Научная статья на тему 'К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи'

К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
715
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / НАСИЛИЕ / КОНФЛИКТЫ / YOUTH / EXTREMISM / ETHNOCENTRISM / NATIONALISM / VIOLENCE / CONFLICTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кубякин Евгений Олегович

В современном российском обществе проблема молодежного экстремизма становится все более актуальной. Однако противодействие молодежному экстремизму сопряжено с рядом сложностей, одной из них является терминологическая путаница и неоднозначная трактовка понятия «экстремизм» в ряде общественных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of youth extremism becomes more and more actual in modern Russian society. However, counteraction to youth extremism is interfaced to a number of complexities; one of them is the terminological mess and ambiguous treatment of concept of extremism in some of social studies.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи»

Евгений КУБЯКИН

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ

В современном российском обществе проблема молодежного экстремизма становится все более актуальной. Однако противодействие молодежному экстремизму сопряжено с рядом сложностей, одной из которых является терминологическая путаница и неоднозначная трактовка понятия «экстремизм» в ряде общественных наук.

The problem of youth extremism becomes more and more actual in modern Russian society. However, counteraction to youth extremism is interfaced to a number of complexities; one of them is the terminological mess and ambiguous treatment of concept of extremism in some of social sciences.

Ключевые слова:

молодежь, экстремизм, этноцентризм, национализм, насилие, конфликты; youth, extremism, ethnocentrism, nationalism, violence, conflicts.

КУБЯКИН

Евгений Олегович — к.соц.н., старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

tspopz@yandex.ru

Проблема экстремизма в России в последние годы приобретает все большую актуальность. Ученые, политики, общественные деятели, журналисты в ходе дискуссий предлагают различные пути и способы противодействия экстремизму. Едва ли не в первую очередь эта проблема касается молодежной среды, где ряд громких преступлений молодых экстремистов вызвали широкий общественный резонанс. В настоящее время не секрет, что молодежная среда является благодатной почвой для потенциальных и реальных экстремистских угроз. Этому способствуют социальновозрастные, социально-психологические и социокультурные особенности молодежи.

Прежде всего, стоит отметить специфическую роль, которую играет молодежь в общественном воспроизводстве. Становление молодежи в процессе реализации ею основных социальных функций

— воспроизводственной и инновационной — сопряжено с преодолением как внутренних, так и внешних противоречий. В стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых молодым людям, особенно подросткам, приходится преодолевать внутренние противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений (застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм). Внешние противоречия возникают на стыке взаимодействия молодежи с обществом, при столкновении с его жесткими требованиями. На групповом и индивидуально-личностном уровне это нередко проявляется в дискриминации молодежи по возрастному признаку, в нарушении ее прав в образовании, труде, профессиональной деятельности, сфере культуры, семейных отношениях, ограничении возможностей ее физического и духовного развития, ущемлении прав личности. Молодые люди не могут не реагировать на подобное отношение к ним, нередко выбирая экстремальные формы защиты1.

В научном мире в настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о противодействии молодежному экстремизму. На наш взгляд, одной из весомых проблем, существенно затрудняющих научный поиск путей и способов противодействия экстремизму, является путаница с терминологическим аппаратом. В настоящее время в научной литературе имеется множество разных

1 Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. — М., 2003, с. 13—14.

определений понятия «экстремизм», а также сходных с ним по смыслу понятий. Это существенно снижает потенциал социологических исследований как на теоретико-методологическом, так и на эмпирическом уровнях.

Известно, что ряд социально-психологических условий ведут к формированию негативных установочных образований, в т.ч. и предубеждений, которые, в свою очередь, лежат в основе такого социального феномена, как экстремизм. Некоторые авторы определяют экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам в общественном бытии и сознании, как способ радикального отрицания общественных норм, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами или специально организованными противоправными группами и сообществами1.

В широком смысле экстремизм понимается как приверженность к крайним взглядам и мерам. Однако данное толкование не отражает содержательной сути экстремизма. Многие ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на идеях, которых придерживаются люди, поскольку именование людей и группировок экстремистскими довольно неоднозначно и зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие — борцами за свободу. Экстремистские же акты можно определить более точно, исходя из двух основных критериев. Акты насилия относятся к категории экстремистских, если они:

— не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

— направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям2.

Оба этих критерия подчеркивают, что главная цель экстремистских актов — не

1 Алексеев А.И. Криминология : курс лекций. — М., 1999, с. 331.

2 Густов В.Л. Меры по противодействию на региональном уровне // Политический экстремизм в России и конституционные меры борьбы

с ним : материалы конференции. — М., 1998, с. 18-35.

столько непосредственный физический вред, сколько их психологическое воздействие для привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан. Несмотря на то что отдельные экстремисты уже прославились на весь мир, экстремистские акты совершаются, по большей части, группировками.

Как полагает А.А. Козлов, рассматривать понятие «экстремизм» необходимо, придерживаясь двух исходных составляющих. Во-первых, того, что в обыденной жизни, в юридической практике и в науке называется превышением пределов допустимого. В отличие от обыденной практики, когда превышение пределов трактуется весьма расширенно и в зависимости от уровня развития трактующего, а в праве, напротив, очень конкретно, в науке приняты понятия допустимого как предела, за которым складывается угроза существованию системы или ее части.

Во-вторых, наличие злого умысла как органически присущей тому или иному действию, процессу идеологии качественной определенности, воплощающей в обобщенном виде представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, т.е. не конкретного перечисления того, что есть зло или что такое «плохо», а наиболее общей характеристики отрицательного в моральном смысле или злого умысла как осознанного и представляющего более или менее спланированный акт проявления воли, имеющей в своей основе злой смысл3.

Из сказанного следует, что не существует и не может существовать так называемого «позитивного экстремизма». Это всегда негативная характеристика, являющаяся неотъемлемой составляющей множества конфликтов (но не всех) в любых их разновидностях. Тогда как конфликты, и здесь можно согласиться со многими исследователями, могут носить позитивный характер или выполнять позитивные функции.

Таким образом, общее определение, данное А.А. Козловым экстремизму, выглядит следующим образом: «...это любое превышение пределов допустимого, при наличии злого смысла или умысла». Конечно, это определение скорее философско-социологического плана. Оно может не уст-

3 Там же, с. 15-16.

роить юриста, которому потребуется большая четкость в определениях составляющих или перевод их в совокупность других понятий. Это просто неизбежно ввиду сложности и многозначности исследуемого феномена, имеющего огромный спектр проявлений в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Известно, что в современной научной литературе термин «экстремизм» рассматривается не только в широком, но и в узком смысле. В узком смысле под экстремизмом обычно понимают незаконную деятельность, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни. Для решения ряда практических задач, касающихся текущего момента, узкая трактовка часто оказывается достаточной. Однако ситуация гораздо сложнее, поскольку частный вопрос ставит перед исследователем более общие, фундаментальные вопросы.

Таким образом, современное общество само, в силу своей природы и тенденций, в нем действующих, создает и поддерживает поле экстремизма и постоянно провоцирует его проявления — будь то неравенство, у многих вызывающее желание его преодолеть, используя при этом пути неправедные, незаконные, или практика СМИ, явно «зацикленных» на экстремальных тенденциях (насилии, катастрофах, патологиях), иными словами, не только поддерживающих человека в состоянии изматывающей напряженности, но и навязывающих массам людей явно неприемлемые стереотипы1.

По мнению ряда исследователей, в основе экстремизма, прежде всего молодежного, лежит так называемый этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеологии вражды между своей и другими группами. Субъектами - носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других - как «они». Позитивные характеристики своей груп-

1 Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. — СПб., 2003, с. 26.

пы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулируют неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологической практике используется ряд других терминов, которые или синонимичны, или очень близки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет, прежде всего, о таком понятии, как национализм2.

Национализм как доминанта национального самосознания может означать привычку идентифицировать себя с определенной нацией или другой общностью, ставя ее по ту сторону добра и зла, признавая единственную обязанность — продвигать ее интересы, а также обеспечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой общности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности. То есть, национализм, как и этноцентризм, — явление широкого национального плана, корни которого могут иметь не только этническую, но и иную природу — политическую, идеологическую, социальную, религиозную и другую. Национализм как уникальное явление требует особого пояснения.

Во-первых, национализм многими авторами определяется как самоидентификация со своей нацией, как осознание общности со своим национальным целым и естественная любовь к отечеству с одновременным уважением и признанием права на самобытность других народов. Однако это определение как бы «обеляет» все действия, основанные на причинении вреда из-за чувства расовой, этнической или какой либо другой неприязни, оставляя их за своими рамками. Поэтому оно не является точным и объективным.

Во-вторых, причины национализма очень многолики, и корни их понимания лежат в осознании неповторимости наций, этносов и народов3.

2 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования, 2008, № 5, с. 46.

3 Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность, 2002, № 4, с. 115.

Важно отметить, что каждое общество обязано предоставлять своим гражданам максимально возможную защиту от агрессии и насилия. Несмотря на то что в конечном счете агрессивное поведение должно измениться на уровне личности, социальные нормы и общественные мероприятия оказывают большое влияние на масштабы агрессии, демонстрируемой отдельными индивидами или отдельными личностями. Важно, чтобы независимые организации, действующие на строго определенной правовой основе, взяли на себя обязанность контролировать доступность содержащегося в средствах массовой информации насилия1.

В сложившейся ситуации необходимо уделять большее внимание детям и подросткам по двум причинам:

— агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остается без должного внимания, то может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида;

— серьезные формы насилия, распространенные среди подростков, причиняют вред большому количеству людей.

Касаясь методов предупреждения проявления экстремизма в молодежной среде, стоит отметить важность диалога между разными общностями. Диалог является краеугольным камнем глобального ответа на любого рода конфликты и насилие, прежде всего те, что основаны на фанатизме и нетерпимости. Диалог основан, скорее, на понимании того, что мы представляем множественность культур, а не на том, что мы все одинаковы и согласны друг с другом. Идея о том, что есть лишь один народ, который знает правду, один ответ на мировые проблемы или одно решение, удовлетворяющие нужды населения, на протяжении истории приносила огромный вред. Когда разнообразие иден-

1 Дробижева Л.М., Щедрина О.В. Социальные факторы предупреждения экстремизма // Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России 16 июня 2006 г. — М., Тверь, 2006, с. 15—16.

тичности ставится под сомнение, отрицается какой либо образ жизни, существует угроза фундаментальной свободе выбирать свой образ жизни — именно тогда неизбежен конфликт, насилие и страдание.

Для каждого общества случаи проявления национализма следует рассматривать как особый сигнал беспокойства и тревожности, т.к. за этим может следовать открытое противостояние, в т.ч. и вооруженное. Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному предупреждению обострения межнациональных отношений. В свою очередь, предупреждение межнациональных конфликтов представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины должны быть объектами профилактического вмешательства со стороны органов государственной власти и других организаций2.

Таким образом, в общем и довольно абстрактном смысле экстремизм — это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Это, скорее, не просто крайнее отрицание существующих устоев, но и, возможно, до конца не осознанное стремление политических субъектов к утверждению чего-либо нового: за крайним отрицанием существующего положения вещей скрывается жажда преображения мира. Данные тенденции особенно усиливаются в молодежной среде, отличающейся социально-возрастными, социально-психологическими и социокультурными особенностями. Экстремизм относится к разряду исключительно негативных феноменов, укладывающихся в существующие трактовки девиантности, и не может иметь в себе ничего позитивного. Однако далеко не всякое действие может быть отнесено к классу экстремистских, и именно в раскрытии данной проблемы нам видится одно из перспективных направлений социологического анализа.

2 Молодежь новой России: какая она? Как живет? К чему стремится? — М., 2000, с. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.