Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухамедова Т.О., Чепик Д.А.

В статье рассмотрены проблемы обеспечения продовольственной безопасности России в условиях импортозамещения. Показано состояние продовольственной безопасности в условиях влияния внешних и внутренних факторов, а также риски ее ослабления. Проанализирована динамика развития сельского хозяйства в условиях импортозамещения. Даны предложения по корректировке политики импортозамещения, а также Доктрины продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF FOOD SECURITY OF RUSSIA IN CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION

The article considers the problems of ensuring food security of Russia in conditions of import substitution. Shows the status of food security in the conditions of influence of external and internal factors, as well as the risks of weakening it. Analyzed the dynamics of agricultural development under import substitution. The proposal to change the policy of import substitution and the Doctrine of food security.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

УДК 338.43.02

К вопросу обеспечения продовольственной безопасности России в условиях

импортозамещения

Мухамедова Т.О.а), Чепик Д.Л.6)

"' ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», к.э.н.. ведущий научный сотрудник: доцент кафедры «Экономики и организации агробизнеса» ФГОБУДПО «Российская академия кадрового

обеспечения АПК»:

Ф1ЪНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», к.э.н.. заведующий сектором: доцент кафедры «Экономики и организации агробизнеса» ФГОБУ ДПО «Российская академия кадрового

обеспечения АПК»

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы обеспечения продовольственной безопасности России в условиях импортозамещения. Показано состояние продовольственной безопасности в условиях влияния внешних и внутренних факторов, а также риски ее ослабления. Проанализирована динамика развития сельского хозяйства в условиях импортозамещения. Даны предложения по корректировке политики импортозамещения, а также Доктрины продовольственной безопасности.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, импортозамещение, продовольственная безопасность, потребительский рынок, импорт, экспорт, государственная поддержка.

THE ISSUE OF FOOD SECURITY OF RUSSIA IN CONDITIONS OF IMPORT

SUBSTITUTION

Mukhamedova T.O.a), Chepik D.A.b)

"' The Federal Stale Budgetary Scientific Institution All-Russian Research Institute of Agricultural Economics. Candidate of Economic Sciences. Leading Researcher: Associate Professor of the Department of «Economics and Organization of Agribusiness» FGBOU DPO «Russian academy of personnel management of the agro-industrial complex»: The Federal State Budgetary> Scientific Institution A11-Russian Research Institute of Agricultural Economics.

Candidate of Economic Sciences. Head of Sector, Associate professor of the Department of «Economics and Organization of Agribusiness» FGBOU DPO «Russian academy of personnel management

of the agro-industrial complex»

Abstract: the article considers the problems of ensuring food security of Russia in conditions of import substitution. Shows the status of food security in the conditions of influence of external and internal factors, as well as the risks of weakening it. Analyzed the dynamics of agricultural development under import substitution. The proposal to change the policy of import substitution and the Doctrine of food security.

Keywords: agriculture, import substitution, food security, consumer market, import, export, government support.

Продовольственная безопасность государства является важнейшей составляющей экономической безопасности, которая, в свою очередь, является частью общественной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета. В современных условиях стратегическим национальным приоритетом является повышение качества жизни российских граждан посредством достижения более высоких стандартов жизнеобеспечения.

Проблема продовольственной безопасности углубляется нестабильной политической и экономической ситуацией в мире. Международные санкции, установленные

странами Запада для России, потребовали принятия нестандартных решений, ускорили процессы импортозамещения, ухода от сырьевой экономики. Ответными мерами Россия запретила импорт ряда продовольственных товаров из США, Канады, Австралии, Норвегии и стран Евросоюза. Эти меры неоднозначно отразились на потребительском рынке нашей страны и привели к структурным сдвигам.

Известно, что Российская Федерация традиционно - нетто-импортер агропродо-вольственной продукции, особенно это относится к мясу, молочным продуктам, овощам и фруктам. Динамика спада экспорта про-

дукции АПК (8,1%) представлена в таблице 1.

Таблица 1. - Динамика экспорта и импорта агропродовольственнмх товаров _в России, %_

Показатели Годы

2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2011 г., %

Экспорт продукции АПК 13,3 18,9 10,3 8,1 61,0

доля во всем экспорте, % 2,6 3,3 3,4 3,9 + 1,3 п.п.

доля стран дальнего зарубежья, % 68,0 73,0 71,0 72,0 +4,0 п.п.

Импорт продукции АПК 42,5 39,7 23,7 14,8 35,0

доля во всем импорте, % 13,9 13,8 14,0 14,4 +0,5 п.п.

доля стран дальнего зарубежья, % 84,0 86,0 86,0 84,0 100,0

Покрытие импорта экспортом, % 31,3 47,6 43,4 54,7 +21,4 п.п.

Источник: рассчитано по данным Росстата

На весомое сокращение импорта существенное влияние оказала девальвация рубля и снижение доходов населения. Фактором увеличения экспорта явился рост урожая зерновых культур.

По данным Центрального Банка Российской Федерации, в 2014 г. курс рубля снизился на 30% по отношению к доллару и евро. Этот фактор оказал влияние на рост

цен и потребительский спрос, привел к уменьшению импортных поставок (табл. 2).

В ограничении импорта продовольственной продукции нет ничего критичного, так как импортировать следует только то, что мы объективно не можем производить сами на должном уровне качества и цен в ближайшей среднесрочной перспективе.

Таблица 2. - Соотношение потребления и импорта отдельных продуктов в России,

201 3 г. |5|

Потребле- Импорт, Импорт из Доля импорта Доля импорта

ние тыс. т «санкцион- из «санкцион- из «санкцион-

Показатели (включая ных» стран. ных» стран в ных» стран в

производственное), тыс. т импорте, % потреблении, %

тыс. т

Мясо и мясопродукты (говядина, 10255 1908 869 46 8

свинина, мясо пти-

цы)

Рыба, рыбопродук-

ты, морепродукты 3178 884 550 62 17

Молоко и молоч-

ные продукты (в

пересчете на моло- 39375 6432 2517 39 6

ко)

Картофель и другие овощи 46091 3438 1092 32 2

Фрукты 9761 6963 1730 25 18

Р^>ссия 5 состоянии производить само-.:оя тельно почти все виды продовольствия, лелать его конкурентоспособным, представ-яюшим интерес для зарубежных покупателей. Необходимо на основе развернутых целевых комплексных программ диверсификации экономики побудить регионы успешно решать вопросы импортозамещенпя, улучшать обеспечение населения качественными продуктами питания. Этот подход должен сопровождаться повышением роли государства в регулировании аграрного сектора экономики с целью создания благоприятных условий для роста инвестиций [6].

Примечательно, что в 2015 г. продукция сельского хозяйства выросла на 3% (против 3,5% в 2014 г.), в том числе растениеводства увеличилась на 2,9%, животноводства - на 3,1%. В условиях роста отечественного сельскохозяйственного производства на фоне значительного сокращения импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия (до 26,5 млрд долл. США. или на 33,7% меньше по сравнению с 2014 г.) удалось обеспечить достижение пороговых значений Доктрины продовольственной безо-

пасности по большинству видов продукции (рис. 1).

В экономике сельского хозяйства в 2014 г. выручка сельскохозяйственных организаций от продажи товаров, продукции, работ и услуг увеличилась почти на 26% и составила 1890 млрд. руб. Вместе с тем себестоимость продукции выросла на 13%, то есть незначительно превысила темпы инфляции, и достигла 1526 млрд. руб.

В 2015 г. в условиях роста отечественного сельхозпроизводства на фоне значительного сокращения импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия (до 26,5 млрд. долл. США, или на 33,7% меньше по сравнению с 2014 г.), удалось обеспечить достижение пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по зерну, сахару, растительному маслу и картофелю. Впервые было достигнуто пороговое значение Доктрины по удельному весу отечественного мяса и мясопродуктов в ресурсах внутреннего рынка, заметно вырос показатель по молоку и моло-копродуктам [7].

Зерно

Сахар

Растительное масло

Картофель

Мясо и мясопродукты

| Пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности

Молоко и моло коп родукты

I 2015 Г.

Рисунок 1. Удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, %

Вместе с тем, в условиях падения в 2015 г. реальных располагаемых денежных

доходов населения на 4% спрос на пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия сократился на 9,2%. По предварительным данным Росстага, происходит снижение потребления мяса и мясопродуктов (с 10,9 млн. т в 2014 г. до 10,6 млн. т в 2015 г.), молока и молокопродуктов (с 35,7 млн. т в 2014 г. до 34,3 млн. т 2015 г.).

В целях содействия импортозамеще-нию в сельском хозяйстве, по нашему мнению, требуется корректировка системы налогообложения. а именно:

- разрешить сельхозтоваропроизводителям, находящимся на специальном налоговом режиме - едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН), уплачивать НДС;

установить дифференцированные ставки по ЕСХН в пределах от 0 до 6% законами субъектов Российской Федерации;

- ввести нулевую ставку по акцизам на продажу топлива для сельхозтоваропроизводителей.

В целях стабилизации ситуации в этой области и обеспечения импортозамещенпя Правительством Российской Федерации в марте 2015 г. был утверждён перечень инве-

стиционных проектов, ориентированных на развитие импортозамещающих производств в сельском хозяйстве. Всего было одобрено 464 проекта с общей суммой кредитных договоров - 266 млрд. руб.

В 2015 г. была введена господдержка на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части прямых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. В 2015 г. на эти цели было направлено 11,4 млрд. руб., а всего до 2020 г. - 126 млрд. руб.

Среди мер, относящихся к прямой поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо в рамках Государственных программ развития сельского хозяйства, начиная с 2020 г., формировать отдельную подпрограмму для товаропроизводителей, временно утративших конкурентоспособность, предусмотрев для них особый налоговый режим и режим субсидирования.

Необходимо также совершенствовать механизм закупочных, товарных интервенций и залоговых операций с целью устранения ценовых колебаний на товарных рынках.

Основной целью преобразований в сфере кредитования является повышение физической и экономической доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимо планомерное смягчение кредитно-денежной политики Центрального Банка Российской Федерации, направленное на увеличение денежного предложения и снижение ключевой ставки ЦБ РФ с одновременным принятием ряда запретительных мер, по «перетеканию» финансовых средств из реальных секторов экономики на валютный спекуляционный рынок; снижение уровня инфляции и поддержку стабильного курса рубля, расширения базы внутренних источников инвестиционного кредитования.

Следует также изменить действующую концепцию агрострахования, перейдя от модели страхования только катастрофических рисков к страхованию недобора урожая, что наиболее востребовано хозяйствами. Повысить долю страхового возмещения до 70-80% ог собранной страховой премии с учетом субсидий, как это предусмотрено законом от

25 июля 2011 г. №260-ФЗ (п.8 статьи 4). В зарубежных странах (Канада) при страховании с господдержкой, условием получения субсидии является покрытие ущерба в размере не менее 70%.

Целесообразно развивать также косвенные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: введение механизма продуктовых карточек (опыт Кировской области); установление нижнего предела закупочных цен на заранее определенный перечень продукции, закупаемой по долгосрочным договорам на поставку в фонд помощи малоимущему населению (опыт Республики Мордовия); расширение системы субсидирования производителей сельхозтехники [7]. Проведение технико-технологической модернизации АПК страны, увеличение государственной поддержки аграрной науки, особенно в вопросах производства семян отечественной селекции, племенной работе и т.д.

Таким образом, динамика аграрного сектора экономики пока не является устойчивой, происходит частичная потеря потенциала. возрастают различного рода риски. В связи с этим, не отказываясь от конечной цели импортозамещения, следует выделить этапы и расставить приоритеты развития с учетом партнёрства России в Евразийском экономическом союзе, исходя из принципов коллективной продовольственной безопасности.

По результатам выше изложенных подходов можно сделать следующие выводы:

• проблема импортозамещения и модернизации отечественного АПК должна решаться системно, по долгосрочной программе и управляться специально созданным федеральным органом на период исполнения;

• основу импортозамещения должны составлять инновационные технологии, реализация которых обеспечит значительное увеличение валовых сборов сельскохозяйственных культур, в том числе зерна;

• инновационные технологии потребуют серийного производства новой сельхозтехники, прежде всего базовой, с одновре-

менным расширением создания навесной и Решение рассматриваемых проблем

прицепной техники как более простой и дос- требует продолжения научных исследований

тупной к реализации в современных услови- и разработок, широкого их обсуждения в

ях и менее дорогой. экспертном сообществе.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

3. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями).

4. Ушачев И.Г., Серков А.Ф., Маслова В.В.. Чекалин B.C. [Текст] / Росту и развитию агропромышленного производства необходим комплексный подход // АПК: экономика, управление - 2016. № 4. С. 1-15.

5. Киселев C.B. [Текст] / Агропромышленный комплекс России в условиях санкций и необходимость обеспечения продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление -

2015. №2. С. 12-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Савостьянова Я.В., Селезнева A.A. [Текст] / Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях продления санкций // Молодой ученый - 2016. №1. С. 471-474.

7. Борхунов П., Маслова В.. Зарук Н. [Текст] / Экономический механизм АПК в условиях импортозамещения // Экономика сельского хозяйства России - 2015. № 10. С. 45-51.

8. Серков А.Ф., Виноградова В.Ф., Чекалин B.C., Масленников А.В [Текст] / Обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях экономического кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2009. № 12. С. 9-11.

References:

1. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 N 120 "Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii".

2. Federal'nyj zakon ot 28 iyunya 2014 g. N 172-FZ "O strategicheskom planirovanii v Ros-sijskoj Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami).

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. N 717 "O Gosudarstvennoj program-me razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013 - 2020 gody" (s izmeneniyami i dopolneniyami).

4. Ushachev I.G., Serkov A.F., Maslova V.V., CHekalin V.S. [Tekst] / Rostu i razvitiyu agro-promyshlennogo proizvodstva neobhodim kompleksnyj podhod // APK: ehkonomika, upravle-nie -

2016. №4. S. 1-15.

5. Kiselev S.V. [Tekst] / Agropromyshlennyj kompleks Rossii v usloviyah sankcij i neob-hodimost' obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti // APK: ehkonomika. upravlenie - 2015. №2. S. 12-19.

6. Savost'yanova YA.V., Selezneva A.A. [Tekst] / Obespechenie prodovol'stvennoj bezopasno-sti Rossii v usloviyah prodleniya sankcij // Molodoj uchenyj - 2016. №1. S. 471-474.

7. Borhunov N., Maslova V., Zaruk N. [Tekst] / EHkonomicheskij mekhanizm APK v usloviyah importozameshcheniya // EHkonomika sel'skogo hozyajstva Rossii - 2015. № 10. S. 45-51.

8. Serkov A.F., Vinogradova V.F., CHekalin V.S., Maslennikov A.V [Tekst] / Obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti strany v usloviyah ehkonomicheskogo krizisa // EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij - 2009. № 12. S. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.