Научная статья на тему 'Задачи социально-гигиенического мониторинга в новых правовых условиях'

Задачи социально-гигиенического мониторинга в новых правовых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
561
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕРОПРИЯТИЕ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНДИКАТОРЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчинникова Е. Л., Фридман К. Б., Новикова Ю. А.

Почти 25 лет органами и учреждениями Роспотребнадзора проводится социально-гигиенический мониторинг (СГМ), представляющий систему сбора, обработки и анализа данных о состоянии среды обитания и здоровья населения. Дальнейшее развитие системы СГМ сдерживает ряд законодательных, организационно-технологических и финансово-экономических проблем: преимущественно территориальный принцип ведения СГМ без учета межрегиональных аспектов; недостаточная проработка методологии оценки социальной и экономической эффективности СГМ; отсутствие методической проработки процедуры проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; недостаточный уровень кадрового обеспечения СГМ; устаревшие, не отвечающие современным требованиям информационные платформы для сбора, хранения данных СГМ и обеспечения межведомственного взаимодействия. Опыт проведения органами и учреждениями Роспотребнадзора следует использовать и для решения задач контрольно-надзорной деятельности, что позволит поднять эффективность федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на качественно новый уровень. Начиная с 1 января 2017 года исследования и измерения параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении СГМ были законодательно отнесены к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного и муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Авторами предложены возможные пути решения проблем, стоящих перед СГМ в новых правовых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчинникова Е. Л., Фридман К. Б., Новикова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи социально-гигиенического мониторинга в новых правовых условиях»

7. Hunnius Pharmazeutisches Woerterbuch Фармацевтический словарь -справочник / Hunnius, Curt; Heinz, Walter. - М.: Walter de Gruyter, 2012. - 944 c.

8. Настольная книга современного фармацевтического работника. - М.: Феникс, 2016. - 512 с.

УДК 614.3

Е.Л. Овчинникова1, К.Б. Фридман2, Ю.А. Новикова2

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В НОВЫХ ПРАВОВЫХ УСЛОВИЯХ

гФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Омск, [email protected]. ги; 2ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, Санкт-Петербург,

[email protected]

Резюме. Почти 25 лет органами и учреждениями Роспотребнадзора проводится социально-гигиенический мониторинг (СГМ), представляющий систему сбора, обработки и анализа данных о состоянии среды обитания и здоровья населения. Дальнейшее развитие системы СГМ сдерживает ряд законодательных, организационно-технологических и финансово-экономических проблем: преимущественно территориальный принцип ведения СГМ без учета межрегиональных аспектов; недостаточная проработка методологии оценки социальной и экономической эффективности СГМ; отсутствие методической проработки процедуры

проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; недостаточный уровень кадрового обеспечения СГМ; устаревшие, не отвечающие современным требованиям информационные платформы для сбора, хранения данных СГМ и обеспечения межведомственного взаимодействия. Опыт проведения органами и учреждениями Роспотребнадзора следует использовать и для решения задач контрольно-надзорной деятельности, что позволит поднять эффективность федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на качественно новый уровень. Начиная с 1 января 2017 года исследования и измерения параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении СГМ были законодательно отнесены к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного и муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Авторами предложены возможные пути решения проблем, стоящих перед СГМ в новых правовых условиях. Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, санитарно-эпидемиологическое благополучие, контрольно-надзорная деятельность, мероприятие по контролю без взаимодействия, индикаторы риска.

Summary.

E.L. Ovchinnikova1, K.B. Fridman2, Yu.A. Novikova2 problems of social and hygienic monitoring in new legal conditions.

Rospotrebnadzor agencies and institutions have been carrying out social-hygienic monitoring for almost 25 years, social-hygienic monitoring (SGM) being a system of collection, processing and analysis of data on human environment and population health status. Nevertheless, further SGM development is restrained by a number of legislative, organizational-technological and financial-and economic problems: predominantly territorial principle of carrying out SGM without considering interregional aspects; insufficient procedural provision of social and economic efficiency of SGM; absence of strategies for carrying out monitoring measures without interaction with legal entities and individual entrepreneurs; insufficient staffing level to provide SGM; out-of-date information platforms for collecting and storing SGM data and ensuring interdepartmental interaction. It would be reasonable to use the experience of Rospo-trebnadzor agencies and institutions to solve the problems of monitoring-and surveillance activities, which allowed to increase the efficiency of federal state sanitary and epidemiological surveillance up to a new4l$veL

Since January 1, 2017 studies and measurements of parameters of natural environmental objects (atmospheric air, water, soil, subsoil) in SGM were legally assigned to the control measures not requiring interaction between state and municipal surveillance bodies with legal entities and individual entrepreneurs for their realization. Potential approaches to solve SGM problems in new legal conditions are suggested. Keywords: socio-hygienic monitoring, sanitary and epidemiological welfare, control activities, control action without interaction, risk indicators

Улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, улучшение качества социальной среды и здоровья нации остаются приоритетными направлениями социальной и экономической политики Российской Федерации в области развития человеческого потенциала1.

В последние годы отмечается стабилизация основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, и меры, принимаемые Роспотребнадзором, сыграли в этом немаловажную роль [1]. На современном этапе основным направлением совершенствования деятельности Ро-спотребнадзора является внедрение риск-ориентированной модели надзора, которая предполагает использование методов оценки рисков здоровью при решении функциональных задач службы, классификацию объектов надзора по степени риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, дифференцированный подход к планированию и проведению контрольно-надзорных мероприятий с направлением усилий на объекты, формирующие недопустимые риски для здоровья; системность информационно-аналитического обеспечения задач по оценке и управлению рисками здоровью, в том числе в рамках социально-гигиенического мониторинга (СГМ), учет показателей экономической эффективности контрольно-надзорных мероприятий и мер по управлению рисками здоровью [25].

Совершенствование нормативно-правовой базы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации проводится в направлении снижения административной нагрузки на предпринимательское сообщество при сохранении адекватного контроля (надзора) за их деятельностью. В области федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора законотворчество направлено на сохранение состояния санитарно-эпидемиологического благополучия как на объектах надзора, так и на территории в целом при минимальном взаимодействии с контролируемыми юридическими лицами (ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (ИП).

С момента своего создания и до настоящего времени СГМ - один из инструментов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучияi - функционирует как сложная система длительного сбора, обработки и анализа данных о параметрах среды обитания, социально-экономических показателях жизни населения, медико-демографических характеристиках отдельных контингентов населения и общества в целом [6, 7]. Система СГМ отличается от других государственных систем мониторинга своей направленностью на сбор разнородных данных и межведомственным характером: совместно с Роспотребнадзором наблюдение за состоянием здоровья населения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба государственной статистики; состоянием факторов среды обитания человека - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и т.д. При формировании информационных фондов данных СГМ могут использоваться данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, однако их участие в системе СГМ законодательно не закреплено.

СГМ является важным инструментом оценки, прогноза санитарно-эпидемиологической ситуации: при его проведении решаются задачи сбора информации о состоянии здоровья населения и факторов среды обитания человека; их гигиенической оценки (диагностики); выявления на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека; подготовки предложений для принятия необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека\

На уровне субъектов Российской Федерации функционируют региональные системы СГМ; для накопления и систематизации информации используются программные продукты, в том числе геоинформационные системы, позволяющие собирать, обрабатывать и визуализировать данные [8, 9]. При подготовке аналитических материалов по результатам СГМ применяется методология оценки риска воздействия факторов среды обитания человека. Данные СГМ используются для подготовки управленческих решений, направленных на улучшение состояния среды обитания, профилактику массовых неинфекционных заболеваний в [10, 11], корректировку государственных целевых программ, и для информирования о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации [12]. 942

Вместе с тем следует признать, что поставленные задачи выполняются не в полном объеме. Система СГМ имеет четкое территориальное деление, например, в пределах населенного пункта, муниципального района, однако полноценное и объективное представление о состоянии среды обитания может сформироваться с учетом данных, собираемых на нескольких граничащих друг с другом территориях, в том числе входящих в разные субъекты Российской Федерации [13]. Недостаточно отработаны методические подходы к выбору точек контроля и формированию перечня показателей загрязнения среды обитания, адекватных целям СГМ; методология оценки социальной и экономической эффективности СГМ. Уменьшается количество специализированных отделов и специалистов, отвечающих за ведение СГМ; принципы сбора и анализа данных в системе СГМ не привязаны к конкретным объектам надзора и т.д.

Существующая система СГМ практически не связана с контрольно-надзорной деятельностью Роспотребнадзора.

В качестве одной из основных причин принятия недостаточно эффективных управленческих решений можно назвать слабость информационного обеспечения: неадекватность информации о реальном состоянии объекта управления, имеющейся в распоряжении лица, принимающего решение, несоответствие формы представления информации потенциальным возможностям человека по ее восприятию и оценке, что может приводить в 85-90 % случаев к ошибкам управления [15].

Важным основанием для «переформатирования» СГМ послужило появление новых форм, методов и подходов контрольно-надзорной деятельности, переход на риск-ориентированную модель планирования. Для повышения эффективность федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора опыт ведения СГМ можно использовать для решения задач контрольно-надзорной деятельности [6].

В 2017 году исследования и измерения параметров природных объектов окружающей среды: атмосферный воздух, вода, почвы при осуществлении СГМ были законодательно отнесены к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного и муниципального контроля с ЮЛ и ИП\ Если при проведении мероприятий будут установлены признаки правонарушения (превышения гигиенических нормативов), контролирующий орган должен принять меры по пресечению выявленных нарушений, подготовить мотивированное представление с информацией о нарушениях, рассмотреть вопрос о необходимости 94Ц3оведения внеплановой проверки объекта

надзора. Если в результате нарушения требований отсутствует угроза серьезных последствий, а ЮЛ или ИП ранее не привлекались к ответственности, то может быть вынесено предостережение о нарушении обязательных требований с предложением представить отчет о результатах работы по устранению нарушений.

Несмотря на то, что статья 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ вступила в силу 01 января 2017 года, до настоящего времени не разработана нормативно-методическая база такого вида контроля.

В проекте Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации» мониторинг выделен в качестве самостоятельной формы контроля. В рамках мониторинга может осуществляться информационное взаимодействие граждан, организаций и контролирующих органов для получения сведений, содержащихся в информации (отчетности), предоставляемой гражданами и организациями, с целью своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, оценки и прогноза этих нарушений.

Принципы ведения СГМ на территориальном уровне можно использовать при планировании и проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении конкретного объекта надзора. Например, лабораторно-инструментальный мониторинг процесса производства продукции, включающий контроль качества и безопасности продукции, производственной среды, отходов, выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов их в водоемы, должен быть организован с учетом оперативных задач контроля (сравнение с нормативными значениями) и долгосрочных аналитических задач СГМ: накопление информации для оценки воздействия деятельности предприятия на здоровье работающих и населения, находящегося под воздействием, в целях установления причинно-следственных связей в системе «объект надзора-здоровье населения». С учетом этих двух задач необходимо методически проработать принципы определения расположения точек отбора проб, формирования необходимо достаточных объемов исследований (перечень контролируемых факторов, показателей и периодичность), стандартизировать исследования в зависимости от категории риска объекта надзора и его вида деятельности.

В условиях цифровизации экономики и государственного управления реализация механизма проведения контроля без взаимодействия с ЮЛ и ИП должна стать приоритетным направлением. Над аш взгляд мероприятие по контролю без

взаимодействия должно включать не только дистанционный лабораторно -инструментальный мониторинг, но и использование информации по объекту надзора, находящейся в собственности непосредственно объекта (данные производственного контроля, перечень и характеристика выпускаемой продукции, наличие лицензий, сертификатов, сведения о сотрудниках и т.д.) и федеральных, региональных, муниципальных органов власти.

За почти двадцатипятилетний период ведения СГМ алгоритм межведомственного взаимодействия по систематическому сбору и анализу информации уже отработан, необходимо перевести накопленный опыт на базу таких современных технологий, как система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В настоящее время СМЭВ используется в основном для предоставления государственных услуг. Создание реально работающей СМЭВ для целей контрольно-надзорной деятельности крайне актуально. Например, для расчета категорий риска объектов надзора органам Роспотребнадзора необходимо значительное количество информации как от самого объекта, так и от органов государственной власти, местного самоуправления.

Четкое понимание санитарно-эпидемиологических рисков, характерных для конкретного объекта, возможного прогноза состояния санитарно-эпидемиологического благополучия на данном предприятии необходимо при планировании контрольно-надзорной деятельности для обоснования выбора объектов, включаемых в ежегодные планы плановых проверок ЮЛ и ИП, формирования государственных заданий. Эти задачи также можно решать с помощью системы СГМ.

После определения методических подходов к сбору информации, анализу, прогнозированию ситуации, выявлению причинно-следственных связей в системе «среда-здоровье» применительно к конкретному объекту надзора или виду деятельности возможно определение комплексных индикаторов рисков объектов надзора, отражающих степень влияния факторов среды на здоровье работающих и населения под воздействием.

В 2016 г. законодательно было введено определение «индикаторы риска нарушения обязательных требований» - параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении контроля без взаимодействия с ЮЛ, ИП, не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Они утвер-

ждаются федеральными органами исполнительной власти и могут послужить основанием для проведения внеплановой проверки.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований следует использовать не только при оценке результатов контрольно-надзорной деятельности, но и как целевые показатели государственных целевых программ и программ развития на региональном и муниципальных уровнях. В качестве примера можно привести законодательно закрепленное положение об использовании в качестве целевых показателей канцерогенных и неканцерогенных рисков здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха при разработке целевых государственных программ области по охране окружающей среды, подготовленное по инициативе Управления Роспотребнадзора по Омской области1.

Данные СГМ могут быть использованы и при реализации еще одной новой формы контрольно-надзорной деятельности - предварительной проверки поступившей информации1. Применение этой формы возможно в случае отсутствия достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований, причинении вреда окружающей среде или возникновении такой угрозы, например, при рассмотрении обращений граждан на ухудшение качества атмосферного воздуха при неочевидном источнике загрязнения. В этом случае собирается дополнительная информация, в том числе и результаты мероприятий по контролю без взаимодействия, что неизбежно потребует более точного определения предмета проверки и объекта проверки и, как следствие расширения информационных фондов СГМ по объектовому принципу.

Решение новых задач СГМ будет более эффективным, если технологически перевести федеральный, региональные и местные информационные фонды данных СГМ на более современные информационные платформы, позволяющие быстро работать с огромными массивами информации.

Таким образом, актуальным становится взаимная интеграция систем СГМ и контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, при которой результаты, полученные в одной из них, являются основой для планирования в другой. Каждая система продолжит решать независимые, присущие только ей задачи [15].

С учетом новых правовых реалий в целях повышения эффективности СГМ и государственного контроля (надзора) следовало бы:

1. Разработать нормативно-правовые документы по организации СГМ: 1.1 обновленное Постановление Правительства Российской Федерации

«Об утверждении положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», в котором включить в перечень участников СГМ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, конкретизировать государственный характер, межведомственное взаимодействие и т.д.

1.2 СанПиН «Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга», определяющий принципы, алгоритм, цели и задачи СГМ как особого механизма определения и управления и прогнозирования состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Сформулировать основные положения объектового принципа ведения СГМ с учетом категории риска объекта с сохранением территориального ведения СГМ.

3. Разработать нормативно-методическую базу по организации и проведению межрегионального СГМ, целью которого будет повышение качества экс-пертно-аналитической обработки данных СГМ, учет факторов, влияющих на здоровье населения и имеющих межрегиональный характер.

4. Включить показатели оценки риска здоровью населения (индикаторы риска нарушения обязательных требований) в качестве целевых показателей выполнения государственных (региональных) целевых программ и муниципальных программ развития.

5. Создать современный онлайн-ресурс для формирования информационных фондов данных СГМ с предоставлением доступа другим ведомствам в целях совместного ведения информационного фонда данных СГМ.

Список литературы

1. Г.Г. Онищенко «О санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды»//Гигиена и санитария. - 2013. - № 2. - С.4-10.

2. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации / Г.Г. Онищенко [и др.] // Анализ риска здоровью. - 2014. - № 2. - С. 4-11

3. Bender, W.J. Risk-based cost control for construction / W.J. Bender, B.M. Ayyub //AACE International Transactions. - 2000. - Р. 11

4. Card, A.J. Successful risk assessment may not always lead to successful risk control: A systematic literature review of risk control after root cause analysis / A.J. Card, J. Ward, P.J. Clarkson // Journal of Healthcare Risk Management. - 2012. - V. 31. - No 3. - P. 6-12.

5. Оптимизация региональной системы социально-гигиенического мониторинга на основе сопряжения с риск-ориентированной моделью контрольно-

надзорной деятельности на примере Красноярского

края/Дисс..канд.мед.наук:14.02.01/Горяев Дмитрий Владимирович.- Пермь, 2018. - 228с.

6. Г.И. Чеченин. Методологические и организационно-технологические аспекты социально-гигиенического мониторинга (СГМ) здоровья населения и среды обитания // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-i-organizatsionno-tehnologiches-kie-aspekty-sotsialno-gigienicheskogo-monitoringa-sgm-zdorovya-naseleniya-i-sredy (10.10.2018).

7. Социально-гигиенический мониторинг на современном этапе: состояние и перспективы развития в сопряжении с риск-ориентированным надзором / Н.В. Зайцева, И.В. Май, Д.А. Кирьянов, Д.В. Горяев, С.В. Клейн // Анализ риска здоровью. - 2016. - №4. - С. 4-16. DOI: 10.21668/health.risk/2016.4.01.

8. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития : монография / Г.Г. Онищенко, Н.В. Зайцева, И.В. Май [и др.]; под общ. ред. Г.Г. Онищенко, Н.В. Зайцевой . - М.; Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 738 с.

9. Управление санитарно-эпидемиологической обстановкой с использованием организации социально-гигиенического мониторинга и методологии оценки риска для здоровья населения / С.В. Кузьмин, В.Б. Гурвич, С.В. Ярушин, О.Л. Малых, Е.А. Кузьмина // Здоровье населения и среда обитания. - М.: ФБУЗ «ЦГиЭ» Роспотребнадзора, 2010. - № 11. - С. 16-19.

10. А.В. Киселев, А.П. Щербо, К.Б. Фридман. Организационно-методические аспекты применения методологии оценки риска в практической деятельности // Гигиена и санитария. 2002. № 6. С. 81.

11. С.В. Кузьмин, В.Б. Гурвич, О.В. Диконская, О.Л. Малых, С.В. Ярушин, С.В. Романов, А.С. Корнилков Социально-гигиенический мониторинг — интегрированная система оценки и управления риском для здоровья населения на региональном уровне // Гигиена и санитария. 2013. № 1. URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/sotsialno-gigienicheskiy-monitoring-integrirovannaya-sistema-otsenki-i-upravleniya-riskom-dlya-zdorovya-naseleniya-na-regionalnom (12.10.2018).

12. Н.М. Цунина, Д.А. Молодкина Актуальные направления развития социально-гигиенического мониторинга и анализа риска здоровью (в контексте информирования) // Анализ риска здоровью. 2013. № 3. URL: http://cyber-

leninka.ru/article/n/aktualnye-napravleniya-razvitiya-sotsialno-gigienicheskogo-mon-itoringa-i-analiza-riska-zdorovyu-v-kontekste-informirovaniya (12.10.2018).

13. Ю.А. Новикова. Межрегиональный социально-гигиенический мониторинг - перспективное направление обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия // Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее. Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2017. Москва. - С. 140-143.

14. Ж.В. Гудинова, Е.Л. Овчинникова, Т.А. Нескин, Е.И. Толькова, Г.Н. Жернакова, И.В. Гегечкори. Разработка и внедрение социально-гигиенических паспортов муниципальных районов Омской области как обоснование управленческих решений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2 5. URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/razrabotka-i-vnedrenie-sotsialno-gigienicheskih-pasportov-muni-tsipalnyh-rayonov-omskoy-oblasti-kak-obosnovanie-upravlencheskih (15.10.2018).

15. Нормативно-правовые и методические аспекты интеграции социально-гигиенического мониторинга и риск-ориентированной модели надзора / А.Ю. Попова, Н.В. Зайцева, И.В. Май, Д.А. Кирьянов // Анализ риска здоровью. - 2018. - № 1. - С. 4-12. DOI: 10.21668/health.risk/2018.1.01.

УДК 613.648.2

М.Д. Петрова1, Н.Ю. Малькова12

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

1ФБУН Северо-западный научный центр гигиены и общественного здоровья, Санкт-Петербург, [email protected] ;2ФГБОУ ВО Северо-западный государственный университет им.И.И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации,Санкт-Петербург, [email protected]

Резюме.

Внедрение лазерного излучения является одним из наиболее перспективных направлений в развитии медицины. С каждым годом количество лазерных установок только увеличивается, а область применения расширяется, что ведет к увеличению количества медицинского персонала, контактирующего с данным ви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.