Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ПРИ ПОМОЩИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОРНЫХ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ШОТЛАНДСКОГО ХАЙЛЕНДА'

ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ПРИ ПОМОЩИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОРНЫХ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ШОТЛАНДСКОГО ХАЙЛЕНДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЙЛЕНД / ГОРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / SCOTTISH HIGHLANDS / MOUNTAINEERING / TOURISM IN CHECHEN REPUBLIC / CAUCASUS MOUNTAINS / REGIONAL TOURISM / HISTORY OF TOURISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова Д.А., Маерсултанов Х.Р.

В Чеченской Республике горы являются большим и немало значимым для региона национальным богатством, которое при бережном и разумном отношении может принести хорошую прибыль в туристскую отрасль региона. Уровень экономического развития горных районов непосредственно влияет на дальнейшее развитие их социальной сферы, без которой в свою очередь, а также без наличия соответствующей инфраструктуры и туристских ресурсов, невозможно осуществление туристской деятельности. По аналогии с российским регионом был проанализирован опыт развития туризма в горных районах Шотландии с целью выявления возможных путей решения поставленных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION BY REGIONAL PRODUCTS: COMPARATIVE ANALYSIS OF MOUNTAIN TOURISM RESOURCES OF THE CHECHEN REPUBLIC AND SCOTTISH HIGHLAND

The mountains in the Chechen Republic, Russia are large and quite significant national wealth for the region, which by careful and reasonable attitude can bring fine profit to the tourism industry of the region. The level of economic development of the mountains region directly affects the further development of its social sphere, without which, in turn, as well as without the availability of appropriate infrastructure and tourist resources, it is impossible to carry out tourist activities [10]. The experience of tourism development in the Scottish Highlands was analyzed by the analogy with the Russian region, in order to identify possible solutions to the issues raised.According to the official definition of the World Tourism Organization, ‘mountain tourism’ is the overcoming of routes running at an altitude of at least 3 thousand meters above sea level [8]. From this definition it follows that both - Scotland and the Chechen Republic - initially have sufficient natural potential for the successful development of tourism. The development of the tourism field in Scottish Highland was somehow

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ПРИ ПОМОЩИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОРНЫХ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ШОТЛАНДСКОГО ХАЙЛЕНДА»

УДК 338.48

ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ПРИ ПОМОЩИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ГОРНЫХ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ШОТЛАНДСКОГО ХАЙЛЕНДА

Козлова Д. А.1 Маерсултанов Х. Р.2

Высшая школа бизнеса ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,

г Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: 1dakozlova@sfedu.ru; '2maersultanov@maiLru

В Чеченской Республике горы являются большим и немало значимым для региона национальным богатством, которое при бережном и разумном отношении может принести хорошую прибыль в туристскую отрасль региона. Уровень экономического развития горных районов непосредственно влияет на дальнейшее развитие их социальной сферы, без которой в свою очередь, а также без наличия соответствующей инфраструктуры и туристских ресурсов, невозможно осуществление туристской деятельности. По аналогии с российским регионом был проанализирован опыт развития туризма в горных районах Шотландии с целью выявления возможных путей решения поставленных вопросов. Ключевые слова: Хайленд, горный туризм, туризм в Чеченской республике, Кавказские горы, региональный туризм, история туризма

ВВЕДЕНИЕ

Еще в течение XVIII в. и начале XIX в. в Шотландии, а точнее сказать — в Соединенном Королевстве Великобритании, так или иначе рассматривалось и обсуждалось развитие области туризма в шотландском Хайленде. Примечательно, что все стадии развития данной отрасли проходили в непосредственном контакте с социальными, экономическими, транспортными и технологическими трансформациями шотландского общества. Особое внимание уделялось таким далеким на первый взгляд от туризма категориям, как мода и эстетическая привлекательность. Однако, в конечном итоге подобный подход помог сформировать современную, актуальную и приносящую доход сферу деятельности — на данный момент туризм является главным сектором экономики на севере и западе Шотландии.

Для начала представляется необходимым сформировать чёткое представление о понятии «горный туризм». По официальному определению Всемирной туристской организации, горный туризм — это преодоление маршрутов, пролегающих на высоте не менее 3 тыс. метров над уровнем моря [8]. Из определения следует, что далеко не все регионы изначально имеют достаточный природный потенциал для успешного развития туризма. Опираясь на работу М. Ильясова, У. Вараева и А. Айдамирова о развитии туризма в Чеченской республике, можно сделать вывод о том, что в данных обстоятельствах выделенные нами два региона — шотландский Хайленд и Чеченская республика — обладают перспективным потенциалом для развития многих видов туризма, в том числе и горного [7]. Среди основных факторов, которые показывают сильные стороны развития данной деятельности

118

можно отнести:

- выгодное экономико-географическое положение;

- налаженная координация и информирование — наличие маркетингового центра по развитию туризма;

- природно-рекреационный потенциал, отличающийся своей уникальностью;

- благополучие состояния экологии горной территории;

- наличие национально-культурных объектов туристского показа;

- особый имидж региона, благодаря достижениям в политике и мировом спорте(Чеченская республика);

- высокие темпы развития экономики;

- наличие международных аэропортов.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ШОТЛАНДСКОМ ХАЙЛЕНДЕ

Исторически зачатки туризма в труднодоступных районах шотландского Хайленда начали появляться еще в начале XVIII в., когда данная территория считалась terra incognita не только для мирового сообщества, но и для самого населения Великобритании. Отмечалось, что в этот период горные районы Шотландии посещали только с научными целями и ради изучения региона, но не для того, чтобы организовать там отдых [5]. Предположительно, единственным видом туризма в данный промежуток времени здесь выступала охота.

Говоря о сложностях транспортной доступности, стоит отметить, что колесные транспортные средства и вовсе не были распространены в регионе до середины XVIII в., что делало возможными только пешие прогулки, короткие поездки на лошадях или же путешествия водным путем — морем.

Индустрию развлечений на данном этапе лучше всего характеризует тот факт, что в середине XIX в. путешественнику рекомендовалось иметь с собой от кого-либо, кто уже бывал в Хайленде, своего рода рекомендательное письмо с информацией о досуге, так как здесь отсутствало разнообразие возможностей свободного времяпрепровождения [3].

Еще одной проблемой для привлечения посетителей стало использоване гэльского языка местным населением: коммуникация даже с согражданами казалась практически невозможной.

Косвенно на развитие туризма в регионе повлияли якобитские восстания — государство решило укрепить связи с удаленными территориями, в первую очередь для того, чтобы было проще осуществлять переброс войск. Однако, на длительную перспективу это повлекло за собой развитие транспортной инфраструктуры Хайленда в целом, а также частичное ослабление существующей клановой системы, что в свою очередь позитивно сказалось на сфере туризма.

Нельзя также недооценивать положительную роль печати для развития не только национального самосознания в целом, но и туризма в горных районах Шотландии в частности. Те немногие путешественники, которые посещали регион, охотно оставляли на бумаге свои впечатления, тем самым делая идею посетить Шотландию привлекательной. Так свет увидела и получила определенную

119

популярность книга Т. Торнтона 'A Sporting Tour Through the Northern Parts of England and Great Part of the Highlands of Scotland (1804) или работа Дж. Морисона 'New Picture of Scotland' (1807) [4], в которой, по сути, были представлены первые туры по Шотландии.

В XIX в. большое значение для развития туризма в регионе получила отмена социальных запретов на путешествия и передвижения, модернизация существовавших и строительство новых дорог, хотя путешествия по Шотландии в этот период времени все еще характеризовались высокой стоимостью, медленной скоростью передвижений и прочими сопутствовавшими проблемами. В это же время начала возрастать привлекательность шотландских озер, которые, несмотря на очевидность сезонного фактора, все же начали использоваться в туризме [1].

Большая роль в развитии туризма в горной Шотландии по праву принадлежит знаменитой британской компании Т. Кука, который первым осознал значимость железнодорожного транспорта для труднодоступных районов. Он лично путешествовал по Шотландии, а также разрабатывал специальные туры для своих клиентов и составлял гиды по путешествиям в данном направлении [2]. Собственно, с этого времени можно говорить о зарождении в регионе явления, которое в будущем станет известно, как массовый туризм.

Разумеется, подобное успешное развитие отрасли не могло произойти без участия государства. Королевская семья не только ежегодно посещала свои северные территории, но и субсидировала их, в том числе сферу туризма. Так развитие получила бальнеология — спа и минеральные источники.

Однако же апогей расцвета туристской отрасли горного региона пришелся на конец XIX-начало XX вв. Именно этот период характеризуется активным строительством железных дорог к северу от Глазго и Эдинбурга, отелей, что позволило сделать передвижения по региону простыми и удобными для индивидуальных посетителей. Также был сделан упор на развитие спортивной индустрии, включающую в себя рыбалку, гольф и стрельбу, чтобы привлечь в Хайленд и данную категорию туристов.

Сохранение и бережное отношение к природе Хайленда позволило в XX в. заинтересовать посещением первозданной флоры и фауны как массовых туристов, так и индивидуальных посетителей, уставших от городской суеты. Этому также способствовало развитие сети автомобильных дорог в регионе.

Таким образом, на основе вышеуказанного очевидно, что равным образом качественные характеристики и интенсивность развития социальной сферы региона полностью отражаются на темпах и качестве его экономического развития [7]. При грамотном профессиональном подходе к организации, такие виды туризма как, например, горный и приключенческий могут стать одними из самых популярных — в том числе в России, например, в регионе со схожими с шотландским Хайлендом условиями — в Чеченской республике.

ТУРИЗМ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Перечисленные в начале нашего анализа факторы определяют наличие уникальных особенностей, позволяющих отнести Чеченскую республику к

120

категории благоприятных регионов для развития туризма.

В отличии от остальных, природные ресурсы гор достаточно сложно эксплуатировать: как правило, они бывают более хрупкими, что объясняется сложностью рельефа горной местности и наличием сурового климата. В сравнении с равнинными проектирование ресурсов горных районов обходится дороже, так как обусловлено необходимостью дополнительной инфраструктуры в такой местности, качественных дорог и троп, ведущих по основным маршрутам, наличия всей социальной инфраструктуры.

Территория Чеченской республики делится на равнинные участки, предгорья, горы и высокогорья. Здесь можно выделить следующие горные районы: Веденский, Ножай-Юртовский, Шатойский, Галанчожский, Шаройский. Горные хребты и межгорные долины занимают более трети площади Чеченской республики. Именно здесь, в горах, находятся селения, которые можно отнести к старинным, имеющим к себе интерес, а значит и туристскую ценность. Большое количество архитектурных жемчужин республики располагаются на труднодоступных склонах и в затерянных ущельях, так как история Чеченской республики тесно взаимосвязана с горами — они являются свидетелями ее громких военных побед и поражений. И, конечно же, горы хранят множество тайн этого древнего народа.

Самое большое количество горных вершин расположено на юге региона, где сформировались главные ледники. Из этого вытекает главная отличительная черта территории — самый суровый горный климат. Горы эти большую часть года труднодоступны и покрыты снегом, однако именно они являются самыми живописными вершинами республики. Чтобы полюбоваться ними, Чеченскую республику посещают профессиональные фотографы и обычные путешественники, что таким образом способствует популяризации горного туризма, как одного из перспективных.

Невозможно отрицать, что главная роль в формировании рельефа Чечни принадлежит рекам. Сначала они образовывали так называемые «долины прорыва», а затем в местах, где порода легко разрушалась, появились долины притоков, превратившие северный склон Главного Кавказского хребта в несколько расположенных почти параллельно хребтов. Такое расчленение главного хребта дало Чечне горные системы: Черные горы, Пастбищный, Скалистый и Боковой хребты. Горная часть Чечни, расположенная южнее, выражена несколькими более высокими хребтами. Центральную часть Чечни пересекает Пастбищный хребет, вдоль южной границы республики тянется Боковой хребет [6].

В общей сложности в Чеченской республике насчитывается более 60 горных вершин, к основным из которых можно отнести следующие:

1. Тебулсомта (4 492 м) — высочайшая гора не только Чечни, но и всего Восточного Кавказа. Она на 41 метр выше горы Шоан — самой высокой горы Ингушетии.

2. Комито (4 261 м) — горная вершина в Шаройском районе Чечни на границе с Грузией [4].

3. Комито (4 261 м.) — любимая альпинистами вершина Шаройского района, также расположенная на границе Чеченской республики и Грузии.

121

4. Шаихкорт (3 942 м) и Нархиях (3 777 м) — расположены на границе Чечни и Грузии, но в разных административных единицах республики — в Шаройском и Итум-Калинском районах.

5. Бастылам (3 179 м) — горная вершина в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

6. Серчихи (3 153 м) — горная вершина в Шаройском районе Чеченской республики.

7. Болойлам (2 030 м) — гора на территории Ачхой-Мартановского района Чечни.

Категория горного туризма подразумевает под собой довольно обширную сферу активного отдыха. К ней относятся путешествия по высокогорной местности, скалолазание, спелеологию, сплавы по горным рекам, геологические исследования, экспедиции для ознакомления с растительным и животным миром.

Горные туры, представлены на туристском рынке Чеченской республики в очень малом ассортименте. Их разработкой занимается единственный туроператор в Чеченской республике — ГУП «Тур-Экс».

На данный момент туристам предлагаются следующие туры:

- «Кавказская Швейцария» — отдых с национальным колоритом, насыщенный возможностями для культурного исследования.

- Аргунское ущелье — колыбель нахов, край древних сторожевых башен и невероятной первозданной природы. Именно здесь возведён ультрасовременный горнолыжный курорт Ведучи, здесь также располржены Ушкалойские башни-близнецы, которые участвовали в проекте «Россия 10».

- Всесезонный курорт «Ведучи» — развивается с привлечением ведущих лидеров в области проектирования и строительства горных курортов в соответствии с лучшими мировыми стандартами.

- Живописное озеро Кезеной-Ам (встречаются написания Кезеной-Ам и Кезеной-Ам) — расположено с южной стороны склона Андийского хребта в зоне субальпийских лугов на границе Чечни и Дагестана и является крупнейшим на Северном Кавказе, занимая площадь 1,7 км2.

ВЫВОДЫ

Путь развития и изменений, который проходят территории, от относительно неразвитого региона, который ограниченно посещают люди определенного круга, до всесторонне развитой и хорошо оснащённой туристской дестинации, очень характерен для туристской отрасли в целом. Проанализировав развитие индустрии туризма в шотландском Хайленде, стало очевидно, что этому региону также, как и Чеченской республике, были свойственны определенные проблемы, связанные с отсутствием транспортной и жилищной инфраструктуры, созонностью, отсутствием необходимого маркетинга и пр., однако, преодолевая их постепенно, ему удалось привлечь посетителей в различные виды туристской деятельности.

На основе проведенного анализа двух горных регионов можно сделать вывод о том, что для более быстрого и качественного развития горного туризма в Чеченской

122

республике необходимо решить задачу по созданию системы горного туризма и рекреации. Также очевиден недостаток взаимосвязанной сети кемпингов по пути следования горных туристских маршрутов по областям и в целом по республике.

Список литературы

1. Anonymous. The Tourist's Shilling Handy Guide to Scotland. Edinburgh: Paterson, 1872. 132 p.

2. Cook T. Cook's Scottish Tourist Official Directory. Leicester: T. Cook, 1861

3. Johnson S. A Journey to the Western Islands of Scotland in 1773. Glasgow: Morison, 1876. 432 p.

4. Morison J. The New Picture of Scotland. London: William and Smith, 1807

5. Youngson A.J. Beyond the Highland Line. London: Collins, 1974. 252 p.

6. Горы Чеченской Республики, Чеченские вершины: разные горы одной республики// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://etokavkaz.ru/kavkazskie_gory/chechnja, (дата обращения: 08.10.2019).

7. Ильясов М. М., Вараев У. С., Айдамиров А. Р. Развитие туризма в Чеченской Республике // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 502-504. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/106/25062/ (дата обращения: 08.10.2019).

8. Официальный сайт Всемирной туристской организации (UNWTO-World Tourism Organization // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.unwto.org/ (дата обращения: 08.10.2019).

9. Сто вершин Кавказа // Блог горного туриста и фотографа Михаила Голубева // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mg5642.livejournal.com/61497.html, (дата обращения: 08.10.2019).

10. Хасханова Х. Х., Зухайраева К. Я. Потенциал развития горных районов Чеченской Республики // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 139-143. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8278/ (дата обращения: 08.10.2019).

IMPROVING TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION BY REGIONAL PRODUCTS: COMPARATIVE ANALYSIS OF MOUNTAIN TOURISM RESOURCES OF THE CHECHEN REPUBLIC AND SCOTTISH HIGHLAND

Kozlova D. A.1, Maersultanov Kh. R.2

Higher School of Business of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: 1dakozlova@sfedu.ru; 2maersultanov@mail.ru

The mountains in the Chechen Republic, Russia are large and quite significant national wealth for the region, which by careful and reasonable attitude can bring fine profit to the tourism industry of the region. The level of economic development of the mountains region directly affects the further development of its social sphere, without which, in turn, as well as without the availability of appropriate infrastructure and tourist resources, it is impossible to carry out tourist activities [10]. The experience of tourism development in the Scottish Highlands was analyzed by the analogy with the Russian region, in order to identify possible solutions to the issues raised.

According to the official definition of the World Tourism Organization, 'mountain tourism' is the overcoming of routes running at an altitude of at least 3 thousand meters above sea level [8]. From this definition it follows that both — Scotland and the Chechen Republic — initially have sufficient natural potential for the successful development of tourism. The development of the tourism field in Scottish Highland was somehow

123

considered and discussed in the United Kingdom of Great Britain during the XVIIIth century and the beginning of the XlXth century. It is noteworthy that all the stages of development of this industry took place in direct contact with the social, economic, transport and technological transformations of Scottish society. As we can see from the article, this development have passed through different stages and got into different spheres, including domestic policy, foreign affairs, military, literature and so on and so forth. For example, those few travelers who visited the region willingly left their impressions on paper, thereby making the idea of visiting Scotland attractive. So, T. Thornton's book 'A Sporting Tour Through the Northern Parts of England and Great Part of the Highlands of Scotland (1804) or the work of J. Morison' New Picture of Scotland '(1807) [4] in which, in fact, the first tours of Scotland were presented. Preservation and careful treating of the nature of Highland allowed to grow the interest in visiting the region in the XX century — its pristine flora and fauna for both mass tourists and individual visitors, who was trying to escape the city. The development of the road network in the region also contributed to this.

Thus, on the basis of the above, it is obvious that equally the qualitative characteristics and the intensity of development of the social sphere of the region are fully reflected in the pace and quality of its economic development [7]. With a competent professional approach to the organization, such types of tourism as, for example, mountaineering and adventure tourism can become one of the most popular - including in Russia, for example, in the Chechen Republic with conditions similar to Scottish Highland. Keywords: Scottish Highlands, mountaineering, tourism in Chechen Republic, Caucasus mountains, regional tourism, history of tourism.

References

1. Anonymous. The Tourist's Shilling Handy Guide to Scotland. Edinburgh: Paterson, 1872. 132 p.

2. Cook T. Cook's Scottish Tourist Official Directory. Leicester: T. Cook, 1861

3. Johnson S. A Journey to the Western Islands of Scotland in 1773. Glasgow: Morison, 1876. 432 p.

4. Morison J. The New Picture of Scotland. London: William and Smith, 1807

5. Youngson A.J. Beyond the Highland Line. London: Collins, 1974. 252 p.

6. Gory Chechenskoj Respubliki, Chechenskie vershiny: raznye gory odnoj respubliki// [Electronic resource]. URL: https://etokavkaz.ru/kavkazskie_gory/chechnja, (data obrashhenija: 08.10.2019).

7. Il'jasov M. M., Varaev U. S., Ajdamirov A. R. Razvitie turizma v Chechenskoj Respublike // Molodoj uchenyj. 2016. № 2. pp. 502-504. [Electronic resource]. URL: https://moluch.ru/archive/106/25062/ (data obrashhenija: 08.10.2019).

8. Oficial'nyj sajt Vsemirnoj turistskoj organizacii (UNWTO-World Tourism Organization // [Electronic resource]. URL: http://www2.unwto.org/ (data obrashhenija: 08.10.2019).

9. Sto vershin Kavkaza // Blog gornogo turista i fotografa Mihaila Golubeva // [Electronic resource]. URL: https://mg5642.livejournal.com/61497.html, (data obrashhenija: 08.10.2019).

10. Hashanova H. H., Zuhajraeva K. Ja. Potencial razvitija gornyh rajonov Chechenskoj Respubliki // Aktual'nye voprosy jekonomiki i upravlenija: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, ijun' 2015 g.). M.: Buki-Vedi, 2015. pp. 139-143. [Electronic resource]. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8278/ (data obrashhenija: 08.10.2019).

Поступила в редакцию 11.09.2020 г.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.