качеством атмосферного воздуха на базе пространственного анализа и оценки риска здоровью [2] определяет месторасположение необходимых мониторинговых точек, перечень и объемы контролируемых показателей, необходимых для включения в «Программу лабораторного контроля факторов среды обитания населения при проведении социально-гигиенического мониторинга» и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении социально-гигиенического мониторинга;

— формирует и направляет проект «Программы лабораторного контроля факторов среды обитания населения при проведении социально-гигиенического мониторинга» в Управление Роспотребнадзора;

г) Управление Роспотребнадзора:

— осуществляет рассмотрение проекта «Программы лабораторного контроля факторов среды обитания населения при проведении социально-гигиенического мониторинга», и, при необходимости, его корректировку с учетом конкретной санитарно-эпидемиологической ситуации.

2 этап. Подготовка должностными лицами Управления Роспотребнадзора проекта задания на проведение мероприятий по контролю в рамках СГМ и его утверждение приказом руководителя.

3 этап. Выполнение задания и оформление результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении социально-гигиенического мониторинга:

12 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

1 этап. Подготовка сети и программы лабораторного контроля объектов среды обитания населения при проведении социально-гигиенического мониторинга, составление перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их объектов для проведения мероприятий по контролю в рамках СГМ

4J

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»

С использованием методологии оценки риска составляет Список приоритетных по степени влияния

на здоровье человека веществ и показателей, подлежащих контролю

XX

Определяет месторасположение мониторинговых точек, перечень и объемы контролируемых показателей

V-

i>

XX

Управление Роспотребнадзора

XX

Запрашивает в Управлении Росприроднадзора информацию об основных источниках выбросов приоритетных веществ (ЮЛ и ИП и принадлежащих им объектах)

XX

Программа лабораторного контроля объектов среды обитания населения с указанием в т. ч. ЮЛ и ИП и принадлежащих им объектах

2 этап. Подготовка должностными лицами Управления Роспотребнадзора проекта задания на проведение мероприятий по контролю в рамках СГМ. Утверждение задания приказом руководителя Управления Роспотребнадзора

Рисунок. Алгоритм проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при проведении социально-гигиенического мониторинга Figure. An algorithm for carrying out activities on control without interacting with legal entities individual entrepreneurs in the course of social and hygienic monitoring

а) В соответствии с утвержденным заданием ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» обеспечивает:

- проведение исследований, испытаний, измерений параметров объектов среды обитания населения и выдачу результатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оформление экспертного заключения о несоответствии обязательным требованиям законодательства, о потенциальном негативном воздействии на здоровье человека с отражением наличия/отсутствия угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

- внесение результатов исследований, испытаний, измерений, а также экспертных заключений в единую базу данных Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- направление вышеуказанных сведений в Управление Роспотребнадзора.

б) Должностное лицо Управления Роспотребнадзора при получении из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» экспертного заключения и протокола:

- проводит анализ результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного социально-гигиенического мониторинга;

- оформляет заключение по итогам проведения вышеуказанных мероприятий;

- принимает необходимые меры по пресечению выявленных нарушений (в т. ч. направляет предложения для принятия территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами необходимых мер по устранению

май м (314)

ЗНиСО

9

Ü

вредного воздействия на человека факторов среды обитания);

— направляет руководителю (заместителю руководителя) Управления Роспотребнадзора по субъекту письменное мотивированное представление, содержащее выводы и результаты мероприятий по контролю в рамках СГМ.

4 этап. Руководитель (заместитель руководителя) Управления Роспотребнадзора по субъекту на основании мотивированного представления, содержащего выводы о наличии угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, принимает решение о назначении в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя внеплановой проверки на основан1и3и п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ .

Следует отметить, что в условиях административной реформы контрольно-надзорной деятельности в результате внедрения риск-ориентированной модели надзора, установлено, что значительная доля объектов, не формирующих существенных рисков для здоровья населения, может быть исключена из планового надзора [3, 6]. Вместе с тем проведение мероприятий по контролю за состоянием факторов среды обитания населения в рамках социально-гигиенического мониторинга (без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), назначение внеплановых проверок только при наличии фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, принятие незамедлительных мер по пресечению таких нарушений будут способствовать улучшению делового климата и снижению административных издержек, оптимизации контрольно-надзорной деятельности, и, в конечном результате, обеспечат достижение главной цели — сохранение здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время Управлением Роспот-ребнадзора по Иркутской области осуществляется накопление теоретического и практического опыта, учитывающего в т. ч. территориальные особенности санитарно-эпидемиологической ситуации; апробацию вышеизложенных методологических подходов к алгоритму проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при проведении социально-гигиенического мониторинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д. А., Горяев Д.В., Клейн С. В. Социально-гигиенический мониторинг на современном этапе: состояние и перспективы развития в сопряжении с риск-ориентированным надзором // Анализ риска здоровью. 2016. № 4. С. 4—16.

2. Зайцева Н.В., Май И.В., Клейн С.В. Оптимизация программ наблюдения за качеством атмосферного воздуха селитебных территорий в системе социально-гигиенического мониторинга на базе пространственного анализа и оценки риска для здоровья населения // Пермский медицинский журнал. 2010. Т. 27. № 2. С. 130—138.

3. Май И.В., Седусова Э.В. Санитарно-эпидемиологический аудит как инструмент повышения эффективности управления

в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 1. С. 90-93.

4. Попова А.Ю. Стратегические приоритеты Российской Федерации в области экологии с позиции сохранения здоровья нации // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 4-7.

5. Попова А.Ю. «Экология - как индикатор качества жизни» в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»: Выступление на сессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details. php?ELEMENT_ID=11307 (дата обращения: 21.02.2019).

6. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В. Опыт методической поддержки и практической реализации риск-ориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора: 20142017 гг. // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 1. С. 5-9.

7. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А. Нормативно-правовые и методические аспекты интеграции социально-гигиенического мониторинга и риск-ориентированной модели надзора // Анализ риска здоровью. 2018. № 1. С. 4-12.

REFERENCES

1. Zaitseva N.V., Maj I.V., Kir'yanov D.A., Goryaev D.V., Klejn S.V. Sotsial'no-gigienicheskii monitoring na sovremennom etape: sostoyanie i perspektivy razvitiya v sopryazhenii s risk-orien-tirovannym nadzorom [Social and hygienic monitoring at the present stage: state and development prospects in conjunction with risk-oriented supervision]. Analiz riska zdorov'yu, 2016, no. 4, pp. 4-16. (In Russ.)

2. Zaitseva N.V., Maj I.V., Klejn S.V. Optimizatsiya programm nablyudeniya za kachestvom atmosfernogo vozdukha seliteb-nykh territorii v sisteme sotsial'no-gigienicheskogo monitoringa na baze prostranstvennogo analiza i otsenki riska dlya zdorov'ya naseleniya [Optimization of air quality monitoring programs for residential areas in the system of socio-hygienic monitoring based on spatial analysis and risk assessment for public health]. Permskii meditsinskii zhurnal, 2010, vol. 27, no. 2, pp. 130-138. (In Russ.)

3. Maj I.V., Sedusova E.V. Sanitarno-epidemiologicheskii audit kak instrument povysheniya effektivnosti upravleniya v sfere obespecheniya sanitarno-epidemiologicheskogo blagopolu-chiya naseleniya [Sanitary and epidemiological audit as a tool to improve management efficiency in the field of ensuring the sanitary and epidemiological wellbeing of the population]. Gigiena i sanitariya, 2018, vol. 97, no. 1, pp. 90-93. (In Russ.)

4. Popova A.Yu. Strategicheskie prioritety Rossiiskoi Federatsii v oblasti ekologii s pozitsii sokhraneniya zdorov'ya natsii [Strategic priorities of the Russian Federation in the field of ecology from the standpoint of preserving the health of the nation]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2014, vol. 251, no. 2 (251), pp. 4-7. (In Russ.)

5. Popova A.Yu. «Ekologiya - kak indikator kachestva zhizni» v ramkakh Rossiiskogo investitsionnogo foruma «Sochi-2019»: Vystuplenie na sessii [«Ecology - as an indicator of life quality» at the Russian Investment Forum «Sochi-2019»: Speech at the session]. Available at:http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/ news_details.php?ELEMENT_ID=11307 (accessed: 21.02.2019). (In Russ.)

6. Popova A.Yu., Zaitseva N.V., Maj I.V. Opyt metodicheskoi podderzhki i prakticheskoi realizatsii risk-orientirovannoi mo-deli sanitarno-epidemiologicheskogo nadzora: 2014-2017 gg. [Experience of methodological support and practical implementation of risk-oriented model of sanitary and epidemiol-ogical surveillance: 2014-2017]. Gigiena i sanitariya, 2018, vol. 97, no. 1, pp. 5-9. (In Russ.)

7. Popova A.Yu., Zaitseva N.V., Maj I.V., Kir'yanov D.A. Nor-mativno-pravovye i metodicheskie aspekty integratsii sotsi-al'no-gigienicheskogo monitoringa i risk-orientirovannoi mo-deli nadzora [Regulatory and methodological aspects of the integration for socio-hygienic monitoring and risk-oriented model of supervision]. Analiz riska zdorov'yu, 2018, no.1, pp. 4-12. (In Russ.)

Контактная информация:

Пережогин Алексей Николаевич, Руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области e-mail: mail@3 8 .rospotrebnadzor.ru

Contact information:

Perezhogin Alexey, Head of the Rospotrebnadzor Office in

the Irkutsk Region

e-mail: mail@38.rospotrebnadzor.ru

V

Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при

осуществлении гос правовая система «Консультант

сударственного контроля (надзс Консультант Плюс». 2019. Режим

(надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019

Справочная

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.