IX. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
лингвистики
к вопросу ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Н.М. КОРОЛЕВА, Ю.И. СЕМЕНОВА
Статья посвящена рассмотрению и анализу различных подходов к трактовке понятия профессионализма личности педагога с точки зрения квалификации, профессиональной деятельности, компетенции и личностных качеств.
Ключевые слова: личность педагога, профессионализм, компетентность, квалификация, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, знания, умения, навыки, личность человека.
TO THE PROBLEM OF THE DEFINING THE TEACHER'S PROFESSIONALISM IN CONTEMPORARY EDUCATION ZONE
N.M. KOROLEVA, Yu.l. SEMENOVA
The article is devoted to considering and analyzing different approaches to the definition of professionalism of a teacher from the point of view of qualification, professional activity, competence and personal qualities in terms of professionalism of activity and professionalism of personality.
Keywords: teacher personality, professionalism, competence, qualification, professional activity, professional background, knowledge, skills, human personality.
Изменение модели культурно-исторического и геополитического развития повлекло за собой значительные перемены в образовании на современном этапе развития общества. Но какие бы реформы не предпринимались в системе образования, в итоге они сосредоточены на исполнителе - педагоге, являющемся ключевой фигурой при реализации нововведений. Очевидно, для успешного внедрения инноваций, для реализации в новых условиях поставленных задач педагогу необходимо обладать достаточным уровнем профессионализма. Вопросы профессионализма и педагогического мастерства были и остаются предметом пристального изучения (Е.А. Климов, И.Д. Багаева, В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, С.А. Дружилов, А.В. Хуторской, Л.В. Абдали-на, Е.В. Бондаревская и др.).
Статья рассматривает существующие подходы к трактовке профессионализма педагога и дает характеристику данному понятию в условиях современного образовательного пространства.
Некоторые ученые сопоставляют профессионализм с понятиями, связанными с характеристикой способности человека выполнять работу: компетентность, мастерство, квалификация. Так, С.А. Дружилов считает профессионализм особым
свойством людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм, по его мнению, -степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал -индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию [7: 26-44].
Ряд исследователей рассматривает профессионализм с точки зрения деятельности. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянов основой профессионализма считают научно-теоретическую и практическую подготовку [13]. В.Б. Бондаревский под профессионализмом понимает «овладение в полной мере достижениями своей науки, смежными областями знаний, искусством их применения в своей практике» и противопоставляет ему понятие «дилетантизм» [5: 78]. По мнению В.С. Шуваловой и О.В. Шиняевой, профессионализм специалиста определяется степенью владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способностью производить новое, с другой [14: 121-123]. Я.С. Турбовской рассматривает профессионализм как «органический сплав знаний и умений, гарантирующий получение требуемого результата, качественное и эффективное исполнение работы, сформированная готовность относиться к своему делу как к совокупности задач, каждая из которых конкретна, требует достижения результата» [11: 220]. В.Я. Синенко определяет профессионализм как результат процесса профессиональной подготовки, качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы [12:45-51].
Наряду с этим, профессионализм рассматривается рядом исследователей как характеристика личности человека. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности. Как замечает Н.Р. Битянова, важнейшим условием достижения профессионализма обязательно является мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности. Поэтому становление настоящего профессионала и его профессионализм сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста. Чем больше достигается в профессиональном становлении, тем больше специалист развивается как личность [6: 163-175].
Профессионализм личности, по мнению В.А. Сластенина, - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста [13]. В.И. Бакштановский считает, что настоящий профессионализм связан с нравственным смыслом - пониманием долга, чувства ответственности, осознанием высокого социального назначения профессиональной деятельности, и успех дела, таким образом, - следствие высоких профессионально-нравственных качеств, являющихся выражением целого облика личности [3: 3-13]. И.Д. Багаева определяет профессионализм как интегральное свойство личности, формирующееся в деятельности, обусловленное мерой реализации ее гражданской зрелости, ответственности, долга [2]. По мнению же А.А. Бодалева, профессионализм - это высшая точ-
ка в развитии личности [4: 336-344]. Мы разделяем точку зрения с Е.А. Климова, считающего необходимым рассматривать профессионализм не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию его психики [8]. Более того, мы исходим из понимания, что профессионализм не сводим к совокупности признаков, он представляет собой некоторое системное свойство личности (систему определенным образом организованных компонентов) [7: 26-44].
Очевидно, в рассмотрении понятия «профессионализм» наиболее правомерным будет личностно-деятельностный подход, так как только присутствие обоих компонентов в структуре профессионализма говорит о его целостности. Сочетание высокого уровня выполнения профессиональной деятельности с определенными личностными качествами и составляет профессионализм.
Именно личностно-деятельностный подход присутствует в трудах ученых, рассматривающих профессионализм педагога. Так, В.Я. Синенко полагает, что профессионализм учителя представляет собой высокий уровень его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом [12: 45-51]. В отечественных исследованиях профессионализм педагога понимается как интегральная характеристика деятельности, общения и личности (А.К. Маркова). Л.М Митина рассматривает профессиональное развитие как «рост, становление, интеграцию и реализацию в профессиональном труде личностных качеств и особенностей, профессиональных знаний и умений, но главное - активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой реализации в профессии» [10: 115].
А.К. Маркова, выделяя целый ряд психологических критериев применительно к труду учителя, большинство которых характеризуют педагогическую деятельность (объективные, результативные, процессуальные, количественные, качественные и другие критерии), все же обращает внимание и на субъективные критерии в оценке профессионализма педагога - соответствие профессии требованиям человека, его мотивам, склонностям, личностное расположение к профессии, удовлетворенность трудом в ней, наличие устойчивой психолого-педагогической направленности, совокупности необходимых профессионально-психологических качеств личности [9].
Н.В. Кузьмина и представители ее школы считают, что, так как в профессионально значимых педагогических умениях находят практическое применение и качества личности педагога, то профессионализм учителя составляют два взаимосвязанных компонента: профессионализм деятельности как качественная характеристика субъекта деятельности и профессионализм личности как совокупность личностных качеств педагога, способствующих или, напротив, препятствующих решению педагогических задач [1].
Таким образом, профессиональных знаний и умений, которые выступают основой любой профессиональной деятельности, общего развития и широкой эрудиции, недостаточно для становления учителя-профессионала, поскольку именно для педагогической профессии решающее значение имеют нравственные качества личности (доброта, милосердие, отзывчивость, великодушие, любовь к людям и др.), которые и позволяют формировать личность учащегося в современных условиях.
К предпосылкам развития профессионализма педагогов в условиях современного образовательного пространства можно отнести следующие: 1) разработанность
идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на развитие профессионализма, на постоянное удовлетворение запросов специалиста, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, позволяющей ему выбрать оптимальные сроки для усвоения программ, содержания и форм обучения; 2) создание единого научно-методического образовательного пространства как открытой среды, находясь в которой педагог может выбирать собственную траекторию развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма; 3) концепция личностно ориентированного подхода, учитывающего образовательные запросы и потребности педагогов, индивидуальный уровень их профессионализма; 4) учет мотивов профессионального развития педагога, которое позволяет предлагать соответствующее содержание, корректировать его, определять степень заинтересованности в собственном профессиональном развитии и по необходимости подключать механизмы стимулирования. С этих позиций профессионализм педагога на данном этапе развития общества можно определить так: это системная интегральная характеристика личности, представляющая совокупность педагогической компетентности, мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа учителя, обеспечивающая эффективность и оптимальность образовательной деятельности при постоянно изменяющихся требованиях окружающей действительности и социального заказа общества. Педагогическая компетентность понимается нами как единство теоретической и практической готовности к осуществлению практической деятельности, включающей уровень овладения предметными (или специальными педагогическими), методическими (технологическими) и психолого-педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое мастерство предстает как качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокий уровень владения педагогическими навыками, техникой вербального и невербального общения, эмоционально-волевой саморегуляции. Компетентность и мастерство определяют профессионализм учителя в обеспечении учебно-воспитательной деятельности.
Литература
1. Акмеология: методология, методы и технологии // Материалы научной сессии, посвященной 75-летию Н.В. Кузьминой / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 1998. - 230 с.
2. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1991.
3. Бакштановский В.И. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В.И. Бакштановский, Ю.В Согомонов // Социологические исследования. 2005. №8. - С. 3-13.
4. Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Куликов Л.В. - СПб.: Питер, 2000. - С. 336-344.
5. Бондаревский В.Б. О педагогическом творчестве и опасности дилетантизма // Народное образование. 1988. №6. - С. 76-80.
6. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Академия, 2000. - С. 163-175.
7. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-
публицистический альманах: СО РАО, ИПК. - Новокузнецк. 2005 (вып. 8). -С. 26-44.
8. КлимовЕ.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. -320 с.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павлов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 395 с.
10. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. - М.: Академия, 2004.
11. Турбовской Я.С. Без профессионализма нет ответственности // Народное образование. 1999. №10. - С. 215-222.
12. Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. №5. - С. 45-51.
13. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. - 576 с.
14. Шувалова В.С., Шиняева О.В. От неуверенности-к профессионализму // Народное образование. 1995. №1. - С. 121-123.