Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения пассажиров на пароходах здоровой питьевой водой'

К вопросу обеспечения пассажиров на пароходах здоровой питьевой водой Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
19
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения пассажиров на пароходах здоровой питьевой водой»

«жтную нагрузку до 2,5—3 раз. Эти факты свидетельствуют о правильно и полно протекающих процессах минерализации.

2. Имеющиеся выклинивания дренажных вод полей в поймы реь? ухудшают общее санитарно-гигиеническое состояние некоторых усадьб (Радевский и др.).

3. Дворы, расположенные на склоне реки Слепни между первой и второй отводными канавами, необходимо снести, убрав в первую •очередь жилые постройки огородной артели и усадьбу Радевского, постройки которых и колодцы подтапливаются выклиниваемыми волами полей фильтрации. Эти неотложные мероприятия вытекают из •общесанитарных соображений и интересов самих жильцов.

4. Дворы, расположенные вдоль берега реки Слепни в зоне после-71ующих очередей полей фильтрации, а также деревни Малявки и Дворище, которые частично пользуются шахтными деревянными колодцами и частично родниками, выклиниваемыми в реку Свислочь, необходимо обеспечить при расширении полей буровыми колодцами, ориентированными на межморенные горизонты.

5. Для предупреждения дальнейшего заболевания и увеличения дренирующей способности необходимо выпрямить и очистить реку Слепню, а пойму ее в некоторых участках и пойму реки Свислочи засадить ивняком, что будет способствовать испарению почвеннои влаги и в то же время даст и некоторый экономический эффект.

6. Для более углубленного и систематического в дальнейшем контроля за работой полей фильтрации рекомендовать проложить дренаж на одном из участков полей. Анализ дренажа вод в разные •сезоны года при разных нагрузках и условиях эксплоатации дал -бы ценный материал для суждения об оптимальной нагрузке нолей.

Д-р Л. С. МАРГОЛИН (Гомель)

К вопросу обеспечения пассажиров на пароходах здоровой питьевой водой

Одним из наиболее важных санитарных вопросов водного транспорта является водоснабжение пароходов. В резолюции Всесоюзного совещания здравотделов и Госсанинспекции водного транспорта (10— 15 марта 1936 г.) вопросы водоснабжения пароходов выдвигаются как наиболее актуальная тема для изучения водными санитарными организациями.

Настоящая статья имеет своей целью поделиться опытом работы санитарной инспекции Днепро-Двинского бассейна по улучшению питьевого водоснабжения пароходных пассажиров.

Для подачи воды на наших пароходах обычно имеются два насоса: бортовой ручной насос «качок» и паровой насос «донка». Пользование речной водой для питья из качка воспрещается, а на стоянках ввиду запрещения (вследствие загрязненности воды в этих местах) забора воды из качка и для хозяйственных надобностей насос запирается на замок. Из парового насоса вода поступает в сборный бак, помещающийся на верхней палубе, а отсюда она разводится к потребляющим установкам. На некоторых пароходах вода «дон-.кой» забирается с того же борта, с которого спускаются: грязные

воды из камбузов, умывальников и даже уборных. Правда, во всех, случаях донные насосы расположены спереди, но при некоторых положениях засасывание нечистот возможно. На немногих пароходах вода из распределительного бака, прежде чем попасть в распределительную сеть, проходит через фильтры, но эффект их работы незначительный, так как нет нужных фильтров хорошей конструкции, а за имеющимися! фильтрами нет должного ухода. Поэтому единственным способом обезвреживания воды является кипячение. Кипятится вода в медных котлах, расположенных на машинных кожухах, при помощи медного змеевика, через который .пропускается пар. При прежних обследованиях было замечено, что в некоторых случаях змеевики не доходят до дна кипятильников, и поэтому нижний слой воды не закипает; в настоящее время этот дефект устранен. Как правило, недостатка в кипятке не бывает. Но если более или менее благополучно обстоит вопрос с обеспечением пассажиров кипятком, то с осту|женной кипяченой водой дело обстоит не так. Остуженная вода раньше хранилась в деревянных, замененных в последние годы металлическими, бачках. Основными дефектами такого способа хранения питьевой воды являются загрязнение воды (частая доливка баков, подчас переливание воды из кубов в сосуды для хранения при

Продольный разрез

Общий бак _

Подбой пара" Куб для кипячения воды х Змее вик )

\ Фонтанчик от 01лади-,, • тем но палубе__* -1

фонтанчик б Н ПО. насос, вортингтан

Поперечный Фильтр \общии\у разрез бак I ■

Огладите,чь

Схема охлаждения питьевой воды на товаро-пассажирском пароходе ДДРП

помощи тех же ведер, которыми забирается забортная вода) и медленное охлаждение, что создает условия для пользования речной водой в качестве питьевой.

Как„показало проведенное в навигацию 1936 г. исследование воды в баках для хранения остуженной воды на пароходах и пристанях (всего 172 обследования), в 19,5% всех случаев вода оказалась сомнительной, в 8,5% негодной для питья, причем в единичных случаях крайне загрязненной сплошной, не поддающийся учету рост разнохарактерных микроорганизмов; со,Н-титр — до 0,01).

Во многих случаях в воде, отнесенной нами к сомнительной, отмечается сплошной рост однотипных, подвижных, грамотрицательных, не разжижающих желатины микробов, по всем данным сапрофитного вида; большая однотипная флора свидетельствует о развитии микроорганизмов после кипячения в результате длительного хранения.

По сравнению с данными, приведенными д-ром П. Дубским за 1923—1925 гг.1, качество воды в бачках несколько улучшилось: по данным д-ра П. Дубского в 33,7% всех исследованных бачков, вода оказалась совершенно негодной для питья, что главным образом мо.жно отнести за счет замены деревянных бачков металлическими.

1 Труды III Всесоюзного съезда санитарных врачей транспорта.

Наиболее рациональным способом приготовления воды с гигиенической точки зрения является устройство такого прибора, в котором вода непосредственно после кипячения поступает в остуженном виде к потребителю, поэтому после того, как нам стало известно иб изобретении прибора для кипячения воды удовлетворяющего этому принципу, и получения положительных отзывов2, мы решили в виде опыта ввести эти приборы на некоторых пароходах (1633— 1934 гг.). Первые годы эксплоатащии этих приборов дали хорошие результаты, но некоторая сложность установки и ухода за ними заставили их переконструировать.

Способ устройства переконструированной системы охлаждения кипяченой воды по Осмоловскому чрезвычайно прост: из куба вода но трубке спускается к змеевику (охладителю), расположенному возле барабана и омываемому речной водой; вода здесь остывает до температуры речной воды, а отсюда лоднимается по трубам и подается потребителю через краны или «фонтанчики», которые устраиваются в проходе около барабана или, что еще удобнее, в носовой и кормовой части нижней палубы парохода; от охладителя делаются также отводы в машинно-котельное отделение для обеспечения питьевой водой команды.

Неоднократные исследования воды из прибора показали во все.с случаях ее удовлетворительное качество.

Этот прибор имеет свои недостатки: вода охлаждается только до температуры речной воды, что в жаркие дни недостаточно, но с этим недостатком при всех прочих преимуществах — легкость приготовления в неограниченном количестве кипяченой остуженной воды, гигиеничный способ приготовления кипяченой воды и ее хранения, легкость у|хода за системой, дешевизна установки (250—300 рублей)— можно примириться и рекомендовать систему для применения на пароходах других речных бассейнов, особенно в северной и средней полосе.

В настоящее время в Днепро-Двинском бассейне большинство пассажирских пароходов снабжено указанными приборами, а во время зимней судоремонтной кампании, по согласованию с Управлением пароходства, такие приборы будут установлены на всех остальных пассажирских и на большинстве буксирных пароходов.

Д-р М. Г. МАРХАОЕВ (Москва).

Защита грузчиков от пековой пыли при работе по перегрузке пека в дневное время

Из отделения гигиены труда (зав.—д-р М. Г. Мархасев) санитарно-гигиенического-отделения (зав.—проф. С. Е. Советов) Центральной лаборатории гигиены и санитарии на водном транспорте (дир. — д-р. .В. Я. Эдельман)

Погрузочно-разгрузочные работы с пеком сопровождаются, особенно в ветреную погоду, образованием значительного количества мелкой пековой пыли, оседающей на открытых частях тела рабочего и на его одежде. Практика перегрузочных работ с пеком показывает, что пековая пыль проникает через поры и в большей или

1 Механик Осмоловский, Киев.

2 Медсанупр Ср. Днепра, д-р Шмаль и д-р Лисицкий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.