РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
К ВОПРОСУ ОБ УСИЛЕНИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И РОССИЕЙ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ НАЧАЛА ХХ1 В.
А.С. Буторов
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются основные мифологемы, под прикрытием которых политическое руководство США осуществляет свои планы по созданию объектов и элементов глобальной противоракетной системы в непосредственной близости от границ России, делая ставку на достижение военно-стратегического превосходства над РФ. Автор показывает, что после одностороннего выхода США в 2001 г. из Договора по ПРО 1972 г. американская сторона приступила к развертыванию элементов системы ПРО в ряде европейских стран, что создает реальную угрозу национальной безопасности России. Автор раскрывает полную несостоятельность мнимых угроз, которые якобы исходят от России и других государств-«изгоев» в отношении США.
Ключевые слова: Россия, американская глобальная противоракетная система, мифологема, национальная безопасность.
Введение
Обоснование темы. Среди множества проблем, существующих сегодня между США и Россией, одной из ключевых является продолжающееся развертывание американской стороной объектов и элементов глобальной противоракетной системы по всему периметру российской территории, что не может не вызывать серьезную обеспокоенность политического руководства
страны и россиян. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанным им 23 октября 2015 г. в речи перед участниками заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», сегодня человечество стоит перед реальной перспективой «разрушения действующей системы договоров об ограничениях и контроле над вооружениями. И начало этому опасному, безусловно, процессу положили именно США, когда в 2001 г. в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО, а затем приступили к созданию своей глобальной системы противоракетной обороны» (1).
В рамках этой глобальной системы ПРО американские военные стратеги разрабатывают так называемую Концепцию первого обезоруживающего удара, в том числе с использованием высокоточных неядерных средств большого радиуса действия, сопоставимых по своему эффекту с ядерным оружием. Свое стремление к одностороннему доминированию в мире США осуществляют посредством реанимирования мифа на сей раз о так называемой «российской военной угрозе»; распространяют вымыслы о «реальной ядерной опасности» со стороны Ирана.
Обзор литературы. В настоящее время проблемой развертывания американской глобальной противоракетной системы занимается целый ряд российских исследователей, среди которых следует выделить работы А. Арбатова (2), К. Блохина (3), В. Белоуса (4), В. Дворкина (5), С. Караганова (6), О. Матвеева (7), С. Рогова (8), Е. Роговского (9) и др.
Цель и задачи. В данной статье предполагается выявить полную несостоятельность современных американских мифологем о «российской военной угрозе», «ядерной опасности» со стороны Ирана и других государств-«изгоев». В связи с поставленной целью будут проанализированы работы российских и зарубежных исследователей, посвященные данной проблеме. Автор ставит также перед собой задачу раскрыть деструктивность, тенденциозность и псевдонаучность оценок западных аналитиков, делающих ставку на дискредитацию российской внешней политики.
Исследование проблемы
Социально-политическое мифотворчество как специфический феномен, применяемый в современной идеологической и пропагандистской практике для создания и распространения иллюзорных и иррациональных социальных и политических представлений был в XX в. одним из ключевых компонентов американской советологии - междисциплинарного направления комплексных обществоведческих исследований, изучавших СССР и его строй, общество, экономику и культуру. Сформировавшись в конце 40-х гг. прошлого столетия, советология по существу положила начало «холодной войне». При этом нельзя не отметить, что само понятие о социальном мифе и его функциях складывалось на протяжении Х1Х-ХХ вв. Значительную роль в трактовке
социального мифа и его связи с идеологией сыграли работы А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Парето, З. Фрейда, К. Юнга и других исследователей (10).
В нынешних условиях, когда двусторонние отношения между Россией и США заметно осложнились, американское социально-политическое мифотворчество возрождается вновь и переживает своего рода ренессанс. В США вновь разворачивается широкомасштабная пропагандистская кампания о так называемой «российской военной угрозе» как самим американцам, так и их ближайшим союзникам по Североатлантическому альянсу. Тревогу и озабоченность вызывает то, что как во времена «холодной войны», так и в нынешних условиях, антироссийская риторика инициируется первыми лицами американского государства.
Так, Президент США Б. Обама, выступая в январе 2015 г. с традиционным ежегодным посланием к Конгрессу, открыто заявил «об агрессии господина Путина против Украины» (11). Министр обороны США Эш. Картер в ноябре 2015 г. на конференции в американском штате Калифорния обвинил Россию в том, что она «бряцает ядерным оружием». Он сказал: «Бряцание Россией ядерным оружием больше всего волнует и вызывает вопросы в области соблюдения российскими лидерами обязательств в отношении стратегической стабильности, уважения ими норм неприменения ядерного оружия» (12). Руководитель военного ведомства США вменил в вину России «нарушение суверенитета Украины и Грузии, запугивание стран Балтии» (12).
Председателя Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерала Дж. Данфорда никак нельзя отнести к первым лицам американского государства. Между тем было бы ошибкой недооценивать роль этого высокопоставленного представителя Пентагона в выстраивании военной доктрины США и продвижении глобальной противоракетной системы. Дж. Дан-форд, выступая в июле 2015 г. в Конгрессе, главной угрозой безопасности американского государства назвал Россию и Китай и поставил нашу страну в один ряд с запрещенной в России террористической организацией «Исламское государство» и Северной Кореей (13).
Следует отметить, что в администрации президента США отмежевались от таких оценок, назвав их частным мнением генерала. Отказались комментировать заявление генерала Дж. Данфорда и в Госдепартаменте США. «Я не стану комментировать слова высокопоставленных представителей министерства обороны» (14), - заявил представитель американской дипломатии. В то же время он подчеркнул: «...В правительстве США не на шутку обеспокоены теми вызовами, которые Россия бросает мировой безопасности, особенно европейской» (14).
Едва ли не ключевую роль в распространении вымысла о «российской военной угрозе», как нам представляется, играет Конгресс США, где в обеих палатах большинство составляют республиканцы. «Вести переговоры с Россией по дальнейшим стратегическим ядерным сокращениям - опасная, наивная, обреченная на неудачу идея, - считает американский сенатор Дж. Мак-
кейн, - Москва вмешивается в ситуацию на Украине и нарушает Договор о ликвидации ракет малой и средней дальности» (13). Дж. Маккейн, который никогда не скрывал своего негативного отношения к нашей стране, выступил также против переговоров США и России по ядерному оружию (13).
Для обработки колеблющихся законодателей США нередко привлекаются «специалисты» по России, которые работают в исследовательских центрах, тесно связанных с военно-промышленным комплексом. В июле 2011 г. в Комитете по международным делам Палаты представителей состоялись слушания, которые отличались открытой антироссийской направленностью. На них присутствовали 26 конгрессменов-республиканцев и 20 конгрессменов-демократов. Показательно, что в качестве выступающих экспертов на слушания были приглашены лица, отличающиеся своими открытыми русофобскими настроениями. Среди них был доктор А. Коэн - старший научный сотрудник Фонда «Наследие» - «мозгового центра» Республиканской партии, который финансируется ею и жестко выстраивает свою деятельность на принципах идеологии американского неоконсерватизма. А. Коэн резко выступил против администрации Б. Обамы, обвинив ее в наивности и совершении ряда «серьезных ошибок», которые обернулись для США «серией стратегических просчетов» в отношениях с Москвой. К числу таких просчетов, в первую очередь, он отнес сокращение «стратегических ядерных вооружений» по Договору СНВ-3, отказ от первоначальных планов размещения компонентов американской системы ПРО в Польше и Чехии, а также вовлечение России в переговоры по этой системе (15). Как считает А. Коэн, Конгресс должен гарантировать дальнейшее развитие системы ПРО, предотвратить новые уступки Москве, надавить на Россию с целью изменения ее политики в «энергетической сфере», «послать сильный сигнал о том, что американские законодатели заботятся о друзьях Америки на бывшей территории Советского Союза» (16).
Официальные лица США и средства массовой информации продолжают формировать негативный имидж России, внедрять в массовое сознание людей мысль о том, что Москва якобы создает реальную угрозу американским союзникам на европейском континенте. Этому вопросу была посвящена совместная статья, опубликованная в августе 2014 г. в газете «Вашингтон пост». Ее авторами явились В. Скоукрофт, Ст. Хэдли и Ф. Миллер, занимавшие высокие посты в администрациях Дж. Буша-ст., Б. Клинтона и Дж. Буша-мл. По утверждениям вчерашних авторитетных политиков, американские атомные бомбы типа В61, развернутые в Европе, должны быть сохранены перед лицом «рецидивистской России», которая-де «проводит учения, имитирующие ядерные удары по Польше и странам Балтии, угрожает нанесением ядерного удара по создаваемым объектам ПРО НАТО и продолжает держать в развернутом состоянии огромный арсенал ядерных вооружений меньшей дальности» (17).
Следует подчеркнуть, что заявления официальных представителей Белого дома о так называемой российской «военной угрозе» нередко характеризуются алогизмом и противоречивостью. Свидетельством тому может послужить тезис Президента США Б. Обамы из его ежегодного послания к Конгрессу о положении дел в стране в январе 2015 г.: «Сегодня именно Америка крепко стоит вместе со своими союзниками, в то время как Россия изолирована, а ее экономика рассыпается в пух и прах» (18). Как нам представляется, вряд ли государство, экономика которого, по выражению главы американского государства, «разорвана в клочья», может представлять угрозу США и мировому сообществу.
Нельзя не отметить, что этот образ врага и агрессора в лице России активно насаждается и в самих европейских странах. Примечательно, что в этот процесс втянулось руководство Европейского Союза. «Ищите помощи у друзей, а не у врагов, особенно когда они не могут помочь вам», - посоветовал председатель Европейского совета Д. Туск премьер-министру Греции А. Цип-расу после его поездки в июле 2015 г. в Россию и переговоров с Президентом РФ В.В. Путиным (19).
Причем руководители западноевропейских государств - ближайших партнеров США по Североатлантическому альянсу всецело солидаризуются с вашингтонской администрацией. «Кто бы мог поверить в то, что через 25 лет после окончания "холодной войны" европейский миропорядок будет поставлен под сомнение аннексией Крыма?...» (20), - написала федеральный канцлер ФРГ А. Меркель в своей статье в канадской газете «Globe and Mail». Западногерманский лидер преднамеренно искажает истину, называя добровольное воссоединение Крыма с Россией «аннексией» украинской территории.
Следует подчеркнуть, что западные СМИ в оценках российской внутренней и внешней политики подходят с позиции двойных стандартов. В июне 2015 г. экс-президент Украины В. Янукович дал большое интервью зарубежным журналистам, где высказал свое отношение к воссоединению Крыма с Россией. «Девяносто процентов населения Крыма проголосовало за выход из Украины», - заявил в своем выступлении В. Янукович (21). Примечательно, что британская компания «BBC», опубликовав фрагментарно выступление бывшего руководителя украинского государства, вырезала из него неудобную правду о Крымском референдуме.
Отличительная особенность современного американского социально-политического мифотворчества состоит в том, что оно постоянно модифицируется. Геополитические конкуренты России создают новые вымыслы и мифологемы. Так, еще в феврале 2003 г. государственный секретарь США К. Пау-элл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив «многочисленные» доказательства (в том числе модель ампулы с бациллами сибирской язвы) того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Но уже в январе 2004 г. К. Пауэлл
заявил, выступая в Грузии, что у С. Хусейна, возможно, до начала войны 2003 г. не было оружия массового поражения (22).
Не менее надуманной и бездоказательной за последние годы оказалась американская мифологема о так называемой «иранской ядерной угрозе». На протяжении нескольких лет официальные лица и средства массовой информации США пугали мировое сообщество ракетно-ядерной угрозой со стороны Ирана. Вашингтоном и его ближайшими союзниками по НАТО были введены санкции против этой страны. Под предлогом иранской ядерной «опасности» США приступили к строительству системы противоракетной обороны. Однако в результате подписания в июле 2015 г. в Вене Соглашения между Ираном и странами «шестерки» (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана мировое сообщество было вправе ожидать, что работа по развертыванию американской системы ПРО будет прекращена. Между тем надежды тех, кто выступает против строительства объектов системы ПРО США в странах Европы, вновь не оправдались. Вашингтон не приостановил эти работы. Более того, американская сторона пошла на беспрецедентные шаги. «На днях проведены первые испытания ПРО США в Европе, - заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с участниками Международного дискуссионного клуба "Валдай" в Сочи в октябре 2015 г. - Это значит, что мы, когда спорили с нашими американскими партнерами, были правы. Нас, да и весь мир, пытались в очередной раз ввести в заблуждение. А сказать совсем проще - обманывали. Дело не в гипотетической иранской ядерной угрозе, которой и не было никогда. Дело - в попытке разрушить стратегический баланс, изменить соотношение сил в свою пользу таким образом, чтобы не просто доминировать, а иметь возможность диктовать свою волю всем: и своим геополитическим конкурентам, да думаю, и своим союзникам» (23).
Выводы
Рассмотрев лишь некоторые из мифологем современного социально-политического мифотворчества, представляется возможным сделать некоторые выводы. Главный из них состоит в том, что со времен окончания «холодной войны» они не претерпели существенных перемен. Доминировавший за весь период идеологического противостояния между СССР и США миф о «советской военной угрозе» в нынешних условиях трансформировался в вымысел о «российской военной угрозе». Распространявшаяся на протяжении многих лет мифологема о стремлении Советского Союза установить свое господство во всемирном масштабе по-прежнему в арсенале российских геополитических конкурентов. Правда, сегодня западные мифотвор-цы говорят и пишут о «российских имперских амбициях», попытках России возродить Советский Союз.
Между тем этот специфический феномен пополнился новыми мифологемами, среди которых, в частности, вымысел об иранской ядерной угрозе. В ближайшей перспективе в условиях глобализации и возникновения перед человечеством новых угроз и вызовов следует ожидать появления новых мифов, в первую очередь в отношении тех государств, которые выступают против стремления Вашингтона доминировать на международной арене. И продолжающаяся на протяжении многих десятилетий в США пропагандистская кампания, формирующая образ России как врага и агрессора, не только не способствует гармонизации российско-американских отношений, а наоборот, разрушает все то позитивное, что было достигнуто нашими народами в предшествующие годы.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Президент Владимир Путин выступил с речью перед участниками заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Российская газета. Федеральный выпуск № 6517(245). 2014, 24 октября.
(2) Арбатов А.Г. Противоракетная оборона и новые стратегические отношения России и США / Микроформа / М., 2004.
(3) Блохин К.В. Внешнеполитическая концепция американского неоконсерватизма и ее реализация в отношении СССР и России: 1945-2012 гг. Автореф. диссерт на соиск. учен. степ. канд. ист.наук. Спец. 07.00.15. М.: РУДН, 2013.
(4) Белоус В.С. Противоракетная оборона и оружие ХХ1 века / Микроформа / М., 2002.
(5) Караганов С.А. Российско-американские отношения на рубеже веков. Доклады рабочих групп СВОП и Фонда Карнеги за международный мир. М., 2000.
(6) Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? / под ред. А. Арбатова и В. Дворкина. М., 2012.
(7) Матвеев О.В. История и развитие войск ракетно-космической обороны. Противоракетная оборона как фактор национальной безопасности. М., 2002.
(8) Десять лет без Договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в российско-американских отношениях / Рогов С.М и др. М., 2012.
(9) Роговский Е.А. Космическая противоракетная оборона США и перспективы российско-американского сотрудничества. М., 2004.
(10) Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах. Том 30. М., 2006. С. 16.
(11) Хуланхов В. Барак Обама выступил с посланием к Конгрессу. URL: ekklezia.ru/ blogi/4981-amerikanskiy-prezident-vyistupil-s-poslaniem-k-kongressu.html.
(12) Министр обороны США Эштон Картер обвинил Россию в том, что она «бряцает ядерным оружием». URL: telegrf.com.ua/vir/usa/2153872-karter-rossiya-i-kitay-brosayut-vyizov-mirovomu-poryadku.html.
(13) В США в очередной раз назвали главной угрозой своей безопасности Россию и Китай. URL: 1tv.ru/news/world/287576.
(14) В Госдепе отказались комментировать заявления генералов о том, что Россия -«главный враг США». URL: http://svopi.ru/allworld/51270-v-gosdepe-otkazalis-kom mentirovat-zayavleniya-generalov-o-tom-chto-rossiya-glavnyy-vrag-ssha.html.
(15) Сенатор Маккейн выступил против переговоров США и России по ядерному оружию. URL: crimea-24.com/smi/65664-senator-makkejn-vistupil-protiv-peregovorov-ssha-i-rossii-po-jadernomu-oruzhiyu.html.
(16) Самуйлов С.М., Мирзаян Г.В. Капитолий и процесс российско-американской «перезагрузки» // США- Канада: экономика-политика-культура. 2012. № 4. С. 10.
(17) Батюк В.И. Украинский кризис: последствия для военной политики США и НАТО // США-Канада: экономика-политика-культура. 2015. № 6. С. 3-18.
(18) Обама рвет экономику России в клочья. Американский президент выступил с посланием к Конгрессу. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2015/01/21_a_6382285.shtml.
(19) Туск посоветовал Ципрасу искать помощи у друзей, а не у врагов. URL: http://www.ves.lv/tusk-posovetoval-ciprasu-iskat-pomoshhi-u-druzej-a-ne-u-vragov.
(20) Сказано - отвечено // Комсомольская правда. 2015. 3 июня.
(21) Янукович В. Я благодарен Путину за то, что он спас мне жизнь // Комсомольская правда». 2015. 24 июня.
(22) Пауэлл. У Саддама могло и не быть ОМП // BBC RUSSIAN.Com. 2004. 24 янв.
(23) Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Новости, выступления и стенограммы. 22 октября 2015 года. URL: http://www.kremlin.ruevents/ president/news/50548.
REFERENCES
(1) Prezident Vladimir Putin vystupil s rechyu pered uchastnikami zasedaniya Mezhdu-narodnogo diskussionnogo kluba «Valday». Rossiyskaya gazeta. Federalnyy vypusk. 24 October 2014
(2) Arbatov A.G. Protivoraketnaya oborona i novye strategicheskie otnosheniya Rossii i SShA. Mikroforma. M., 2004.
(3) Blohin K.V. Vneshnepoliticheskaya kontseptsiya amerikanskogo neokonservatizma i ee realizatsiya v otnoshenii SSSR i Rossii: 1945-2012 gg. Avtoref. diss. kand. ist. nauk. Moscow: RUDN, 2013.
(4) Belous V.S. Protivoraketnaya oborona i oruzhie XXI veka. Mikroforma. Moscow. 2002.
(5) Karaganov S.A. Rossiysko-amerikanskie otnosheniya na rubezhe vekov. Dokladyi rabo-chih grupp SVOP i Fonda Karnegi za mezhdunarodnyiy mir. Moscow, 2000.
(6) Protivoraketnaya oborona: protivostoyanie ili sotrudnichestvo? Eds. A. Arbatov and V. Dvorkina. Moscow, 2012.
(7) Matveev O.V. Istoriya i razvitie voysk raketno-kosmicheskoy oborony. Protivoraketnaya oborona kak faktor nacionalnoy bezopasnosti. Moscow: the RF's Ministry of Defiance. 2002.
(8) Desyat let bez Dogovora po PRO. Problema protivoraketnoy oborony v rossiysko-amerikanskih otnosheniyah. Eds. Rogov S.M and all. Moscow: Special book. 2012.
(9) Rogovskiy E.A. Kosmicheskaya protivoraketnaya oborona SShA i perspektivy rossiy-sko-amerikanskogo sotrudnichestva. Eds. E.A. Rogovskiy, Yu.L.Arzumanyan. Moscow, 2004.
(10) Bolshaya enciklopediya: V 60-ti tomah. Moscow, 2006, vol. 30, p. 16.
(11) Hulanhov V. Barak Obama vystupil s poslaniem k Kongressu. URL: ekklezia.ru.
(12) Ministr oborony SShA Eshton Karter obvinil Rossiyu v tom, chto ona «bryacaet yader-nym oruzhiem». URL: http://telegraf.com.ua.
(13) V SShA v ocherednoy raz nazvali glavnoy ugrozoy svoey bezopasnosti Rossiyu i Kitay. URL: http://1tv.ru/news/world/287576.
(14) V Gosdepe otkazalis kommentirovat zayavleniya generalov o tom, chto Rossiya -«glavnyy vrag SShA». URL: http://svopi.ru.
(15) Senator Makkeyn vystupil protiv peregovorov SShA i Rossii po yadernomu oruzhiyu. URL: http://crimea-24.com.
(16) Samuylov S.M., Mirzayan G.V. Kapitoliy i process rossiysko-amerikanskoy «pereza-gruzki». SShA Kanada: ekonomika-politika-kultura. 2012. No 4. P. 10.
(17) Batyuk V.I. Ukrainskiy krizis: posledstviya dlya voennoy politiki SShA i NATO. SShA Kanada: ekonomika-politika-kultura. 2015. No. 6. Pp. 3-18.
(18) Obama rvet ekonomiku Rossi v klochya. Amerikanskiy prezident vystupil s poslaniem k Kongressu. URL: http://www.gazeta.ru.
(19) Tusk posovetoval Ciprasu iskat pomoschi u druzey, a ne u vragov. URL: http://www.ves.lv.
(20) Skazano - otvecheno. Komsomolskayapravda. 3 June 2015.
(21) Yanukovich V. Ya blagodaren Putinu za to, chto on spas mne zhizn. Komsomolskaya pravda. 24 June 2015.
(22) Pauell. U Saddama moglo i ne byt OMP. URL: http://BBC RUSSIAN.com.
(23) Zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valday». Novosti, vystupleniya i stenogrammy. 22 oktyabrya 2015 goda. URL: http://www.kremlin.ru.
INCREASING IDEOLOGICAL CONFRONTATION BETWEEN THE WEST AND RUSSIA IN THE CONTEXT OF NEW GEOPOLITICAL REALITIES IN EARLY XXI CENTURY
A.S. Butorov
Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198
The article analyzes the main myths, under cover of which the political leadership of the United States carries out its plans for the creation of objects and elements of a global missile defense system in close proximity to the borders of Russia, relying on the achievement of strategic military superiority over the Russian Federation. The author states that after the US unilateral withdrawal from the 2001 ABM Treaty in 1972 the American side started to deploy elements of the missile defense system in some European countries, posing a real threat to Russia's national security. The article reveals the utter failure of the imaginary threats that allegedly come from Russia and other countries - "rogue states" against the US. The final conclusion is that the US propaganda campaign, which is forming the image of Russia as an enemy and aggressor, does not contribute to the harmonization of the Russian-American relations. Moreover, it destroys everything positive that has been achieved by our people in previous years.
Key words: Russia, US global missile defense system, mythology, national security.