Научная статья на тему 'О внешнеполитических инициативах России по недопущению разертывания глобальной системы про США'

О внешнеполитических инициативах России по недопущению разертывания глобальной системы про США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
390
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПО ПРО 1972 Г / АМЕРИКАНСКАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОТИВОРАКЕТНАЯ СИСТЕМА / МИРОПОРЯДОК / ПОЛИТИКА ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ США / РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ / THE ABM TREATY IN 1972 / AMERICAN GLOBAL MISSILE DEFENSE SYSTEM / WORLD ORDER / US POLICY OF DOUBLE STANDARDS / RUSSIAN DIPLOMACY / A PAN-EUROPEAN MISSILE DEFENSE SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Буторов Алексей Сергеевич

Статья посвящена анализу внешнеполитических инициатив России на рубеже ХХ ХХI столетий, направленных на недопущение развертывания глобальной противоракетной системы США. Рассматривается политика двойных стандартов вашингтонской администрации по одностороннему выходу из Договора по ПРО 1972 г. Автором предпринята попытка анализа тех просчетов и уступок, которые допустило в 90-е гг. ХХ века российское политическое руководство во внешнеполитической сфере. Отмечается, что размещение инфраструктуры американской системы ПРО в восточно-европейских государствах в непосредственной близости от российских границ представляет реальную угрозу национальной безопасности и неизбежно повлечет за собой принятие адекватных мер со стороны России. Дается характеристика общеевропейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО), с которой выступила Россия в 2001 г. В статье раскрываются основные геополитические и стратегические задачи и цели, которые ставит перед собой американская сторона, создавая глобальную систему ПРО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RUSSIAN FOREIGN POLICY INITIATIVES TO PREVENT GLOBAL MISSILE DEFENSE SYSTEM OF UNITED STATES OF AMERICA

This article analyzes the foreign policy initiatives of Russia at the turn of XX XXI centuries, aimed at preventing the deployment of a global missile defense system the United States. We consider a policy of double standards by the US administration's unilateral withdrawal from the ABM Treaty in 1972. It is noted that the deployment of US missile defense infrastructure in Eastern European countries in close proximity to Russian borders is a real threat to national security and will inevitably lead to the adoption of adequate measures by Russia. The characteristic of a pan-European missile defense system (Euro-ABM), which was delivered by Russia in 2001. The article describes the main tasks and objectives set by the American side, creating a global missile defense system.

Текст научной работы на тему «О внешнеполитических инициативах России по недопущению разертывания глобальной системы про США»

О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВАХ РОССИИ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ РАЗЕРТЫВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРО США

А.С. Буторов

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу внешнеполитических инициатив России на рубеже ХХ -ХХ1 столетий, направленных на недопущение развертывания глобальной противоракетной системы США. Рассматривается политика двойных стандартов вашингтонской администрации по одностороннему выходу из Договора по ПРО 1972 г. Автором предпринята попытка анализа тех просчетов и уступок, которые допустило в 90-е гг. ХХ века российское политическое руководство во внешнеполитической сфере. Отмечается, что размещение инфраструктуры американской системы ПРО в восточно-европейских государствах в непосредственной близости от российских границ представляет реальную угрозу национальной безопасности и неизбежно повлечет за собой принятие адекватных мер со стороны России. Дается характеристика общеевропейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО), с которой выступила Россия в 2001 г. В статье раскрываются основные геополитические и стратегические задачи и цели, которые ставит перед собой американская сторона, создавая глобальную систему ПРО.

Ключевые слова: Договор по ПРО 1972 г., американская глобальная противоракетная система, миропорядок, политика двойных стандартов США, российская дипломатия, общеевропейская система противоракетной обороны.

Начало ХХ1 столетия было ознаменовано событием, которое, на первый взгляд, не было столь заметным для мирового сообщества, сколь оно стало знаковым в новейшей истории российско-американских отношений. 13 декабря 2001 г. Президент США Дж. Буш выступил с «формальным уведомлением» об одностороннем выходе американской стороны из Договора по ПРО, подписанного Москвой и Вашингтоном в мае 1972 г.

Предпринятый политическим руководством США шаг стал не только предметом острых политических дискуссий и научной полемики специалистов в данной сфере, но и оказал колоссальное негативное влияние на весь комплекс отношений между двумя ядерными сверхдержавами.

По нашему глубокому убеждению, современный этап развития российско-американских отношений за последние два-три года характеризуется небывалым после окончания «холодной войны» размежеванием сторон практиче-

ски по всем ключевым международным проблемам, включая новые угрозы и вызовы, представляющие реальную опасность существующему миропорядку. Исключением, пожалуй, является лишь проблема международного терроризма. Между тем даже на этом треке в таких вопросах, как борьба с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России - А.Б.) и продолжающаяся война в Сирии, в позициях двух стран доминирует дивергентный подход.

Однако наибольшая угроза России и США, да и всему мировому сообществу, таится, на наш взгляд, в набирающей обороты гонке вооружений и продолжающемся развертывании американской глобальной системы противоракетной обороны (ПРО). Политическое руководство США мотивировало свое решение тем, что договор якобы «не отвечал современным реалиям» и служил препятствием для создания системы национальной противоракетной обороны. В настоящей статье нами предпринята попытка проанализировать те практические меры, которые осуществила Россия после денонсации вашингтонской администрацией Договора по ПРО 1972 г.

В ответ на предпринятый американской стороной шаг Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил со специальным заявлением, в котором обратил внимание на ошибочность решения вашингтонской администрации. Он отметил, что Россия «не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из Договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот договор сохранить» [1].

Россия, став после распада СССР в 1991 г. правопреемницей ведущей ядерной державы в мире наравне с США, на протяжении многих лет последовательно проводила курс, направленный на строгое соблюдение основополагающих принципов этого договора, который служил фундаментом системы международной безопасности. Следует также признать, что в те годы не было открытых посягательств на этот договор и со стороны американцев. Президенты России и США Б.Н. Ельцин и Б. Клинтон на своей встрече 10 мая 1995 г. в Москве подтвердили приверженность Договору по ПРО 1972 г., заявив, что он является «краеугольным камнем стратегической стабильности» [2].

Россия и США подтвердили незыблемость договора и во время встречи министра иностранных дел России Е. М. Примакова и государственного секретаря США У. Кристофера в Нью-Йорке 23 сентября 1996 г., в ходе которой было подписано Совместное заявление по проблеме разграничения стратегической и нестратегической обороны [3]. Более того, 21 марта 1997 г. Президент России Б.Н. Ельцин и Президент США Б. Клинтон подписали в Хельсинки Совместное заявление Президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в отношении Договора по противоракетной обороне. Главы двух государств, выражая свою приверженность делу укрепления стратегической стабильности и международной безопасности, подчеркивая важность дальнейших сокращений стратегических наступательных вооружений и признавая основополагающее значение Договора по противоракетной

обороне (ПРО) для достижения этих целей, а также необходимость в эффективных системах нестратегической ПРО, «рассматривают в качестве своей общей задачи сохранение Договора по ПРО (выделено нами - А.Б.), предотвращение его обхода и повышение его жизнеспособности» [4].

Однако в конце 90-х гг. в политических кругах США, придерживающихся крайне правых взглядов, все чаще стали звучать голоса, что-де Договор по ПРО 1972 г. - рудимент времен «холодной войны» и он якобы не отвечает интересам национальной безопасности страны.

На наш взгляд, нападки на договор, открытые призывы ряда влиятельных представителей американской политической элиты, никогда не скрывавших своего негативного отношения к России, выйти из него, были далеко не случайными. Крах тоталитарной системы в СССР, обернувшийся катастрофическими последствиями во всех сферах российского общества, существовавшая в тот период реальная угроза территориальной целостности страны, глубочайший кризис в Вооруженных силах России, выявившийся в период проведения антитеррористической кампании на Северном Кавказе, способствовали активизации деятельности в США антироссийски настроенных кругов, вознамерившихся добиться военно-стратегического превосходства над нашей страной и стать единоличным лидером на международной арене. Далеко не последнюю роль в ее денонсации сыграли мифологемы об иранской и северокорейской ядерной опасности.

Определяющую роль в изменении позиции администрации США к Договору по ПРО 1972 г. сыграл Конгресс США. 20 мая 1999 г. Конгресс проголосовал в поддержку согласованного обеими палатами законопроекта Кохрана-Инноя. В документе говорилось, «.что политикой США является незамедлительное развертывание эффективной системы национальной ПРО, способной защитить территорию страны от ограниченных ударов баллистических ракет (случайных, несанкционированных или намеренных), как только для этого появятся технические возможности.» [5].

Российская сторона предпринимала активные усилия, чтобы не допустить развала советско-американской договоренности 1972 г. Так, незадолго до решения администрации Президента США Дж. Буша об одностороннем выходе из договора России совместно с Белоруссией и Китаем удалось добиться на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2001 г. принятия резолюции в его поддержку. Документ поддержали в более 80 государствах. Против принятия этой резолюции высказались только США, Израиль, Микронезия и Парагвай [6].

Для сохранения договора российская сторона активно использовала не только высокую трибуну авторитетной организации ООН, но и другие международные структуры. При этом Россия выступила в те годы с инициативой создания альтернативной оборонительной системы, которая была призвана обеспечить безопасность не только Российского государства, но и всего европейского континента. 9 марта 2001 г. министр иностранных дел Рос-

сийской Федерации И. С. Иванов в своем выступлении на совместной пресс-конференции с руководящей «тройкой» Европейского Союза (ЕС) в Стокгольме подробно остановился на проекте европейской противоракетной обороны.

Внося этот документ на обсуждение, Россия стремилась показать, что проблемы, которые потенциально могут возникнуть между геополитическими игроками на международной арене, возможно решать, не нарушая Договора по ПРО 1972 г. и не ущемляя безопасности друг друга. Учитывая, что этот вопрос затрагивал интересы безопасности всех стран, такой диалог велся с США, с ведущими европейскими странами - участницами Североатлантического альянса, с Китаем, а также с другими государствами [7].

Программа сотрудничества России с европейскими странами по созданию общеевропейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО) должна была основываться на следующих принципах: сотрудничество должно было осуществляться в интересах всех европейских государств; программа исключала членство в ней «государств-изгоев»; в ее реализации могли принимать участие все государства, вне зависимости от их вхождения в различные европейские организации и союзы (НАТО, СНГ, ЕС и т.п.); конкретные программы сотрудничества могли осуществляться как на двусторонней, так и на многосторонней основе; вопросы сотрудничества должны были быть подкреплены долговременными договорно-правовыми документами; создание средств и систем для ЕвроПРО не должно было приводить к напряженности в отношениях со странами, которые в одностороннем порядке могли быть определены в качестве возможного агрессора; сотрудничество должно было осуществляться поэтапно [8].

Однако США и их партнеры по НАТО отклонили российскую инициативу.

По нашему глубокому убеждению, американская сторона все эти годы вела двойную игру. Руководитель российского внешнеполитического ведомства И.С. Иванов в своем интервью английской газете «Таймс» 13 марта 2002 г. отметил, что те шаги, которые были предприняты администрацией США в 2001-2002 гг., на практике явно расходились с политическими заявлениями, которые делал в этот период Президент США Дж. Буш.

Следует подчеркнуть, что все эти договоренности были зафиксированы в совместных российско-американских документах относительно нового характера взаимоотношений между двумя странами. К числу этих шагов И.С. Иванов отнес в первую очередь односторонний выход США из Договора по ПРО 1972 г. Произошли также существенные перемены в восприятии нашей страны в американских общественных и политических кругах. Свидетельством тому служит ядерный обзор Пентагона 2002 г., где Россия в классическом духе «холодной войны» упоминается как объект для возможного ядерного удара [9].

Выражаясь образно, «мина замедленного действия» под Договор по ПРО 1972 г., как нам представляется, была заложена американцами задолго до их одностороннего выхода из упомянутого документа в 2001 г. В июне 1992 г.

во время визита Президента России Б.Н. Ельцина в США в Вашингтоне между руководителем Российского государства и Президентом США Дж. Бушем-ст. было подписано Совместное российско-американское заявление по глобальной системе защиты [10].

В те годы политическое руководство России видело «потенциальные преимущества» глобальной системы защиты против баллистических ракет. Оба Президента согласились, что Россия и США «должны работать вместе» со своими союзниками и другими заинтересованными государствами с целью разработки концепции для такой системы в качестве части общей стратегии в отношении распространения баллистических ракет и оружия массового уничтожения [10]. Такое сотрудничество рассматривалось обеими сторонами как «ощутимое выражение новых отношений, которые существуют между Россией и Соединенными Штатами, и вовлечение их в важное предприятие вместе с другими странами мирового сообщества» [10].

Б.Н. Ельцин и Дж. Буш-ст. согласились с необходимостью безотлагательно начать выработку концепции глобальной системы защиты. С этой целью они согласились создать группу высокого уровня для изучения на приоритетной основе следующих практических шагов: потенциала для обмена информацией в области раннего предупреждения посредством создания центра раннего предупреждения; потенциала сотрудничества с участвующими государствами в разработке средств и технологий для обороны от баллистических ракет; разработки юридической основы для сотрудничества, включая новые договоры и соглашения, и возможные изменения к существующим договорам и соглашениям, необходимые для реализации глобальной системы защиты [10].

Совершенно очевидно, что Россия в те годы была неспособна участвовать в реализации так называемой «глобальной системы защиты», которая предполагала разработку новых средств и технологий для обороны от баллистических ракет. Это была явная уступка Б.Н. Ельцина американской стороне, и тем самым создан прецедент для развертывания глобальной системы ПРО США.

Нельзя не отметить, что это была не единственная уступка России американцам. Б.Н. Ельцин накануне встречи с Б. Клинтоном в Хельсинки в марте 1997 г. заявил, что «уступок Соединенным Штатам со стороны нашей дипломатии сделано достаточно», дав понять, что больше их (уступок - А.Б.) не будет. Однако в ходе этой встречи Б. Клинтону удалось добиться от Б.Н. Ельцина согласия на расширение НАТО, пообещав российскому Президенту, что Россия-де будет влиять на решения Североатлантического альянса, а также посулив принять Россию в «семерку» ведущих государств мира. Было также обещано помочь России вступить в ВТО и поддержать российскую сторону в переговорах с кредиторами в Парижском клубе. По итогам встречи с американским Президентом Б.Н. Ельцин заявил о «прорывах по всем вопросам» [11].

После одностороннего выхода США из Договора по ПРО 1972 г. и начала развертывания ими глобальной противоракетной системы Россия продол-

жила свою политику, призванную обуздать новый виток гонки вооружений и отвести угрозу от своих рубежей. В июне 2007 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин на саммите глав государств «восьмерки» в Хайлигендам-ме (ФРГ) в ходе переговоров с Президентом США Дж. Бушем по проблеме ПРО предложил американской стороне совместное использование для контроля за иранским воздушным пространством радиолокационной станции (РЛС) «Дарьял», расположенной близ города Габала в Азербайджане.

По мнению российского исследователя И. Крамника, предложение о совместном использовании РЛС давало России, по выражению исследователя, «сразу несколько козырей во внешнеполитической игре» [12]. Наличие радара дальнего обнаружения близ иранских границ исключало бы необходимость строительства такой станции в Чехии, отмечает И. Крамник. Вторым элементом комплекса ПРО являлся бы радар целеуказания, который, как считает исследователь, все равно необходимо строить поблизости от пусковых установок (в Чехии или Польше) для наведения ракет на цель [12]. В силу недостаточной дальновидности действия (до 6000 километров - А.Б.) и узкого луча такой радар непригоден для постоянного контроля за окружающим воздушным пространством, подчеркивает И. Крамник. Использование в интересах американской ПРО станции в Габале, с точки зрения И. Крамника, исключает и применение ракет-перехватчиков против российских межконтинентальных ракет, так как для выдачи информации радарам целеуказания необходима станция раннего предупреждения, а Габалинская РЛС не контролирует воздушное пространство России. Но она-де идеально подходила бы для контроля за воздушным пространством Ирана и позволяла бы отслеживать запуск иранских ракет в первые же секунды их старта [12].

США отказались от совместного использования с Россией Габалинской РЛС и приступили к развертыванию в Европе станции раннего обнаружения. Заявив об «общей поддержке» идеи В.В. Путина, Президент США Дж. Буш в то же время открыто заявил, что «Чехия и Польша должны быть интегрированной частью системы ПРО» [13].

В то же время американская сторона в очередной раз прибегла к общим формулировкам, которые не содержали каких-то конкретных обязательств перед Россией. К. Райс, занимавшая в тот период пост государственного секретаря в вашингтонской администрации, заявила, что «на сегодняшний день мы не согласны с Россией и считаем, что по-прежнему должны продвигаться вперед с Чешской Республикой и Польшей. В то же время мы согласны с тем, что российское предложение может стать сферой, в которой российско-американское сотрудничество способно совершить гигантский рывок вперед» [13]. По ее словам, США и Россия «будут рассматривать региональную архитектуру для отражения угрозы ракет дальнего радиуса действия в будущем» [13].

Однако политическое руководство США отмежевалось от своих обещаний и взяло курс на развертывание элементов глобальной системы ПРО на европейском континенте. В сентябре 2009 г. Президент США Б. Обама рас-

порядился, что европейская региональная ПРО (ЕРАА), которая является частью глобальной системы военно-космической обороны США, будет реализована и передана в управление НАТО. На встрече в Лиссабоне глав государств - членов Североатлантического альянса в ноябре 2010 г. было принято решение о создании европейской региональной системы ПРО НАТО, которая призвана обеспечить защиту от ракетных угроз территорию и население европейских союзников НАТО, подспудно являясь национальным вкладом США в построение глобальной системы ПРО НАТО [14].

Более того, США и их союзники взяли курс на полную изоляцию России при обсуждении вопросов, связанных с развертыванием глобальной противоракетной обороны. В июне 2014 г. в городе Майнц (ФРГ) состоялась международная конференция по ПРО. Между тем организаторами мероприятия было отказано принять заявку России на участие в ней, сославшись на некие «недавно появившиеся различные сложности», которые-де не позволяют создать «должные условия для приема российских гостей» [15]. Этот шаг логически вписывается в общую линию на свертывание диалога с Россией по вопросам ПРО. МИД России в своем заявлении от 30 мая 2014 г. выразил озабоченность подобным подходом, учитывая сложившиеся условия, когда в Европе активно продолжается развертывание элементов американо-натовской ПРО. Российская сторона в очередной раз предложила зарубежным партнерам наладить совместную работу по противодействию возможным ракетным вызовам и угрозам. Однако предложение МИД России осталось без ответа [15].

При этом ряд влиятельных политиков США, придерживающихся крайне правых взглядов, выступают против ведения переговоров с Россией по военной проблематике, в том числе по ядерному оружию. К их числу прежде всего принадлежит сенатор Дж. Маккейн, который в апреле 2015 г., накануне открытия в Нью-Йорке конференции ООН по нераспространению ядерного оружия, призвал администрацию США не проводить переговоры с Россией по стратегическим ядерным вооружениям и недвусмысленно дал понять, что Сенат может заблокировать подобную инициативу [16].

В самих Соединенных Штатах в политических и общественных кругах усиленно насаждается образ России как непредсказуемого агрессора. В декабре 2015 г. в период предвыборных дебатов кандидатов на пост Президента США ведущие американские издания газета «Вашингтон пост» и журнал «Уоллстрит джорнэл» в своих публикациях назвали Путина «злейшим врагом Америки» и приравняли его к Гитлеру [17].

Кроме того, США де-факто отказываются ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Более того, американская сторона в 2015 г. продолжала испытание новой ядерной бомбы. Это двадцатая по счету модификация боеприпаса США массового поражения, выпускаемого с 1960-х гг. прошлого столетия. Проект модернизации бомбы предполагает ее адаптацию под самолеты нового поколения. В частности, бомба получила хвостовые рули, и ее падение стало корректируемым, а не свободным,

как у предыдущих вариантов. Кроме того, в боеприпасе не будет использоваться парашютная система. Мощность боевого заряда обновленного варианта составит 50 килотонн. По данным Национальной администрации по ядерной безопасности (НАЯБ) США, прошедшее испытание стало первым из трех необходимых для доработки боеприпаса [18].

«Нельзя исключить, что Россия может при определенных условиях начать наращивать арсеналы ядерного оружия», - заявил официальный представитель МИД России в мае 2015 г. на Обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) проходившей в Нью-Йорке [19].

Логика выступления российского представителя свелась к тому, что США предлагают сократить ядерные арсеналы на треть. Но американская сторона даже при таких пониженных уровнях сможет защитить себя и своих союзников, тогда как про Россию этого сказать нельзя.

Суть проблемы состоит в том, что Соединенными Штатами за последние несколько лет были предприняты в одностороннем порядке практические шаги, которые создают дисбаланс в области ядерных вооружений и принуждают Россию предпринимать ответные меры. Речь в первую очередь идет о развитии американской противоракетной обороны, отказе США от переговоров по запрету размещения оружия в космосе, разрабатываемой Америкой программе моментального глобального удара, дисбалансе не в пользу России в плане обычных вооружений в Европе.

Что касается России, то она в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями с Соединенными Штатами продолжает выполнять взятые на себя обязательства по сокращению развернутых ядерных зарядов. По обнародованным на конференции данным, в 2010 г. Россия располагала 3900 таких зарядов, в мае 2015 г. - 1582, то есть в два с половиной раза меньше [19].

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно заявлял об акти визации сил Североатлантического альянса у границы с Россией. «Группировка войск НАТО на территории восточно-европейских государств демонстративно усиливается, в том числе в акваториях Балтийского и Черного моря, - подчеркивал он в 2014 г. - ПРО - часть наступательной оборонной системы США, вынесенной на периферию» [20].

Россия намерена и впредь адекватно реагировать на приближение инфраструктуры НАТО к российским границам. Российское политическое руководство неоднократно публично заявляло, что Вооруженные силы России располагают всеми военно-техническими возможностями, чтобы обеспечить безопасность страны. В 2015 г. состав ядерных сил России пополнился более 40 новыми межконтинентальными баллистическими ракетами, которые способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны [21].

В заключение представляется возможным сделать некоторые выводы и обобщения. Внешнеполитические инициативы России конца ХХ - начала ХХ1 в. и последующего периода по недопущению развертывания глобальной

системы ПРО США оказались отвергнутыми американской стороной. И это далеко не случайно. Со времен распада СССР вашингтонская администрация не считается с интересами и мнением России. Отказ США от российских внешнеполитических инициатив по проблеме ПРО объясняется, во-первых, стремлением американской стороны подчинить Россию себе. Во-вторых, создание европейского и азиатско-тихоокеанского сегмента ПРО США следует рассматривать как попытку слома ядерного паритета, который существует между двумя странами. Наконец, в-третьих, создавая глобальную систему ПРО, США стремятся втянуть Россию в дорогостоящую гонку вооружений и тем самым окончательно подорвать ее экономику. По нашему глубокому убеждению, такого рода геополитическая стратегия американцев эфемерна и бесперспективна. Однополярный мир, основанный на лидерстве США, остался в прошлом. Россия способна адекватно ответить на все внешние угрозы своей национальной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Заявление в связи с объявлением США о выходе в одностороннем порядке из Договора по ПРО 1972 года. URL: www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21444.

[2] Российско-американское заявление по противоракетной обороне от 10 мая 1995 года // Внешняя политика России. Сборник документов. 1995 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2000. С. 267.

[3] См. Договор по ПРО. URL: old.nasledieru/voenpol/14_6/article.php?art=18.

[4] Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в отношении Договора по противоракетной обороне (Хельсинки, 21 марта 1997 года). URL: русскаясила.рф/others/1972.shtml#sogl1zaj1997.

[5] Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться? URL: www.arms control.ru/start/rus/abm-a.htm.

[6] Стенограмма выступления министра иностранных дел И. С. Иванова в программе Ю.Семенова «Народ и Власть» радиостанции «Маяк» 16 марта 2002 года. URL: archive.mid.ru/bl.nsf/218603db65cac2d343256ac50038d63e/d14bcb586f19148443256b 800030c206?0penDocument.

[7] Стенограмма выступления министра иностранных дел России И. С. Иванова на совместной пресс-конференции с руководящей «тройкой» ЕС в составе министра иностранных дел Швеции А. Линд, госсекретаря по иностранным делам Бельгии А. Нейтс-Уттенброк, члена КЕС К. Паттена и генерального секретаря Совета ЕС / высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС Х. Соланы в Стокгольме 9 марта 2001 года. URL: www.mid.ru/foreign-policy/international_safety/disarmament/-/assert_publisher/rp0fiUBmANaH/content/id/ 588576.

[8] См. Замысел и этапы создания общеевропейской системы противоракетной обороны. URL: www.armscontrol.ru/Start/rus/docs/evropro.htm.

[9] Стенограмма интервью министра иностранных дел России И. С. Иванова английской газете «Таймс» 13 марта 2002 года. URL: www.mid.ru/foreign_policy/rso/nato// asset_publisher/0bVB8wSP5tE2/content/id/563352.

[10] Совместное российско-американское заявление по глобальной системе защиты, 1992 г. URL: zakon.7law.info/base 29/part3/d29ru3753.htm.

[11] Большая политика: Встреча галстуков. URL: Коммерсант.ги: Власть. 1997, 16 декабря.

[12] Крамник И. В.В. Путин предложил США совместное использование Габалинской РЛС в Азербайджане. URL: officers-clan.ru/news/2007-06-09-119.

[13] Качиньский: Американская ПРО будет в Польше, несмотря на Россию. URL: http// www.rosbalt.ru/main/2007/07/17/401323.html.

[14] См. Противоракетная оборона США: состояние и перспективы. URL: eurasian-defence.ru/?q=node/29.

[15] Запад сворачивает сотрудничество с Россией по ПРО. URL: www.rg.ru/2014/05/30/ dialog-anons.html.

[16] Маккейн высказался против переговоров с Россией по ядерному оружию. URL: http://ria.ru/defense_safety/20150429/1061519799.html.

[17] Коэн С., Хувел К. Коалиция или холодная война с Россией? // Новая газета. № 135. 2015, 7 декабря. С. 11.

[18] См. США начали испытания новой ядерной бомбы. URL: http://www.rg.ru2015/07/ 09/nuclear-site-anons/html.

[19] См. Волков К. Россия может увеличить свой атомный потенциал, если США не сменят политику: Москва не допустит дисбаланса // Российская газета. № 104 (6675). 2015, 18 мая.

[20] Путин: Мы адекватно отреагируем на приближение НАТО к границам РФ. URL: chelovek-online.ru/zakon/news/putin-my-adekvatno-otreagiruem-na-priblizhenie-nato-k-granitsam-rf.

[21] См. Путин рассказал о 40 новых межконтинентальных баллистических ракетах. URL: http://www.novopol.ru/text169336.html.

REFERENCES

[1] Zajavlenie v svjazi s objavleniem SShA o vyhode v odnostoronnem porjadke iz Dogo-vora po PRO 1972 goda. URL: www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21444 [Statement in connection with the announcement of the US withdrawal unilaterally from the ABM Treaty in 1972].

[2] Rossijsko-amerikanskoe zajavlenie po protivoraketnoj oborone ot 10 maja 1995 goda [US-Russian statement on missile defense on May 10, 1995] // Vneshnjaja politika Ros-sii. Sbornik dokumentov. 1995 [Russian foreign policy. Collection of documents. 1995 / Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.] Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 2000. S. 267.

[3] Sm. Dogovor po PRO. URL: old.nasledieru/voenpol/14_6/article.php?art=18 [The ABM Treaty].

[4] Sovmestnoe zajavlenie prezidentov Rossijskoj Federacii i Soedinennyh Shtatov Ameriki v otnoshenii Dogovora po protivoraketnoj oborone (Hel'sinki, 21 marta 1997 goda). URL: russkajasila.rf/others/1972.shtml#sogl1zaj1997 [Joint Statement of the Presidents of the Russian Federation and the United States of America with respect to the ABM Treaty (Helsinki, 21 March 1997)].

[5] Popravki k Dogovoru po PRO: Sleduet li Rossii soglashat'sja? URL: www.armscontrol.ru/ start/rus/abm-a.htm [The amendments to the ABM Treaty: Should Russia agree?].

[6] Stenogramma vystuplenija ministra inostrannyh del I.S. Ivanova v programme Ju. Seme-novo «Narod i Vlast'» radiostancii «Majak» 16 marta 2002 goda. URL: archive.mid.ru/ bl.nsf/218603db65cac2d343256ac50038d63e/d14bcb586f19148443256b800030c206?0 penDocument [Transcript of Remarks by Minister of Foreign Affairs of the IS Ivanova Y. Semenov in the program "People and Power" radio station "Mayak" March 16, 2002].

[7] Stenogramma vystuplenija ministra inostrannyh del Rossii I.S. Ivanova na sovmestnoj press-konferencii s rukovodjashhej «trojkoj» ES v sostave ministra inostrannyh del Shvecii A. Lind, gossekretarja po inostrannym delam Bel'gii A. Nejts-Uttenbrok, chlena KES K. Pattena i general'nogo sekretarja Soveta ES / vysokogo predstavitelja po obshhej vneshnej politike i politike v oblasti bezopasnosti ES H. Solany v Stokgol'me 9 marta 2001 goda. URL: www.mid.ru/foreign-policy/international_safety/disarmament/-/assert_ publisher/rpOfiUBmANaH/content/id/588576 [Transcript of Remarks by Minister of Foreign Affairs of the Russian IS Ivanov at a joint press conference with the leading "troika" of the EU as part of the Swedish Foreign Minister Lindh, the Secretary of State for Foreign Affairs of Belgium A. Neyts-Uttenbrok CES member Chris Patten and EU Council Secretary-General / High Representative for the Common Foreign and policy of the EU Javier Solana safety in Stockholm March 9, 2001].

[8] Sm. Zamysel i jetapy sozdanija obshheevropejskoj sistemy protivoraketnoj oborony. URL: www.armscontrol.ru/Start/rus/docs/evropro.htm [The idea and the steps of creating a pan-European missile defense system].

[9] Stenogramma interv'ju ministra inostrannyh del Rossii I.S. Ivanova anglijskoj gazete «Tajms» 13 marta 2002 goda. URL: www.mid.ru/foreign_policy/rso/nato//asset_publisher/ 0bVB8wSP5tE2/content/id/563352 [Transcript of an interview with the Minister of Foreign Affairs of the Russian IS Ivanov, the British newspaper "The Times" March 13, 2002].

[10] Sovmestnoe rossijsko-amerikanskoe zajavlenie po global'noj sisteme zashhity, 1992 g. URL: zakon.7law.info/base29/part3/d29ru3753.htm [Joint US-Russian statement on the global security system, 1992].

[11] Bol'shaja politika: Vstrecha galstukov // Kommersant.ru: vlast'. 1997, 16 dekabrja [Big Politics: Meeting of ties].

[12] Kramnik I. V.V.Putin predlozhil SShA sovmestnoe ispol'zovanie Gabalinskoj RLS v Azerbajdzhane. URL: officers-clan.ru/news/2007-06-09-119 [I. Kramnik Vladimir Putin offered the US joint use of Gabala radar station in Azerbaijan].

[13] Kachin'skij: Amerikanskaja PRO budet v Pol'she, nesmotrja na Rossiju. URL: http// www.rosbalt.ru/main/2007/07/17/401323.html [Kaczynski: The US missile defense system will be in Poland, despite Russia].

[14] Sm. Protivoraketnaja oborona SShA: sostojanie i perspektivy. URL: eurasian-defence.ru/ ?q=node/29 [US Missile Defense: state and prospects].

[15] Zapad svorachivaet sotrudnichestvo s Rossiej po PRO. URL: www.rg.ru/2014/05/30/ dialog-anons.html [West collapses cooperation with Russia on missile defense].

[16] Makkejn vyskazalsja protiv peregovorov s Rossiej po jadernomu oruzhiju. URL: http:// ria.ru/defense_safety/20150429/1061519799.html [McCain spoke out against negotiations with Russia on nuclear weapons].

[17] Kojen S., K.Huvel. Koalicija ili holodnaja vojna s Rossiej? [Cohen S., K.Huvel. Coalition and the Cold War with Russia?] // Novaja gazeta. № 135. 2015, 7 dekabrja. S. 11.

[18] Sm. SShA nachali ispytanija novoj jadernoj bomby. URL: http://www.rg.ru2015/07/09/ nuclear-site-anons/html [The United States began testing a new nuclear bomb].

[19] Sm. Volkov K. Rossija mozhet uvelichit' svoj atomnyj potencial, esli SShA ne smenjat politiku: Moskva ne dopustit disbalansa // Rossijskaja gazeta. № 104 (6675) 2015, 18 maja [K. Volkov Russia may increase its nuclear arsenal if the US is not a change of policy: Moscow will not allow the imbalance].

[20] Putin: My adekvatno otreagiruem na priblizhenie NATO k granicam RF. URL: chelovek-online.ru/zakon/news/putin-my-adekvatno-otreagiruem-na-priblizhenie-nato-k-granitsam-rf [Putin: We appropriately respond to the approach of NATO to Russia's borders].

[21] Sm. Putin rasskazal o 40 novyh mezhkontinental'nyh ballisticheskih raketah. URL: http://www.novopol.ru/text169336.html [Putin spoke about the 40 new intercontinental ballistic missiles].

ABOUT RUSSIAN FOREIGN POLICY INITIATIVES TO PREVENT GLOBAL MISSILE DEFENSE SYSTEM OF UNITED STATES OF AMERICA

A.S. Butorov

Theory and History of International Relations Chair

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

This article analyzes the foreign policy initiatives of Russia at the turn of XX - XXI centuries, aimed at preventing the deployment of a global missile defense system the United States. We consider a policy of double standards by the US administration's unilateral withdrawal from the ABM Treaty in 1972. It is noted that the deployment of US missile defense infrastructure in Eastern European countries in close proximity to Russian borders is a real threat to national security and will inevitably lead to the adoption of adequate measures by Russia. The characteristic of a pan-European missile defense system (Euro-ABM), which was delivered by Russia in 2001. The article describes the main tasks and objectives set by the American side, creating a global missile defense system.

Key words: the ABM Treaty in 1972; American global missile defense system; world order; US policy of double standards; Russian diplomacy; a pan-European missile defense system.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.