УДК 338.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-330-334
КАЛЛАГОВА А.Х., КАЛЛАГОВ Б.Р., ФИДАРОВА Л.М. К ВОПРОСУ ОБ УСТОЙЧИВОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ СКФО)
Ключевые слова: горные экосистемы, институты государства, экспертное сообщество, этнокультурная экосистема, горные ландшафты, целебные минеральные источники, историко-культурные памятники, благоприятная экологическая среда
В статье рассматриваются особенности устойчивого развития горных территорий Северо-Кавказского макрорегиона в контексте разрешения проблем занятости населения, сохранения социокультурного и этно-экологического разнообразия местного населения требующих к себе повышенного внимания, как со стороны институтов государства, так и региональной общественности в перспективах обеспечения общественной безопасности, межнациональное согласия и хозяйственное развитие. Показано, что в настоящее время продолжается отток трудоспособного местного населения из горных территорий практических всех субъектов федерации СКФО (поиск работы, возможность получения больших социальных благ, образование для детей и т.д.), следовательно, базовой задачей способной обеспечить устойчивое развитие горных территорий является создание необходимых для местного населения нормальных условий жизнедеятельности.
KALLAGOVA, A.H., KALLAGOV, B.R., FIDAROVA, L.M.
ON THE ISSUE OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MOUNTAIN TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)
Key words: mountain ecosystems, state institutions, expert community, ethno-cultural ecosystem, mountain landscapes, healing mineral springs, historical and cultural monuments, favorable ecological environment.
This article examines the features of sustainable development of the mountainous territories of the North Caucasus macroregion in the context of solving the problems of employment, preserving the socio-cultural and ethno-ecological diversity of the local population that require increased attention from both state institutions and the regional public in the prospects of ensuring public security, interethnic harmony and economic development. It is shown that currently the outflow of able-bodied local population from the mountainous territories of almost all subjects of the federation of the North Caucasus Federal District continues (search for work, the opportunity to obtain greater social benefits, education for children, etc.), therefore, the basic task capable of ensuring the sustainable development of mountainous territories is creation of normal living conditions necessary for the local population.
В Российской Федерации вопросам исследования развития горных территорий уделялось определенное внимание, как со стороны институтов государства, так и со стороны научного сообщества, и как следствие, в настоящее время комплексных интегральных исследований проблематики развития горных территорий как составляющей региональной социально-экономической политики государства в стране недостаточно. Целью данной статьи является попытка системного анализа и оценки условий эффективного развития макрорегиона.
Горные массивы, как уникальная этнокультурная экосистема, представляют в современных условиях значительный научный интерес, учитывая хотя бы то обстоятельство, что сами горы занимают более 25% поверхности земли, на которых проживает 12 % от общего числа населения [1]. К проблемам, которые являются постоянными спутниками жителей гор, мы относим следующие:
- во-первых, жители гор сталкиваются с тяжелыми природно-климатическими условиями, включая суровые зимы с низкими температурами, сильные ветры и, иногда, форс-мажорные ситуации, такие как снежные лавины, сели или землетрясения;
- во-вторых, горные экосистемы достаточно уязвимы перед природным и техногенным воздействиям, причем сложность географии, недоступность некоторых районов и следы неразумной человеческой деятельности могут иметь долгосрочные последствия для окружающей среды и здоровья людей;
- в-третьих, для горных территорий характерны более трудные условия для ведения интенсивной сельскохозяйственной деятельности;
- в-четвертых, жизнь в горах требует более высоких материально-технических и энергетических затрат для обеспечения жизнедеятельности человека;
- в-пятых, серьезной проблемой является недостаточная развитость инфраструктуры и ограниченный доступ к социальным и экономическим услугам (медицинское обслуживание, образовательные учреждения, транспортная инфраструктура и наличие других социальных и экономических объектов для нормальной жизнедеятельности современного человека [3].
Означенные факторы по определению обусловливают особую сложность и рискованность
экономической деятельности в горах, порождая бедность, социальные конфликты и политическую нестабильность и, как следствие, способствуют оттоку местного населения (в том числе и в субъектах федерации СКФО) из высокогорных районов. Для минимизации возможных рисков необходимо предметно анализировать причинно-следственные связи в конструкции общественно-политической системы «природа — хозяйство — социум» [4].
Современные отечественные исследователи, представители научного сообществ также неоднократно отмечали, что в советский период изучению гор уделялось пристальное внимание, но с распадом Советского Союза почти все исследовательские мероприятия по горной тематике были свернуты. По мнению отечественных экспертов: «сход ледника Колка в 2002 г в Северной Осетии - это результат отсутствия организации исследовательской работы в горах. Горы, как океан, не любят пренебрежительное отношения к себе» [6]. Это объективно.
С начала 2000-х гг. руководство страны пришло к осознанию необходимости комплексного, но в то же время дифференцированного, с учетом природных условий и этнокультурных особенностей отдельных народов, исследования горных территорий. Однако зачастую созданные благодаря этому программы развития оказываются неэффективными, а выделяемые средства на реализацию конкретных мероприятий зачастую используются не по назначению. Здесь трудно не согласиться с мнением представителей экспертного сообщества РСО-Алания из которого следует что: «Еще в середине1990-х гг. была принята программа "Горы Осетии". На ее реализацию были выделены из федерального центра большие средства. Как они были освоены неизвестно, но в результате ничего из запланированного в программе выполнено не было. Следовательно, деньги ушли не по назначению, скорее всего, ушли в чьи-то карманы» [6].
Очевидно, что эффективному развитию российских горных территорий мешает коррупция не только в самих регионах, но и на федеральном уровне.
Бесспорно, правы те представители научного сообщества, которые считают, что необходим федеральный закон, регулирующий все правовые аспекты развития горных территорий. Существующие в настоящее время отдельные законодательные акты в ряде субъектов Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО): закон «О статусе горных территорий в Республике Северная Осетия — Алания» от 2019г., закон «О горных территориях Республики Дагестан» от 2019г., закон «О горных территориях Республики Ингушетия» от 2016г., Программа «Социально-экономического развития горных территорий (Веденского, Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Шатойского, Шаройского муниципальных районов) Чеченской Республики» (Постановление Правительства Чеченской Республики от 4.04.2017 № 77) [7-9], требуют системной координации в контексте эффективного управленческого менеджмента и целевого программного финансирования, под контролем общественности и ведомства Полномочного представителя Президента страны в федеральном округе.
Государственная программа Республики Дагестан «Социально- экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан» в редакции от 07.06.2021года определяет в качестве основных целей улучшение социально-экономического положения горных территорий, рост благосостояния и качества жизни местного населения и обеспечение устойчивого экономического роста горных территорий республики. Программа рассчитана на период 2020-2024гг. с общим объемом финансирования 718.681,1 тыс. руб., из которых 415. 000,0 тыс. руб., средства республиканского бюджета республики, остальные 303.681,1 тыс. рублей из внебюджетных источников [8].
Особое значение в заявленной программе имеют направления деятельности, которые обозначены как оказание государственной поддержки в реализации проектов в реальном секторе экономики; стимулирование развития предпринимательства в горных районах с решением ключевой задачи - сохранение численности населения и сокращение темпов миграционного оттока населения из населенных пунктов горной зоны Республики Дагестан.
Последняя задача или скорее проблема остается определяющей, по нашему мнению, и не только для развития горных районов Дагестана. Это связано, прежде всего, с жилищно-хозяйственными, индивидуально бытовыми и инфраструктурными вопросами. На переднем плане в этом ряду означена проблема энергоснабжения населения и газификация горных населенных пунктов. Качество энергоснабжения горных районов, по признанию самих представителей органов местной власти пока остается неудовлетворительной: большинство магистральных сетей горных
массивов характеризуются высокой степенью изношенности - в основном советского времени постройки, реставрация которых в ближайшие годы не предусмотрено. Не менее сложной в горных районах республики остается проблема газификации населенных пунктов; по официальным данным на конец 2022г. в горных территориях насчитывается более 700 негазифицированных населенных пунктов.
Объективно: благосостояние и уровень жизни населения горных районах Дагестана значительно ниже среднего уровня по республике. Среднемесячная номинальная заработная плата работников в горных территориях республики в 2021 году составила 20512,7 рубля, тогда как в республике среднемесячная заработная плата составила 28155,3 рубля. Среднемесячные доходы на душу населения горных территорий в 2021 году составили 8122,2 рубля (по республике — 27 988 рублей). В 2021 году среднемесячные доходы на душу населения составляли 74,7 процента от величины прожиточного минимума.
Не менее сложной, кроме выше означенных, для республики остается проблема относительно высокого уровня безработицы в горных районах. Численность безработного населения горных территорий, зарегистрированного в органах государственной службы занятости в 2021 году, составила 14,9 тыс. человек (в республике - 28,8 тыс. человек). Подобная ситуация безусловно, способствует оттоку населения из горных районов и не способствует решению одной из основных задач устойчивого развития горных территорий - сохранению численности населения и сокращение темпов миграционного оттока населения из населенных пунктов горной районов республики.
Кабардино-Балкарская Республика занимает центральную, самую высокогорную часть Большого Кавказа и 71% территории республики относится к горной. Развитию указанных территорий руководством республики уделяется значительное внимание, и прежде всего посредством реализации федерального проекта «Современный облик сельских территорий», государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Так как в республике приоритетом устойчивого развития горных территорий признана доминирующая роль туристско-рекреационной отрасли, актуальными в современных условиях здесь остаются вопросы развития социальной и транспортной инфраструктуры, а также развитие горного и агротуризма.
Для устойчивого развития горных районов республики целесообразно, на наш взгляд, оформление прагматичных организационных и правовых условий, направленных на сосредоточение производственных сил в горных местностях и сокращение оттока граждан активного возраста. Здесь необходимо отметить, что региональными и местными органами власти за последнее десятилетие был реализован значительный комплекс организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни в горных населенных пунктах, и прежде всего направленных на развитие социальной сферы, образования, медицинского обслуживания населения, создание достаточного количества новых рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства и самозанятости.
Программа «Социально-экономическое развитие горных территорий (Веденского, Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Шатойского, Шаройского муниципальных районов) Чеченской Республики (на 2017 - 2020 и последующие годы)» была принята Постановлением Правительства Чеченской республики от 4 апреля 2017 года № 77 [9]. Целями устойчивого развития горных территорий в республике заявлены: рост доходов от туристско-рекреационного комплекса, развитие сельского хозяйства как основы экономики горных территорий, расширении несельскохозяйственной занятости населения и улучшении доступа жителей горных территорий к услугам отраслей социальной и инженерной инфраструктуры.
Как следствие, за период с 2010 по 2020 год численность населения горных районов увеличилась на 16,8%. Вместе с тем руководство республики считает, что достигнутые результаты для устойчивого развития означенных горных территорий недостаточны, то есть наличествующий значительный ресурсный потенциал горных районов используется не полностью.
Это касается уровня использования пахотных земель в горных районах, развития животноводства, использования потенциала горных массивов богатых древесиной и водными ресурсами, качественного развития сферы заготовки и переработки дикорастущих плодово-
ягодных и лекарственных растений, рыбоводства. Остаются также вопросы по модернизации энергетической системы горных территорий и газоснабжением некоторых отдаленных сел.
Программа Правительства Чеченской республики «Социально-экономическое развитие горных территорий...» нацелена на достижение базовых ориентиров устойчивого развития горных территорий, таких как сокращение отставания благосостояния и качества жизни населения горных районов от среднероссийского и среднереспубликанского уровней, создание дополнительных рабочих мест и условий для развития человеческого капитала и справедливости к месту, необходимо отметить, что именно в Чеченской республике из всех субъектов СКФО здесь достигнуты наиболее значимые результаты.
По определению, география Северо-Кавказского федерального округа это преимущественно горные территорий, где более 70% рельефа это горные и предгорные массивы. Данное обстоятельство обуславливает необходимость формирования и реализации специальной государственной политики, которая будет способствовать в первую очередь, сохранению и преумножению населения постоянно проживающего в горных районах.
Объективно: в настоящее время продолжается отток трудоспособного местного населения из горных территорий практических всех субъектов федерации СКФО (поиск работы, возможность получения больших социальных благ, образование для детей и т.д.), следовательно, базовой задачей способной обеспечить устойчивое развитие горных территорий является создание необходимых для местного населения нормальных условий жизнедеятельности, где человек имел бы возможность пользоваться всеми благами цивилизации, даже находясь в отдаленных, высокогорных населенных пунктах [5].
Рассматривая в совокупности как природно-материальные, так и духовные - нравственные ресурсы Северного Кавказского горного массива можно утверждать, что горы всегда играли и будут в дальнейшем играть значительную роль в обеспечении жизнестойкости и благополучии населения региона.
Этническая картина современного Северного Кавказа сформировалось как следствие ландшафтного разнообразия региона, длительного исторического процесса интенсивных миграций, завоеваний и оседлого геополитического положения. В настоящее время здесь проживают около 50 народностей, принадлежащих к разным этнолингвистическим семьям и группам.
Компаративистский анализ этноэкологических традиций народов Северного Кавказа, позволяет нам составить представление об этноэкологической ситуации в северокавказском регионе как устойчивом, и сделать вывод о том, что практически все этнические общности, проживая в различающихся природно-ландшафтных условиях, на протяжении многих веков существования выработали определенную экологическую культуру, сформировали традиционные системы жизнеобеспечения и природопользования, позволяющие наиболее рационально и полно использовать природные ресурсы своей местности, не нанося ей большого ущерба.
Территория Северного Кавказа, несмотря на давнее освоение и интенсивную эксплуатацию природных ресурсов, в той или иной степени, сохранила экологическое равновесие, благодаря рациональному, ресурсосберегающему природопользованию этносов, проживающих в данном регионе. Первичные этнокультурные черты: стереотипы, мировоззрение, поведение, культурные традиции, вырабатывались в процессе адаптации этносов к окружающим условиям как природным - климат, рельеф, ресурсы, так и социальным, и передавались из поколения в поколение. Природоохранные традиции горских этнических общностей - историческое явление, сложившееся в результате их адаптации к окружающей природно-ландшафтной среде. Этнические традиции играют регулирующую роль в практике природопользования и хозяйственной деятельности. При этом природоохранные правила активно воздействуют на всю систему поведения и культуру конкретного этноса.
С учетом значения устойчивого развития горных территорий и последовательного решения задач социально-экономической сферы субъектов федерации целесообразно, на наш взгляд, создание при Представительстве Президента РФ в СКФО Специального департамента по изучению, развитию и сохранению горных территорий (локальных горных экосистем), основная задача, которой должна состоять в координации деятельности федеральных структур с региональными министерствами и ведомствами субъектов СКФО для эффективной организации
комплексного развитие горных территорий федерального округа.
Первичными задачами деятельности Департамента по изучению, развитию и сохранению горных территорий СКФО должны быть обозначены проведение инвентаризации всех горных массивов с предметной оценкой их состояние, как на муниципальном, так и на региональном уровне (состояние этно-морфологии, экологическая экспозиция, транспортная доступность), а также объективное определение состояния экономического потенциала конкретной горной территории.
Литература и источники
1. Баденков Ю.П. Устойчивое развитие горных территорий // Известия РАН. Сер. География. - 1988. - M б. - С. 7-21.
2. Баденков Ю.П. К вопросу о государственной политике развития горных регионов России. Нужен ли России федеративный горный закон? // Устойчивое развитие горных территорий». - 2017. - Т.9. - W°2(32). - С. 111-119.
3. Ершова Е.Ю., Огаркова И.В., Ершов Ю.В. Тенденции развития индустрии туризма в Северо-Кавказском федеральномокруге // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - M 5 (91). - С. 3б-42.
4. Кёлер Я., Гуня А.Н., Тенов Т.З., Чеченов А.М. Институционально ориентированное изучение проблем устойчивого развития горных территорий // Устойчивое развитие горных территорий. - 2017. - Т.9. - W°2(32). - С.153-1б2.
5. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Вопросы устойчивого развития горных территорий в Российской Федерации: система жизнеобеспечения, институты и инфраструктура // Экономика нового мира: науч. журн. - 2020. - Т. 5. - M 4 (Вып. 19). - С. 44-б0.
6. Хузмиев И.К. Устойчивое развитие горных территорий: курс лекций / / [Электронный ресурс] // Helpiks.org. URL: https://helpiks.org/5-70703.html (дата обращения: 22.12.2022).
7. О статусе горных территорий в Республике Северная Осетия — Алания [Электронный ресурс]: закон Республики Северная Осетия — Алания от 12 февраля 2019 г. M 9-РЗ // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно - технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/553127791 (дата обращения: 22.12.2020
8. Государственная программа Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан» (в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 29.01.2021 N 10, от 07.0б.2021 N 132, от 24.11.2022 N 397) // https://docs.cntd.ru/document/561752993?ysclid=lmkbwq3el8875745836
9. Программа «Социально-экономическое развитие горных территорий (Веденского, Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Шатойского, Шаройского муниципальных районов) Чеченской Республики (на 2017 - 2020 и последующие годы)"; утверждена Постановлением Правительства Чеченской республики N»77 от 4 апреля 2017г.
10. Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. M 1089-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 г.» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404484724/ (дата обращения: 20.08.2023).
References and Sources
1. Badenkov Yu.P. Ustojchivoe razvitie gornyh territory // Izvestiya RAN. Ser. Geografiya. - 1988. - M б. - S. 7-21.
2. Badenkov Yu.P. K voprosu o gosudarstvennoj politike razvitiya gornyh regionov Rossii. Nuzhen li Rossii federativnyj gornyj zakon? // Ustojchivoe razvitie gornyh territory». - 2017. - T.9. - ^^ - S.111-119.
3. Ershova E.Yu., Ogarkova I.V., Ershov Yu.V. Tendencii razvitiya industrii turizma v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2018. - M 5 (91). - S. 3б-42.
4. Kyoler Ya., Gunya A.N., Tenov T.Z., Chechenov A.M. Institucional'no orientirovannoe izuchenie problem ustojchivogo razvitiya gornyh territorij // Ustojchivoe razvitie gornyh territorij. - 2017. - T.9. - M2(32). - S.153-162.
5. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Voprosy ustojchivogo razvitiya gornyh territorij v Rossijskoj Federacii: sistema zhizneobespecheniya, instituty i infrastruktura // Ekonomika novogo mira: nauch. zhurn. - 2020. - T. 5. - M 4 (Vyp. 19). - S. 44-б0.
6. Huzmiev I.K. Ustojchivoe razvitie gornyh territorij: kurs lekcij //[Elektronnyj resurs] // Helpiks.org. URL: https://helpiks.org/5-70703.html (data obrashcheniya: 22.12.2022).
7. O statuse gornyh territorij v Respublike Severnaya Osetiya — Alaniya [Elektronnyj resurs]: zakon Respubliki Severnaya Osetiya — Alaniya ot 12 fevralya 2019 g. M 9-RZ // Kodeks: elektronnyj fond pravovoj i normativno - tekhnicheskoj dokumentacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/553127791 (data obrashcheniya: 22.12.2020
8. Gosudarstvennaya programma Respubliki Dagestan «Social'no-ekonomicheskoe razvitie gornyh territorij Respubliki Dagestan» (v red. Postanovlenij Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 29.01.2021 N 10, ot 07.0б.2021 N 132, ot 24.11.2022 N 397) // https://docs.cntd.ru/document/561752993?ysclid=lmkbwq3el8875745836
9. Programma «Social'no-ekonomicheskoe razvitie gornyh territorij (Vedenskogo, Itum-Kalinskogo, Nozhaj-Yurtovskogo, Shatojskogo, Sharojskogo municipal'nyh rajonov) Chechenskoj Respubliki (na 2017 - 2020 i posleduyushchie gody)\"; utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Chechenskoj respubliki N^77 ot 4 aprelya 2017g.
10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30 aprelya 2022 g. M 1089-r «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga na period do 2030 g.» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404484724/ (data obrashcheniya: 20.08.2023).
КАЛЛАГОВА АННА ХАЗБИЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономика и финансы», Финансовый университет, Владикавказский филиал ([email protected]).
КАЛЛАГОВ БОРИС РАМАЗАНОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Финансы и кредит», Владикавказский института управления ([email protected]).
ФИДАРОВА ЛАРИСА МАГАМЕТОВНА - кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Финансы и кредит», Владикавказский института управления ([email protected]).
KALLAGOVA, ANNA Kh. - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Department of Economics and Finance, Financial University, Vladikavkaz branch ([email protected]).
KALLAGOV, BORIS R. - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit ,Vladikavkaz Institute of Management ([email protected]).
FIDAROVA, Larisa M. - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit ,Vladikavkaz Institute of Management ([email protected]).